на головную страницу сайта





Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор, 1891)



ТИР (скала) - название древнего, знаменитого Финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (Нав 19:29). По свидетельству И. Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (2Цар 5:11, 3Цар 5:1). В царствование Давида и Соломона, между Тирянами и Евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям Евреев, так как Тиряне издавна уже славились своею морскою торговлею. Роскошь, нечестие и идолопоклонство Тирян неоднократно с особою силою обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (Ис 23:1, Иер 25:22, Амос 1:9-10, Иез 26:2 и др.). Некоторые из этих Библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенною своею силою, ясностью и полнотою. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь, и др. Тир не был так древен как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее - вопрос спорный. Часть Тира находившегося на материке называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 англ. миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира находившаяся на материке древнее первой. Об ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (19:29). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонскою, а другая на южном - Египетская. Громадный канал, проведенный через весь, город, соединял между собою обе эти гавани. О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше, Хирам, царь Тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в Иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в Идумейском городе Ециен-Гавере, и вместе с Тирскими мореходцами Евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона, дочь Тирского царя Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за Израильского царя Ахава. О торговых сношениях Тирян с Израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (гл. 27). Но вместе с возвышением Тирян, с увеличением их богатства и славы, возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: "я бог, и восседаю на седалище божием в сердце морей" (Иез 28:2). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, Тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность Тирян при царях Израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: - "Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои.... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам" (Иез 26:1-5-14, 27:26-36, 28:6-19, Ис гл. 3). Все это в свое время исполнилось. Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным Азиатским завоевателем, Салманассаром, царем Ассирийским, и за тем с Навуходоносором, царем Вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец - с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10,000 из его народонаселения предано смерти, а 40,000 - проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руины еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и, посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед затем подпал под власть Римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия. В средние века Тир неоднократно осаждали Крестоносцы и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор, буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3,000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира. Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в Библейских книгах многочисленны и разнообразны: так например в кн. пр. Иезекииля (гл. 27) перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлею Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона Сенирские кипарисы для устроения своих помостов и Ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов Васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта узорчатые полотна на паруса и флага; голубые и пурпурового цвета ткани - из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран граничащих с Понтом он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой - пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска - вино Хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей Кидарских - ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы - все лучшие благовония; из Индии - золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии Ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно. Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги. Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из Иудеев. "Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т.е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам" (Мф 11:21-22, Лк 10:13-14). Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие из приморских мест Тира и Сидона приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк 3:8, Лк 6:17). В странах Тирских и Сидонских Он исцелил некогда бесноватую дочь одной Сирофиникиянки, которая несмотря на то что была язычница, имела великую веру в Него, как Спасителя (Мф 15:21-28). Из кн. Деяний Апостольских видно, что в Тире рано образовалась Христианская Церковь. Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т.е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний Апостольских, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город, и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути (Деян 21:3-6). В 196 г. по Р.Х. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III веке, окончил свою жизнь знаменитый Ориген - Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

ТИРАН (2Мак 4:40). см. Авран.

ТИРАНН (властелин, имеющий неограниченную власть, мучитель; Деян 19:9) - один из жителей Феса. В училище, помещавшемся в доме его, ап. Павел собирал учеников и ежедневно беседовал об истинах веры Христианской с приходившими к нему. Был ли Тиранн Греческим софистом, или Иудейским учителем, неизвестно. Двухгодичное проповедание апостолом Евангелия в доме его имело счастливый успех, так что все жители Азии как Иудеи, так и Еллины слышали апостольскую проповедь о Господе Иисусе.

ТИРГАК (значение неопределенное; 4Цар 19:9, Ис 37:9) - царь Ефиопский и Фиваидский, ходивший войною на Ассирийского царя Сеннахирима и бывший современником царя Езекии.

ТИРЕЙЦЫ (врата; 1Пар 2:55) - название писцов, из племени Соферийцев, живших в Иабеце; очевидно, под сим названием разумеются Кинеяне.

ТИРШАВА - слово встречающееся только в книгах Ездры и Неемии и означающее высокую гражданскую должность, или сан. По Гезению, это слово Персидского происхождения и значит: строгость. - Так назывался Персидский правитель Иудеи (1Езд 2:63, Неем 7:65-70). Этот титул носил также Неем 8:9.

ТИСРИ - сентябрь, первый месяц гражданского и седьмой церковного года у Евреев. Весь этот месяц состоит из праздников, как например освящение храма Соломонова и др. см. Афаним.

