на головную страницу сайта





Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор, 1891)



ИОСИФИЯ (Богом приумноженный; 1Езд 8:10) - отец Шеломифа, который вместе с 160 человек из своих собратий возвратился с Ездрою из плена. В 2Езд 8:3.6 читается: Иосафий.

ИОСИЯ (Бог поддерживает, защищает) - имя следующих лиц: 4Цар 21:24 и др. - сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь Иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотою жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров (2Пар 34:3). На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу закона Моисеева - редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услыхав какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Разодравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами, и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2Пар 34:26-28). Затем он собрал старейшин и народ и велел читать книгу Закона вслух их и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенною ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, и затем по поведению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерною торжественностью (2Пар 35:3-18). Он лично дал на праздник народу 30,000 агнцев и козлят, и 3,000 волов. На 31 году царствования Иосии царя. Фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с царем Ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: "что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя" (2Пар 35:21). Но Иосия не внял совету и предостережению Фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами, и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду. Тело его для погребения было привезено в Иерусалим, и весь народ горько оплакал лучшего из царей своих; оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной (2Пар 35:20-25). Несомненно, этот общий плач был сердечен, искренен и непритворен, так что он обратился даже в притчу. В тот день (т.е. в имеющий быть день распятия Господа), по слову пророчества Захарии, поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (Зах 12:11).

I Пap. 4:34 - сын Амасии, один из начальников колена Симеонова. Зах 6:10 - сын Софонии. В его доме, по приказанию пр. Захарии, собрались старейшины народа для торжественного посвящения Иисуса в сан первосвященника. Деян 4:36 - левит, родом Кипрянин, прозванный от апостолов Варнавою. см. Варнава.

ИОТВАФА (доброта, приятность; Чис 33:33) - название одного стана Израильтян в пустыне, следовавшего за станом в Хор-Агидгаде. В Вт 10:7 прибавлено: земля, где потоки вод.

ИОФАМ (Бог праведен, совершен) - имя следующих лиц: Суд 9:5 - младший сын судии Гедеона, или Иеровоала, и один спасшийся от избиения брата своего Авимелеха, который избил всех прочих своих братьев и сам провозгласил себя царем в Сихеме. Услыхав, что Сихемляне поставили Авимелеха над собою царем, Иофам предостерегал их от погибельных последствий сего избрания замечательною притчею о деревьях, напрасно просивших быть над собою царем маслину, смоковницу, виноградную лозу и наконец избравших себе в цари терние. Затем Иофам, спасаясь от гнева братоубийцы, бежал в Беер. Более о нем в Свящ. Писании не упоминается.

4Цар 15:5 - царь Иудейский, сын Азарии или Озии. В других местах он пишется Иофам. (см. Иоафам). 1Пар 2:47 - один из сынов Иегдая, упоминаемый в родословии колена Иудина.

ИОФОР (превосходство) - священник Мадиамский, тесть Моисея. В первый раз упоминается его имя в Исх 2:18 и здесь он называется сыном Рагуиловым и Кенеянином (Суд 1:16), но в следующей главе (ст. 1), как и в ст. 16 предыдущей - Иофоро.м: вероятно его знали под обоими означенными именами. Не подлежит сомнению также и то, что он был из потомков Авраама от Хеттуры (Быт 25:2), так как был священником и князем Мадианитян. Сорок лет своего изгнания Моисей провел у Иофора и женился на его дочери Сепфоре. По совету Иофора, Моисей учредил представителей суда над народом и разделил с ними бремя своего правления (Исх 18); после того Иофор простился с Моисеем и отправился в свою землю. Свящ. Писание с этого времени не упоминает об Иофоре, хотя иногда и говорит о его потомках (Суд 1:16, 4:11).

ИОХА (Господь живит) - имя двух лиц: 1Пар 8:13-16 - Вениамитянин, из сынов Берии. 1Пар 11:45 - сын Шимрия, Фициянин, один из главных воинов Давида.

ИОХАВЕДА (Иегова славы, или слава Иеговы) - мать Моисея, Аарона и Мариамы. Она была дочерью Левия, родившеюся от него в Египте, и сестрою Каафа, отца ее мужа Амрама (Исх 2:1, 6:20, Чис 26:59). Следовательно, она доводилась теткою своему мужу. Такой брак, запрещенный впоследствии Моисеевым законом (Лев 18:12-13), до сего постановления был позволителен, и сам Моисей не скрывает этого родства (Исх 6:20). Материнская заботливость Иохаведы о своих детях особенно видна из обстоятельств рождения и воспитания Моисея (Сн. Езд 11:23).

