на головную страницу сайта





Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор, 1891)



ПРИТЧИ ХРИСТОВЫ (Мф 13:3-23, Мк 4:2-11, Лк 8:4-18 и др.), т.е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание. Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и таким образом, посредством чувственного, земного, сами разъяснили себе в возможных подробностях выше чувственное и небесное. Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так например первою притчею можно назвать притчу Иофама Сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Суд 9:7-20); затем притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (2Цар 12:1-9), притча Иоаса царя Израильского, обращенная к Амасии царю Иудейскому, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом. Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своею простотою, естественностью и безыскусственностью. Видит например Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большею частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов, и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом: Притча о сеятеле (Мф 13:3-23, Мк 4:3-8,14-20, Лк 8:5-8,11-15). О добром семени и о плевелах (Мф; 13:24-30, 36-43). О зерне горчичном (Мф 13:31-32). О закваске (Мф 13:33). О сокровище, скрытом на поле (Мф 13:44). О купце, ищущем хорошего жемчуга (Мф 13:45-46). О неводе, закинутом в море (Мф 13:47-50). О немилосердном должнике (Мф 18:23-35). О работниках в винограднике (Мф 20:1-16). О двух сыновьях (Мф 21:28-31). О злых виноградарях (Мф 21:33-41, Мк 12:1-9, Лк 20:9-16). О браке царского сына (Мф 22:1-14). О десяти девах (Мф 25:1-13). О талантах (Мф 25:14-30). О семени, возрастающем в земле неприметным образом (Мк 4:26-29). О двух должниках (Лк 7:41-43). О благодетельном Самарянине (Лк 10:30-37). О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк 11:5-8). О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (Лк 12:16-21). О неплодной смоковнице в винограднике (Лк 13:6-9). О званных на большой ужин (Лк 14:16-24). О заблудившейся овце (Мф 18:12-14, Лк 15:3-7). О потерянной драхме (Лк 15:8-10). О блудном сыне (Лк 15:11-32). О неверном домоправителе (Лк 16:1-9). О богатом и Лазаре (Лк 16:19-31). О работнике пришедшем с поля (Лк 17:7-10). О неправедном судии (Лк 18:1-8). О фарисее и мытаре (Лк 18:9-44). О десяти минах (Лк 19:11-27). О добром пастыре и наемнике (Ин 10:1-16).

Кроме этих притчей в Н.З. встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как например о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (Мф 7:24-27, Лк 6:47-49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф 9:16-17), о женихе и сынах брака (Мф 9:15), и некоторые другие. Наибольшею своею трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном Самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.

ПРИТЧИ СОЛОМОНОВЫ см. Соломон.

ПРИЧАЩЕНИЕ есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней тайной вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: "приимите, ядите, cue есть тело Мое, которое за вас предается; потом взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: "пейте из нее все. Ибо cue есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов. Cue творите в Мое воспоминание (Мф 26:26-29, Мк 14:22-25, Лк 22:19-21). Причащение необходимо каждому Христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его: то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное тело Христово и в истинную кровь Христову и служат для причащающихся духовною пищею и залогом вечного блаженства. Право совершать таинство св. причащения имеют только епископы и пресвитеры, как преемники апостолов. Приступать к этому таинству могут все верующие, получившие крещение и миропомазание. Следовательно и младенцы не должны быть лишаемы участия в этом таинстве. Но возрастные, желающие приступить к таинству св. причащения, должны приготовиться к этому постом и молитвою и очистить свою совесть от грехов таинством покаяния. Ап. Павел о причащении говорит: Да испытывает себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем (1Кор 11:28,29). Те которые по возможности достойно причащаются тела и крови Христовой, могут получать себе от этого великую пользу, именно, могут чрез это теснейшим образом соединяться со Христом, укреплять свою духовную жизнь и надеяться на участие в вечном блаженстве. "Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и пребывает во Мне и Я в нем," сказал Господь (Ин 6:54,56). Сознавая такую важность и пользу таинства св. причащения, древние Христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещает исповедываться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовы, ревнующим о благоговейном житии, четыре раза в год, в каждый из четырех постов, а всем непременно однажды в год.

