на головную страницу сайта





Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор, 1891)



АВИРАМ (3 Цар 16:34; отец высоты или отец высок) - первенец Ахииля, Вефилянина, который умер, когда его отцом вопреки Божию приказанию было положено основание Иерихона. Так исполнилось предсказание Иисуса Навина: "Проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей, Иерихон. На первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его" (Нав 6:25).

АВИСАГА (3 Цар 1:15; отец заблуждения) - красивая женщина Сунамитянка, из колена Иссахарова, избранная слугами Давида для прислуживания ему в старости. По смерти Давида и вступлении на престол Соломона, Адония хотел взять Ависагу себе в жены, но Соломон предусмотрел его намерение и велел предать его смерти (3Цар 2:25). Цель, с которою Адония искал жениться на Ависаге, женщине из царского дома, вероятно была та, чтобы он имел возможность предъявить свои права на царский престол в будущем.

АВИСАЙ (см. 2 Езд 8:2). В 1Езд (7:5) он называется Авишуем.

АВИТАЛА (отеческий покров; 2 Цар 3:4) - одна из жен Давида.

АВИТУВ (отец благости) - сын Шегараима от Хушимы(1Пар 8:11).

АВИУД (Бог мой отец) - имя следующих лиц: Исх 28:1 - один из сыновей Аарона, который со своими братьями, Надавом, Элиезером и Ифамаром, был отделен, или назначен самим Богом к священническому служению. Вскоре после своего вступления в священство. Падав и Авиуд согрешили, нарушив Божие повеление относительно возжжения фимиама, и немедленно погибли, быв истреблены огнем, снисшедшим от Господа (Лев 10:1-2). Это случилось, когда Евреи находились в пустыне Синайской. Сущность их вины очевидна: они принесли пред Господа огонь чуждый, т.е. огонь обыкновенный, а не тот, который по повелению Божию должны были брать с жертвенника. Некоторые приписывают этот греховный поступок излишнему употреблению ими вина. 1Пар 6:50 - сын Финееса, сына Елеазара. В Еврейском тексте и у LXX стоит: Авишуй. 1Пар 8:3 - из сынов Белы, сына Вениаминова. Мф 1:13 - отец Елиакима, сын Зоровавеля, упоминаемый в родословии Господа Матфеем.

АВИФ (развалины; Быт 36:35) - Идумейский город, на границах Идумеи, резиденция Гадада, царя Идумейского, знаменитого своею победою над Мадианитянами, на полях Моава.

АВИХАИЛ (отец света) - имя следующих лиц: 2Пар 11:18 - имя жены Ровоама, царя Иудейского; она называется дочерью Елиава, брата Давидова. 1Пар 2:29 - имя жены Авишура, из колена Иудина. Чис 3:35; отец Цуриила, сына Левия, сына Иакова. 1Пар 5:14; сын Хурии, из потомков Гада. Есф 2:15, 9:29 - отец Есфири и дядя Мардохея.

АВИШУЙ (отец счастья) - имя двух лиц: 1Пар 6:45-50 - внук Елеазара, четвертый первосвященник Иудейский. В Славянской Библии и Русской переводной он называется иногда именем Авиуд (см. Авиуд). 1Пар 8:4 - внук Вениамина, сын Белы.

АВИШУР (отец правоты; 1Пар 2:28-29) - сын Шаммая, из колена Иудина.

АВИЯ (мой отец есть Иегова) - имя восьми лиц: Лук. 1:5 - священник из потомков Аарона, глава одной из 24 черед, на которые Давид разделил священников. Захария, отец Иоанна Предтечи, был из чреды Авиевой.

1Пар 8:2 - имя второго сына Самуилова, левита. Он был судьею в Вирсавии; но вместе с братом своим Иоилем нарушал правосудие и по своему корыстолюбию брал взятки. Дурное их поведение вынудило народ просить себе у Самуила царя. 3Цар 14:1-13 - второй царь Иудейский, сын Иеровоама. В 14 главе 3 книги Царств говорится, что Авия заболел, и что Иеровоам, беспокоясь о судьбе своего сына, послал свою жену вопросить пророка Ахию в Силоме о том что будет с отроком. Пророк предсказал его смерть (ст. 12) и падение дома Иеровоамова. Авия действительно умер. по возвращении своей матери в Фирцу, лишь только она переступила порог дома, "и похоронили его, и оплакали его все Израильтяне" (ст. 17-18), замечает свящ. историк. Слова пророка в ст. 13-м очень знаменательны и почетны для памяти Авии: "И оплачут его все Израильтяне и похоронят его; ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым."