ИОХАНАН (Господь милостиво даровал) - имя следующих лиц: 1Пар 3:24 - сын Елиоеная и внук Неарии, упоминаемый в родословии Зоровавеля. 1Пар 12:4 - один из числа храбрых воинов, из братьев родственников Саула от Вениамина, вооруженных стрелами и пращами, и перешедших к Давиду в Секелаге. 1Пар 12:12 - Гадитянин, присоединившийся к Давиду в его укрепление в пустыне. 2Пар 17:15 - из начальников тысяч Иудиных, во дни Иосафата. 4Цар 25:23, Иер 40:8 и др. - военачальник Иудейский во времена Годолии, сын Корея. В Иеремии везде стоит: Иоанан. 1Езд 8:12 - сын Гаккатана, возвратившийся с Ездрою из Вавилонского плена в Иерусалим. В 2Езд 8:38 читается: Иоанн. 1Езд 10:6 - сын Елиашива, в дом которого (вероятно, в одно из священнических помещений в храме) удалился Ездра для плача и сетования о грехах, особенно по случаю браков с иноверными находившихся тогда в плену Иудеев. В 2Езд 9:1 стоит: Ионан. 1Езд 10:28 - сын Бевая, женившийся на иноплеменнице во дни Ездры. В 2Езд 9:29 читается: Иоанн. Неем 6:18 - сын Товии, Аммонитянина, один из врагов Неемии. Неем 12:13 - священник из дома Амарии во дни первосвящ. Иоакима. Неем 12:22 - сын первосвященника Иоиады, отец Иаддуя. Неем 12:42 - певец из левитов, участвовавший в освящении Иерусалимской стены при Ездре и Неемии.

ИОШАВАМ (народ возвратится; 1Пар 12:6, 27:2) - это имя встречается дважды в 1 кн. Парали-поменон и вероятно принадлежит одному и тому же лицу. Он был один из числа храбрых Кореян, перешедших к Давиду в Секелаге. Во второй цитате он называется сыном Завдиила.

ИОШАВИЯ (Бог самодоволен; 1Пар 11:46) - из главных воинов Давида, сын Елнаама.

ИОШБЕКАША (затруднительное положение; 1Пар 25:4, 24) - сын прозорливца царского Емана, по назначению Давида, участвовавший в пении с музыкальными инструментами в Дому Божием.

ИОШИВИ (Господь дает жилище; 1Пар 4:35) - из потомков Симеона и отец Иегу, живший во дни Езекии.

ИОЯ (2Цар 21:11) - отец Дана, из потомков исполинов, взявшего истлевшие тела сыновей Сауловых, повешенных Гаваонитянами на горе, при солнечном зное, и затем погребенных Давидом в гробнице Киса, отца Саулова.

ИОЯРИВ (отмститель) - имя следующих лиц: 1Езд 8:16 - один из начальствующих и ученых Иудейских, во времена Ездры, посланных им в Иддо привести служителей для храма. Неем 11:5 - один из предков Маасеи, живший в Иерусалиме по возвращении из плена. Неем 11:10 - отец Иедаии, из священников, подобно предыдущему, живший по возвращении из плена в Иерусалиме.

ИР (бодрствующий) - имя пяти лиц: 1Пар 7:12 - Вениамитянин, один из глав означенного колена. 1 Пар 38:2-7 - первенец Иуды, сына патр. Иакова и жены его, дочери от Шуи Хананеянина. Он был женат на Фамари, был неугоден пред очами Господа и умертвил его Господь (ст. 7). 1Пар 4:15 - из сынов Хадева, из рода Иуды. 1Пар 4:21 - из сынов Силома, сына Иудина. Лк 3:28) лицо упоминаемое в родословии Господа.

ИРА (города) - имя трех лиц: 1Пар 27:9 - Фекоянин, сын Иккеша, один из главных воинов Давида. 2Цар 20:26 - Иаритянин, бывший священником у Давида. 2Цар 23:38 - Итритянин, племени Кириаф-Иарима.

ИРАД (дикий осел; Быт 4:18) - сын Эноха и отец Мехиаеля.

