на головную страницу сайта





Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор, 1891)



СИТНА (враждебность, вражда; Быт 26:21) - название колодца, так наименованного вследствие того, что пастухи Исаака спорили здесь с пастухами Филистимскими. Он находился в долине Герар, или в этом направлении. Следы этого названия находят в имени реки Шутейн, к ю. от Кулазы (Елузы).

СИТТИМ Иол 3:18 - долина Ситтим находилась в стране Моавитской, почти против Иерихона и в недальнем расстоянии от него, но выражение - долина Ситтим, употребленное в означенной цитате, вероятно, означало какую-нибудь долину, известную по обилию растущих в ней ситтимовых деревьев, или акаций; или, может быть, поэтически употреблено, как название какой-нибудь твердой невозделанной местности. Чис 25:1, Нав 2:1, 3:1, Мих 6:5 - долина на полях Моавитян, где Израильтяне долго стояли лагерем до перехода своего через Иордан; лежит и с. от Мертвого моря и к в. от нижнего Иордана против Иерихона. Это вероятно та же самая долина, что и Аве-Ситтим (см. это слово).

СИТТИМОВОЕ ДЕРЕВО из породы акаций (Исх 25:5, Ис 41:19), гибкое, очень твердое дерево, между прочим употребляемое и на постройку Скинии и на приготовление утвари в ней. Вообще думают, что оно было из рода акаций, растущих в изобилии во всех пустынях от северной Аравии до Ефиопии, и из которого добывается наш гуммиарабик. Это прекрасное дерево с широко распространяющимися ветвями и пахучими цветами. Ситтимовое дерево упоминается также в числе приношений для Скинии (35:5,24). Оно также упоминается как дерево достойное насаждение в связи с миртом и другими пахучими кустарниками. "Насажу в пустыне кедр и мирту и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе" (Ис 41:19), говорит пр. Исаия.

СИУАЛ (Вар. 1:3) - это месяц Сиван (вероятно древнеперсидское слово, указывающее на какое-либо языческое божество), название третьего месяца в Еврейском году с новомесячия июня до новомесячия июля (Есф 8:9). Он кажется был принят Евреями после Вавилонского плена.

СИХАРЬ (Ин 4:5). Этим словом означается Сихем, но, по мнению других, он был совершенно другое место. В древне-Сирийском переводе стоит слово: Шохар, что может иметь значение - упившийся. Полагают, что это было укоризненное слово, обращаемое Иудеями к Самарянскому городу. Несомненно, что в IV веке Сихем и Сихарь различались между собою, потому что путешественник Бордо упоминает о каждом из них в отдельности. Но несомненно, что это разграничение между городами не удержалось, так как в VI столетии составитель книги под названием: "Путеводитель св. муч. Антонина" (570 г. по Р.Х.) говорит, что он пришел в город, прежде называвшийся Самариею, а теперь Неаполисом, в котором находится колодезь, из которого Господь просил пить у Самарянской женщине. Здесь была устроена церковь в честь св. Иоанна Крестителя, и перед решетками алтаря здесь находится колодезь и сосуд, из которого, по преданию, напился Иисус. Если Сихарь не был Сихемом, то он мог быть небольшим Самарянским городом или селением, находившимся несколько к с. от колодца, называемого теперь А шаром. Между столь противоположными мнениями трудно решить этот вопрос положительно, но мы предпочитаем оставаться на более общем мнении, которое отождествляет Сихарь с Сихемом.

СИХЕМ (плечо, или, лучше, верхняя часть спины, между плечами): Быт 34:2,26 - сын Эммора, Евеянина, князя земли Сихемской, который был жестоко и вероломно поражен Симеоном и Левием за его недостойное поведение относительно их сестры Дины.

