на головную страницу сайта





Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор, 1891)



ТАБАФА (быть может, знаменитый; Суд 7:22) - город, находившийся близ Авел-Мехолы, в колене Ефремовом, и при котором были поражены Гедеоном Мадианитяне.

ТАББАОФ (перстни, кольца; 1Езд 2:43) - семейство Нефинеев, называемое сыновьями Таббаофа, возвратившееся из плена Вавилонского с Зоровавелем. Быть может, это есть название и места, о котором впрочем ничего определенно неизвестно. Во 2Езд (5:29) стоит: Таваоф.

ТАБЕЕЛ (благость Божия; 1Езд 4:7) - правитель Самарии при Персидском царе Артаксерске, старавшийся вместе с другими воспрепятствовать Ездре в восстановлении Иерусалима.

ТАВАОФ (2Езд 5:29) - один из служителей при храме, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем.

ТАВЕИЛ (Ис 7:6) - отец неизвестного лица, которое хотели возвести на престол в Иерусалиме на место Ахаза цари Сирийский и Самарийский, при содействии колена Ефремова; впрочем попытка их кончилась неудачно и послужила поводом к изречению следующего замечательного пророчества относительно воплощения Господа Иисуса Христа: "Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" (Ис 7:14).

ТАВЕРА (горение; Чис 11:4) место, получившее свое название от огня Господня, истребившего роптавших Израильтян во время странствования по пустыне. Это произошло в пустыне Фаран; но положение места доселе еще не определено с точностью.

ТАВИФА (серна; Деян 9:36-34) - одна из учениц, т.е. Христовых, жившая в Иоппии (ныне Яффа), которая была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Во время пребывания ап. Петра в Лидде, она занемогла и умерла, и была уже приготовлена к погребению. Ап. Петр, приглашенный верующими, прибыл из Лидды в Иоппию, и вошел в горницу, где лежала умершая, окруженная плачущими вдовицами. Вдовицы в слезах показали апостолу рубашки и платья, какие шила неустанно Тавифа, чтобы тем помогать бедным. Выслав всех вон, Петр помолился и сказал: "Тавифа, встань!" Тавифа открыла глаза и села. Затем, призвавши вдовиц и прочих верующих, он представил им ее живою. Это чудо имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали в Иисуса Христа.

ТАВКЕГАВ (ожидание, надежда; 2Пар 34:22) - отец Шаллума, мужа пророчицы Олдамы. Во 4Цар (22:14) то же имя читается: Тиква.

ТАВРИМОН (бог есть Риммой, или угодный Риммону; 3Цар 15:18) - отец Венадада, царя Сирийского, современного царю Иудейскому Асе.

ТАИНСТВО, ТАЙНА (Еф. 5:31-32) - есть священнодействие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Какая сила и значение в каждом из сих Таинств см. под отдельными названиями оных.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. Наступила четырнадцатая луна первого весеннего месяца, авив (т.е. колосьев), когда по закону следовало закапать пасхального агнца. Иисус Христос сказал Петру и Иоанну: "подите, приготовьте нам есть Пасху." Они спросили Его: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?" Он отвечал: "когда войдете вы в город, тотчас встретится вам человек с кувшином воды; подите за ним; и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель говорит тебе: Мое время близко: где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И он вам укажет горницу большую, убранную, готовую: там приготовьте нам." Петр и Иоанн пошли, пришли в город, и нашли, как им было сказано, и приготовили Пасху. С наступлением вечера Иисус Христос приходит туда с двенадцатью Апостолами. Он возлег за трапезою и двенадцать Апостолов с Ним. И начал говорить: "очень желал Я есть с вами эту Пасху, прежде Моего страдания, потому что, сказываю вам уже не буду есть ее, пока она в совершеннейшем виде не откроется в царствии Божием." Потом взял чашу, и, воздавши хвалу Богу, сказал: "возьмите ее, и разделите между собою. Сказываю же вам, что Я уже не буду отныне пить от сего виноградного плода до того дня, как буду пить с вами новое вино в царствии Отца Моего." После умовения ног ученикам и обличения за трапезою Иуды Искариота в предательстве, после чего Иуда удалился с вечери, Господь Иисус Христос сказал: "Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем. Если же Бог прославился в Нем: то Бог прославит и Его в Себе, и вскоре прославит Его." Вечеря еще не прекращалась. Апостолы продолжали есть. И вот, Иисус Христос берет один хлеб, благословляет, преломляет его, и, раздавая ученикам, говорит: "приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне." А по окончании вечери, берет чашу с вином, растворенным водою, и, возблагодаривши Бога, подает им пить. Пили все, Между тем говорит им: "пейте из нее все. Потому что в чаше сей кровь Моя, нового завета, которая за вас и за многих изливается, во оставление грехов. Так делайте, когда ни будете пить, в воспоминание обо Мне." Совершилось и приобщение спасительным тайнам Тела и Крови Христовой. Господь продолжает говорить: Дети! уже не долго Мне быть с вами. Будете искать Меня, и, как Я сказал Иудеям, что куда Я иду, туда вы не можете придти; так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Потому всякой и будет знать, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Мф 26:26-28, Мк 11:22-24, 1Кор 11:23-25, Лк 22:19,20, Ин 13:33-35).