ИРАМ (городской; Быт 36:43) - один из князей Эдомских, поименованный в означенной цитате, равно как и в 1Пар 1:54.

ИРЕИЯ (он узрит Бога; Иер 37:13-14) - сын Селемии и начальник стражи при вратах Вениаминовых, в царствование Седекии, по клевете которого пр. Иеремия был заключен князьями в темницу.

ИРЕМОФ (высоты) - имя пяти лиц: 1Пар 7:8 - Вениамитянин, из сынов Бехера. (1Пар 8:14 - другой Вениамитянин, из сынов Берии. 1Пар 23:23 - левит, сын Мушия, сына Мерарина. В 1 Пар 24:30 читается: Иеримоф. 1Езд 10:26 - Израильтянин, из сынов Елама. В 2 Езд 9:27 читается: Иеримоф. 1Езд 10:27 - из Израильтян, сынов Заффу. В 2Езд 9:28 стоит: Иаримоф.

ИРЕОН (ужасный, страшный; Нав 19:38) - город в колене Неффалимовом между Ен-Гадором и Мигдал-Елом. Может быть это настоящее селение - Иарун с развалинами древней синагоги и многочисленными обломками древних саркофагов.

ИРИ (Бог - страж; 1Пар 7:7) - Вениамитянин, сын Белы.

ИР-МЕЛАХ (город соли; Нав 15:62) город находившийся в Иудейской пустыне, в соляной долине, на ю. Мертвого моря.

ИРОД Великий (Мф 2:1) - царь Иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеею, тогда Римскою провинциею, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен Римскому императору. Он отличался своею дикою свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-х-летнее царствование, - он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства. Ирод избил 14 тысяч Вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить Богомладенца Иисуса; впрочем вскоре после того он сам погиб ужасною смертью в Иерихоне, - именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеею, Самариею и Идумеею он поставил правителем Архелая; над Галилеею и Переею сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лк 3:1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе Вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении Вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим.

Ирод Архелий. см. Архелий.Ирод Агриппа II. см. Агриппа. Ирод Антипа. см. Антипа.

Ирод Агриппа I (Деян 12:1 и др.) сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием Христиан, в угодность Иудеям; так например убил мечем ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его (Деян 12:1-10). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапною внутреннею болезнью, продолжавшеюся только четыре дня; на пятый же. день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями (Деян 12:20-23).

Ирод Филипп I (Мк 6:17) - сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четверовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломию. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа Иродом Антипою (Мф 14:3, Мк 6:17, Лк 3:19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком.

Ирод Филипп II - сын Ирода Великого и Иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеею, Трахонитою и Авранитою, с титулом четверовластника (Лк 3:1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесариею (Мф 16:13); им возобновлен г. Вифсаида в нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлиею, в котором он и умер в 34 году по Р.Х. женат был на Саломии, дочери Филиппа 1 и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

ИРОДИАДА (Мф 14:3) - внучка Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы I. Она сперва вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I, а потом вступила в кровосмесительное сожительство с другим своим дядею. Иродом Антипою, несмотря на то что ее первый, хотя и незаконный, муж был еще жив. Она-то была главною виновницею мученической кончины Иоанна Крестителя, который открыто обличал это гнусное прелюбодеяние. Ирод, как повествует св. еванг. Марк, боялся Иоанна, зная, что он муж праведный, святый, и берег его (Мк 6:20), охотно внимал гласу проповедника пустыни и делал многое, слушаясь его. Тем не менее Иродиада успела вооружить Ирода Антипу против смелого и чистосердечного обличителя беззакония. Празднество по случаю дня рождения царя, пляска Саломии, опрометчивая клятва Антипы исполнить все, чего Саломия ни попросит, дали Иродиаде случай и возможность получить то, чего она так долго желала. Дочь ее, по наущению матери, выступила перед царем и просила у -него на блюде главу Иоанна Крестителя. Хотя царь весьма опечалился, но не захотел ради гостей изменить своей клятве, и позвав оруженосца, велел ему отсечь Иоанну голову в темнице, и отдал ее дочери, а та передала оную своей матери (Мк 6:17-9). По свидетельству Иосифа, усекновение главы Крестителя происходило в крепости Махеры на границе владений Аравийского царя Ареты, на дочери которого прежде был женат Филипп и с которою развелся. Этому-то преступному делу многие из Иудеев приписывали полное поражение Антипы Аретою, случившееся вскоре по кончине Иоанна Крестителя. Впрочем справедливость требует заметить, что Иродиада не покинула Антипу в несчастные дни его жизни; она последовала за ним, когда его вызвали в Рим и потом когда он был изгнан на юг Франции (в Лион, а по другим, в Лугдун, вероятно, настоящий С. Бертран де-Комманж во Франции), где и окончила свою нечестивую жизнь в уединении, в бедности и неизвестности.