Известный Хананейский город в Самарии, названный так, вероятно, по имени сына Эмморова, упомянутого в предыдущей статье. Название означенного города является также в форме Сихарь (Ин 4:5). Мы встречаем его в кн. Бытия еще во времена Авраама (Быт 12:6). В указанной цитате он называется местом Сихем, а в 33 (ст. 18) главе - городом Сихем. Иаков скрыл языческих богов и идольские украшения своих домочадцев под дубом близ Сихема (Быт 35:4) и в окрестностях Сихема паслись его стада под руководством его сыновей (Быт 37:12-14). Он был одним из городов убежища (Нав 20:7) и им владели некоторое время левиты (21:21). Здесь И. Навин собрал колена Израилевы перед своею смертью (24:1-25) и здесь погребены были кости Иосифа (ст. 32). Здесь жила наложница Гедеона (Суд 8:31) и он был местом злодеяний Авимелеха (9:1-57). Ровоам был поставлен царем в Сихеме (3Цар 12:1), но вскоре затем он сделался резиденциею Иеровоама (ст. 25). Существуют еще и другие указания на этот город в Ветхом Завете; в Новом Завете Сихем, под именем Сихарь, является перед нами, как город, в котором Господь Иисус беседовал с Самарянскою женщиною (Ин 4:5). Когда Римляне возобновили город после войны, то назвали его Неаполем, или новым городом, и он доселе носит это название, несколько измененное в название: Наблус. Из предшествующих указаний видно, что Сихем упоминается уже почти за 4000 лет до нашего времени, а потому он есть один из древнейших городов в мире. В течение всего Библейского периода он представляется городом довольно значительным, равно как и спустя долгое время после того. По свидетельству некоторых толкователей, один из епископов Сихемских, по имени Герман, присутствовал на первом Никейском соборе в 325 году, хотя другие именуют Германа епископом Самарийским. Об этом городе упоминает Евсевий, равно как и пилигрим Бордо. Очень естественно, что когда усилилось паломничество в Палестину, Сихем получил свое особенное значение. По преданию, в Сихеме Ирод приговорил Иоанна Крестителя к усекновению главы. Нет необходимости перечислять все исторические и литературные воспоминания об этом замечательнейшем городе. Его важное значение и положение подтверждается, между прочим, тем что при Римских Императорах в Сихеме чеканились монеты, с надписанием на оных их имен. Древний Сихем несомненно находился на месте нынешнего Наблуса или недалеко от него, и лежал к с. от горы Гаризим, по долине, отделяющей оный от Гевала. Здесь находились: гробница Иосифа и колодезь Иакова.

Колодезь Иакова имел над собою церковь, о которой упоминает Феодорик (в 1172 г. по Р.Х.) в следующих словах: "Теперь - кладезь, у которого сидел Господь, находится в расстоянии полмили от города и расположен перед алтарем церкви, некогда построенной над оным." Народонаселение Наблуса состоит теперь из 10,000 человек, Могометан, Христиан, Самарян и Иудеев. Интерес этого города в настоящее время заключается не только в его исторических воспоминаниях и его антикварных остатках, но, главным образом, и в том, что он в настоящее время служит местопребыванием Самарян, которые доселе удерживают свое существование как отдельная секта и совершают свое богослужение по обрядам Самарянского исповедания.

СИХЕМЛЯНЕ - потомки Сихема, из потомства Манассии (Чис 26:31).

СИХОР (темный, мутный; Ис 23:3) - по мнению некоторых, название р. Нила у Греков, так как вода ее была часто покрыта черным илом и вследствие этого мутна и болотиста. Пить воды Нила у Иер 2:18 значит искать помощи у Египтян. В Нав 13:3 мы читаем, что границы страны Израильской простирались от Сехора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу. Впрочем, в означенной цитате едва ли под Сихором разумеется Нил, так как страна на с. от Синайского полуострова между Египтом и уделом колена Симеонова не была назначена для поселения 12-ти колен, по этому является более правдоподобным, что название Сихор прилагается здесь к потоку, или ручью, впадающему в Средизем-ное море при Риноколуре. То же самое замечание относится и к Сихору Египетскому в 1Пар 13:5. Затем в одной из цитат в Ис 23:3. очевидно, разумеется р. Нил.

СИФ (основание, утверждение; Быт 4:25, 5:3, Лк 3:38) - третий сын Адама, родившийся, когда Адаму было 130 лет от роду; он был предком Еноха, Мафусала и Ноя и, вероятно, сынов Божиих, о которых говорится в Быт 6:4. Жил 912 лет. Предание приписывает Сифу изобретение букв. Упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Лк 3:38).

СИФРИ (Господь защищает; Исх 6:22) - сын Узиила, потомства Левия, сына Иакова.

СКЕВА (Деян 19:14) - один из Иудеев, живших в Ефесе. Он называется первосвященником, что, вероятно, значит, что он был священнического рода и занимал почетное место в народном собрании. Он имел семь сыновей, которые, вместе с несколькими другими Иудейскими заклинателями, употребляли заклинания. Они начали так поступать после того, как увидели чудеса, совершенные ап. Павлом, именно стали заклинать злых духов именем Господа Иисуса, которого проповедовал ап. Павел; но это послужило только к посрамлению их дерзости, обмана и корыстолюбия. Бесноватый, из которого они думали выгнать духа, бросился на них, как на дерзких самозванцев, не призванных к тому от Бога, изъязвил их и вынудил в таком состоянии бежать из дома. Событие это, когда молва о нем разнеслась по всему городу, имело важные последствия. Много лиц уверовало в Господа Иисуса Христа, и многие чародеи, собрав свои чародейные книги, добровольно сожгли их, несмотря на их ценность. Цена сожженных книг простиралась до 50,000 драхм (220 кг; около 10,000 р.).