ТАЛАНТ (Исх 38:25-29, Мф 18:29) - счетная монета Евреев, равнявшаяся 60 минам, или 6,000 драхмам, или 3,000 свящ. сиклям. Подобно всем прочим монетам, она изменялась в своей ценности в различные времена и в различных местах, но во время земной жизни Господа приблизительная ценность оной на наши деньги была в 1,290 р. В Новом Завете слово талант в значении денег упоминается только в притче Спасителя (Мф 25:18 и др.). В других же местах Свящ. Писания это слово относится к весу, который был у Евреев для металлов: талант золота, серебра, свинца, меди, железа. Так например венец Аммонитского царя имел весу талант золота (2Цар 12:30); Самарийская гора, на которой построен г. Самария, куплена Амврием за два таланта серебра (3Цар 16:24) и т.п. Особенно много талантов золота и серебра было употреблено для свящ. утвари скинии и храма (Исх 25:39, 38:24-27, 3Цар 9:14). И после плена во времена Сирийских царей счет производился талантами (1Мак 11:28, 2Мак 3:11 и др.).

ТАЛИФА-КУМИ - Сирийское выражение, употребленное в Еванг. Марка (5:41) и значащее в переводе: девица, встань Такое выражение встречается у одного Марка, хотя о самом событии повествуется у Матфея (9:23-25) и у Луки (8:51-55).

ТАЛМОН (угнетенный; 1Пар 9:17, 1Езд 2:42, Неем 11:19) - имя трех лиц из привратников при храме Соломоновом, живших в Иерусалиме.

ТАМАРА (пальма; Иез 47:19) - город и местность, упоминаемые только в означенной цитате в пророческом видении Иезекииля о новом распределении св. земли. Город находился в южных пределах Палестины.

ТАМАРИСК, ТАМАРИСКОВОЕ ДЕРЕВО см. Дуб.

ТАММУЗ (Иез 8:14) - название одного языческого божества, соответствовавшего Греческому Адонису. Их тождество не подлежит сомнению. В одном из своих видений пр. Иезекииль видел женщин, сидящих при северных вратах храма и плачущих по Фаммузе. Это указание на форму служения языческому идолу Фаммузу сходится и с древними сказаниями об оном. Один из месяцев в Еврейском календаре даже доселе называется Таммуз. Обряды служения сему языческому божеству сопровождались особенно гнусным развратом. Празднество соединялось с поклонением солнцу. В Сирии и Финикии оно начиналось в месяце Таммузе, соответствующем нашему июлю, когда вода в реке Адонисе, протекавшей при г. Библосе (Гевале), во время таяния снега на Ливане, от глинистой земли принимала красный цвет, - это почиталось кровью Адониса, - и тогда женщины начинали оплакивать смерть его; остригали волосы, надевали траур, и в диком, необузданном вое и с плачевными песнями сидели на земле. Когда же потом объявлялось возвращение его к жизни, плач изменялся на радость и тогда предавались веселью и безнравственным удовольствиям. Что под Таммузом надобно разуметь Адониса, об этом единогласно свидетельствуют и древние отцы Церкви.

ТАНИС ИЛИ ТАНЕС (Иудф 1:10; по Еврейски Цоан) - один из городов в Нижнем Египте и притом очень древних. По словам Чис 13:23, он построен семь лет спустя после Хеврона и был некогда столицею Нижнего Египта. В настоящее время на месте Таниса одни развалины. Местность, на которой находился Танис, ныне известна под названием Сап или Дшани.

ТАНХУМЕФ (утешение; 4Цар 25:23, Иер 40:8) - Неффалимлянин, отец Сераии, одного из военачальников Иудейских, поддерживавшего Годолию, сына Ахикомова.

ТАНЦЫ, ПЛЯСКА (Мф 11:17, Мк 6:22). В Восточных странах чувства обыкновенно выражаются в сильных и порывистых телесных движениях. Радостное настроение духа у Восточных народов по большей части выражалось в пляске или танцах. Еврейские дети с ранних лет приучались к пляске и прыганью (Мф 11:17, Иов 21:11). Пляска служила любимым развлечением молодых Еврейских девиц (Суд 21:21) и вообще служила у Евреев выражением религиозной радости и благодарности. Иногда Евреи предавались этому удовольствию в честь победителей, как например после победы Давида над Голиафом, "женщины из всех городов Израильских выходили на встречу Саулу царю с песнями и плясками" (1Цар 18:6). Пляски употреблялись также и при семейных радостях. При возвращении блудного сына к своему отцу происходило в доме его отца пение и ликование (Лк 15:25); то же самое совершалось и при сборе винограда (Иер 31:4,13). После того, как Евреи перешли Чермное море и увидели конечную гибель Египтян, их радость и благодарность к Богу выразилась следующим образом: "и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием" (Исх 15:20). Частные лица выражали чувства своей сердечной радости подобным же образом (Деян 3:8). Вообще в Библии нигде не упоминается о таких случаях, при которых общественные пляски производились бы ради простого увеселения и забавы, за исключением разве пляски тех пустых людей, потерявших стыд, на которых указывала Давиду Мелхола, упрекавшая впрочем своего мужа не за то, что он скакал и плясал пред Ковчегом Завета, но за то что он при сем случае скинул с себя царское одеяние пред глазами рабынь рабов своих и смешался с простым народом (2Цар 6:20). Постыдный пример пляски девицы пред мужчинами представляется во дворце царя Ирода на пиршестве по случаю дня его рождения (Мк 6:21-23), кончившейся, как известно, усекновением главы св. Иоанна Крестителя. В Библии нет указания на то, чтобы Еврейские женщины и девицы танцевали вместе с мужчинами попарно, но мужеский пол обыкновенно танцевал сам по себе, а женский - также особо, за исключением разве того случая, когда во время поклонения золотому тельцу мужчины и женщины плясали перед ним вместе (Исх 32:6,19); но это было временное отступление слепотствующего народа от Бога и оно было строго наказано. Вообще же танцы и пляски у Израильтян как народа Божия отличались целомудрием; они про исходили большею частью по особенно важным обстоятельствам, совершались во славу Божию и не редко соединялись с пением священных гимнов (Исх 15:20, Пс 67:26).