ТИТ (почтенный; Галат. 2:1) - один из 70 апостолов, язычник по происхождению, из Антиохии, но обращенный в Христианство проповедью ап. Павла (1:4). Впрочем он отказал подвергнуть его обряду обрезания, хотя был сильно понуждаем к этому, как то можно заключать из послания к Гал 2:3-5. Тит был спутником ап. Павла в его апостольских путешествиях (2Кор 8:6-23), его сотрудником в деле Евангельской проповеди, и нередко был посылаем к разным церквам с его поручениями. Апостол в послании своем к Титу пишет ему, что он, бывши с ним на о. Крите, оставил его здесь для того, чтобы он устроил недоконченное им и по всем городам поставил пресвитеров (1:5). Из сего видно, что Тит был рукоположен ап. Павлом в епископы о. Крита, где он и скончался мирно на 94 г. своей жизни, в царствование императора Траяна. Память его совершается Церковью 4 января и 25 августа.

К ТИТУ ПОСЛАНИЕ см. An. Павла послания.

ТИТ-МАНЛИЙ (2Мак 11:34) - один из посланников и старейшин Римских, при Иуде Маккавее и Антиохе Евпаторе, писавших послание к Иудейскому народу. Под ним разумеют консула Тита Манлия Торквата.

ТИХИК (случайный; Деян 20:4) - один из 70 апостолов, Азиатский Христианин, сопровождавший ап. Павла, вместе с Трофимом и другими, во время его путешествия из Македонии в Иерусалим. Апостол называет его возлюбленным братом и верным в Господе служителем и сотрудником (Кол 4:7, Еф. 6:21) По преданию, Тихик был епископом в Колофоне, а по другим - епископом Халкидонским в Вифинии. Память его 4 января и 8-го декабря.

ТКАНЬ, ТКАЧ (Исх 35:35). Искусство ткать и прясть было известно с древних времен, и особенно в Египте, как то мы видим на многих древних Египетских памятниках. Здесь и Евреи научились этому и искусно прилагали оное к устройству завес, покрывал и т.п. в Скинии. Тканье и пряжа вообще считались делом женским (Прит 31:21 -22). должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою" - вопиял в своей предсмертной молитве пр. Исаия. "Он (т.е. Господь) отрежет меня от основы" (Ис 38:12), т.е. перережет концы нитей, которыми ткань, или пряжа, прикрепляется к ткацкому челноку. Это ткач обыкновенно делал тогда, когда работа тканья заканчивалась совершенно. Когда Самсон уснул на коленях Далилы, то она, чтобы выведать тайну его силы, взяла семь кос головы его и прикрепила их к ткальной колоде, и сказала ему: "Филистимляне идут на тебя, Самсом!" тогда он пробудился от сна своего и выдернул колоду вместе с тканью (Суд 16:14). В Свящ. Писании нередко упоминаются не только ткачи и ткущие женщины, но и разные их изделия - полотна, ковры и т.п. равно как разные орудия и принадлежности, употребляемые при сем, как например ткацкий станок (Суд 16:14), навой (I Цар 17:7) и уток (Лев 13:48). "Дни мои бегут, скорее челнока, говорил в своих страданиях Пр. Иов и кончаются без надежды."

ТМИН (Исаия 28:25-27, Мф 23:23) - трава из семейства зонтичных, обильно растущая в Сирии и дающая ароматические семена. В Ис 28:5-27 указывается на известный способ сеять тмин и выколачивать его палкой. В таком роде возвращают и возделывают это растение на о. Мальте и в настоящее время. Семена тминные употреблялись и употребляются для приправы в пищу и в лекарствах. Книжники и фарисеи, хвалясь точностью исполнения Закона, приносили десятины с мяты, укропа и тмина. Господь, обличая их лицемерие, говорил, что они исполняют маловажные дела Закона и пренебрегают важнейшими, составляющими сущность Закона.

TOAX (1Пар 6:34) - один из мужей колена Левиина и один из предков пр. Самуила. В 1Цар 1:1 он называется Тох.

ТОВ (Суд 11:3-5, 1Мак 5:13) - название области на в. от Иордана, в которой поселился Иеффай, после бегства от своих братьев. Вероятно, эта же самая область разумеется и во 2Цар 10:6, хотя и под названием Истов (т.е. мужи Тови). На нее же, как думают, указывается в 1Мак 5:13. Упоминаемые во 2Мак 12:7 Иудеи, называемые Тувиинами, называются так потому, что жили в земле Тови - по Гречески Toupiov.

ТОВ-АДОНИЯ (благ есть Иегова - мой Господь; 2Пар 17:8) - один из левитов, посланных Иосафатом наставлять народ Иудейский в законе Господнем.

ТОВИИЛ (Тов 1:1) - отец Товита из колена Неффалимова.

ТОВИС (2Езд 5:28) - один из привратников, сыновья которого значатся в числе возвратившихся из плена с Заровавелем. В 1Езд 2:42 и у Неем 7:42 читается: Шоваи.