3 Цар 14:31, 15:7-8 - сын Ровоама, одно из лиц, упоминаемых в родословии Господа Иисуса Христа (Мф 1:7). Он наследовал своему отцу Ровоаму, и царствовал над Иудеями в Иерусалиме три года. "Он ходил во всех грехах отца своего, говорит писатель свящ. книги, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца его" (ст. 3): но ради обетования, данного Давиду, Господь пощадил его. Авия вел войну с Иеровоамом (2 Пар 8:2-20), и победил его, так что пало убитых у Израиля 500.000 человек отборных (ст. 17). Несмотря на личные пороки и недостатки. Авия своею речью, обращенною к Иеровоаму и Израильтянам, и засвидетельствованием своей веры в Господа показал, что он не совсем еще погряз в грехах. После войны, подробности которой сообщаются в 2 Пар 13 гл., Авия не сделался лучшим, и имел четырнадцать жен и тридцать восемь детей. По его смерти и погребении во граде Давидовом, воцарился сын его Аса.

АВЛОН, см. Арава.

АВРАМ (отец высокий), АВРААМ (отец множества, Быт 11:27) сын Фарры, родился в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца. он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт 12:1 и Евр 1 1:8). Это Божие повеление сопровождалось обещанием, что ею потомство сделается великим народом, и что в нем благословятся все племена земные (Быт 12:3). Повинуясь Божественному призванию, Аврам с Сарою, своею женою, и Фаррою, своим отцом, и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, но остановился на некоторое время в Харране, лежавшем на с.-в. от Месопотамии. Здесь Фарра умер (Быт 11:31, Деян 7:4). Авраму было тогда семьдесят пять лет от роду. Он продолжал свое путешествие по направлению к земле Ханаанской и. пришел в оную, дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины, и раскинул свой шатер в дубраве Море, где снова было повторено ему обетование, что земля сия будет отдана его потомству (Быт 12:1-6). По случаю голода в земле Ханаанской, Аврам был вынужден отправиться в Египет. Опасаясь, что красота Сары может обратить на себя внимание Египтян, и что они, узнавши о том. что она жена его, могут убить его для завладения ею, он выдал ее за свою сестру. Случилось именно так, как он предполагал: - слуги Фараона, царя Египетского, так много говорили об ее красоте, что он послал за нею, и взял ее в свой дом, и осыпал Аврама знаками своей милости; но скоро Фараон узнал правду, что она не сестра, а жена Авраму и отпустил он Аврама и жену его, и все, что у него было (и Лота с ним; Быт 12:17-20). Разбогатев скотом, золотом и серебром, он возвратился из Египта в Ханаан. Лот, его племянник, был вместе с ним, и также имел мелкий и крупный скот и шатры; и между пастухами скота Аврамова и Лотова происходили нередко споры. Так как очевидно, их собственность была слишком большою для совместного жительства, то Аврам благородно предложил своему племяннику прекратить раздоры полюбовным разъединением. Не вся ли земля пред тобою? сказал он ему, - отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево (Быт 13:9). Лот согласился, и избрал себе всю окрестность Иорданскую, орошаемую водою, и цветущую, как сад Господень, на которой стояли города Содом и Гоморра. По разлучении с Лотом. Авраму явился Господь, и снова повторил ему обещание о том, что даст ему и его потомству на веки в наследство ту землю, которую он видит пред собою (Быт 13:15). И двинул Аврам свой шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу (ст. 18). Когда на города долины Иорданской сделали нападение некоторые мелкие царьки и все князья соседних земель, Содом был взят, а Лот и его семейство отведены в плен. Получив известие об этом событии, Аврам немедленно вооружил, рабов своих, рожденных в доме его, 318 человек, преследовал неприятелей до Дана, поразил их и возвратил все имущество, и Лота и его семейство обратно в Содом; при чем он великодушно отказался взять что-либо себе в награду за оказанную им услугу. При возвращении с победы он был встречен Мелхиседеком, царем Салимским, священником Бога Всевышнего, который вынес ему хлеб и вино, и благословил его. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт 14:18-19). Спустя два или три года после сего Господь снова явился Авраму в видении, повторил ему свои обетования, и сопровождал оные самым милостивым изъявлением Своего к нему благоволения. Он повелел ему принести Себе известную жертву, и, при захождении солнца, когда жертва была приготовлена, навел на него крепкий сон, и напал на него ужас и мрак великий; и вот дым кик бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными (жертвенными) животными. Во время сна Господь открыл Авраму, что потомки его будут пришельцами, в порабощении, в земле чужой, в продолжении 400 лет, что Он произведет суд над народами, у которого они будут с, порабощении (Быт 15:14), после чего снова возвратятся с большим имуществом в землю Ханаанскую, которая дастся его потомству, и что сам он отойдет к отцам своим в мире, и будет погребен в старости доброй (Быт гл. 15). Все сие исполнилось в должное время с удивительною точностью. В тот же самый день, Господь подтвердил завет Свой относительно земли Обетованной; но Сара, жена Авраамова, была бездетна, и вот она предложила своему мужу взять себе в жену служанку свою, Агарь, родом Египтянку. Агарь родила ему сына, названного Измаилом. На девяносто девятом году от роду, Аврам удостоился получить новое, весьма замечательное, видение Господа. Всемогущий открылся ему таким образом, что Аврам, исполненный благоговейного ужаса, пал на лице свое, и Господь говорил с ним. Во время сего Богоявления было повторено в самых торжественных и ясных выражениях обещание - касательно умножения его потомства, отношений оного к Богу, равно как о даровании им во владение всей земли Ханаанской: при чем его имя было изменено из Аврама в Авраам (т.