ТАППУАХ (яблоко)- имя одного лица и название двух городов: 1Пар 2:43 - один из сынов Хеврона, сына Мареши, рода Иудина. Нав 12:17, 15:34 - один из городов кол. Иудина, прежде царская резиденция Хананеян. Положение означенного города доселе неизвестно. Нав 16:8 - город колена Ефремова, пограничный. Он доселе еще не открыт. Думают, что это настоящий Атуф. см. Еч-Типпуах.

ТАРАНЫ (Иез 21:22 и др.) - так называются воинские стенобитные машины для разбивания стен. см. Война.

ТАРАХ (по Евр Терах; Чис 33:27; остановка)- один из станов Израильтян в пустыне, положение которого, впрочем, неизвестно.

ТАРПЕЛЕИ (1Езд 4:9) - народ, упоминаемый в указанной цитате, но какой именно это народ и где он обитал, определенно неизвестно.

ТАРС (2Мак 4:30, Деян 9:11, 21:39 и др.) - главный город древней Киликии и место рождения ап. Павла. Он был расположен при р. Кидне, в 6-ти ми лях от устья оной и, подобно Александрии, славился своею торговлею и ученостью. Когда Киликия сделалась Римскою областью. Таре получил от императора Августа привилегии Римской колонии. Посему-то ап. Павел говорит о себе, как о Римском гражданине, родившемся в оном гражданстве (Деян 22:27-28), и в другом месте как о гражданине небезызвестного Киликийского города (21:39). Страбон с особенною похвалою отзывается о ревностном усердии, с каковым Тарсийцы предавались учености (кн. 14, стр. 673-675). По мнению некоторых, Гамалиил, настав ник Савла (впоследствии знаменитого ап. Павла), жил в Тарсе; но более правдоподобно, что он жил в Иерусалиме. Город Таре несомненно принадлежал к числу древнейших, был, что называется, вольным городом и занимал важное положение по своей торговле; но, несмотря на это, он все-таки далеко уступал г. Фарсису, с которым иногда смешивали Таре, и к которому отправлялись от берегов Сирии Финикийские корабли. Древняя пристань Тарса, отождествляемая ныне с настоящим селением Кацалу, стоящим близь оной, в действительности служит таковою же и для нового города Терсоса. Означенный новый город лежит в 12 англ. милях от моря и в нем находится довольно замечательных остатков древности от прежнего Тарса. Река Кидня была некогда судоходна даже для больших кораблей, но в настоящее время вход в нее почти совсем засорен и завален глыбами песка и грязи. Около времени Никейского собора Таре был местопребыванием Епископа и потом митрополиею Киликийской области. Город грязен, в нем живут несколько семейств Армян и Греков и около 30,000 Мусульман. Замечательно, что доселе в Тарсе и его окрестностях главное занятие состоит в приготовлении ковров и войлоков для палаток, как то было еще во времена ап. Павла, который сам даже умел делать палатки (Деян 18:3).

ТАРТАК (4Цар 17:31) - идол сделанный Аввийцами, поселившимися в Самарии, в виде осла. Других указаний на это языческое божество в Свящ. Писании не встречается.

ТАРТАН (Ис 20:1) - один из военачальников Ассирийских, который при Саргоне был послан против города Азота и взял его. Впрочем, быть может, это название служило только официальным титулом.

ТАТАМИ (Нав 15:59) - один из нагорных городов колена Иудина, но неизвестно где он находился. В Еврейском названии этого города нет, а только имеется у LXX-ти.

ТАФАНЬ (3Цар 4:11; капля, малость) - дочь Соломона, бывшая замужем за сыном Авинадава, одного из приставников при дворе Соломона.

ТАФНИС (глава мира или начало земли, город так названный от положения его на самом крайнем конце земли Египетской; Иер 2:16, Иез 30:18) - Египетский город, находившийся недалеко от Пелузия и известный Грекам под названием Дафна, а у LXX-ти - Тафпа. По-видимому, это был значительный город с царским дворцом (Иер 43:9). Сюда бежали Иудеи от Халдеев по разрушении Иерусалима, но были преследуемы Навуходоносором, царем Вавилонским, устроившим себе здесь престол, согласно с пророчеством Иеремии. Пр. Иеремия, как думают, умер в г. Тафне.