ИРОДИАНЕ (Мк 3:5-6, Мф 26:15) - у обоих евангелистов в указанных цитатах Иродиане представляются действующими вместе с фарисеями для уловления на словах и погубления Господа. Уже из самого названия их видно, что они действовали в пользу династии Ирода. Так как эта династия была многим обязана влиянию Рима, то можно думать, что и Иродиане особенно тяготели к Римскому правительству в противоположность чисто-Иудейской партии среди Евреев. Лукавый вопрос, предложенный ими вместе с фарисеями Господу во время последнего посещения Им Иерусалимского храма, прямо изобличает политические тенденции этих сектантов, хотя и не совсем ясно, почему означенные две партии соединялись в совокупном действовании против Господа Иисуса. Спаситель действительно говорит совокупно о закваске фарисейской и Иродовой, не разделяя оные одну от другой (Мк 8:15); но это обстоятельство ничего не доказывает, так как в то же самое время Он предостерегает Своих учеников от закваски саддукейской (Мф 11:15). По мнению других, Иродиане были как бы религиозною Иудейскою сектою и считали Ирода своим мессиею; впрочем о секте этой не упоминают ни Филон, ни Иосиф Флавий.

ИРОДИОН (Рим 16:11) - родственник ап. Павла, живший в Риме, один из 70 апостолов. Епископствовал, по преданию, в Патрасе и пострадал в царствование Нерона в Риме. Память его 4 января, 8 апр. и 10 ноября.

ИРФЕИЛ (Богом врачуемый; Нав 18:27) город в колене Вениаминовом, но неизвестный.

ИРШЕМЕШ (Нав 19:41) - город в колене Дановом, отданный левитам. Название означает: город солнца, и вероятно произошло от обоготворения сего светила обитателями сего города в древности.

ИСААК (смех; Быт 21:1-7) - дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее Сыном из дома Авраама (Быт 21:9-13). Ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти, и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих Христиан миром (Гал 4:29). Кроме сего. Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исаак наречется Аврааму семя (Быт 21:12, Евр 11:18), т.е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира. При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил поведение от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт 22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр 11:17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности. На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт 23:1-2). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругою Исаака, с величественною простотою, рисующею нам обычаи и нравы Востока, - передано в 24 гл. книги Бытия (см. Ревекка). Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй - матери (Быт 25:21-24). Наступил голод, и Исаак отправился в Филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт 26:1-10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в Филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его, и где посетил его Авимелех, царь Герарский, и заключил с ним дружеский союз (26:23-31). Во время последовавшей за тем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своею материю, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт 27:28-29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания. После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь не задолго до смерти своего отца; и как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт 25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпеле (Быт 35:29). У Иудеев и Магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех не имевших греха, и один из шести; над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима и он ввел в употребление утреннюю молитву и т.п.

ИСАВ (волосатый, косматый): Быт 25:25; иначе Эдом (красный; 36:1) - родоначальник Идумеев, сын Исаака и Ревекки и брат Иакова. Важнейшие события в жизни Исава так тесно связаны с событиями жизни Иакова, что они представляются почти тождественными (см. Иаков). И был Исав сорока лет. повествует кн. Бытия, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина и Васемафу, дочь Элона Хеттеянина. И они были в тягость Исааку и Ревекке (21:34-35). Семейство Исава поселилось на горе или в земле Сеир, на ю. Палестины, названной вследствие того Эдомом, и его потомки - Идумеи или Эдомитяне сделались впоследствии одним из самых воинственных и страшных народов своего времени. О времени смерти Исава в кн. Бытия ничего не говорится.

2Езд 5:29 - из служителей при храме. В 1Езд 2:43 и у Неемии 7:46 читается: Циха.