ТОВИТ и ТОВИЯ (угодный Иегове; Тов 1:1, 9:3, 17:6 и др.). Между Израильтянами отведенными в плен было семейство Товита. Живя в Ниневии, Товит приобрел торговлею большое богатство. Много благодеяний он оказывал своим единоплеменникам, раздавал хлеб и одежду бедным и погребал умерших. Сначала никто не мешал ему в этом, но скоро настало тяжелое время для Израильтян. Новый царь Ассирийский, Сеннахирим, начал их преследовать и убивать. Трупы убитых валялись по улицам города, Товит тайно погребал их, но за это был осужден на смерть. Он скрылся из Ниневии, а имущество его было разграблено. По смерти Сеннахирима ему позволено было возвратиться домой. В праздник Пятидесятницы Товит устроил у себя пир и послал сына своего Товию пригласить к себе на праздник какого-нибудь бедного Израильтянина. Товия возвратился с известием, что на площади лежит удавленный Израильтянин, Товит тотчас же встал из-за стола, принес труп убитого в свой дом и вечером похоронил его. По закону же Иудейскому прикоснувшийся к умершему считался на этот день нечистым и не мог войти в дом; потому Товит лег спать на дворе у стены. Ночью попала ему в глаза от сидевших на стене воробьев нечистота, и у него образовались бельма. Товит более не мог работать. Жена его Анна пропитывала семью своими трудами. Они очень обеднели, питались одним хлебом и не ели мяса. Однажды добрые люди подарили Анне козленка. Товит, услышав в своем доме блеянье его, удивился. Явилось у него подозрение, не краденный ли это козленок. Такое подозрение оскорбило Анну и она сказала: "Где же милостыни твои и праведные дела? вот как все они обнаружились на тебе!" Горько стало Товиту от упреков жены, и он просил у Бога смерти. Вспомнил он тогда о 10-ти талантах (на наши деньги 24,000 руб.), которые положил на хранение у Израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских. Призвал Товит сына своего Товию, дал ему завещание на случай своей смерти, передал потом расписку Гаваила и приказал найти человека, который за условную плату согласился бы проводить его в Раги Мидийские. Товия скоро нашел молодого человека, который сказал ему, что он знает и дорогу в Раги и Гаваила, и взялся проводить его Товит снарядил сына в дорогу и, отпуская его с путником, сказал: "Бог да сделает счастливым путь ваш и ангел Его да сопутствует вам." Вечером путники пришли к реке Тигру. Товия спустился с берега в воду, чтобы вымыться. В это время кинулась на него рыба, Он испугался, но спутник велел схватить ее и выбросить на берег. Рыбу эту они испекли, а сердце, печень и желчь ее взяли с собою. Спутник объяснил Товии, что желчь этой рыбы уничтожает бельма, а курение сердцем и печенью ее исцеляет от мучения демона. Пришли они в город Экбатаны и остановились у Израильтянина Рагуила. У Рагуила была дочь Сарра. Семь раз выдавали ее замуж и все мужья в первый же день умирали. Спутник дал совет Товии жениться на ней, обещая благословение Божие. Товия послушался. Родители Сарры благословили их. Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Товия, по совету спутника, желчь и сердце пойманной рыбы положил в кадильницу и курил и тем изгнал демона, который умерщвлял мужей Сарры. После этого Товия остался в доме тестя на несколько дней, а спутник его взял расписку и сходил за деньгами к Гаваилу. На четырнадцатый день после свадьбы Товия собрался домой. На прощании отец сказал своей дочери: "почитай свекра и свекровь: они теперь твои родители. Желаю слышать о тебе добрый слух." Мать, прощаясь с Товиею, говорила ему: "да даст мне Господь увидеть детей от Сарры, дочери моей. И вот отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай ее." Между тем Товит с женою сильно скорбели о своем сыне. Не знали они, чем объяснить его замедление, и приходило им на мысль: не умер ли он? Анна каждый день выходила на дорогу и с тоской смотрела вдаль. Однажды она увидала путников, которых давно ожидала, и побежала к ним на встречу. В дверях дома Товию встретил отец. Товия помазал отцу глаза желчью рыбы и тем снял бельма с глаз его. Увидел он сына и заплакал от радости. Товия рассказал отцу и матери все что с ним случилось, и потом все вместе вышли на встречу Сарре. Пришло время расстаться с добрым путником. В благодарность отец и сын предложили ему половину имения, но он ответил: "Тайну цареву прилично хранить а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молились, я возносил ваши молитвы пред Святого; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя и невестку твою. Я Рафаил один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых." Отец и сын в страхе пали на землю. Рафаил сказал: "не боитесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами." Товит и Товия встали, но уже не видали Ангела хранителя. Все с ними случившееся они записали в книгу, которая называется книгою "Товита."