ТАХАН (доброта, благость; Чис 26:35) - из сынов Ефрема, сына Иосифа, родоначальник поколения Таханова.

ТАХАФ (место, место стояния): Чис 33:26 - один из 17-ти станов во время странствования Евреев по пустыне Аравийской. Положение неизвестно. Пар 6:24 - муж колена Левиина, один из предков пр. Самуила, сына Асира. 1Пар 7:20 - одно из лиц потомства Ефремова, сын Береда.

ТАХАШ (хранящий молчание; Быт 22:24) третий сын Нахора от его наложницы Реумы.

ТАХПЕНЕСА (3Цар 11:19-20) - Египетское имя жены Фараона, царя Египетского, жившего во времена Давида и Соломона. Ее сестра была выдана замуж за Адера Идумеянина, потомка Идумейских царей. Тахпенеса поместила сына сестры, своего племянника, в своем дворце, и он занял место между сыновьями Фараона. По мнению некоторых, имя Тахпенесы есть также название одной Египетской богини.

ТАХТИМ-ХОДШИ (земля или страна Ходши; 2Цар 24:6) - очень темное название земли, упоминаемой в указанной цитате. В Сирийском переводе Библии оно опущено. Вероятно, она находилась на с.-в. границе царства Давидова.

ТВОРЕНИЕ МИРА Один Бог, во Святой Троице поклоняемый, есть вечен, то есть, не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, но всегда был, есть и будет. Кроме Бога все имеет начало. Бог сотворил все из ничего. Бог не имел нужды ни в какой твари, поелику Сам в Себе всегда был и есть совершенно доволен и блажен; а сотворил все единственно по благости Своей, чтобы твари получили от Него столько добра. сколько принять могут, и радовались и блаженствовали. Бог сотворил все словом своим; ибо Он всемогущ. В начале сотворил Бог небо и землю неустроенные, и дал им устройство в шесть дней. В первый день сотворил Он свет. Во второй твердь, или видимое небо. В третий отделил воду от земли, и повелел земле произвести растения. В четвертый создал солнце, луну и звезды. В пятый - рыб и птиц. В шестой - животных земных, и наконец человека. Тело человека Бог создал из земли, и вдунул в него душу бессмертную. см. Адам. В седьмой день Бог почил от всех дел Своих, и освятил его, то есть, учредил так, чтобы человек седьмой день посвящал особенно на служение Богу.

ТЕБЕФ (Персидск. холодный месяц года; Есф 2:16) - название, принятое позднейшими Евреями для обозначения 10-го месяца года, начинавшегося с новолуния января и продолжавшегося до новолуния февраля. Египтяне называли один из своих месяцев: Тиби, или Теби (от 20 декабря до 20 января), но означенное слово может быть Персидского происхождения и означает холодное время года.

ТЕВАЛИЯ (Бог очищает; 1Пар 26:11) - сын Хосы, левит из рода Мерари.

ТЕВАХ (заклатель, убийца скота; Быт 22:24) - сын Нахора, брата Авраамова от его наложницы Реумы.

ТЕВЕЦ (блеск, сияние; Суд 9:50) - город на с.-в. от Сихема, в колене Ефремовом, известный как место в котором кончил самоубийством свою жизнь Авимелех, властолюбец и братоубийца. Тевец находится в 13 римских милях от Наблуса и называется в настоящее время Тубас.

ТЕЛ-АВИВ (груда колосьев, или новых плодов; Иез 3:15) - город в Месопотамии при реке Ховаре, в котором жили пр. Иезекииль и многие Иудейские переселенцы. Ныне эту местность полагают в местности называемой Арабами: Талабан, или Талабба.

ТЕЛАИМ (ягнята; 1Цар 15:4) - место, где Саул собрал свои войска для нападения на Амаликитян, в колене Иудином, близь Идумейской границы. Некоторые принимают этот город за одно с городом Телем; но это едва ли правдоподобно.

ТЕЛЕМ (угнетение, утеснение): 1Езд 10:24; один из привратников, имевших жен иноплеменных. Во 2Езд 9:25 читается: Толван, а у Неем (7:45) - Талмон.

Нав 15:24; город колена Иудина, на юге. Положение оного неизвестно, хотя, по мнению некоторых, он тождествен с городом Телаим, - и находился на месте настоящего города Эль-Кузеир в 20 англ. милях на ю. от Хеврона, по прямой линии.

ТЕЛЕЦ, НЕЖНЫЙ, ОТКОРМЛЕННЫЙ (Быт 18:7, Лк 15:23) Откормленный теленок считался у Евреев самою изысканною животною пищею. Указание в словах пр. Иеремии (34:18) имеет некоторую особенность. "И отдам преступивших завет, Мой, говорит пророк от лица Господня, и не устоявших в словах завета, который они заключили пред лицом Моим, рассекши тельца на двое, и прошедши между рассеченными частями его князей Иудейских и князей Иерусалимских... отдам в руки врагов их" и пр. Сими словами указывается на древний обычай закреплять договор или завет следующим образом: вступающие между собою в завет рассекали тельца на двое и проходили между рассеченными частями, знаменуя тем свою готовность быть разделенными на части и самим, в случае если какая сторона нарушит завет. В завете, заключенном Богом с Авраамом, была соблюдена та же самая обрядность (Быт 15:9-17). см. Авраам.