ПРИШЕЛЬЦЫ (Быт 15:13). Это слово в Свящ. Писании имеет различное значение, как например: 1) означает лицо, которое находится на чужбине,' в некотором расстоянии от места своей родины (Быт 23:4); 2) означает вообще лиц, не принадлежащих к народу Иудейскому (Исх 20:10), именно, по выражению кн. Исход, пришельцев в жилище Еврейском (по Евр во вратах твоих), 3) лиц, не происходивших из племени Ааронова и посторонних (Чис 3:10, 16:40), 4) лиц, не происходивших от царского корня и племени (Мф 17:25-26), вообще людей чужих, посторонних, презираемых (Пс 68:9). В Иудейском законодательстве находится много предписаний относительно защиты и утешения странников и пришельцев. Лица, называемые в 1Пар 22:2 пришельцами, вероятно, были из взятых в плен на войне, которые по сему в силу народного обычая должны были исполнять всякую службу, какая бы ни налагалась на них. Сострадание, человеколюбие и гостеприимство составляли для Евреев обязанность, предписываемую законом (Суд 19:15-20, Иов 21:32, 1Тим 5:10, Евр 13:2). По возвращении из плена Евреи с особенною ревностью старались изгнать из среды себя все чуждое, иноземное и особенно браки своих с иноземками (1Езд 9:10, Неем 13:1-3,23-30). Во времена Соломона, пришельцев живших в земле Израильской было 153,600 человек (2Пар 2:17-18).

ПРОЗЕЛИТ (Деян 2:10 и др.; пришлец, чужеземец) - название данное Иудеями лицам, обращенным из язычества к Иудейской вере (Мф 23:15). Соответствующее сему Еврейское слово переведено в Ветхом Завете словом: чужеземец, странник, пришелец. Иудейские раввины различают по крайней мере два разряда прозелитов, именно: прозелитов правды, которые вполне принимали Иудейскую религию и были допускаемы к исполнению всех обрядов и установлений оной (прозелиты этого разряда описаны в 1Езд 6:21, и прозелитов врат, которые, отказавшись от язычества, согласовались только в некоторых отношениях с Еврейскою религиею и потому пользовались ограниченными привилегиями. По преданиям Иудейским, прозелитам последнего разряда вменялось в обязанность соблюдать так называемые Ноевы законы, как-то: удаляться идолопоклонства, кровосмешения, воровства, грабительства, почитать Единого Истинного Бога и др. Название прозелит врат произошло, быть может, от того, что они могли входить в храм только до врат притвора храма.

ПРОЗОРЛИВЕЦ (1Цар 9:9, 2Цар 24:11) - название, прилагаемое к некоторым из пророков и данное им вследствие их чудесных видений. Первый случай, в котором мы встречаем означенное слово, очень замечателен. Описывая один эпизод из жизни царя Саула свящ. писатель говорит: "Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу." Древнее и народное название пророка было прозорливец. Слово прозорливец прилагается в последующее время к Садоку, Гаду, Самуилу, Еману, Иоилю, Ананию, Асафу, Идифуну, Амосу и др. (2Цар 24:11, 1Пар 9:22, 25:5, 2Пар 9:29, 16:7, 29:30, 35:15, Амос 7:12, Мих 3:7). Существовала даже книга, вмещавшая в себе записи изречений прозорливцев и называемая Записями Хозая. В ней, между прочим, содержалось сказание о грехах и покаянии Манассии (2Пар 33:19).

ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ (Лев 13:41, Мф 8:2, Мк 1:40, Лк 17:12-19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвою, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собою все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которою он был поражен (Иов 2:7-12, 6:2, 7:3-5, 19:14-21). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот на который мы указали. В Свящ. Писании болезнь эта изображается злою, отвратительною и заразительною, каковою она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовением одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этою болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенною и почти домашнею, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озия. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены Иудеям. Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в Лев 14, то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы, как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде на подобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашнею болезнью.

ПРОКЛЯТИЕ (Быт 27:12) - в Библейском употреблении означенное слово противоположно слову: благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия. Проклятие произнесено было в первый раз Богом по случаю грехопадения первых человеков (Быт 3:17). "Проклята земля за тебя," сказал Бог в раю согрешившему прародителю. Проклятие изречено Богом Каину (Быт 4:11). Проклятию подверглась земля со всеми живущими на ней, осужденными на истребление потопом во дни Ноя (Быт 6:7, Быт 7:21-23). Закон Божий вообще изрекает проклятие на всех нарушителей его: "Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона" (Вт 27:26, Гал 3:10); но "Господь Иисус Христос, искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано проклят всяк висящий на древе" (Вт 21:23, Гал 3:13). Проклятие на нарушителей закона торжественно произносилось Израильтянами по занятии земли Обетованной с горы Гевал (Вт 27:11). Иисус Навин произнес проклятие на восстановителя Иерихона (Нав 6:25), Елисей - на детей Вефильских (4Цар 2:24), an. Павел на лжеучителей вопреки благовествованию Христову (Гал 1:7-9).