СКИНИЯ (Исх 25:9) - собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в Чис 24:5, Иов 11:14, 22:23, Мф 17:4, но вообще в Свящ. Писании оно прилагается к священному зданию, устроенному Моисеем по повелению Божию для служения в оном Господу. Скиния собрания (Исх 33:7) была воздвигнута Моисеем для собственного употребления. В ней он давал аудиенции народу, выслушивал и решал различные тяжбы и споры и просил Божественных откровений. В ней также, вероятно, отправлялись общественные богослужения, и отсюда она получила свое наименование. Другая Скиния была устроена Давидом для поставления в оной Ковчега Завета (2Цар 6:17); но Скиния, преимущественно так называемая, была построена, как замечено выше, Моисеем для богослужения, частью для того чтобы служить местом пребывания, Иеговы, как царя Израилева, а частью, как место для отправления торжественнейшего общественного богослужения. Она была устроена с необыкновенным великолепием во всех частях своих, по особенному повелению Господа, и очевидно имела таинственное и иносказательное значение (Евр 9:1-8). Средства для сооружения оной составлялись в обилии из добровольных пожертвований народа (Исх 35:4-9, 36:3-7). Наблюдение за построением Скинии было поручено Веселиилу и Аголиаву, которые были одарены особенным высокохудожественным дарованием для совершения означенного деда.

Внутреннее, первое отделение Скинии называлось Святое, или святилище, или первая Скиния, а самая внутренняя часть оной называлась второю Скиниею, или Святое Святых (Евр 9:2,3). Что касается до сооружений во дворе Скинии, то в ней находились, во первых, жертвенник всесожжении; стоявший посреди, во вторых - медный умывальник, соответствовавший медному морю (3Цар 7:23), который стоял между жертвенником и Скиниею и, по своему образцу, походил на урну. В ней находилась вода для омовения рук и ног священников, когда они готовились приступать к священнодействию. Что касается до принадлежностей самой Скинии, то в ней находилось следующее: во первых, золотой седмисвещник, стоявший налево от входа, в лампадах коего непрестанно горел елей; направо - стол, или трапеза, из дерева акаций, обложенный золотом, с лежащими на нем хлебами предложения, переменяемыми каждую субботу, и к з. жертвенник или алтарь кадильный из того же дерева, обложенный золотом, для курения фимиама. В самой внутренней части Скинии - Святое Святых - отделенной от святилища внутреннею завесою, находился Ковчег Завета, сделанный из дерева ситтим, или акаций, и покрытый изнутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге находились скрижали Закона, на которых были начертаны десять заповедей, золотой сосуд, или золотая стамна с манною и прозябший жезл Ааронов. Скиния и двор ее были окончены совершенно точно по плану, указанному Богом Моисеею, на горе Синае. Что касается до ценности постройки Скинии, то пошло на оную одного только серебра и золота, не считая меди, железа, дерева, завес, балдахинов и проч., почти на двести тысяч ф. стерлингов, что по настоящему курсу составляет 2 миллиона рублей. По окончании сооружения, Скиния была освящена для служения Богу с весьма торжественными, величественными обрядами (Исх 30:23-33, 40:9-11, Евр 11:21). Во время странствования Израильтян по пустыне Скиния всегда ставилась среди стана. Шатры священников и левитов окружали ее в указанном порядке (Чис 2:2-29), а в некотором расстоянии от нее ставили шатры колен Израилевых, разделенных на четыре великих отдела, состоящих каждый из трех колен и каждый отдел имел свое собственное наименование и знамя (Чис 2:2-29). Скиния и ее принадлежности были устроены так, что их удобно было снимать, переносить с места на место и восстановлять снова. На особенные лица, или на особенные разряды лиц была возложена обязанность перенесения Скинии и смотрения за ее принадлежностями. Остановка каждого стана, подъем в путь, даже порядок самого пути, указывались непосредственно Самим Господом. В тот день, когда была окончена постройка Скинии, Господь открылся в облаке, которое покрыло Скинию собрания и Слава Божия так наполнила ее, что сам Моисей на этот раз не мог войти в оную. С этих пор облако покрывало Скинию в продолжении всего странствования Иудеев. Каждый раз, как поднималось облако от Скинии, сыны Израилевы снимали свои шатры и отправлялись в путь и где оно останавливалось, там они снова располагали свой стан. Ночью это облако делалось блестящим, как огненный столп, и предшествовало им, как дневное облако (Чис 9:15-23, Исх 40:39,40). По окончании странствования Евреев и по вступлении их в Обетованную землю. Скиния была поставлена в Галгалах (Нав 4:19), а по совершенном завоевании и разделении ее, была перенесена в Силом, как средоточие земли Обетованной, и оставалась здесь от 300 до 400 лет. Затем отсюда ее перенесли в Номву (1Цар 21:1-9) и после в царствование Давида - в Гаваон (1Пар 21:28), где она и находилась еще в начале царствования Соломона (2Пар 1:1-13). По создании храма Соломонова, Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был перенесен сюда в новосозданный храм (3Цар 8:3-4). С этого времени о Скинии ничего более не говориться. В одно время совершалось двойное богослужение: первосвященник Садок священнодействовал в Гаваоне, а другое богослужение совершалось в Иерусалиме, где находился Ковчег Завета.