е. отец множества народов), и видимым знаком завета между ним и Богом было установлено обрезание, в восьмой день по рождении, каждого младенца мужеского пола. В то же самое время имя Сары (госпожа моя) было изменено на имя Сарры (т.е. госпожа), и Аврааму было дано обещание, что Сарра родит ему сына и сделается материю народов и царей. Услышав это, Авраам сказал Богу: "о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! (17:18). В ответ на это Господь подтвердил свое обетование о рождении от Сарры сына: об Измаиле же сказал: "вот я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ" (Быт 17:9-20). Как скоро окончилось Богоявление, Авраам поспешил исполнить Божественное повеление, и в тот же самый день обрезал Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме его, весь мужеский пол, равно как был обрезан и сам. Вскоре предстояло ему быть свидетелем нового Богоявления. Когда он сидел во время дневного зноя, при входе в шатер свой, к нему приблизились три мужа. Он принял их со всем радушием и гостеприимством, свойственными жителям восточных стран, и когда они ели, то спросили его о Сарре, и повторили обещание относительно рождения от нее сына. При этом случае, или в связи с означенными обстоятельствами, самим Богом был засвидетельствован патриархальный характер Авраама (Быт 18:19). За свою веру он в тот же день удостоился откровения Божия касательно судьбы нечестивых городов долины Иорданской, и при сем случае ходатайствовал за оные. Несомненно, что ради Авраама, и как бы в ответ на его ходатайство, были спасены Лот и его семейство от внезапного истребления, постигшего Содом и Гоморру. За сим Авраам поселился на время в Гераре, и здесь сделал старую попытку выдать Сарру за свою сестру. Здесь также исполнилось обещание Божие касательно рождения у него сына, названного Исааком и в восьмой день обрезанного, как то было заповедано Богом. Вследствие неприятностей, происшедших в семействе Авраама от недостойного обращения сына его от Агари, Измаила, с сыном от Сарры, Исааком, Господь поддержал Авраама точным и ясным обещанием, что в Исааке наречется семя его (Быт 21:10-13). Авраам всегда удостаивался столь очевидной милости Божией и благословения Его во всем, что ни делал, что царь Авимелех решился заключить с ним союз вечной дружбы. Таким образом дело о колодезе с водою, отнятом у Авраама насильно рабами Авимелеховыми, кончилось в его пользу (Быт 21:23-31). Теперь мы приступаем к одному из замечательнейших и важнейших событий в жизни патриарха. Господу угодно было испытать его, дабы он мог явить всему миру, на все последующие времена, разительнейший пример силы веры. Ему было повелено Господом взять единственного сына своего, Исаака, на котором должны были осуществиться все обетования Божии, и принести его во всесожжение Господу на отдаленной горе. Без возражений и ропота, с полною покорностью, Авраам повиновался таинственному повелению, и отправился с Исааком в трехдневный путь в землю Мориа. Все приготовления для жертвоприношения были сделаны, и он поднял уже свой жертвенный нож для заклания своего сына, но ангел Господень воззвал к нему с неба и приказал не поднимать руки на отрока: "ибо теперь Я знаю, говорил он, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт 22:12). Оглянувшись, он усмотрел овна, запутавшегося в чаще кустарника рогами, взял его, и принес во всесожжение, вместо Исаака. За сим последовало повторение обетования Божия - умножит семя его, как звезды небесные, как песок на берегу моря (Быт 22:17). Авраам возвратился со своим сыном в Вирсавию. Это великое событие в жизни патриарха произошло, как думают, на горе Мориа. В память сего он дал имя этому месту: Иегова-ире (т.е. Господь усмотрит), указуя, как бы в пророческом духе, на ту великую жертву, которая, по исполнении времен, должна быть принесена на том же самом месте за грехи всех людей, "Авраам отец ваш, говорил однажды Спаситель неверующим Иудеям, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (Ин 8:56). Жизни Сарриной было 127 лет, и она умерла в Кириаф-Арбе (Хевроне). Авраам купил пещеру Махпелу, на поле Ефроновом, близ Хеврона, в собственность для погребения своего семейства, и похоронил в ней свою жену (Быт 23:19). Исаак был уже теперь в зрелом возрасте, и вот Авраам призвал одного из своих слуг, вероятно, Элиезера (Быт 15:2), и взял с него клятву, что он выберет жену Исааку не из дочерей Хананеев, среди которых они тогда жили, но со своей родины и из его собственного рода. Элиезер успешно выполнил приказание своего господина, как то увидим далее из биографического очерка Исаака. После того Авраам взял себе еще жену Хеттуру, и имел от нее несколько сыновей, но он сделал Исаака своим единственным наследником, и наконец в доброй старости, 175 лет от роду, опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра. Авраам называется "другом Божиим," и доселе еще с его именем на всем востоке тесно связано это наименование; именно некоторые города, в которых он жил, называются по-арабски: El khulil (т.е. друг). Место погребения и память об Аврааме, как отце верующих, еще и доселе священны для каждого Еврея. "Веровал Авраам Богу, говорит ап. Иаков, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим" (Иак. 11:23).