ПРОПОВЕДЬ, ПРОПОВЕДАНИЕ СЛОВА БОЖИЯ (Исх 61:1). С самых древних времен проповедь служила главным орудием, чрез которое распространялось познание веры (2Петр. 2:15, Иуды 14:15), и доселе она служит тем же самым орудием (1Кор 1:21). В Неем 8 мы видим образец проповеди древних времен. Иоанн Креститель своею проповедью о покаянии и крещением водою подготовлял народу Израильскому путь к крещению от Мессии Духом Святым и огнем. С самого начала распространения Евангелия проповедь Евангельская вообще считалась священным делом. Дар проповедничества в то время получал значение пророческого дара, и каждый член общества, по призванию от Духа Божия, мог быть проповедником в общественном собрании (1Кор 14). Впрочем, к концу Апостольского века, как показывают Апостольские пастырские Послания, проповедническая деятельность вступила в свои пределы, сделавшись служебною обязанностью пастырей Церкви или особенных служебных лиц (1Тим 5:17, Тит 1:9).

ПРОРИЦАТЕЛИ (Вт 18:10, Чис 22:7, 1Цар 6:2). Означенное слово в Свящ. Писании преимущественно употребляется в смысле ложного пророчества и значит то же, что гадание, ворожба, чародейство. В Вт 18:10 о прорицателях упомянуто в связи с чародеями, вызывателями мертвых и проч. мерзостями язычников, которых должны были удаляться Иудеи. Прорицание было распространенным грехом между Израильтянами и многими восточными народами. Для того чтобы узнать будущее, употреблялись различные нелепые и смешные способы. При этом нередко употреблялась чаша с особенными обрядами волхвования. Гадание чашею - очень древнее суеверие, бывшее в употреблении у большей части народов. В Быт 44:5 говорится о чаше Иосифа, что он гадал па ней. Для гадания употреблялись стрелы с начертанными на них именами, чтобы предузнать будущее какого либо лица или успех какого либо предприятия. "Народ Мой вопрошает, свое дерево, говорит Пр. Осия, и жезл его дает ему ответы (Ос 4:12). Гадали также по внутренностям животных, особенно в Греции и Риме; предугадывали будущее по снам, по полету птиц, по движению и положению звезд. Иудеи имели также свое особенное гадание, называемое ими: бат-кол (дочь голоса) и состоявшее в истолковании, в известных обстоятельствах, всякого случайного звука или эхо за указание воли небес. Находились иногда и такие обманщики, которые выдавали себя за вызывателей мертвых. Лжепрорицания и гадания, во всех их формах, особенно строго воспрещаются законом Моисеевым и свящ. писателями (Лев 20:27, Вт 18:9-14 и др.). Они суть ветвь языческого идолопоклонства и суеверия, и в каком бы виде ни рассматривались и употреблялись, греховны и постыдны для истинного Христианина, обнаруживая в нем недостаток веры в Бога и глубокое невежество.

ПРОРОК. Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа (I Кор. 14:3). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель. Агав и др.

По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков.

Особенный предмет предсказаний Ветхозаветных пророков составлял Мессия - Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его во Египет, избиение Вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть. Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцтом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь Апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых. Страшный Суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и наконец вечное царство Христово, Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так ап. Петр пишет: "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:22).

ПРОРОЧЕСКИЕ СЫНЫ (4Цар 2:3,5) - так назывались, вероятно, ученики пророков, воспитанные ими в знании истинной религии, в благочестии и набожности. Школы пророческие, по-видимому, впервые были учреждены Самуилом и из них Господь от времени до времени избирал нужные орудия для исполнения святой Своей воли.

ПРОРОЧИЦА (Исх 15:20). Слово пророчица означает не только жену пророка (Исх 8:3), но также и женщину, которая владеет даром пророчества. Из числа пророчиц наиболее известны: Мариам, Девора, Анна, мать пр. Самуила, Олдама и Анна пророчица, дочь Фануилова.