Скиния, как мы уже заметили выше, имела высшее иносказательное духовное значение, как до объясняет ап. Павел в послании к Евреям (9:24): "Ибо Христос, говорит ап. Павел, вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас, пред лице Божие" и в другом месте он говорит: "Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришедши с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, т.е. не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но с Своею кровью, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление" (Евр 9:11,12).

СКИПЕТР (Быт 49:10, Есф 8:4) - деревянный жезл в 5 или 6 футов длины, обыкновенно обложенный золотом, или убранный золотыми кольцами с богато убранным наконечником. Его носили в руках цари и другие почетные лица в знак своей власти. Не отойдет скипетр от Иуды, говорил умирающий патр. Иаков в своем предсмертном пророчестве об Иуде, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт 49:10). Вероятно, царский скипетр ведет свое начало от пастушеских жезлов, так как патриархальные вожди были вместе и пастырями и князьями. С другой стороны, копье Саула, по-видимому, служило ему и вместо скипетра. Палицы, которые носили перед чиновниками гражданских и муниципальных корпораций, устроялись, вероятно, в виде скипетра. Царский скипетр в настоящее время делается в виде богато украшенного жезла. Когда царь касался своим скипетром до того, кто приближался к престолу, то это служило знаком царской милости и расположения (Есф 5:2). Герои Гомера употребляли свой скипетр для наказания провинившихся. Жезл правоты (Пс 44:7) служит символом справедливого правления. Железный скипетр служит выразительным символом строгости и сокрушительной силы власти помазанников Господних против возмутителей (Пс 2:9).

СКИПЫ см. Комары.

СКИФОПОЛЬ (Суд 1:27, Иудф 3:10), иначе Беф-Сан, Скифский град - город в колене Иссахаровом, принадлежавший колену Манассиину лежавший в 120 стадиях от Тивериады и в 600 стадиях от Иерусалима. Он был весьма сильною крепостью, как по своему естественному положению, так и по своим искусственным укреплениям, величественные развалины коих сохранились и доныне. Во времена Спасителя Беф-Сан, или Скифополь, был главным городом Декаполя или союза 10 городов, населенных большею частью язычниками. Некогда это был цветущий город, который в Талмуде называется воротами рая, городом пальм и маслин, но в настоящее время это бедная деревня среди нагой, бесплодной пустыни, в которой насчитывают только от 70 до 80 домиков.

СКИФЫ (2Мак 4:47, 12:29, 3 Мак 7:5, Кол 3:11) - обитатели Скифии. Под Скифами разумеются все пастушеские кочующие племена, жившие к с. от Каспийского и Черного моря и рассеянные далеко на в. от оных. Об этой громадной стране в древности знали очень мало, известно только, что они жили в пределах Русской Империи, к которой на громадном протяжении причисляются и самые означенные местности. Нация Скифов, по-видимому, состояла из многих различных народностей, большею частью грубых, воинственных, кочевых и не цивилизованных. Скифы принадлежали к потомкам Иафета. В истории Скифских племен особенно сохраняется одна замечательная, выдающаяся черта, именно, стремление делать набеги и вторжения в страны других народов. Быть может, это происходило вследствие их кочевого и разбойнического образа жизни, но при этом особенно живо вспоминаются слова Быт 9:27. "Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых." Большинство церковных историков согласно утверждают, что в Скифии Евангелие проповедовал ап. Андрей, и таким образом начало Христианства восходит здесь к самым временам апостольским. Здесь известны были в древности епархии: Скифская, Херсонская и другие.