АВРАНА, АВРАНИТИДА (страна ям, пещер; Иез 7:16-18) - область на восточной стороне Иордана, к югу от Трахонитиды и Дамаска. Греки называли ее Авранитидою. В древнее время с Трахонитскою страною Ватаниею и Гаваонитидом она составляла царство Васанское (Вт 3:1-3). Ныне известна под именем Хауран, с главным городом Вострою. В древности вся страна эта была усеяна городами и селениями, но теперь на месте их виднеются всюду груды развалин городов и домов. Некоторые из городов и домов сохранились так хорошо, что их можно сравнить с городами Геркулана и Помпеи, погребенными под пеплом Везувия в 79 г. по Р.Х.

АВРАН (2 Мак 4:4,40; мучитель, тиран) один из предводителей войск Лисимаха, известного своим насилием и тиранством, во время народного возмущения против Лисимаха и брата его Милая.

АВРОН (прибрежное место) - название следующих местностей: Чис 33:34-35 - один из станов Евреев, во время путешествия их по пустыне, бывших незадолго до смерти Аарона; находился между Иотвафом и Ецион-Гавером, следовательно, недалеко от восточного рукава Чермного моря. Иудв 2:24 - поток, или ручей, в Месопотамии, но положение его неизвестно.

АВТЕЯ (см. 2 Езд 9:48). У Неемии (8:7) стоит Годия.

АВУВ (любящий; 1Мак 16:11-15) - отец Птоломея, военачальника в стране Иерихонской.

АГАВА (вода; 1Езд 8:15) - область в Ассирии и река, при которой Ездра собрал оставшихся Иудеев для отправления их в свое отечество, и где он предписал им поститься. Некоторые полагают, что р. Агава протекала в стране, называемой Аввою (4 Пар 17:24), но точное положение оной неизвестно.

АГАВ (саранча; Деян, 11:28) - один из пророков, предсказавших в 43 году по Р.Х. голод, который, как уверяют светские историки, постиг страну на следующий год. Через несколько лет после того (Деян 21:11) он встретил апостола Павла в Кессарии и аллегорически предсказал ему страдания, ожидающие его в Иерусалиме, если он продолжит свое путешествие в этот город. Некоторые полагают, что Агав был один из семидесяти учеников Господа, и что он мученически пострадал в Антиохии. Память его 4 января и 8 апреля.

АГАГ (пламенеющий; Чис 24:7) был царем Амаликитян. Некоторые думают, что это название было общим титулом царей Амаликитских, как титул Фараонов был общим названием для царей Египетских: из упоминания о нем в вышеуказанном пророческом месте мы можем полагать, что он был одним из самых сильных тогдашних царей. Другое лицо, точно также называемое, было взято в плен Саулом во время поражения Амаликитян (1Цар 15:8); но Саул оставил его в живых, и он после того был приведен к Самуилу, который разрубил его на части (1Цар 15:33), - наказание довольно распространенное и в других местах в позднейшие времена.

АГАРЬ (бегство; Быт 16:1) - египтянка, жившая в семействе Аврама, как служанка, или как раба или жена. Так как Сара была бездетна, то она предложила Авраму взять Агарь в жены; когда же Агарь оказалась беременною от Аврама, то сильно возгордилась и стала непочтительно обращаться с Сарою. Раздраженная поведением своей служанки, Сара начала теснить ее, и та была вынуждена бежать из дома. Она направила свой путь в Египет - свою отечественную страну, через пустыню Сур. И нашел ев Ангел Господень у источника воды в пустыне (гл. 26:7), замечает свящ. бытописатель, и повелел ей возвратиться к госпоже своей и покориться ей; при этом предсказал ей, что она родит сына и назовет его Измаилом; что он будет между людьми как дикий осел, руки его на всех, и руки всех на него (12), и несмотря на все это, он будет жить пред лицом всех братьев своих, и что потомство его будет великое. Означенное чудесное видение Ангела Агари произошло у источника воды в пустыне, на ю. от Иудеи, который по сему случаю и назван был Беер-Лахай-рои (источник живого, видящего меня). Вскоре после сего Агарь возвратилась к Авраму и родила ему сына, названного Измаилом.