ПРОСО, ПШЕНО (Иез 4:9) - растение составляющее в настоящее время один из наиболее распространенных и возделываемых видов из хлебных злаков. Видом оно походит на пшеницу и рис. Стебель его поднимается на три фута в высоту и кончается колосом с огромным множеством зерен. Зерна его грубы и шероховаты, и главным образом на Востоке употребляются на прокорм скота. Впрочем пшено, или просо, очень питательно и употребляется в виде крупы или муки. Просо в большом количестве разводится в Сирии, Аравии и Египте. Древние Евреи приготовляли из проса хлеб (Иер 4:9). Хлеб и ныне пекут из него в Аравии, Египте и других местах на Востоке, только он не очень приятного вкуса. Другой родственный вид проса есть растение дурра. Из проса приготовляется крупа, называемая пшеном, для выделки которого зерна обрабатываются особенными пестами на мельницах.

ПРОХОР (начальник хора; Деян 6:5) - один из семи диаконов Апостольской Церкви, рукоположенных апостолам. По преданию, он был учеником ап. Петра и спутником и писцом ап. и ев. Иоанна Богослова. Он был епископом в Никомидии и скончался мученически в Антиохии. Память его празднуется Церковью 28-го июля и 4-го января.

ПРЯСТЬ, ПРЯЖА (Исх 35:25,26, Тов 2:11, Мф 6:28). Почти совсем неизвестно, когда и где было изобретено искусство прядения, но с достоверностью можно сказать, что оно существовало с самых древних времен. Египтяне преимущественно отличались оным, как то мы видим из изображений на древних Египетских памятниках. Различные следы этого искусства являются и у Евреев и достоверно можно сказать, что они обрабатывали в пряжу различные материалы и главным образом волос, шерсть и лен. Шелк и хлопок сделались известными уже в позднейшие времена. Различные выражения и понятия, связанные с искусством прясть и пряжею, неоднократно встречаются в Свящ. Писании (Лев 13:48-59, Суд 16:13,14, 1Цар 17:7, 2Цар 21:19, Иов 7:6, Исх 38:12). На искусство Вавилонян в тканье и пряже делается некоторое указание в Нав 7:21. Судя по значительным прядильно-ткацким работам при устройстве Скинии и одежд в пустыне, можно заключить, что Израильтяне достаточно ознакомились с этим искусством еще находясь в Египте (Исх 35:35). В Свящ. Писании о нем, как об известном женском занятии, упоминается в книгах пр. Моисея (Исх 35:25-26). В кн. Притчей о добродетельной жене говорится: (она) добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками... Протягивает руки свои к прялке и персты ее берутся за веретено... Она делает себе ковры: виссон и пурпур - одежды ее... Она делает покрывала, и продает, и пояса доставляет купцам" (31).

ПСАЛТИРЬ (хвала, хваление, хвалебная песнь, у Евр - книги хвалений) - одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных. Называется так потому что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Свое название получила от Греческого слова φάλλω - пою, так как псалмы в Иудейской Церкви были петы и разыгрывались на музыкальных инструментах. Книга Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного 151, которого нет на Евр языке и который переведен с Греческого. Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых ни как не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (41-48, 83, 84, 86) левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72-82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87) Емана и один (88) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Свящ. Писания, собраны в одну книгу первосвященником Ездрою. О Псалтири особенно должно примечать следующее: она, вместе с учением благочестия, содержит также и многие пророчества о Христе Спасителе, как например в Пс 21 Давид изобразил крестные страдания Спасителя с такою точностью, как бы оный псалом был писан у самого креста. Означенная священная книга есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении. Ап. Павел увещевал верующих заниматься псалмопением (Еф. 5:19, Кол 3:16). И действительно, верующие в первые времена постоянно занимались пением псалмов, и тем воодушевляли себя в подвигах благочестия; псалмами услаждали тяжелые дни гонений и возбуждали себя к мужественному перенесению страданий; псалмы служили им приятным отдохновением во время различных трудов и занятий и назидательным развлечением во время отдыха. "Земледелец, пишет бл. Иероним к Марцелле (пис. 44), идя за плугом, поет аллилуйя; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида." Так для всех и во всякое время жизни и во всех обстоятельствах Псалтирь служила в древности приятнейшим и полезнейшим занятием. Она, по самому содержанию своему, никогда не теряет своего значения и для всякого благомыслящего человека. "Я думаю, пишет св. Афанасий Вел., что в словах этой книги измерена и обнята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя, или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны" (письмо к Мк о Псал.). "Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид, пишет св. Григорий Нисский. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, - всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк"? (Слово на д. Вознесения). По своему великому значению, Псалтирь и в нашем Православном отечестве издревле пользовалась особенным уважением, и не только при Богослужении, но и в быту житейском.