ТОВИТА КНИГА состоит из 14 глав. В ней находится, между прочим, такое завещание Товита своему сыну: "Когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей, всю жизнь почитай ее и не делай ей огорчения. Когда она умрет, похорони ее возле меня. Помни Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Из того, что имеешь, твори милостыню. Берегись всякого рода распутства. Во всем веди себя осторожно. Что сам ненавидишь, того не делай другому. Вина до опьянения не пей. Не пренебрегай советов мудрого. Во всякое бремя благословляй Господа и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны." Книга эта, хотя и не каноническая, отличается особенною назидательностью. Здесь ясно открываются премудрые и благие пути промысла Божия в нашей жизни, которых часто мы не примечаем, или видим в них одно стечение случайных обстоятельств. Здесь мы видим невидимое для нас благодетельное служение нам Ангелов Божиих. Здесь мы видим поучительнейшие примеры добродетелей. Где, в самом деле, найдем мы такое изображение добродетелей семейных, такие картины нравов патриархальных, как в истории Товитов? Какая безграничная любовь к несчастным и угнетенным братьям! Какая преданность Провидению среди жесточайших испытаний! Ничто в этом человеке не может поколебать его веры в Бога. Столь же удивительна и покорность сына отцу, Товия может служить образцом покорности и уважения, какое дети должны иметь к своим родителям. Но "назидательное это жизнеописание, пишет митрополит Филарет, неудовлетворительно для ищущего чистой исторической истины. Греческий и Латинский тексты сей книга далеко отстоят один от другого. Иосиф Флавий не говорит ни слова о Товите" (Библ. Ист. в конце 7-го периода). Когда и кем написана эта книга, неизвестно. В Еврейском тексте ее нет. Происхождение ее относят к временам Маккавейским, или к двум последним векам до Р.Хр. Она известна на разных языках; но первоначальным текстом ее признается Греческий LXX.

ТОВИЯ (Бог благ) - имя нескольких лиц: Тов 1:9 - сын Товита, о котором было сказано выше. 2Пар 17:8 - один из левитов во времена царя Иосафата. 1Езд 2:60 - одно из лиц, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем. В 2Езд 5:37 стоит: Ваенан.

Неем 2:10, 4:3 и др. - Аммонитский раб, быть может из слуг Персидского царя. Он вместе с Санавваатом препятствовал Неемии в восстановлении и укреплении Иерусалима. В последствии времени, во время отсутствия Неемии, он поселился было в одной из комнат храма, но узнав о сем, Неемия по возвращении приказал выбросить все домашние вещи из комнаты. .

Зах 6:10-14 - один из Вавилонских переселенцев, посланных из Вавилона в Иерусалим с золотом и серебром для храма, из коих по повелению Ангела были сделаны пророком венцы и возложены на главу первосвященника Иисуса. Означенные венцы хранились после сего в храме Иеговы на память потомству.

ТОК, или ГУМНО (Чис 15:20, Суд 6:37) - сухое, убитое, сглаженное место, на котором молотят хлеб. Оно должно было находиться на возвышенном, сухом месте, где бы мог продувать ветер. Во время молотьбы хозяева и спали на этих гумнах для охранения зернового хлеба (Руф 3:3). Иные гумна с давних времен удерживали свои особые названия, как например гумно Нахоново, гумно Орны (2Цар 24:16). Сие последнее находилось в Иерусалиме и принадлежало Орне Иевусеянину. Оно замечательно в истории Давида тем, что было на горе Мориа, где некогда Авраам хотел принести в жертву Исаака и где потом Соломоном был построен храм (1Пар 22:1-2, 2Пар 3:1).

ТОЛВАН (2Езд 9:25) - из привратников, имевших жен иноплеменных. В 1Езд 10:24 стоит: Телом.

ТОЛМАН (2Езд 5:28) - из привратников, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем. В 1Езд 2:42 стоит: Талмон.

ТОПАЗ (Исх 28:17) - драгоценный камень различных цветов, по мнению многих - древний хризолит. Самые лучшие топазы находятся в Восточной Индии. Название свое имеет вероятно от о. Топаза в Аравийском заливе. В Англии несколько лет тому назад один топаз был продан за 208,363 фунтов стерлингов.

ТОПАЗ ЕФИОПСКИЙ (Иов 28:19), вероятно, отличался своею красотою и ценностью. Что в Ефиопии встречались в древности весьма драгоценные камни, это известно и из древних классиков.

ТОПОЛЬ (Быт 30:37, Ос 4:13). Вероятно, здесь разумеется белый тополь, наиболее распространенный на ю. Европы. Здесь он составляет прекрасное тенистое дерево и потому-то его особенно могли выбирать для отправления под ним языческих идолопоклоннических обрядов. Означенное дерево вообще распространено в Сирии и Палестине. По мнению некоторых, тополь Библейский есть ничто иное, как стираксовое дерево.