История, или состояние Агари употребляется аллегорически в Новом Завете, чтобы нагляднее пояснить свойство домостроительства Божия от горы Синая. Так ап. Павел в послании к Галатам (4:25) иносказательно проводит параллель между состоянием Иудеев под законом и Христиан под Евангелием. Не закон, а только Евангелие делает чад свободными и наследниками царствия Божия. Посему как Агарь по повелению Божию должна быть удалена из дома Авраамова, так и Иудеи, которые хотят оставаться только под игом закона, не могут участвовать в наследии царства Мессии. Арабы называют гору Синай именем Агари.

АГАРЯНЕ (1Пар 5:10, Пс 82:7, Вар. 3:23) - потомки Измаила, сына Агари, Измаильтяне или Арабы. Во время занятия Евреями земли Обетованной, они жили в восточной стороне Палестины между Галаадом и Ефратом. Из Свящ. Писания видно, что они иногда вступали в союз с Моавитянами против Израильтян, но большею частию сражались безуспешно.

АГАТ (красный; Исх 28:19) - драгоценный камень, полупрозрачный и прекрасно испещренный. Некоторые думают, что название камня произошло от реки Ахат в Сицилии в которой прежде находили этот камень в большом изобилии. Плиний свидетельствует о чудном разнообразии цветов в этом камне, представляющих то деревья и растения, то облака, строения и проч. (27 гл., 10 ст.) Агат занимал второе место в третьем ряду драгоценных камней наперсника первосвященника.

АГГЕЙ (праздничный) и КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ (Агг 1:1-12) - один из двенадцати меньших пророков, книга которого, состоящая из двух глав, занимает десятое место в ряду пророческих книг меньших пророков. С достоверностью мы знаем о пр. Аггее только то, что он действовал в одно время с пророком Захарием во времена правителя Иудеи Зоровавеля и Иисуса первосвященника (Агг 2:2), и что во второй год Дария Гистаспа, царя персидского, он увещевал Иудеев деятельно трудиться над построением второго храма Иерусалимского. Это святое дело, начатое еще во времена Кира, приостановилось было на 14 или 15 лет, вследствие недоброжелательства и интриг со стороны Самарян и других лиц, враждебных Иудеям, но, вследствие увещания пророков Аггея и Захарии, оно снова было начато во 2-ой год царствования Дария (1Езд 5:1-2): и старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды (1Езд 6:14), замечает свящ. историк. Книга пр. Аггея, как уже выше замечено, состоит из двух глав. Касательно языка пророка замечают, что он не чисто Еврейский, а смешанный с Халдейским. В речах пророка видны: краткость, простота и безыскусственность; но тем не менее слова его исполнены силы Духа Божия. Вот замечательное пророчество Аггея о Мессии, которое особенно сильно влияло на трудящихся: ''Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и приидет Желаемый всеми народами, и исполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф...Слава сего последнего храма будет больше нежели прежнего, говорит Господь Саваоф, и на месте сем Я дам мир (Агг 2:6-9). О времени кончины, равно как рождения и месте погребения пророка Аггея, достоверного ничего неизвестно. Кроме Ездры на пророчество Аггея указывает и ап. Павел (Евр 12:26).

АГГИФА (торжествующая; 4 Цар 3:4) - одна из жен Давида, мать Адонии. О ней более ничего неизвестно.

АГЕ (изгнанный; 2 Цар 23:11) - Гараритянин. один из храбрых царя Давида.

АГИЙ (см. 2 Езд 5:34). В 1Езд 2:57 читается: Хаттил.

АГНЕЦ (Исх 12:3; козленок, ягненок) - слово употребляемое одинаково о молодых овцах и козлах (Исх 12:5). Еврейским законом точно предписано. чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец от овец или коз. В том же самом законе содержатся некоторые особенные частности относительно возраста и свойств агнца (Исх 12:5 и Лев 22:27). Пророк представляет Иисуса Христа под видом агнца. ведомого на заклание и безгласного пред стригущим Его (Ис 53:7) То же самое выражение употребил и Предтеча Христов Иоанн о Господе Иисусе Христе. когда узрел Его грядущим на дело общественного служения роду человеческому (Ин 1:29-36). Наименование Иисуса Христа агнцем указывает на Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость, но особенно и преимущественно оно применяется к Нему, как к великой, умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого. На основании сего в Свящ. Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца (От 5:6, 7:9-17).