ПТЕНЦЫ ГОЛУБИНЫЕ (Лев 1:14, Лк 2:24). По Иудейскому закону бедным, не имевшим возможности приносить ценной жертвы, дозволено было приносить двух молодых голубей (Лев 12:6). Из этого можно судить о бедности Пресвятой Девы Марии, которая принесла в жертву по закону двух горлиц, или двух птенцов голубиных (Лк 2:24). Горлица принадлежит к разряду пород голубиных, птица перелетная (Иер 8:7, Песн Песн 2:12). см. Горлица.

ПТИЦЫ (Лев 14:4). Птицы, как и животные, разделялись Моисеем на чистых и нечистых. Чистых можно было есть, а нечистые воспрещались для употребления в пищу. Чистыми из птиц считались те которые питаются зернами, семенами, а нечистыми те которые пожирали мясо, рыбу, падаль. Чистые птицы были приносимы в жертву во многих случаях (Лев 1:14-17, 5:7-10, 14:4-7). В жертве очищения, кто не имел козленка или ягненка, вместо них мог приносить двух горлиц или двух голубей. Пророки часто говорят о перелетных птицах, ласточках, журавлях, которые улетают в далекие страны и обратно возвращаются к местам своего жилища. Бог говорит, что Он возвратит Свой пленный народ подобно тому, как возвращаются птицы из отдаленных стран. В Свящ. Писании встречаются также указания на робость и боязливость птиц. "Встрепенутся из Египта как птицы, к из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в дома их, говорит Господь" (Ос 11:11). В Библии есть также указания и на различные способы ловли птиц силками: так Соломон говорит о неразумном юноше, что он, как, птичка, кидается в силки (Прит 7:23); равно также и на соколиную охоту: так в апокрифической книге Варуха (3:16) говорится о царях Вавилонских, что они забавлялись птицами небесными. Хищная птица служит символом войск и армии, вступающей в какую либо страну для разорения оной. В Палестине мертвые тела или трупы иногда выбрасывались на расхищение хищных птиц, но вообще их погребали вечером, даже преступников снимали для сего с виселиц. Гуманное отношение к птицам на Востоке составляет отличительную черту народного характера. Голубей и маленьких сов редко трогают и пугают. Ястреба спокойно сторожат свои гнезда на улицах некоторых городов, как например Антиохии. Аисты также устраивают свои гнезда в некоторых селениях на 4 или на 5 футов от земли и селятся даже в самых мечетях. Моисей, чтобы развить чувство сострадания в сердцах Евреев, заповедует им, что если попадется кому-либо из них на дороге птичье гнездо с птенцами и матерью, тот должен только взять птенцов себе, а мать оставлять (Вт 22:6). И быстрое летание птиц представляет перед нашими глазами мимолетность счастья нашей жизни (Осин 9:11, Пс 10:1, Плач Иер 3:52). "Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется," говорит Премудрый (Прит 26:2). Господь учит нас смотреть на них, как на образ спокойной беззаботности при отеческом промышлении Божием о нас. "Взгляните на nmиц небесных, они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их," говорит Господь (Мф 6:26). Нежному попечению птиц о своих птенцах уподобляется попечение Божие о своем народе (Исх 19:4, Ис 31:5). Птичке, покинувшей свое гнездо, уподобляется человек, покинувший свое место. "Как птица, покинувшая гнездо свое, говорит Премудрый, так человек покинувший место свое" (Прит 27:8). Как многосодержательны и глубокопоучительны слова Спасителя: "...лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где преклонить голову" (Мф 8:20). Или как много упрека и назидания содержится в следующих словах Господа: "Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели!"

ПТОЛЕМАИДА (3Мак 7:15) - город в Среднем Египте между Арсиноем и Гераклеополем. Местность эта доселе славится богатством розовых плантаций, из коих приготовляется известная по всему Востоку дорогая розовая эссенция.

ПТОЛОМЕЙ - имя принадлежавшее разным царям Египетским по смерти Александра Великого. Их считается десять. Кроме царей Египетских, имя Птоломей носили и разные другие лица:

Птоломей, сын Лага, из полководцев Александра Македонского, царь Египетский. В Свящ. Писании имя его не встречается, но к нему относится указание Дан 14:5.