ИСАИЯ ПРОРОК (спасение Иеговы; 4Цар 20:1) - один из величайших ветхозаветных пророков, сын Амосов и родной брат царя Амасии, как гласит Иудейское предание. Из Свящ. Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророчествовал во времена царей Иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (Ис 7:3, 8:3-18). К пророческому служению Исаия был призван особенным чудесным образом, именно: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм. Вокруг его летали серафимы и взывали друг к другу: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его." При виде сего величия славы Божией, Исаия воскликнул: "Горе мне! погиб я!... Ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из летавших серафимов коснулся горящим углем, взятым клещами с жертвенника, уст Исаии и сказал: "вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен." И сказал ему Господь: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас"? Исаия отвечал: "Вот я, пошли меня"! (Ис 6). Вступление в пророческое служение Исаии последовало в последний год царствования Озии (6:1) за 759 лет до Р.Х., и продолжалось более 60 лет. Из 2Пар 32:32 можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии, и по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению царя Манассии был перепилен деревянною пилою между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. По свидетельству Иеронима, слова ап. Павла: "были перепиливаемы" (Евр 11:37) относятся именно к пр. Исаии. Пророчества пр. Исаии отмечаются удивительною ясностью и точностью. Из множества оных достаточно указать например на его пророчества о рождении Спасителя от Девы (7:14) и страданиях Спасителя (гл. 53). По удивительной ясности пророчеств, Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Он так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним, что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших.

ИСАИИ ПР. КНИГА состоит из шестидесяти шести глав и может быть разделена на 5 отделов. В первых 12-ти главах содержатся между прочим пять пророчеств против Иудеев и Израильтян. Дальнейшие главы от 13 до 23 заключают в себе восемь пророчеств о судьбе иноплеменных народов, имевших отношение к судьбе Иудеев, как-то: Вавилонян, Филистимлян, Моавитян, Сириян и др. Главы с 24 до 35 содержат в себе преимущественно изображение наказаний, имевших постигнуть Иудеев и врагов Церкви Христовой. В главах 36-39 излагаются между прочим события, современные пророку. Наконец в остальных главах 40-66 содержатся главным образом пророчества об явлении Мессии во плоти, разных событиях Его жизни и судьбах Его царства. Память пр. Божия Исаии празднуется Православною Церковью 8-го мая.

ИСАИЯ - имя четырех лиц: 1Пар 3:21 - сын Ханании, сына Зоровавеля, из рода Давида. 1Пар 25:3-15 - из сыновей певца Идифуна, участвовавших в деле служения в храме игрою на музыкальных инструментах. 1Пар 26:25 - сын Рехавии, из потомков Моисея. Неем 11:7 - из предков Саллу, Вениамитянин.

ИСБОСЕФ (живущий в мире; 2Цар 23:8) Ахаманитянин, один из трех храбрых Давида. Он, по слову 2Цар, поднял копье свое на восемь сот, человек и поразил их в один раз.

ИСДАИЛ (2Езд 5:33) - из сынов рабов Соломоновых при Зоровавеле.

ИСКА (Иегова есть созерцатель; Быт 11:29) - дочь Арана, брата Авраамова. Более о ней не говорится нигде. Некоторые, основываясь на свидетельстве Флавия и древних преданиях, полагают, что это имя однозначащее с именем Сарры, но это не согласно со словами 20:12, и потому не верно.

ИСКАРИОТ (Мф 26:14, Мк 14:10, Лк 22:3, Ин 6:71, 12:4 и др.) - так называется в Евангелиях Иуда предатель по месту своего рождения в г. Кариоте, колена Иудина. На Еврейском языке читается: Иш-кариоф, что означает; муж из Кариофа.

ИСКУПИТЕЛЬ (Иов 19:25, Мф 20:28, 1Пет 1:18 и др.). Слово искупать кого либо значит покупать для него свободу какою либо ценою. Цена, уплачиваемая за свободу, называется выкупом, или искуплением. Все грешники находились и находятся в рабстве греха, и потому под игом осуждения. Господь Иисус Христос, положивший душу Свою и проливший кровь Свою на кресте, искупил всех пас от греха, проклятия и смерти, и потому называется Искупителем. О сем искуплении Свящ. Писание говорит следующим образом: об избавлении от греха - В Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Ефес. 1:7), от проклятия - Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13), от смерти - А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы. имеющего державу смерти т.е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:14-15). Господь Иисус Христос принес Себя в жертву (искупил) за всех нас, т.е. всем приобрел благодать и спасение, но пользуются сим те из нас, которые с своей стороны добровольно приемлют участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Фил 3:10) посредством живой, сердечной веры, посредством спасительных Таинств, и наконец посредством распинания своей плоти с ее страстями и похотями. Проповедь об искуплении смертью Богочеловека составляет главный предмет проповеди апостольской и вера в искупление - средоточием нашего верования во Христа. Без этой веры, оправдываемой нашею жизнью и делами, мы не можем быть наследниками вечной жизни и спасения.