Слова: агнец, агнцы, овцы, употребляются в Св. Писании также в несобственном смысле о других лицах, как например вообще о членах Церкви, об апостолах Христовых, о современных верующих; точно также, как о людях слабых верою, немощных, грешных и т.п. (Иез 34, Ин 10:11, 16, Лук. 10:3, Мф 10:16).

АГОЛИАВ (Исх 35:34; палатка отца) - князь, сын Ахисамахов, из колена Данова; художник, избранный Богом для вспомоществования в устройстве Скинии и утвари оной (Исх 31:6), и для наставления рабочих, которые должны были устроить оную (Исх 30:34 и др.).

АГРАВ (см. 2 Езд 5:29). В 1Ездры 2:45 стоит: Хаггаба.

АГРИППА (человек, который при своем рождении причиняет боль; Деян 25:13) - сын и преемник Ирода гонителя (Деян 12:1). Порций Фест, преемник Феликса по управлению Иудеею. прибыл в Кессарию, и в бытность его там в Кессарию прибыл также Агриппа (бывший правителем или прокуратором некоторых восточных провинций Римской Империи), вместе со своею сестрою Вереникою для того чтобы поздравить его с восшествием на престол. Во взаимной беседе они между прочим коснулись ап. Павла, находившегося тогда в заточении в Кессарии, и так как его чудеса были весьма замечательными, то Фест сообщил подробный рассказ об оных Агриппе, и возбудил в нем сильное любопытство увидать и послушать его. Фест, с одной стороны, чтобы удовлетворить просьбу своих знаменитых друзей, а с другой, чтобы иметь предлог выпытать у Павла главный предмет его жалоб, дабы он мог сообщить о них Кесарю, которому апостол представил оные на рассмотрение, взошел с большою свитою на трибуну и, окруживши себя главными сановниками города, приказал привести ап. Павла пред свое лице. Когда великий апостол явился пред ними, то Фест, обращаясь особенно к Агриппе, указал на причины, по которым он востребовал Павла пред свое лице, и таким образом дал своевременный случай самому an. Павлу изложить пред Агриппою свое дело, что он и сделал с беспримерною силою и красноречием. Фест мог опровергнуть его доказательства единственно только обвинением в безумстве: но Агриппа, на совесть которого Павел произвел, хотя очень резкое, но вместе с тем сильное впечатление, был вынужден невольно произнести следующие замечательные слова: "ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином" (Деян 26:28). Павел заключил свою речь убедительнейшим обращением к царю; затем собрание разошлось, и об Агриппе в кн. Деяний не упоминается более ничего, кроме одного выражения с изъявлением его сожаления (Деян 26:32), что этот верный и красноречивый апостол не мог быть освобожден.

АГУР (собиратель; Прит 30:1) - сын Иакеев, мудрец Израильский, известный своими изречениями, помещенными в 30-й главе кн. Притчей Соломоновых. Изречения его дают в нем видеть человека благочестивого, и вместе глубокомысленного, внимательного к явлениям природы и жизни человеческой. Некоторые думают, что под этим именем разумеется Соломон; но Соломон не имел никаких оснований так скрывать свое имя, да и не мог он, богатейший царь на всей земле, просить себе у Бога, чтобы Он не давал ему нищеты, или богатства.

АД (Евр шеол; Быт 37:35, Чис 16:30, 33. Пс 15:10 и др.), по словопроизводству с Греческого, значит место, лишенное света. В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Иуды 1:6).

АДА (украшение) - имя двух жен: Быт 4:19-21 - одна из жен Ламеха и мать Иавала и Иувала. Быт 36:2-4 - жена Исава, дочь Элона, Хетгеянина, и мать Элифаза.

АДАДА (предел, граница; Нав 15:22) - собственное имя города в колене Иудовом. Город находился, как предполагают, на юге, но точное положение оного неизвестно.

АДАИЯ (по Гесению украшение Господне, по другим, свидетель Божий) - имя следующих лиц: 4 Цар 22:1 - отец Иедиды, матери царя Иосии. 1Пар 9:12 - священник, сын Иерохама, упоминаемый также в книге Неемии (11:12), как один из начальных Израильских людей, возвратившихся из плена. 1Пар 8:21 - один из сынов Шимея, колена Вениаминова. Езд 10:29-39 - Израильтянин, из сынов Вания. во дни Ездры и Неемии имевший иноплеменных жен. Неем 11:5 - один из предков Маасии потомства Иудова. 1Пар 6:45 - один из предков известного певца времен Давида - Асафа.