Птоломей II, Филадельф, - сын и преемник предыдущего, царь Египетский. Один из величайших Египетских государей, особенно известный просвещенною любовью к наукам. Его стараниями установлена Александрийская библиотека и составлен перевод Библии с Еврейского языка на Греческий, известный под названием перевода LХХ (точнее, 72-х) толковников или переводчиков. В Свящ. Писании этот царь также не называется по имени, но к нему относится указание Дан 11:6-7.

Птоломей III, Евергет I, - сын Филадельфа и брат Вереники. Он покорил Египетскому престолу Сирию и овладел большею частью Азии. К нему относится указание Дан 11:8-9.

Птоломей IV, Филопатор, сын и преемник Евергета. Его история и деяния подробно излагаются в 3 кн. Маккавейской.

Птоломей V, Епифнн, сын Птоломея Филопатора. О нем не упоминается в Свяш. книгах, но на события его царствования указывается в. Дан 11:13-19, равно также о нем пишет и Иосиф Флавий в своих Древностях (кн. XIII, л. III, IV).

Птоломей VI, Филометор, сын Птоломея Епифана и Клеопатры, царицы Египетской. О нем упоминается в 1 и 2 Маккавейских книгах и в кн. Есфирь (1Мак 10:51-58, 11:1-18, 2Мак 1:10, 4:21, 9:29, 10:13, Есф 10).

Птоломей VII, Евергет II, Фискон, брат Птоломея Филометора, царь Египетский. О нем упоминается в 1 Маккавейской книге (1:18, 19, 15:16). Он покровительствовал наукам и при нем, как полагают, переведена на Греческий язык книга Иисуса, сына Сирахова, для Иудеев, живших в Александрии и Египте.

Птоломей VIII, Латур. Он свержен был с Египетского престола своею матерью Клеопатрою и владычествовал на о-ве Кипре. О нем упоминает Иосиф Флавий в своих Древностях (кн. XIII, гл. Х и др.).

Птоломей, сын Авува (1Мак 16:11-22) - зять первосвященника Симона, поставленный от него начальником над долиною Иерихонскою, человек весьма богатый, надменный и властолюбивый.

Птоломей Макрон (1Мак 3:38, 2Мак 4:45-46) - сын Дорименов, по прозванию Макрон, наместник о-ва Кипра, а затем - Килисирии и Финикии. Оклеветанный перед Евпатором, царем Египетским и лишившись его благоволения, он в отчаянии, отравил себя ядом.

ПУБЛИЙ (Деян 28:7) - начальник о-ва Мелита или Мальты, вероятно в качестве легата Сицилийского претора, к провинции которого принадлежала Мальта. Ап. Павел во время своего пребывания на о-ве Мальте исцелил отца Публия, страдавшего горячкою и болью в животе. По западному преданию, он впоследствии был епископом о-ва Мальты.

ПУД (2Тим 4:21). По преданию, один из 70-ти апостолов и дом его служил церковью во время пребывания апостолов Петра и Павла в Риме. Пострадал при Нероне, усеченный мечем. Память его января 4 и апр.15.

ПУЛА (слово неизвестного происхождения; Ис 66:19) - страна или народ, находившийся между Фарсисом и Лудою. Думают, что под сим названием разумеется какой-либо Африканский народ; по Бохарту, под оным разумеется о-в Филос на р. Ниле, недалеко от Сиэны, где находятся и доныне величественные развалины.

ПУНОН (по Фюрсту: рудник, рудокоп; по Гезению: мрак, тьма; Чис 33:42,43) - один из станов Израильтян во время путешествия их по пустыне, между Салмоном и Овофом. Его считают тождественным с Пиноном, городом Идумейским, известным впоследствии своими медными рудниками, в которые ссылались преступники на тяжкие работы. Быть может, стан этот получил название от имени Пинона, одного из старейшин Идумейских (Быт 36:41). В первобытной Церкви в Пуноне была епископская кафедра и название его часто встречается у древних писателей. По Евсевию, во времена гонения Диоклетиана, здесь пострадало несколько мучеников.

ПУРИМ (жребий; Есф 9:26) - название праздника Иудейского 14 и 15 месяца адара, установленного в память избавления Иудеев от Амана. см. Адар, Амаи, Есфирь, Праздники.

ПУРПУР см. Порфира.

ПУСТЫНЯ см. под словом: Палестина.