ТЕЛЕЦ ЗОЛОТОЙ (литой; Исх 32:4) - языческий идол, или кумир, сделанный Аароном, по усиленному настоянию сынов Израилевых, соскучившихся долгим отсутствием Моисея на Синае и пожелавших иметь при себе какое-либо видимое изображение божества: вероятно, он был сделан в виде Египетского черного свящ. быка Аписа, или белого быка Мневиса. Из Библии известно, какой строгий суд постиг поклонников литого тельца и самый идол (Исх гл. 32). см. Аарон.

ТЕЛ-МЕЛАХ (соляной столп; 1Езд 2:59) место в Вавилоне из которого пленные Иудеи возвратились в свое отечество. По мнению Фюрста - Тел-Мелах, равно как и Тел-Харша (лесистый холм; Неем 7:61), находились в Вавилонии при р. Ховаре; другие же полагают, что они лежали значительно далее к ю. от реки Ховар.

ТЕЛЬЦЫ ЗОЛОТЫЕ ИЕРОВОАМА (3Цар 12:28). Иеровоам, царь Израильский, опасаясь, чтобы его подданные, ходя в Иерусалим для поклонения Богу, не отреклись от него и не присоединились к Ровоаму, царю Иудейскому, слил двух золотых тельцов и поставил их на границах своего царства, одного в Вефиле, а другого в Дане, и объявил, что народу не нужно более ходить в Иерусалим; "вот твои боги, Израиль, сказал он, которые вывели тебя из земли Египетской." Полагают, что этот нечестивый царь ознакомился с формами и обрядами языческого идолослужения еще в то время, как жил в Египте (3Цар 12:2). "И предаст Господь Израиля говорит пророк от лица Господня, за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввел в грехе Израиля" (3Цар 14:16). см. Иеровоам.

ТЕМНИЦА или ТЮРЬМА Темничное заключение у многих древних Восточных народов встречалось не так часто, как в настоящее время у современных цивилизованных народов, так как виновные, в большинстве случаев, наказывались тотчас же после краткого судопроизводства. Но, по-видимому, темничное заключение в Египте было довольно обыкновенным явлением. Так Иосиф, бывши домоправителем царем Египетского Фараона, был заключен в темницу, которая в Библии называется местом, где заключены узники царя. Она находилась под ведением особенного начальника (Быт 39:20-23). Заточение преступника в темнице продолжалось иногда довольно долгое время до окончательного решения его дела (41:1). В законе Моисеевом нигде не упоминается о темницах. Единственный случай заключения под стражу во времена Моисея упоминается в Лев 24:12. Мы должны заметить при этом, что во времена Моисея был еще и другой случай заключения под стражу одного лица, который собирал дрова в день субботний. Тот и другой заключенный содержались под стражею до тех пор, пока не было определено, что должно сделать с виновными (Чис 15:34). Иов говорит о темничном заключении, в котором узники не знали покоя, и слышались там крики приставника (3:18). Узники и темница неоднократно упоминаются и в псалмах Давидовых (141:7. 78:11 и др.). Филистимляне имели дом узников в Газе, куда был заключен Самсон, осужденный на тяжкий труд молотьбы в цепях (Суд 16:21-25). Давид прибегнул к мере заключения в особом доме под надзор десяти своих наложниц (2Цар 20:30). После времен Давида указания на темницы или дома темничные в Свящ. Писании делаются чаще (3Цар 22:27, 4Цар 17:4, 25:27-29, Ис 42:7, Ек 4:14, Иер 32:2 и др.). Мы читаем о тюрьмах или темницах и в неканонических книгах (2Мак 13:21), и из Нового Завета прямо видно, что темницы в то время были уже общественным учреждением (Лк 3:20, 23:19, Деян 5:18, 8:3 и др.). Нам мало известны подробности темничной дисциплины у Евреев, но, вероятно, они имели много общего с Римскою, разъясненною подробнее и обстоятельнее: так например тюрьмы находились при домах начальников телохранителей (Быт 39:20), или в караульнях при домах царских (Иер 32:2), или при вратах (20:2) и состояли иногда в глубоких, безводных рвах во дворах зданий и подземельях (Иер 37:16). Узников сковывали цепями (Иов 36:8), - сажали их в колоду (Иер 20:2, Нов. 13:27), состоявшую из двух больших брусьев, в которую вкладывались руки и ноги преступника.

ТЕМНИЧНЫЕ ВОРОТА (Неем 12:39) - ворота темничного двора, находившегося при царском дворе, где содержали заключенных и в котором был заключен во дни царя Седекии и пр. Иеремия.