СКОВОРОДА (Лев 2:5, 7:9, 1Цар 2:14, 2Цар 13:9 и др.) - металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. До нас не дошли образцы сковород, какие были в употреблении у Иудеев и мы можем только предполагать, что они имели сходство с подобными же сосудами, употребляемыми в древней и новой Азии и в Египте. Об сковородах для жарения неоднократно упоминается в Ветх. Зав., как то видно из указанных выше цитат. Во 2Макк 7 повествуется, что во время гонения Антиоха Епифана семь сыновей семейства Соломин были осуждены царем на мучения за веру, и что они, по содрании с них кожи, один за другим на глазах матери были изжарены на сковородах.

СКОРПИОН (Вт 8:15, Лк 10:19, От 9:3-10) - ядовитое животное, водящееся в Африке, Индии, Персии и др. Оно так походит на рака, что последний называется у Арабов морским скорпионом. Обычная его длина от вершка до двух вершков, но в тропических странах он встречается иногда 6 - 8 вершков. Ужаление скорпионом сопровождается мучительными болями (От 9:3-6) и оканчивается нередко смертью в страшных судорогах. Это насекомое скрывается вообще в развалинах, в холодных и темных местах, в щелях, под камнями, и когда свертывается в клубок, то походит на яйцо. В этом можно видеть пояснение слов Евангел. Луки (11:12). Моисей говорит, что Израильтяне проходили через пустыню великую и страшную, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие... (Вт 8:15). В кн. Ис. Сир. злая жена сравнивается с скорпионом, и взявший ее за себя не избежит уязвления (Сир 26:9): "берущий ее, говорит он, то же, что хватающий скорпиона." В Свящ. Писании слово: скорпионы употребляется в иносказательном смысле для означения нечестивых людей, которые подобно скорпионам нравственно жалят людей благочестивых (Иез 2:6). Спаситель сказал Своим ученикам: "Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов" (Лк 10:19), в том же самом иносказательном смысле. Под словом: скорпион разумеется также орудие наказания, похожее на наш бич, но с многими узлами и малыми камнями на конце, каждый удар которого по спине должен был производить мучительную боль (3Цар 12:11).

СКОТ (Быт 1:25). В общеупотребительном смысле в Свящ. Писании под названием скота разумеются те же самые четвероногие животные, которые в настоящее время находятся на службе у человека, как то: волы, лошади, овцы, козлы. В пастушеских странах Востока скот составлял главное богатство человека (Быт 30:43). Об Иове говорится, что "имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьcoт пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока" (Иов 1:3). Богатые люди делали подарки из своего скота друг другу, как например Авимелех и Авраам (Быт 20:14, 21:27). Стада домашнего скота у Авраама и Лота были так многочисленны, что они должны были разделиться друг с другом. Иудея, состоявшая из холмов и долин, представляла отличное место для пастбищ. Сами собственники стад лично наблюдали за скотом и не считали это занятие низким для себя, подвергаясь всем превратностям погоды. Иаков говорит о себе: "Я томился днем от жара, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих" (Быт 31:40). Во время изгнания, Моисей пас стада своего тестя и Давид был призван на престол Израилев, будучи пастырем овец. Пр. Амос был пастырь и Самегар точно также был поставлен судиею Израильским после занятий скотоводством. Равно и женщины принимали участие в скотоводстве. При первом свидании Иакова с Рахилью, она шла с мелким скотом отца своего. В Быт 29:9-10 говорится следующее: "Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль (дочь Лавана) с мелким скотом отца своего, потому что она пасла (мелкий скот отца своего). Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей; то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана, брата матери своей." Дочери священника Иофора были также пастушки; и сцена, представленная в Исх 2:16-21, отзывается всею свежестью и прелестью пастушеской жизни. Должность пастуха или надзирателя за стадами считалась ответственною и часто требовала не малого мужества при сохранении оных от нападений разбойников и диких животных. Указание в Иов 36:33 объясняется тем фактом, что некоторые животные из домашнего скота особенно чувствительны к переменам воздуха и температуры, предшествующим дождю и грому.

СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА (Исх 24:12, Вт 4:13, 2Кор 3:3, Евр 9:4). Под сим названием разумеются две каменные доски, на которых самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божия. Четыре первые заповеди, написанные на одной доске, содержат в себе познание и почитание Истинного Бога, а прочие шесть, написанные на другой, заключают в себе обязанности к ближнему. Десять заповедей закона Божия разделены на две скрижали, в означение того, что в них заключается два рода любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему, и потому предписывается два рода должностей.

СКРЫТЫЕ КЛАДОВЫЕ (Иер 41:8). "Нашлись между ними (из 80, которые пришли с дарами в дом Господень и все умерщвлялись) десять человек, говорится в кн. пр. Иеремии, которые сказали Исмаилу: не умерщвляй нас, ибо у нас есть в поле скрытые кладовые, с пшеницею и ячменем, и маслом, и медом". Эти скрытые кладовые, или как они иначе называются в Новом Завете: сокровища на поле сокровенные, несомненно, помещались в подземных колодцах, подобных существующим ныне в некоторых местах, в которых складывается зерновой хлеб после его обработки. Близ города Висана (древний Вефсан) находится много подобных подземных житниц.

СЛОВО, БОГ-СЛОВО (Ин 1:1,14, 1Ин 1:1 и др.). Слово "Логос" в указанных местах означает второе лицо Св. Троицы - Сына Божия, как Вечное и Ипостасное Слово Божие, от вечности бывшее со Отцом и потом воплотившееся для нас человеков и для нашего спасения. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог," - сими возвышенно потрясающими словами начинает свое благовествование ап. и ев. Иоанн (Ин 1:1).

СЛОВО БОЖИЕ, или ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ - оно двоякое: устное и письменное. О последнем см. Свящ. Писание, о первом: Свящ. Предание.

СЛОН (1Мак 6:30 и далее, 1:18, 3:34, 2Мак 11:4, 13:2, 15:20). Слон - самое большое из млекопитающих четвероногих, принадлежащее к разряду толстокожих, величиною бывает иногда до 16-ти футов; на верхней части рта вместо резца у него находятся два больших клыка, выдающиеся изо рта вперед. В устройстве организма слона замечателен хобот, служащий ему для обоняния, осязания и хватания. Им он может легко вырывать самые толстые деревья, а также и поднимать самые малые предметы, как например булавку, мелкую монету. Живет до 150 лет. Иудеям хорошо известна была слоновая кость, выделываемая из клыков слона (3Цар 10:22. 2Пар 9:21), составлявшая не маловажный предает мировой торговли, но об самых слонах в Свящ. Писании, по-видимому, нет никаких указаний до того самого времени, когда они употреблялись Антиохом Евпатором в войнах с Маккавеями. Изображения слонов нередко находят на древних Ассирийских памятниках. На слонах укреплялись твердыми канатами деревянные башни, из которых в каждой находилось по 32 сильных мужа. К каждому слону присоединялось множество воинов и всадников в кольчугах и медных шлемах, сопровождавших его с обеих сторон и служивших для него защитою и подкреплением (1Мак 6:34-38, 2Мак 15:20). Пред сражением, для большого раздражения слонов, кормили их ладаном и поили вином (3 Мак 5:1-5). Что касается до слоновой кости, то изделия и украшения из оной со времен Соломона были нередки. В 3Цар 10:18, 22:39 говорится, что престол Соломона был сделан из слоновой кости, и что Ахав царь Израильский построил дворец из слоновой кости. У Псалмопевца упоминается о чертогах из слоновой кости (Пс 44:9).

СЛЮНА (1Цар 21:13. Лев 15:8, Мф 26:67, Ин 9:7 и др.). По Моисееву закону слюна имеющего очищение и падшая на кого-либо почиталась осквернением и требовала законного очищения. Оплевание кого-либо, особенно плевание в лицо вообще служит выражением величайшего неуважения, отвращения, презрения, и следовательно величайшего позора и поругания (Ис 50:6, Мф 26:67). Даже плевать на пол перед кем либо служило знаком нарушения должного уважения (Иов 30:10), и нынешние Арабы почитают это для себя оскорблением. Приточное выражение у Иова (7:19): "доколе не дашь мне, проглотить слюну мою?" значит: доколе хотя на мгновение Ты не отойдешь от меня? В Евангелии упоминаются три случая исцеления слепых, где Господь употребляет слюну или плюновение (Ин 9:6, Лк 7:33, Мк 8:22). Слюна особенно человека ничего еще не евшего употреблялась некогда как некое целебное средство, как например при ужалении змеею, или скорпионом, при воспалениях и т.п. и здесь вместе употреблялись различные волшебства и суеверия (сн. Плиния VII, 2, XXVIII, 7, 22).