ТОРГОВЛЯ, ТОРГОВЕЦ (1 Иез 17:4). Торговля в глубокой древности несомненно производилась посредством караванов. Купцы, которым был продан Иосиф, были из Мадиами и ехали с караванами. Древнейший способ торговли, которую производили купцы Аравии и Египта с Индиею, был точно также караванный. Впрочем между многими государствами Востока торговля производилась и морским путем. В числе коммерческих народов Финикияне занимали первое место и первою митрополиею их считался Сидон, а затем Тир. Об их торговле можно иметь сведения из 27 и 28 гл. кн. пр. Иезекииля. Торговля Египта достигала больших размеров. Египтяне вывозили товары из Индии и продавали их в различных портах Средиземного моря. На переходы из города в город для торговли в древности, по-видимому, содержится косвенное указание в послании ап. Иакова (4:13).

ТОФЕЛ (известь, смола; Вт 1:1) - местечко, известное в настоящее время под названием Тафиле и находящееся в равнине под тем же самым наименованием, которое тянется на с. от Восоры к ю.-в. углу Мертвого моря.

ТОФЕТ см. Енном.

ТОХУ (1Цар 1:1) - из предков Елканы, отца пр. Самуила. От этой же линии происходил и известный певец Эман.

ТОЧИЛО. см. Виноград.

ТРАВА (Ис 51:12). Это слово нередко прилагается в Свящ. Писании вообще ко всякой зелени (Ис 15:6), хотя и есть различие между овощами и зеленью, употребляемою в пищу главным образом скотом и животными (Пс 13:14). Быстрое возрастание и нежность различных трав прекрасно поясняют нам некоторые места Свящ. Писания. Так например слова Псалмопевца: "Тысяча лет... как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает" (89:6). "Тогда как нечестивые возникают как трава" (111:8). "Дни человека как трава, как цвет полевой, так он цветет" (102:15 и др., Ис 40:6-8). "Ибо всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал," говорит ап. Петр (1:24). Ничто не может сравниться по красоте и величию с следующими словами пр. Ис к царю Езекии: "Они (т.е. жители Иерусалима) стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях, и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился" (4Цар 19:26). В сих словах изображается слабость и нежность первых побегов всякой вообще зелени и поростов, вырастающих на кровлях домов и опаленной солнцем хлебной зелени, прежде чем она обратилась в колос. Засохшую траву Евреи часто употребляли на отопление овинных печей, как у нас для сего употребляется хворост (Мф 6:30, 13:30, Лк 12:28).

ТРАУР см. Погребение. У Восточных народов и у Евреев в частности траур, или глубокая скорбь, особенно по умерших, выражалась различно: так например они ударяли себя в грудь (Наум 2:7), рвали волосы на голове и бороде (1Езд 9:3), посыпали пеплом голову (1Цар 4:12), раздирали на себе одежду (Быт 37:29), терзали лицо и покрывали ранами тело (Иер 16:6), проводили время в посте (2Цар 12:16), закрывали голову, лицо и подбородок, ходили босиком (2Цар 15:30), брили голову и бороду (Ис 15:2), облекались в печальную одежду, надевая на себя вретище (3Цар 21:27), во время глубокого траура ложились на землю и садились на пепел (2Цар 12:16, Ис 3:25, Иов 2:8). С плачем соединяли плачевные песни и призывали для того плакальщиц (Иер 9:17, 2Пар 35:25). Траур продолжался семь дней, но в особенных случаях и долее. Подобные же обычаи существовали у древних Греков и Римлян.

ТРАХОНИТСКАЯ ОБЛАСТЬ (Лк 3:1) - гористая область на в. от Иордана. Она во время земной жизни Господа Иисуса Христа находилась под властью Филиппа, третьего сына Ирода Великого. Жители оной жили большей частью разбойничеством, чему особенно благоприятствовали пещеры и ущелья гор Трахонитиды. Ирод Великий получил оную в управление с тем условием, чтобы искоренить в ней грабежи и разбои. В настоящее время вся эта область называется Ледта.

ТРЕЗВОСТЬ (1Пет 5:8) - Христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых, греховных мыслей, пожеланий и дел. "Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить."

ТРИ ГОСТИНИЦЫ (Деян 28:15) - место названное так быть может потому, что на нем стояли три торговых гостиницы для путешественников. Это была можно сказать станция на Аппиевой дороге, в расстоянии 33 англ. миль от Рима; здесь встретили ап. Павла Римские Христиане, когда он в качестве пленника был препровожден в Рим. Об этом месте неоднократно упоминает Цицерон в своей переписке с Аттиком (кн. I, 13, II, 10, XI, 12). По свидетельству Луки Голстиния, развалины трех гостиниц видны были еще в его время, близь Цистерны, на Аппиевой дороге.

ТРИПОЛЬ (2Мак 14:1) - приморский Финикийский город к с. от Сидона; он имел гавань и находился при подошве Ливанских гор в 90 милях от Дамаска и в 54 от Гелиополя. Настоящий Триполь лежит восточное древнего и составляет весьма важное и населенное место торговли.