ИСКУССТВА, РЕМЕСЛА, ХУДОЖЕСТВА Начало разных искусств, ремесел, художеств и разных других изобретений скрывается в глубокой древности. Из Быт 4:21 мы видим, что Иувал, сын Ламеха и Ады, был отец всех играющих на гуслях и свирели и Тувалкаин (Фовел) сын Циллы, был ковачом всех орудий из меди и железа (ст. 22). Строение Ноева ковчега требовало знания многих искусств и ремесел, как-то: архитектуры, математических исчислений и т.п. В Исх 30:25 слово искусство стоит в связи с составлением мира и других драгоценных мастей, и из стихов 23 и 24 означенной главы нельзя не видеть, что для составления означенного мира требовалось особенное знание и опытность. Это миро употреблялось как для помазания Святилища, так равно и для помазания высокопоставленных лиц, как-то: царей, первосвященников и пророков. Прочие драгоценные масти требовались при погребении царей и других почетных лиц. Так например погребальный одр царя Асы, по словам 2Пар 16:14, наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество. О сохраняющейся весьма долгое время силе сих последних мастей можно судить по тем египетским мумиям, которые находятся в катакомбах Египта, или в различных европейских музеях. В Деян 17:29 слово искусство стоит в связи с тщательною и тонкою обработкою и выделкою произведений из золота, серебра и драгоценных камней. Искусство резьбы на драгоценных камнях и выделки различных вещей из золота существовало уже в глубокой древности (Исх 28:9-14). Множество прекрасных памятников древнего искусства мастеров золотых дел доселе сохраняется в Британском музее, в виде колец, серег, браслетов, цепочек и пр. Описание ап. Павлом идолов в Афинах очень сходственно со словами псалмопевца, Исаии и других пророков (Пс 113:4, Ис 44:9-20). Величественная сатира на делателей идолов, в кн. пр. Исаии, в указанной цитате, живо рисует воображению, на какой степени стояли различные роды искусств, более чем за 700 лет до Р.Х. В апокрифической кн. Премудрости Соломона 14:4-5 слово искусство стоит в связи с архитектурою морских судов и мореплаванием. Этот род искусства также один из древнейших. Корабельная пристань упоминается уже в пророчестве Иакова Завулону (Быт 49:13) и в Суд 5:17; корабли же - в Чис 24:24, в Пс 106:23 и у Иез 27. Впрочем последняя цитата содержит в себе и вообще указание на множество искусственных изобретений и художеств, с которыми были знакомы древние Евреи.

ИСКУШЕНИЕ (Мф 6:13). Под искушением в молитве Господней должно разуметь такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Искушения на людей приходят от плоти, от мира, от других людей или от диавола. В словах молитвы Господней: не введи нас во искушение, мы просим во первых о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во вторых о том, чтобы Он, если нужно нам быть очищенными и испытанными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения.

ИСМАИР (2Езд 9:34) - из Израильтян, сынов Ванея во дни Ездры.

ИСМАХИЯ (Богом поддержанный; 2Пар 31:13) - один из приставников, на обязанности которых лежал прием десятин и народных приношений в храме, в царствование Езекии.

ИСПАНИЯ (1Мак 8:3, Рим 15:24-28). В древности под сим названием разумелся весь Ибирийский или Пиринейский полуостров, вместе с Португалиею, который изобиловал между прочим серебряными и золотыми рудниками. Граничит на с. Пиренейскими горами, отделяющими оный от Франции; со всех прочих сторон окружен водою. Отделяется от Африки только Гибралтарским проливом. В Свящ. Писании название этой страны встречается только три раза, хотя не без основания думают, что знаменитый в древности г. Фарсис, куда еще во времена Соломона ходили корабля Финикиан и Евреев, находился в Испании. Ап. Павел в послании к Римлянам высказывает свое намерение посетить Испанию и обещает отсюда отправиться в Рим; но исполнилось ли это желание его, из Свящ. Писания не видно, хотя св. Климент Римский и свидетельствует, что апостол доходил до последних пределов Запада, следовательно и до Испании, которая у древних называлась концом земли (Finis terrae). Таким образом можно полагать, что начало Христианства в Испании было положено ап. Павлом.