СМАРАГД (От 4:3, 21:19) - драгоценный камень прекрасного зеленого цвета. Он находится в призматических кристаллах, и состоит из силиция, алюминия, глюциния, от которых и получает свой прекрасный цвет. Древние доставали смарагд из окрестностей горы Цабар в Египте; в настоящее время лучшие смарагды вывозятся из Перу. На этот драгоценный камень указывается в описании радуги, окружавшей престол Божий (От 5:3); и он составляет четвертое основание стен небесного Иерусалима (21:19). Означенный драгоценный камень так красив, что с его красотою и прелестью не может сравниться ни один драгоценный камень. Он составляет для глаз одно из приятнейших явлений в природе. По словам Плиния, зелень деревьев доставляет большое удовольствие, но с зеленью смарагда или изумруда не может сравниться ни один предмет. Древние историки свидетельствуют, что изумруды украшали двери дворца Клеопатры, когда она встречала Юлия Цезаря. Кроме того, древние приписывали им таинственную силу предохранять от падучей болезни. Цари и богатые люди вешали изумруды на шею своим детям и сами носили их в ограждение от падучей болезни.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ см. Казнь.

СМЕРТЬ Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла высшею духовною жизнью. Душа также может умереть, но не так как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а душа. когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Смерть вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство. Свящ. Писание говорит о сем следующим образом: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим 5:12).

СМЕХ (Быт 18:13, Быт 21:6) - слово означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т.п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как например в Прит 1:26, то оно означает, что Бог презирает, или не обращает никакого внимания на известный предмет, или на известное лицо.

СМИРЕНИЕ (Прит 15:33). Смирение - добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в Христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым. "Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, говорит ап. Петр, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время" (1Пет 5:5-6). В этом как и во всех прочих отношениях земная жизнь Божественного Спасителя представляет собою для всех нас совершеннейший пример и образец. "Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Филип. 2:8), говорит о Нем ап. Павел. Свящ. Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным, и угрозами различных наказаний для людей гордых.

СМИРНА (От 2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и в том же самом расстоянии от морского берега, при устье р. Мелес на западном берегу Малой Азии. Древние считали его венцем Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам. Город подвергался по крайней мере шесть раз большим или меньшим землетрясениям, лишился 60,000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году. Слово Божие посеяно здесь еще во времена апостольские. Церковь здесь насаждена ап. Иоанном Богословом. Первым епископом здесь был св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В настоящее время Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи. Впрочем улицы его, при народонаселении в 150 тысяч человек, узки и грязны. Дома большею частью деревянные без печей и в один этаж. В новейшей Смирне сохранилось немного остатков от древнего города, как-то: остатки амфитеатра, в котором пострадал ап. Поликарп и в нем своды тех логовищ, в которых содержались звери и др. Смирна в настоящее время Турками называется Исмирь и имеет 4 мили в окружности. Гавань Смирны очень поместительна и представляет отличное место для стоянки кораблей.

СМИРНА (Мф 2:11) - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распушающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх 30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мф 2:11).

СМОКОВНИЦА, СМОКВЫ (Ис 34:4, Вт 8:8, Мф 21:19, Ин 1:48, От 6:13 и др.) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ. Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт 3:7). В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение "сидеть под смоковницею" иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25, 4 Пар 18:31, Ин 1:48). Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф 21:19). Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн 2:13, Мф 24:32). Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер 5:17, 8:13, Иол 1:7,12). Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида:

Ранние смоквы (Песн 2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер 24:2). Так прор. Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. "Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я omцoв ваших," говорит он (Ос 9:10). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Прор. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: "Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть" (Наум. 3:12).

Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять.

Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше чем первые, продолговатые, и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар 25:18). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но кроме того они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Прор. Исаия сказал: "возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел" (4Цар 20:7). Проклятие смоковницы Спасителем (Мк 11:13-21) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано, что еще не время было собирания смокв. Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому, если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта несомненно была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.

СМОЛА ГОРНАЯ см. Асфальт.