ТРИФЕНА (Рим 16:12) - Римская Христианка, которую приветствует ап. Павел вместе с прочими.

ТРИФОН (1Мак 11:39) - военачальник Сирийского царя Александра Балиса, история которого передается в Мак книге.

ТРИФОСА (1 Рим 16:12) - одна из благочестивых Римских Христианок, которую приветствует св. апостол Павел вместе с прочими.

ТРОАДА (Деян 16:8-11) - город, называемый также Александрия, или Триада-Александрия, находившийся в Малой Азии на берегу Мисии, в некотором расстоянии от древней Трои, от которой он собственно и получил свое название. Троада основана Антигоном и Лизимахом и некогда славилась своею торговлею, но с течением времени пришла в упадок. В настоящее время ее развалины называются Ески-Стамбул. Ап. Павел имел здесь видение, в котором Господь повелел ему идти и проповедовать в Македонии. Он был в Троаде также и при других случаях и с успехом проповедовал здесь (2Кор 2:12, 2Тим 4:13). Ап. Павел был в Троаде и оставил здесь фелонь и книги. Место древнего города покрыто в настоящее время лесом дубовых деревьев, и потому трудно обнять одним взглядом развалины древней Троады, которые тянутся на много миль. Впрочем новейшее селение Ески-Стамбул, лежащее вблизи оных, теперь очень мало населено.

ТРОГИЛЛИЯ (Деян 20:15) - город и мыс на з. берегу Малой Азии, несколько к ю. от Ефеса, против Самоса и при подошве горы Микалы в Ионии. Город славился некогда своим значением и торговлею, имея под своею властью до 75-ти городов. Здесь останавливался на одну ночь ап. Павел на своем пути из Самоса в Милет. В настоящее время это незначительное местечко, в котором не сохранилось даже развалин.

СВ. ТРОИЦА Слово "Троица" в Свящ. Писании собственно не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту Христианской веры. Самое слово "Троица" читается: у Феофила Антиохийского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, у Оригена, Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете только не так ясно. Например: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс 32:6). "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его" (Ис 6:3) Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир, тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков - при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда "отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Болсия, который сходил, как голубь, и ниспускался на него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение" (Мф 3:16-17, Мк 1:10-11, Лк 3:21-22). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь. Господь сказал им: "Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа" (Мф 28:19). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всею своею жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа (1Пет 1:1-2). Св. Иоанн Богослов пишет: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и сии три суть едино" (1Ин 5:7). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних символах веры, например апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского, Тертуллиана, Оригена. В Символе св. Григория Неокесарийского со всею точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: "Един Бог - Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, - Бог от Бога - образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т.е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же" (Соч. Григория Неокес. стр. 1). Из других древних церковных свидетельств о Св. Троице известны: Славословие малое ("Слава Отцу и Сыну и Св. Духу"), общеупотребительное в Церкви с самых первых веков; Славословие Ангелов ("Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Его"); Славословие великое ("Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение"), воспетое Ангелами при рождении Спасителя, и многие гимны, воспеваемые Церковью во славу Триипостасного Бога. Свидетельства частных лиц, отцов и учителей Церкви, исповедников и мучеников, весьма многочисленны. Есть даже свидетельства врагов Церкви (Цельса, Лукиана). День Св. Троицы Хр. Церковь торжественно празднует в 50-й день после Пасхи с самых первых веков. Хотя мы не постигаем внутренней тайны троичности Божества, но веруем ей, по непреложному свидетельству слова Божия: "Божиего никто не знает, кроме Духа Божия" (1Кор 2:11). Различие между Лицами Св. Троицы следующее: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца. Три Ипостаси или Лица Пресвятые Троицы суть совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях есть един токмо Триипостасный Бог.

ТРОСТНИК, ТРОСТЬ Тростник принадлежит к разряду травянистых растений, растущих в местах болотистых и приречных. Так, корзина, в которую был положен матерью младенец Моисей, была сделана из тростника Египетской реки Нила. "Он (т.е. бегемот) ложится под тенистыми деревьями, говорит Господь Иову, под кровом тростника и в болотах" (40:16). "И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут, пророчествует пр. Исаия от лица Господня, камыш и тростник завянут" (19:6). Обыкновенный тростник в обилии рос в пустыне Иорданской, где пребывал Иоанн, и в тех частях Галилеи, в которых находился Господь Иисус в то время, когда Он обращался с Своею речью к народу. Вся внутренняя часть пути по долине Саранской называется Кассаб, т.е. тростниковый, и один из потоков в той же самой области доселе еще носит название Кана, т.е. тростниковая. Тростник употреблялся в древности для писания, как у нас перья, а равно также и для измерения, и в Еврейской древности мера длины, равная трем ярдам с тремя вершками, обозначалась тростником, или тростью измерения, как он называется иначе в Свящ. Писании (Иез 40:3). В сем последнем случае он совершенно напоминал собою наши обыкновенные деревянные сажени. Во время страданий Господа Иисуса воины вложили Ему в правую руку трость в насмешку вместо скипетра, били Его по голове тростью, и губка, напоенная уксусом и поданная Ему для питья, была наложена на трость. Слово тростник употреблено в Свящ. Писании в иносказательном смысле для означения слабости, ломкости и колеблемости. Так например Фараон уподобляется надломленной трости с целью показать его бессилие относительно поддержки царя Езекии (4Цар 18:21). В Ис 42:3 выражение надломленная трость употреблено для означения верующих слабых в вере, но имеющих при сем сердце сокрушенное и уничиженное. "И поразит Господь Израиля, и будет он как тростник, колеблемый в воде," говорится в Свящ. Писании (3Цар 14:15). "Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли ветром колеблемую?" (Мф 11:7) вопрошал Господь народ, дабы исправить в нем ложное впечатление и засвидетельствовать непреклонную твердость и неизменное постоянство Иоанна Крестителя.