ИСПОВЕДЬ, см. Покаяние.

ИСПОЛИНЫ (Быт 6:4) - люди необыкновенного роста и силы, существовавшие и до смешения племени сынов Божиих с сынами человеческими и особенно умножившиеся после сего смешения. Они угнетали и порабощали братьев своих и своим образом жизни распространили нечестие и развращение даже в потомстве Сифовом, так что Бог осудил развращенный род человеческий на истребление потопом (ст. 5-7). Как видно из Свящ. Писания (Вт 3:11, Чис 13:34, 1Цар 13:4), подобные великорослые люди существовали и после потопа, что даже и подтверждается находимыми в земле в настоящее время человеческими скелетами и костями гораздо больших размеров, чем обыкновенные (см. Емимы, Енакимы, Рефаимы).

ИССАХАР (воздаяние, награда) - имя двух лиц: 1Пар 36:5 - седьмой сын Овед-Едома и один из привратников Дома Господня.

Быт 30:17-18 - пятый сын Иакова от Лии и глава одного из 12-ти колен. У него уже было четыре сына ко времени переселения его с отцом и братьями в Египет. Пророчество, произнесенное умирающим Иаковом Иссахару, очень выразительно. "Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани (Быт 49:14, 15). Это пророчество вполне оправдалось в последующей истории сынов колена Иссахарова. Потомки его были люди деятельные и при всей привязанности к сельским занятиям отличались мужеством и выносливостью в перенесении тяжестей земледельческих трудов и войны. Так во времена Судей они принимали самое живое участие в войне против Иавина, царя Асорского (Суд 5:15) и из сего колена происходил Фола, судивший Израиля 23 года (Суд 10:1,2). Вааса, царь Израильский происходил также из колена Иссахарова (3Цар 15:27,28). В новом царстве у пр. Иезекииля удел Иссахаров полагается между коленами Симеоновым и Завулоновым (Иез 48:25-26). Во время земной жизни Христа, многие без сомнения и из этого колена были в числе учеников и последователей Христовых (см. Мф 4:12-16, 1Кор 15:6). В Откровении Иоанна число запечатленных и от Иссахарова колена, подобно другим коленам, значится двенадцать тысяч (От 7:7).

ИССАХАРОВО КОЛЕНО Удел, доставшийся колену Иссахарову между уделами колен Завулонова и Ефремова, несомненно был один из прекраснейших и плодороднейших. Он занимал плодоноснейшую долину Изреельскую с прилежащими к ней горами: Фавором, малым Ермоном, Гелвуем, до самого Иордана и Галилейского моря (Нав 19:17-23). И ныне, как и в библейское время, означенная местность, по словам современных путешественников, славится своим особенным плодородием.

ИССОП (Исх 12:22, Пс 50:9) - растение, часто упоминаемое в Библии. Пучком иссопа, обмоченным в крови агнца, закланного в пасхальную ночь, Евреи мазали перекладины и косяки дверей своих жилищ (Исх 12:22). Иссопом, омоченным в крови птицы, кропили семь раз на очищаемого от проказы (Лев 14:4). Иссопом кропили также для очищения нечистого. Предварительно погрузив оный в очистительную воду (Чис 19:18). Давид, имея в виду частое употребление иссопа в обрядовых очищениях и провидя духовное значение обряда, восклицает: "окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белые снега (Пс 50:9). Соломон говорил о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены (3Цар 4:33). При распятии Господа, воины напоив уксусом (кислым вином) губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его (Ин 19:29). И писатель послания к Евреям также указывает на употребление иссопа, вместе с кровью телячею и козьею и червленою шерстью в левитской обрядности (Евр 9:19). Из указанных мест можно заключить, что это пахучее растение, достигающее иногда саженной высоты, с голубыми или белыми цветами росло нередко на стенах старых развалившихся домов и на кучах мусора, и что стебли его, связанные в пучок, были удобны для кропления жидкостью и употреблялись у Евреев, как у нас обыкновенно употребляется кропило.