ТЕРАФИМ (Суд 17:5) - название идола, имевшего человеческую фигуру и почитавшегося домашним божеством. К нему обращались с вопросами о будущем, как к оракулу (Ос 3:4). Во времена Судей, мать Михи, одного из жителей г. Ефремовой, вылила из своего серебра ефод, терафим и истукан и литой кумир, и поставила в своем доме; сюда был приглашен один левит, и таким образом было открыто богослужение, происходившее там во все время, когда дом Божий находился в Силоме (Суд гл. 17, 18). Навуходоносор, отправляясь в поход, представляется в кн. Иезекииля вопрошающим терафимов, против кого ему направлять свое оружие (21:21). Впрочем обоготворение терафимов (идолов) существовало еще за долго прежде и до времени Судей и до царя Вавилонского, как это видно из истории Рахили, жены Иакова (Быт 31:19-34) и из истории Мелхолы, дочери Сауловой, жены Давида (1Цар 19:13-16). Обыкновенно же думают, что терафимы у Евреев были то же самое, что впоследствии и пенаты, или домашние божества Римлян.

ТЕРЕВИНФ (Ос 4:13. Ис 6:13, Сир 24:19). Означенное дерево иногда смешивают с дубом, но это неправильно. Теревинф есть особенное дерево из семейства фисташковых, растет в южной Европе, как не большое кустарное дерево. Но на Востоке - в Палестине, Сирии, Аравии. Персии и других восточных государствах теревинф представляет собою одно из красивейших деревьев. Густота листьев его, составляющая его красу и славу (Сир 24:19), дает летом совершенную тень, и потому это дерево в Св. Писании нередко называется ветвистым (Ис 57:5, Ос 4:13). Самое важное в теревинфе - это терпентинный сок, вытекающий; из дерева и составляющий высокий сорт благовонной смолы. По свидетельству естествоиспытателей, это дерево достигает тысячелетнего возраста; но и тогда, когда оно отживает свой век, из его корня поднимаются молодые побеги и занимают место отжившего, так что об этом дереве можно сказать, что оно живет почти вечно: так и семя святых, по слову пророка, служит на земле Божией корнем возрождения новой, обновленной жизни (Ис 6:13).

ТЕРН Выражение в Ос 2:6 "вот я загорожу путь ее тернами" наглядно поясняется следующею заметкою одного английского современного путешественника по Палестине. "Когда мы проезжали чрез Рифу, говорит он, то увидели, что это небольшое селение, состоящее не более, как из пятидесяти домиков; все они были очень бедны на вид, и каждый из них спереди был огражден терновыми кустарниками; равно как и все селение было обнесено ими как непроницаемою стеною." Несомненно, это служило для поселенцев самою естественною и грозною оградою для защиты от нападений бедуинов или конных врагов, - единственных врагов, которых они должны были бояться.

ТЕРНИЕ И ВОЛЧЦЫ И ТЕРНИСТЫЕ КУСТАРНИКИ (Быт 3:18 и др.). Трудно решить, какие именно виды растений разумеются под сими словами. Слова терние и волчцы вообще стоят нераздельно в Св. Писании и означают весьма часто всякую растительность бесполезную, вредную, негодную, как например плевелы и т.п. В иносказательном смысле употребление этих слов значит опустение (Прит 24:30, Ис 5:6 и др.), посещение Божьего промысла (Чис 33:55), затруднение и препятствия (Прит 22:5). Терние и волчцы были присуждены Богом земле, обреченной проклятию вследствие грехопадения прародителей (Быт 3:17-19). Проклята земля в делах твоих, сказал Господь Адаму, изрекая Свой праведный суд; со скорбью будешь питаться от нее; терние и волчцы произрастит она тебе (Быт 3:17-19). "Нельзя впрочем думать, пишет митр. Филарет в своих Записках на кн. Бытия, что именно с этого времени терние и волчцы появились на земле. Благословенная Богом земля могла произрастать их, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо; теперь она произрастает их человеку и при том там, где он насаждает цветы или сеет пшеницу, дабы память о грехе преследовала его и в нуждах и в удовольствиях" (Част. I, стр. 114). Означенные негодные и сорные растения росли в Палестине особенно по развалинам и на метах запущенных.

так ими и в настоящее время обильно покрыты развалины Капернаума и многие места долины Саронской.

ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ Венец возложенный на главу Господа (Мф 27:29), по мнению большинства толкователей, был сделан из белого терновника, росшего в изобилии в окрестностях Иерусалима.

ТЕРНОВЫЙ КУСТ см. Купина.

ТЕРПЕНИЕ - добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий, неизбежных в жизни почти каждого человека. Бог есть Бог терпения и утешения (Рим 15:5). Господь Иисус Христос служит высочайшим образцом, терпения для всех верующих (Ис 53:7 и др.). В В.З. образцовым примером терпения служит св. праведный Иов "Вы слышали о терпении Иова, говорит о нем: ап. Иаков, и видели конец оного от Господа" (5:11). An. Павел побуждает к терпению всех верующих следующими возвышенными словами: "С терпением, будем проходить предлежащее нам поприще, говорит он, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими" (Евр 12:1-3).

ТЕРТИЙ (третий; Рим 16:22) - по преданию, один из 70-ти апостолов. Коринфский Христианин, переписывавший послание ап. Павла к Римлянам. После Сосипатра был вторым епископом в Иконии, где и скончался мученически. Память его 4 января, 30 октября и 10 ноября.