ТРОСТНИК БЛАГОВОННЫЙ (Исх 30:23). Лучший благовонный тростник рос в Аравии и Индии, а низшего качества в Египте и Сирии. Он входил в состав свящ. мира и составлял предмет торговли с Тиром. "Дан и Иован из Узала платили тебе, говорится в Иез 27:19, за товары твои выделанным железом; кассия и благовонная трость шли на обмен тебе." Он растет и в настоящее время в некоторых странах Европы, особенно в Великобритании, и, по замечанию Линнея, есть единственное туземное ароматическое растение северных стран.

ТРОФИМ (вскормленный, питомец; Деян 20:4) - один из спутников ап. Павла во время третьего его апостольского путешествия, не оставлявший его и в самых узах в Риме. Он принадлежал к числу 70 апостолов и был родом из Ефеса. Неверующие Иудеи видели его с ап. Павлом в Иерусалиме, и предполагая, что Трофим ввел его в храм, подняли против него возмущение, кончившееся оковами и темничным заключением апостола. В 2Тим 4:20 говорится, что апостол оставил Трофима больным; но неизвестно, чем кончилась болезнь его. По преданию видно, что он принял мученическую смерть при Римском императоре Нероне. Память его празднуется св. Церковью 4 января и 15 апреля.

ТРУБЫ ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ см. Музыка.

ТРУД, ИЛИ ДЕЛАНИЕ - заповедано человеку Самим Богом и требовалось от него еще в Раю до его падения (Быт 2:15) и особенно после его падения (Быт 3:19, 5:29). Труд необходим как для удовлетворения наших собственных нужд, так и нужд других, и, по слову апостола, "если кто не хочет трудиться, тот не должен и есть" (2Сол. 3:10). Необходимость для каждого из нас в труде превосходно доказывается в Свящ. Писании наглядными примерами трудолюбивого муравья, трудолюбивой пчелы (Прит 6:6-8), равно как добродетельной жены (Прит 31:10-31).

ТРУП иначе мертвое тело (Мф 24:28). Касательно трупов или мертвых тел в Свящ. Писании Ветх. Зав. содержатся следующие постановления: "Все мертвое почитается нечистым, и всякий прикоснувшийся к нему также нечист" (Чис 19:11, Лев 11:39-40 и др.), и место то нечисто, и все имеющее какое-либо соприкосновение к нему нечисто и требует законного очищения (Лев 11:32-38, Вт 14:8-12). В иносказательном смысле слово труп, или гниль, служит образом разрушительной болезненности (Иов 13:28), равно как символом нравственного гниения и разложения народа, духовной смерти его (Иез 29:5, 32:4-5), причем под образом хищных птиц разумеются воинственные народы, которых Бог употребляет средством наказания для соделавшегося нравственным трупом народа "Ибо где будет труп, говорил Господь Своим ученикам, там соберутся орлы" (Мф 24:28).

ТУБИИНЫ или ТУВИИНЫ (2Мак 12:17). см. Тов

ТУВАЛ-КАИН (значение слова неизвестно; Быт 4:22) - сын Ламеха от Цаллы, живший до потопа. В Библии о нем говорится только то, что он был ковачем всех орудий из меди и железа.

ТУВАЛ (значение слова не определено; Быт 10:2). см. Фувал.

ТУК, или ЖИР Употребление чистого жира или тука, как предмета пищи, было воспрещено Иудеям. "Весь тук Господу, говорится в кн. Левит. Это постановление вечно в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука, никакой крови не ешьте (Лев 3:17). Без сомнения, этим запрещением Евреям преподавался нравственно-религиозный урок, именно, что лучшая часть каждого дара, посылаемого нам Богом, должна быть прежде всего посвящаема Ему. Иудеи вообще по своему образу жизни были расположены к проказе и другим заразным болезням, и таким образом запрещение принимать в пищу жир, как средство обыкновенной диеты, было вместе с тем мудрым предупреждением против возбуждения или усиления подобных болезней. Тук, или жир часто употребляется в иносказательном смысле для обозначения лучших и богатейших земных произведений, равно как для означения отрадных духовных благословений. Откормленное животное обыкновенно называется в Священном Писании тучным или упитанным (Быт 27:28, Пс 62:6).