ИСТАЛКУР (2Езд 8:40) - отец Уфия, одного из начальников племен во дни Ездры. В 1Езд (8:14) вместо Уфий читается: Уфай.

ИСТЕЧЕНИЕ ИЗ ТЕЛА (Лев 15:2). Для очищения означенной нечистоты, после 7 дней по ее прекращении, по закону совершался обряд очищения. К священнику приносились две горлицы или два молодых голубя и он приносил одного из них в жертву за грех, а другого во всесожжение (Лев 15:13-15).

ИСТОВ (муж из земли Това, или муж Това; 2Цар 10:6-8) - название племени или страны по ту сторону Иордана. В землю Тов удалился Иеффай, изгнанный из родительского дома своими братьями, во времена Судей (Суд 11:3). Аммонитяне купили союз Истова во времена войн с Давидом. Очень может быть, что означенное слово указывает на жителей Това. Иосиф Флавий принимает оное за название царя.

ИСТУКАН (изваяние, изваянный идол; Суд 17:3,4, 18:14 и др.) - металлический идол в доме Михи в Лаисе. см. Идол, Идолослужение.

ИТАЛИЙСКИЙ - принадлежащий Италии (Деян 10:1). Этим словом указывается и на полк, которым начальствовал Корнилий; название свое полк получил вероятно от того, что был составлен из Римлян, хотя и стоял на Востоке. Италиянский легион, упоминаемый Тацитом, был организован Нероном позднее.

ИТАЛИЯ (Деян 18:2, 27:1-6, Евр 13:24) - общеизвестное Европейское государство, в котором во дни Господа Иисуса Христа и апостолов столицею был г. Рим на р. Тибре. В Новом Завете означенным словом указывается на полуостров Италийский, простирающийся от Альпийских гор с с. до о-ва Сицилии на ю. Уже с глубокой древности Италия славилась своею цивилизациею. Етруски еще задолго до основания Рима отличались своими художествами и искусствами. Южная часть Италии называлась Великою Грециею от множества греческих колонистов, в ней поселившихся. История Италии тесно связана с историею Рима (см. Рим). Италия была одною из первых Европейских стран, в которых благовествовалась евангельская проповедь. В ней очевидно существовала уже Христианская церковь еще до времени посещения этой страны ап. Павлом. Из послания к Евреям (13:24) можно заключать, что означенное послание было написано св. Павлом в Италии. Из Деян 28:13-14 видно, что ап. Павел на пути в Рим пробыл вместе с братьями семь дней в Путеоле (Италии). В то время в Италии находилось еще множество Иудеев, хотя не задолго пред тем император Клавдий издал указ об изгнании их из Рима (Деян 18:2).

ИТТАЙ (сущий, живой; 2Цар 23:29) - сын Рибая, из Гивы сынов Вениаминовых, воин Давидовой стражи.

ИТТА-КАЦИН (значение названия не выяснено; Нав 19:13) - город на границах колена Завулонова. Положение оного неизвестно.

ИТУРЕЯ (Лк 3:1) - область к ю.-в. от г. Ермона, свое название получила от Иетура, сына Измаила и в настоящее время называется Арабами Джедур. Итурийская область граничит к в. и ю. Трахонитидою и Гавланитидою. Древняя римская дорога из Дамаска в Тивериаду проходит через центр Итуреи. Восточные части оной вообще возвышенны и холмисты. На юге почва Итурея плодородна. Первое указание на Итурею находится в 1Пар 5:19-23 в форме Иетура, в повествовании о вторжении Агарян. Некоторые из Греческих и Римских писателей в своих творениях упоминают и об Итурее, как-то: Страбон, Плиний, Цицерон, Виргилий и др. Большинство означенных классиков отзывается об Итурейцах, как об известных стрелках и хищниках. Единственная ссылка в Н.З. на Итурею находится в Лк 3:1. Древнейшие писатели нередко смешивали Итурею с Авранитидою; но хотя обе означенные области и лежали одна от другой в близком соседстве, однако, без сомнения, были различны.

ИУВАЛ (протяжный звук, или рог, труба; Быт 4:21) сын Ламеха от Ады, изобретатель гуслей и свирели, струнных и духовых музыкальных инструментов.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!