ТЕРТУЛЛ (третий; Деян 24:1-2) - ритор, в роде адвоката или стряпчего, который от лица первосвященника Анании и Иудейских старейшин говорил обвинительную речь на ап. Павла перед Феликсом. По его имени видно, что он был Римский уроженец. Так как Иудеи не были достаточно знакомы с формами Римского судопроизводства, то естественно, они должны были обратиться для сего к лицу сведущему.

ТЕТРАРХ (Мф 14:1) - правитель четвертой части области или страны. В Свящ. Писании этот титул усвояется такому лицу, которое управляло известною областью Римской Империи. Титул этот носили следующие лица, упоминаемые в Новом Завете: Ирод Антипа четверовластник Галилеи и Переи (Лк 3:1, Деян 13:1). Он носил также и титул царя (Мф 14:9). Филипп, тетрарх Трахониды, Ватомеи и Авранитиды (Лк 3:1). Лисаний, тетрарх Авиленеи (Лк 3:1). Все означенные тетрархи были подчинены Римскому императору и были поставляемы им.

ТЕФОН (1Мак 9:50) - крепость, построенная Вакхидом в Иудее во времена Ионафана для того чтобы вредить Иудеям. Ныне это Теффух.

ТЕХИННА (милость, молитва; 1Пар 4:1) - основатель г. Нааса, лицо вероятно принадлежавшее к колену Иудину. Город или селение Наас указывают в настоящем селении того же наименования, с древними развалинами, лежащем к в. от Елевтерополиса, или Бейт-Джебрина.

ТИВЕРИАДА (в настоящее время Табарийе) - Палестинский город на юго-западном берегу Тивериадского озера, в 4 1/2 часах пути от Назарета и в 3 от Капернаума. Город получил означенное название от имени Римского императора Тиберия. По свидетельству Иосифа Флавия, он основан Иродом Антипою в 16 году по Р.Х. В небольшом расстоянии от города, по его же словам, в селении называемом Эммаус находились теплые источники. Большинство жителей города состояло из Галилеян. Для украшения нового города, сделавшегося столицею Галилеи, Ирод Антипа построил в нем царский дворец По разрушении Иерусалима. Тивериада славилась как центр Иудейской литературы и учености. Крестоносцы взяли Тивериаду и основали здесь церковь с кафедрою для Латинского епископа. Вскоре после сего отнял ее у Христиан султан Саладин. В 16-м веке обитателями Тивериады были Арабы, дико-воинственного характера; они обратили древнюю церковь в конюшню для скота; город лежал при них в развалинах, имея весьма незначительное народонаселение. В первой половине XVlll-ro столетия Тивериада вошла в состав владений известного Шейка-Дакхера, который на одном из холмов воздвигнул крепость и оградил город стенами. При вторжении Наполеона в Сирию, Тивериада была взята Французами и некоторое время оставалась под их властью. В 1837 г. город разрушен страшным землетрясением. Тивериада, как уже замечено выше, славилась своими теплыми источниками, почитавшимися за целебные. О Тивериаде в Свящ. Писании упоминается только трижды (Ин 6:1,23, 21:1), и между прочим о ней говорится как о месте, от которого пришли другие лодки, близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Настоящий город Табарийе грязен и имеет нездоровый воздух, по чему путешественники весьма часто обходят его.

ТИВЕРИАДСКОЕ МОРЕ (Ин 21:1) то же самое, что Галилейское море, Генисаретское озеро. см. Галилейское море.

ТИВЕРИЙ (Лк 3:1) - Римский император Август. В царствование Тиверия явился на проповедь Предтеча Христов Иоанн Креститель. При нем же с 14-ти лет протекала вся последующая земная жизнь и самого Спасителя. В 15-й год его царствования Иоанну Крестителю и Иисусу Христу было около 30 лет (Лк 3:23). При Тиверие, после крещения от Иоанна, Господь проходил открытое Свое служение для спасения людей; при нем же Он пострадал, умер и воскрес из мертвых. Известнейшее свидетельство Тиверия об Иисусе Христе следующее: "В это же время, пишет он сенату, жил Иисус, муж мудрый, если только не мало будет назвать Его мужем. Ибо Он совершал чудные дела; был учителем человеков, с удовольствием приемлющих истину, и приобрел Себе множество последователей как из Иудеев, так и из язычников." - Это был Христос. И хотя Пилат по доносу Иудейских старейшин осудил Его на смерть, однако последователи не оставили прежней к Нему любви. В третий день Он явился пред ними опять живым, согласно предсказаниям Божественных пророков, предрекших как о сем, так и о других многочисленных чудесах Его. Названное по имени Его общество Христиан существует еще доныне" (Древ. кн. XIII, гл. III, §2). Подлинность сего свидетельства, как находящегося без всяких перемен во всех древних рукописях, не подлежит никакому сомнению. Замечательны еще так называемые акты, или донесения Пилата императору Тиверию об Иисусе Христе, Его жизни, чудесах, осуждении на смерть и воскресении. По свидетельству древних церковных историков, Тиверий, прочитавши донесение Пилата о чудесах Христовых, хотел включить Иисуса Христа в число богов и предложил о том Римскому сенату, но сенат не согласился с императором на том основании, что не исследовал сам этого дела и не сам одобрил его.