ПУТЕОЛЫ (Деян 28:13) - город Кампаньи в южной Италии, на берегу Неаполитанского залива. Здесь остановился ап. Павел на своем пути в Рим, и здесь он нашел братьев, с которыми пробыл семь дней, после многократных опасностей во время своего трудного путешествия. Место это было удобной стоянкой для кораблей; корабли из Египта и других Восточных стран также обыкновенно останавливались здесь и разгружались. Новейшее название города есть Поццуоли. Город Путеолы главным образом замечателен своими развалинами и историческими воспоминаниями.

ПУТЕШЕСТВИЕ В Библии упоминается о разных путешествиях, но редко о морских плаваниях (Пс 106:23, 103:26). Сухопутные путешествия на Востоке гораздо затруднительнее, чем у нас, частью в следствие недостатка там необходимой защиты от нападений хищников и разбойников, частью от недостатка хороших дорог, гостиниц и постоялых дворов. Доселе путешественники по необходимости тянутся по дорогам большими и вооруженными караванами. Во время путешествия по пустыням пользовались проводником, знакомым со страною (Чис 10:31). Жители Востока мало заботились об улучшении дорог: только пред въездом царей, в знак особой почести, дороги выравнивались и исправлялись. "Глас вопиющего в пустыне, говорит пр. Исаия: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи, стези Богу нашему" (Ис 40:3). Об ужасах во время странствования по пустыням, в Свящ. Писании содержится достаточно указаний, как например Вт 2:7, 8:15. Пс 106:4. Евреи в своей земле по населенным местам путешествовали пешком, а иногда пользовались ездою верхом на ослах и верблюдах. Дорожный экипаж (колесница) упоминается в Деян 8:28, по случаю возвращения одного вельможи Ефиопского в свою землю, приезжавшего в Иерусалим на поклонение. Путешествия Иудеев в Иерусалим из дальних мест на праздники происходили большими караванами (Мк 10:27-46, Лк 2:42-46). По причине господствовавшей вражды между Иудеями и Самарянами, Галилеяне должны были ходить в Иерусалим через Перею; но этот путь дальше, а потому иные рисковали ходить прямым путем через Самарию, но за то подвергались неприятностям и переносили различные оскорбления (Лк 17:11, Ин 4:4).

ПЧЕЛА, ПЧЕЛОВОДСТВО (Вт 1:44). Нет ни одного насекомого более обширно распространенного, как пчела, которую можно найти в каждой стране света. Ее способности, трудолюбие и ценный продукт ее деятельности с самых отдаленных времен обращали на это насекомое всеобщее внимание. Цицерон и Плиний указывают на одного философа Аристомаха, который посвятил почти 60 лет изучению жизни пчелы, и на другого - Фелиска, который, как говорят, удалился в пустыню, чтобы удобнее производить свои исследования относительно означенного насекомого. В Свящ. Писании находится много указаний на пчел и их образ жизни. Напр. Моисей разительным образом указывает на жестокое мщение, с которым пчелы преследуют своих врагов (Вт 1:44). Беспомощность человека перед соединенными нападениями этих насекомых хороша известна и часто указывается как древними, так и новыми писателями. Выражение в Пс 117:12 "окружили меня, как пчелы (сот)," объясняет также ту ярость, с которою пчелы нападают на намеченного ими человека. В львином трупе, убитом Самсоном, он нашел рой пчел (Суд 14:8), следовательно пчелы водились в Палестине не только в дуплах деревьев и расселинах скал, но и в телах умерших больших хищных животных. Аллегорические выражения в Ис 7:18 и Зах 10:8 могут несколько уяснить способ вызывать пчел из их ульев при налете нового роя свистом или бряцанием. О диких пчелах говорится в Вт 32:13, Пс 81:16, что они кладут свой мед в лесах, в дуплах деревьев, равно как в расселинах скад. Премудрый Соломон отзывается о пчеле в следующих замечательных словах: "Пойди к пчеле и познай как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена" (Прит 6:8).

ПЧЕЛОВОДСТВО в Палестине издревле составляет значительную отрасль сельского хозяйства. Что Евреи тщательно занимались пчеловодством, видно из того, что они производили значительную торговлю медом с Тирянами (Иез 27:17). Обилие меда и молока в Палестине представляется одним из веских доказательств того, что страна была лучшею и прекраснейшею из всех стран (Исх 3:8, 32:13, Пс 80:17, 1Цар 14:25).