СНЕГ (2Цар 23:20, Исх 4:6) - воздушные испарения, замерзающие в воздухе и падающие на землю большими белыми хлопьями. Указания на снег в Свящ. Писании, особенно на его белизну, встречаются нередко. Снег был любимым иносказательным выражением у Евреев. Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? вопрошает пр. Иеремия (18:14). Церковь, по слову Псалмопевца, забелела, как снег на Салмоне (Пс 67:15). Засуха и жары поглощают снежную воду, говорит Иов, так преисподняя грешников (24:19). Омой меня, восклицает Псалмопевец, и буду белее снега (50:9). Если грехи ваши будут, как багряное, свидетельствует пр. Исаия от лица Господня, как снег убелю (1:16). Снег, обыкновенно падающий зимою и довольно глубоко покрывающий землю, иногда даже в Иерусалиме, хотя и не долго лежащий на оной, служит также предметом особых иносказательных указаний. Так о Ванее говорится, что он убил льва во рве в снежное время (2Цар 23:20). Снегу Он говорит: будь на земле, говорится в Иов 37:6. Он дает снег, как волну, восклицает Псалмопевец, сыплет иней, как пепел (Пс 147:5). Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, говорит Ис 55:10. Болезнь проказа неоднократно в Свящ. Писании сравнивается с снегом (Исх 4:6, Чис 12:10, 4Цар 5:27).

СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В Библии различаются разные виды снов: сны обыкновенные, естественные и сны посылаемые человеку свыше. Последние сны с самых древних времен, служили средством для открытия воли Божией человеку, и многие из них отличались своим высоко пророческим значением (Быт 20:3-6, 28:12-14, Дан 2:4, Иол 2:28). Господь давал людям способность истолковывать сны. Саул жаловался на то, что Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков (1Цар 28:6). Сему подражали лжепророки, и Иеремия сильно обличает их за это (Иер 23:25-28).

Нередко чудесные откровения воли Божией называются видениями (Лк 1:22, 1Цар 3:15). Считаем излишним входить здесь в психологический анализ сновидений. На сновидения нередко указывается в Свящ. Писании, как на обыкновенные явления. Иов например говорит (7:14): Ты страшишь меня сном, и видениями пугаешь меня. Соломон объясняет источник многих сновидений, когда говорит: сновидения бывают при множестве забот (Ек 5:2), и описывает сущность большинства оных в следующих словах: во множестве, сновидений как и во множестве слов, много суеты (5:6). Способность истолковывать сны, по отношению сновидений к будущим событиям, конечно, была сверхъестественным даром, так как сии сновидения известны только единственно Верховному Виновнику оных. Так например Иосиф получил Божественное откровение истолковать сны хлебодару и виночерпию (Быт 40:5-8, 41:16). Не от Бога ли истолкования? сказал он им, - и растолковал сны; равно как Даниил, по Божественному внушению, разъяснил сон Навуходоносору. В заключение заметим, что так как полное и совершенное откровение воли Божией начертано для всех нас в Евангелии, то всякая вера в сновидения, будто бы предвещающие будущие события, неразумна и обманчива, и что все попытки усвоить себе возможность истолкования оных должны считаться в высокой степени греховными и безрассудными.

СО см. Сигор.

СОБАКА У древних Египтян собаки, равно как и кошки, пользовались, особенным уважением. По Иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у Мусульман. Между Евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого либо с мертвым псом (1Цар 24:15), и даже деньги полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию - в дом Господа (Вт 23:18). Посему-то название пес прилагается an. Павлом к лжеучителям (Филип. 3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами (Прит 26:11, 2Пет 2:22). Слово псы употребляется иносказательно для означения гонителей (Пс 22:16), лжеучителей (Ис 56:11), нечестивых людей (Мф 7:6) и язычников (Мф 15:27). Впрочем даже и у Евреев собаки назначались для охранения стад (Иов 30:1, Ис 56:10-11). Соломон говорит: псу живому лучше, нежели мертвому льву (Ек 9:4), обозначая сими словами, что всякое, даже самое ничтожное существо пользующееся жизнью счастливее и важнее самого благородного и великою существа уже умершего. Восклицание Авенира: разве я собачья голова? (2Цар 3:3) означает почти то же самое. Как домашнее животное, собаки в Библии являются уже поздно. Собака сопровождала Товита в его путешествии (Тов 5:17). Что около времен Господа Иисуса Христа собак нередко держали при домах, показывает ответ жены Хананейской на отказ ей Спасителя в помощи (Мф 15:27). Не давайте святыни псам, говорит Спаситель Своим ученикам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф 7:6), показывая тем, что они не должны предлагать святые истины Евангелия людям гордыни, ожесточенным и нераскаянным, иначе подобно псам они могут попрать оные своими ногами, и возвратившись растерзать их самих Собак, как мы заметили выше, боготворили в древнем Египте. Египетский бог Анубис имел собачью голову. В древней Греции, как то можно видеть из Гомера, собаки пользовались большою любовью и расположением.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!