ТИВХАФ (вероятно - место убиения, заклания; 1Пар 18:8) - тот же самый город, что в других местах Библии называется Бетах, или Беф. Это был один из городов Адраазара, царя Сувското. Из этого города, и другого вместе с ним - Куна, Давид вывез много меди.

ТИГР (быстрый; Быт 2:14, Тов 2:6, Иудф 1:6, Дан 10:4), иначе Хиддекель - одна из известнейших и величайших рек Азии, вытекающей из горной цепи Тавра в Армении. То и другое название реки нередко встречается на древних Ассирийских памятниках Название реки Хиддекель (по Самарянски) или Тигра, в первый раз встречается в Библии как название реки, протекавшей в Раю. Она также упоминается и в книге пр. Даниила (10:4), где, впрочем, в Сирийском переводе Библии читается Фрат (т.е. Евфрат). Река Тигр берет свое начало на с. от Амиды и к в. от реки Евфрата, и прежде чем достигнуть Ниневии, расположенной на берегах оной, принимает в себя много побочных рек и потоков. Общее течение реки постоянно ведет к ю.-в. и она соединяется с р. Евфратом в довольно значительном расстоянии от Персидского залива, в который впадает Главные города, находящиеся теперь на берегах Тигра, суть: Мосул и Багдад: но кроме них здесь встречается много развалин и других древних городов. В своем течении от Армении она образует восточную границу Месопотамии и западную границу собственно Ассирии. Побочные реки и потоки, впадающие в Тигр за Мосулом, берут свое начало в Курдистанских горах. Самый важный приток Тигра к с. от Мосула есть река Кабур. В древности река Тигр была соединена с Евфратом множеством каналов, орошавших и оживлявших окрестные страны.

ТИМОН (почитающий; Деян 6:5) - один из семи диаконов, избранных апостолами. По преданию он был епископом Бостры (в Аравии), где мученически скончался. Память его 28 июля и 30 декабря.

ТИМОФЕЙ (почитающий Бога) - имя двух лиц: 1Мак 5:6-7 и др. - один из Сирийских предводителей войск Антиоха Епифана в войнах его с Иудеями, во времена Иуды Маккавея.

Деян 16:1-3, Рим 16:21, 1Тим 1:2 и др. - ученик и ревностнейший сотрудник ап. Павла в деле Евангельской проповеди, уроженец Дервии, Ликаонской области или г. Листры. Имя его матери было Евника, Иудеянка, а имя бабки Лоида. Мать его и бабка уже были обращены к Христианству (Деян 16:1), и их великие добродетели имели благодетельное влияние на юного Тимофея. От них-то он получил превосходное Христианское воспитание. Отец Тимофея был из Греков. Всецелым обращением своим к Христианству Тимофей, без сомнения, был обязан ап. Павлу, потому что апостол везде называет его то сыном, то возлюбленным сыном, то верным в Господе сыном (1 Тим 1:18, 1 Кор 4:17, 2 Тим 1:2). Он был из детства научен Свящ. Писанию (2 Тим 3:15); он пользовался ранним, но здравым, религиозным воспитанием, благодаря неусыпным заботам о сем со стороны его матери и бабки; он имел и возгревал в себе дар Божий, так что ап. Павел избрал его своим сотрудником в деле Евангельской проповеди. В позднейший период его жизни ап. Павел с такою высокою похвалою отзывается о нем: "Он делает дело Господне, как и я" (1Кор 16:10) в другом месте он свидетельствует, что "Сын Божий, Иисус Христос, проповедан у Коринфян им самим вместе с Силуаном и Тимофеем (2Кор 1:19). В послании к Фил 2:19-20 он превозносит его, как человека, с которым никто не может равняться в усердии и заботах о них. Апостол послал к своему духовному возлюбленному сыну два послания, первое и второе. По преданию, рукоположенный самим апостолом в епископы Ефесской церкви, Тимофей, по смерти апостола, долго управлял оною. "Рук ни на кого не возлагай поспешно" (1Тим 5:22), писал в это время, между прочим, апостол. Свое 15-ти летнее служение в сане епископа Тимефой, по преданию, окончил мученическою смертью при Домициане, а по другим при Нарве, будучи побит камнями, во время одного языческого праздника в честь Дианы, от раздраженных язычников. Святая память его празднуется Церковью 4 и 22-го января.

К ТИМОФЕЮ 1 И 2 ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ПАВЛА см. Послания ап. Павла.

ТИНШЕМЕФ (Лев 11:30) - животное из породы кротовых, принадлежавшее по закону Моисееву к разряду нечистых. (см. Крот).

ТИПСАХ (переход, брод) - название двух городов: 3Цар 4:24 - город, расположенный на западном берегу реки Евфрата в местности Сурийех. Он был крайним пределом владений Соломона в означенном направлении. Близь оного войска молодого Кира и Александра Македонского перешли реку Евфрат. Во времена Плиния он назывался Амфиполис. 4Цар 15:16 - город в Самарии при реке Иордане, недалеко от Ферцы. Назван так, быть может, от бывшего здесь перехода через Иордан, хотя оный и доселе еще не могут найти здесь.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!