ПШЕНИЦА (Быт 30:14, Суд 6:11) - это наиболее полезное и важное из всех хлебных растений в обилии произрастало в земле Ханаанской. Указания Свящ. Писания на пшеницу, которая в огромных размерах возделывалась Евреями и другими окружающими народами, как-то: Филистимлянами и Египтянами, без сомнения, весьма многочисленны. Аллегорические указания на это хлебное растение содержатся в следующих местах: "Я питал бы их (Евреев), говорит Псалмопевец о Господе по отношению к Евреям, туком пшеницы (Пс 80:17). Они сеяли пшеницу, а пожали терны," говорит Господь о врагах народа Израильского (Иер 12:13). "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф 3:12). Период жатвы в Палестине изменяется сообразно с широтою различных мест и другими обстоятельствами, но самый ранний посев начинается в октябре, а в мае начинается жатва ее. На монетах Иудейских пшеница представляется с тремя колосьями на одном стебле. В Палестине, как замечено выше, пшеницу сеяли с самых древних времен. В Свящ. Писании нередко говорится то о полях с пшеницею, принадлежавших Израильтянам (1Цар 6:16, Пс 28:25), то о разных работах производимых над пшеницею, как-то: о молотьбе и очищении ее. Гедеон молотил на своем гумне пшеницу, когда ангел Господень воззвал его к освобождению страны от Мадианитян. Один Иевуссеянин молотил на гумне пшеницу, когда пришел к нему Давид покупать у него гумно его для построения алтаря Господу. Палестина так изобиловала пшеницею, что в Свящ. Писании она почти постоянно называется землею пшеницы (Вт 8:8).

ПЫЛЬ (Иов 2:12). Сидение в пыли служило знаком глубокого уничижения, а бросание пыли над головою служило символом печали (Нав 7:6). Мы читаем в 2Цар 16:13, что в то время, когда Давид и люди его по возмущении Авессалома, укрываясь от его преследования, шли своим путем, "Семей шел и злословил, и бросал камнями на сторону Давида и пылью." По-видимому, это было нечто в роде проклятия, и подобным образом оно выражалось на Востоке. Так например об Иудеях говорится, что когда они особенно были возбуждены против ап. Павла, бросали пыль на воздух с громким воплем против него. Отрясать прах или пыль с ног своих служило выражением полного отречения от известного места и лица. Этот обычай, как думают, был в общем употреблении между Иудеями. Вступивши раз в какую либо языческую землю, они отрясали пыль с ног своих и уходя поступали таким же образом, чтобы не внести чего нечистого или скверного в свою землю.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА - Праздник седмиц, также праздник жатвы (Исх 34:32) см. Праздники Еврейские. В этот праздник кроме молитв и жертвоприношений преимущественно читались места из книг Закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара. В Христианской Церкви под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Св. Духа на Апостолов. Это один из величайших Христианских праздников от времен апостольских (Деян 2:1-22). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Свящ. Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое следует сряду после литургии, и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв Св. Василия Великого. В молитвах этих Церковь молится Триипостасному Богу о даровании и всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды - телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших, чтобы Господь всем нам простил грехопадения наши и отшедшим дал свободу и ослабление, а пас здесь благословил, и дал нам мирный конец и всех удостоил небесного Своего царствия. В Троицын день Восточная церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божий и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами (Григ. Богосл. Слово 44). Обычай этот перешел к нам из Иудейской Церкви, в которой Иудеи в память Синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали впоследствии синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травою и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы эти, как начатки обновляющейся весны, напоминая нам о Синайском законодательстве и о событии сошествия Св. Духа на апостолов в этот день, должны вместе служить для нас знаком и выражением живейшей нашей радости и благодарности Богу - Зиждителю нашему, устрояющему наше спасение, и с обновлением природы обновляющему и освящающему самые наши поля и все обильно дарующему нам для наслаждения.

ПЯТНИЦА (Мк 15:42, Лк 23:54, Ин 19:14, Мф 27:62, Иудв 8:6; приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Эти приготовления начинались около 9-го часа дня, и следовательно около 3-х часов пополудни (Древ. Флав. кн. XVI, гл. 6), и состояли собственно в приготовлении пищи для субботы (Исх 16:5-23), в очищении и приготовлении праздничных одежд, в накрытии стола и возжжении светильников. Естественно, что обыкновенные дневные занятия на эти часы отменялись. Как субботе, так и другим великим дням, празднуемым подобно субботе у Иудеев, также предшествовал день приготовления; отсюда у Иоанна день распятия Господа называется приготовительным днем Пасхи (Ин 19:14), ибо в тот год Пасха случилась в субботу. Таким образом и осуждение Спасителя на распятие и самое распятие и смерть Его все это происходило в пятницу на субботу.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!