АДАЛЬЯ (Еф. 9:8). - Персидское имя одного из десяти сыновей Амана, преданных Иудеями смерти в Сузах, вследствие указа царя Артаксеркса. АДАМА (земля) - название двух городов: Нав 19 - город колена Неффалимова, укрепленный. Положение оного теперь неизвестно; быть может, это теперешняя местность: Рась-эль-Амар к с. от Сафеда. Быт 10:19 - один из городов равнины Сиддимской, истребленный огнем серным вместе с Содомом и Гоморрою и Сивоимом. Во времена Авраама управлялся царем Шинавою (Быт 14:2). У Ос 11:8 означенный город также называется Адама.

АДАМАНТ, см. Алмаз.

АДАМИ-НЕКЕВ (земля ущелий; Нав 19:33) - название города в колене Неффалимовом. Полагают, что это теперешний Дейр-Эль-Агмар (т.е. красивый монастырь), в трех часах пути к с.-з. от Баалбека.

АДАМ (красная земля) - имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 - имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт 1:26, 30; 2:16-20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного. именно, от дерева познания добра и зла, - под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище. Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; "но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра... жену (ишша - мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, - она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт 2:20-25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (Евр Heva - жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т.е. Господа Иисуса Христа; Рим 5:14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (1Кор 15:47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15:22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

Нав 3:16 - Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан

АДАРА, иначе АДОРОИМ (2 Пар 11:9; два холма верхний и нижний) - города на юге Иудеи, укрепленные Ровоамом. После плена Вавилонского верхний принадлежал к Идумее; его принимают за одно с Адарою, или Адорою (1Мак 13:20). Полагают, что это настоящее селение Дура, в 8 или 9 английских милях к з. от Хеврона.

АДАР (прекрасный, славный; 1Езд 6:15, Есф 3:1,13) - шестой месяц гражданского и двенадцатый священного Еврейского года, соответствовавший последней части нашего февраля и первой - марта. В этом месяце праздновался известный Еврейский праздник: Пурим. Чрез каждые два года этот месяц в третий год повторялся, т.е. был дважды в году, и в сем последнем случае праздник Пурим праздновался также дважды и во второй раз, с особенным великолепием. Причина повторения месяца Адар в каждый третий год была следующая: так как 12 лунных месяцев составляют только 354 дня и 6 часов, то Иудейский год был меньше Римского на 12 дней. Чтобы пополнить недостающее число дней, сравнительно с Римским, Евреи ввели в своих календарях тринадцатый месяц, который и назвали Ведар - или второй Адар, чрез что лунный год сравнялся с солнечным.

АДАСА (1Мак 7:40-45) - селение в колене Иудином близ Беф-Орона. В Талмуде о нем говорится, что это самый малый городок колена Иудина, имевший не более 50 домов.

АДБЕЕЛ (Быт 25:13; слово неизвестного происхождения) - собственное имя одного из 12-ти сыновей Измаила, родоначальника Измаильтян.

АДДА и ИДДО, АДДО (благовременный, доможизненный, любящий) - имя следующих лиц: 3 Цар 4:14 - отец Ахинадава. 2 Пар 12:15 - прозорливец и писатель, современник Соломона и его преемников: Ровоама, Авии, Иеровоама. Зах 1:1,7 - дед пророка Захарии. 1Пар 6:21 - левит, сын Иоаха, отец Зираха. 1Езд 7:17 - начальствующий в местности Кассифье в дни Ездры, пред отправлением его из Вавилона в Иерусалим. 1Пар 27:21 - сын Захарии, один из начальников в Галааде в царствование Давида. Неем 12:4-16 - из главных священников, возвратившихся из плена с Зоровавелем.

АДДАР (блистательный, славный): 1Пар 8:3 - Вениамитянин, сын Белы, называемый в книге Бытия (46:21) именем Ард. Нав 15:3 - селение красоты) местность на юге Палестины в Идумее на ю.-з. от Кадес-Варни. В книге Числ называется Гацар-Аддар (34:4).

АДДИ см. 2 Езд 9:31.

АДДИЙ (Лук. 3:28) - собственное имя сына Косамова, упоминаемое у Ев. Луки в родословии Господа Иисуса Христа.

АДДУС см. 2 Езд 5:34.

АДЕР (сильный, могущественный; 3Цар 11:14-22) - Идумеянин, потомок царей Идумейских. Он спасся от избиения своего дома Иоавом, и еще малолетним убежал в Египет. Царствовавший в то время в Египте Фараон благосклонно принял его, дал ему помещение и содержание, и наконец женил его на сестре своей жены. Сын его Генуват жил в доме Фараоновом, вместе с его сыновьями. По смерти Давида, Адер покинул Египет, завладел частию Сирии, и отсюда делал набеги на пограничные земли царя Соломона, разоряя и опустошая оные.