ТУК И КУРДЮК (Исх 29:22). Курдюк некоторых пород Сирийских овец составляет массу жира иногда до 20 фунт. весом. Таким под хвост их подвязывается небольшая тележка с колесиками, для того, чтобы облегчить животное от излишней тяжести. (см. рисунок к статье Овца). Тук и курдюк по обрядовому Моисееву закону, взятые из рук священнических при жертвоприношении, обыкновенно сжигались на жертвеннике.

ТУТОВОЕ ДЕРЕВО (2Цар 5:23-24), листья которого служат обычною пищею для шелковичных червей. В одной из войн Давида против Филистимлян возник вопрос: должен ли он нападать на них, когда они расположились в долине Рефаим? и Господь отвечал Давиду: "Не выходи на встречу им, а зайди им с тылу, и иди к ним со стороны тутовой рощи. И когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься; ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское." Тутовые деревья растут в обилии в Сирии и Аравии в настоящее время. При надрезе листьев они источают из себя белую острую смолу или сок, подобно каплям слез. Не от этих ли тутовых деревьев получила свое название упоминаемая в псалмах Давида (Пс 83:7) долина плача? Вообще тутовые деревья похожи на кустарники бальзама, имея длинные и широкие листья.

ТУШКАНЧИК (прячущаяся, скрывающаяся; Лев 11:5). По мнению Еврейских раввинов, это кролик, или, вернее, Сирский кролик. Он из отряда грызунов, из семейства прыгающих, имеет много сходства с зайцем, но живет не на глинистой и песчаной земле, а на горах, утесах и скалах. По закону Моисееву он причислен к нечистым животным, потому что хотя и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт; питается растениями. Впрочем, по мнению некоторых толкователей, под названием тушканчика нельзя разуметь кролика, и потому они разумеют здесь особый род прыгающих полевых мышеи, известных, по новейшей Линнеевой системе, под названием lerboa. Это также млекопитающие животные из отряда грызунов и близко подходящих к зайцам, хотя и отличных от них и с следующими особенностями: задняя часть тела их толще передней и задние ноги втрое длиннее передних; они отличаются длинным хвостом, образующим на конце раздвоенную кисть, и очень толстою головою с длинными усами. Все виды их совершенно безвредны; один только вид их портит сады и огороды. Впрочем Арабы считают их чистыми и употребляют в пищу, и меха их не остаются без употребления. Свящ. Писание говорит о тушканчиках только как о нечистых животных.

ТУЯ см. Фиино дерево.

ТЫКВА (Ин 4:6-11) - растение, которое до сих пор возделывается в наших садах и огородах. Оно очень красиво на вид и скоро растет. Это растение Господь произрастил в одну ночь, чтобы тенью его прикрыть пророка Иону от зноя солнечного и которое в одну ночь подточено червем и засохло. В диком состоянии некоторые виды означенного растения несомненно были ядовиты, и потому вредны для здоровья (4Цар 4:38-41).

ТЫСЯЧЕНАЧАЛЬНИК (Вт 1:15) - начальник в еврейском войске над 1000 воинов. Тысяченачальник, сотник, равно как и военачальник, обыкновенно составляли военный совет (1Пар 13:1).

ТЬМА (Быт 1:25). В начале творения, по слову Бытописателя, тьма была над бездною, которая и названа ночью. О тьме, составлявшей одну из Египетских казней, говорится, что она была осязаемая (Исх 10:21). Быть может, это происходило от густых, тяжелых испарений, или другой ощутительной перемены в атмосфере, не пропускавшей чрез себя солнечных лучей. Несомненно, это атмосферическое явление было чудесное, и ужас, возбуждаемый оным, живо описан в Исх 10:22-23. "Не видели друг друга, говорится в означ. книге, и никто не вставал с места своего три дня." Тьма, объявшая всю землю, при крестной смерти Господа, несомненно была также чудесным явлением; так как не могло произойти никакого солнечного затмения в этот период фазиса луны. Господь И. Христос был распят накануне Иудейской пасхи, которая приходилась в конце марта. Месяц начинался новолунием; следовательно, во время распятия, не могло быть никакого затмения, так как было полнолуние, и луна находилась на противоположной стороне к земле. Таким образом, сама природа отвращала свое лицо от созерцания страшного зрелища. Слово тьма часто употребляется в Библии иносказательно для означения невежества, печали, наказания, сени смертной, и области злых духов. Случаи подобных приложений означенного слова в Свящ. Писании не однократны.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!