АДИДА (1Мак 12:38) - город в колене Дановом, близ Лидды. Его принимают за одно с городом Хадид, упоминаемым в 1Езд 2:33. Ныне здесь селение Эль-Хадид к в. от Лидды.

АДИЕЛЬ (украшение Божие) - имя трех лиц: 1Пар 4:36 - потомок Симеона, сына Иакова. 1Пар 9:12 - священник, сын Иахзера, - возвратившийся из плена Вавилонского. 1Пар 27:25 - отец Азмавефа, начальника над царскими сокровищами Давида.

АДИНА (прекрасный, роскошный; 1Пар 11:42) - название одного из начальников над войском Давида, сына Шизы.

АДИН (приятный; I Езд 2:15, Неем 7:20, 10:16) - собственное имя одного лица. Некоторые принимают имя Адин, стоящее во 2Езд в 15 ст., за название местности, так как слова, находящиеся в Неем 7:20 кажутся невероятными, якобы одно лицо имело 665 сыновей; но на это должно заметить, что слово дети, или сыновья, в сем и подобных сему случаях, ставятся вообще вместо потомков, в каковом смысле это слово весьма часто и употребляется.

АДИФАИМ (двоякое украшение; Нав 15:36) - город в низменных местах колена Иудина.

АДЛАЙ (по Гезению. правосудие Божие; 1Пар 27:29) - отец Шафата, главный начальник над стадами Давида, в низменной стране.

АДМАФА (Персидское слово; Есф 1:14) - один из семи главных вельмож Персии и Мидии, при царе Артаксерксе, во времена Есфири и Мардохея.

АДНА (приятность) - имя двух лиц: 1 Езд, 10:30 - потомок Пахаф-Моава, живший во времена Ездры и Неемии. 2Пар 17:14 - военачальник при царе Иосафате; у него было 300,000 отличных воинов.

АДНАХ (то же, что и Адна; 1Пар 12:20) - один из тысяченачальников Манассии, перешедших к Давиду в Секелаге.

АДОВЫ ВРАТА (Мф 16:18) - образное выражение, означающее всю силу диавола или смерти (см. Врата). "Я создам церковь Мою, сказал Господь, и врата ада не одолеют ее."

АДОЛЛАМ (2 Мак 12:38) и ОДОЛЛАМ (Нав 15:35; справедливость народа) - древний и знаменитый город в колене Иудином в 15 или 20 англ. милях на ю.-з. от Иерусалима. Царь Адолламский был поражен Иисусом Навином. Город был укреплен Ровоамом и, вероятно, по причине своей силы и крепости называется у пророка Михея (1:15) славою Израиля. - "Он (т.е. Господь) пройдет до Одоллама, славы Израиля." Вблизи города находилась пещера (Адолламская), в которой скрылся Давид, бежавший от Анхуса, царя Гефского. И доселе еще показывают путешественникам эту пещеру, весьма неровную, извилистую, и столь обширную, что в извилинах легко могут скрыться до 400 человек, как то и было с Давидом и его иноплеменными спутниками (1Цар 22:1); но, по словам восточных монашествующих, Адолламская пещера примыкала к стране Моавитской, и была расположена между скалистыми горами, которых тянется очень много по направлению к Мертвому Морю.

АДОНАИ (Ис 40:10) - имя Господа, часто встречающееся в свящ. книгах Ветхого Завета; оно нередко прилагается к людям, в смысле господина, в знак особенного почтения. Новейшие Иудеи, из благоговения к сему священному имени, всегда произносят Адонаи, когда встречают в тексте слово Иегова.

АДОНИ-ВЕЗЕК (Суд 1:4,7; господин Везека, или господин молнии) - название, или титул, одного Хананейского царя. Разбитый он бежал от войск колена Иудина и Симеонова, по смерти Иисуса Навина. Многие из Хананеев и Ферезеев, во время этого сражения, погибли; сам же Адони-Везек бежал, но был схвачен, и ему отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Таким образом он принял должное воздаяние за подобную же бесчеловечную жестокость, сделанную им некогда семидесяти царям, которые потом собирали крохи под столом его (ст. 7). Затем его привели в Иерусалим, и он умер там (Суд 1:4-7).

АДОНИКАМ (1Езд 2:13; может быть: - Господь помогает) - глава поколения из 666 человек, возвратившихся из плена с Зоровавелем.

АДОНИРАМ (Господь высок; 3Цар 4:6, 5:14) - один из вельмож Соломона, начальствовавший над собиранием податей во времена Давида и Ровоама, и побитый каменьями от возмутившихся Израильтян во время сбора податей.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!