на головную страницу сайта





Библейский словарь Брокгауза



Алмон-Дивлафаим

Алмон-Дивлафаим, место между р. Арнон и горой Нево, вост. Мертвого моря, где израильтяне располагали свой стан (Чис 33:46). А.-Д., возм., тождественно -> Бет-Дивлафаиму (Иер 48:22). Его местонахождение предполаг. в районе совр. Делейлет-эль-Гарбие, располож. в 18 км сев.-вост. Махера. См. карту на стр. 444.



Алой.

Алой. Это слово в библ. древности, по-видимому, употреблялось как собират. понятие, обозначающее благовонные сорта дерева, в частн. богатую смолой древесину Aquilaria Agallocha (Lignum Aloes). С ботанич. видом алоэ библ. алой не имеет ничего общего. В данном случае речь идет, скорее, о дереве семейства Thymelaceen, родина к-рого Индокитай. У него темнокоричневая, твердая и ломкая древесина, источающая благовонную горькую смолу. По великим торговым путям А. мог уже в древности доставляться в Палестину и Египет, где он очень высоко ценился. Его использовали для курений (Пс 44:9; Притч 7:17) и при бальзамировании трупов (Ин 19:39). В Песн 4:14 А. упоминается в одном ряду с другими благовониями.



Алтарь

Алтарь -> Жертвенник.



Алуш

Алуш, место, где израильтяне разбили стан на пути к Рефидиму. А. расположен между пустынями Синайской и Син, у израильтян там не было воды для питья (Чис 33:13 и след.).



Алфавит

Алфавит (от назв. первых двух букв греч. А.: "альфа" и "бета"). В отличие от рисуночного письма егип. иероглифов или знаков, обозначающих слоги и понятия в клинописи, алфавитным называют письмо, где буквы соответствуют исключит. звукам, что ведет к значит. упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. В Египте уже на ранней стадии развития письменности наряду со знаками, обозначающими предметы, были известны знаки, передающие отдельные согласные звуки. Но такие символы не выделились в самостоят. А., как это произошло в зап.-семит. регионе. Переход от рисунка к знаку, означающему звук, по-видимому, можно наблюдать в "протосинайских" надписях, относящихся прим. к XV в. до Р.Х. и известных по находкам, обнаруж. у рудных копей Серабит-эль-Хадим на Синайском полуо-ве. Эти знаки восходят к иероглифам. В нек-рых из обнаруж. позднее в Палестине (Вефсамис, Газер, Лахис, Сихем) надписях, также выполненных, вероятно, уже алфавитным письмом и относящихся ко II тысячел. до Р.Х., прочтение, истолкование и датировка столь ненадежны, что это не позволяет определить их место в развитии А. Из форм клинописи затем произошел А. -> Рас-Шамры (Угарита), к-рый, возм., был в употреблении недолго, прим. в то же время, что и протосинайское письмо (XV в. до Р.Х.). Он имел ту же последоват-сть букв, что и евр. А., но содержал на несколько знаков больше, в общей сложности 29. Поэтому было сделано предположение, что пришедший на смену угаритскому упрощ. финик. А., от к-рого произошло евр. письмо, существовал еще до XV в. до Р.Х. в той же последоват-сти и при том же стр.-ве букв, что и угаритский. Финик. письмо известно прежде всего по находкам в Библе (-> Гевал), к-рые сегодня относят к XI-X вв. до Р.Х. Известны также образцы письменности из Кипра, Сардинии, Карфагена и др. мест Зап. Средиземноморья, датируемые периодом после 900 г. до Р.Х. Повсюду здесь финик. А., как и раннеевр., обнаруживает формы скорописи, в то время как южноараб. А. (ок. 300 г. до Р.Х.), также восходящий к финик. знакам, сохраняет более древний, строгий характер форм (ср. ил. на стр. 24). Заимствовав А., состоящий из одних согласных, греки (а затем и римляне) добавили в него дополнит. буквы для обозначения гласных звуков. Твердая последоват-сть букв А., подтвержденная первонач. угаритскими находками (XV в. до Р.Х.) - в Лахисе тоже найдены нацарапанные первые 5 букв А. (VIII в. до Р.Х.), - позволяла одноврем. применять их в качестве цифр. Таким способом, напр., неоднократно обозначаются числа в евр. и греч. текстах ВЗ. Числовое значение букв (см. стр. 25) позволяет вычислить "сумму" или "число" отдель-ного слова, что использовалось в тайнописи или для обозначения скрытых понятий, к-рые широко применялись, напр., в апокалипсич. лит-ре (-> Нерон). -> Письмо.



Алфей

Алфей (точное значение имени не установлено): 1) отец ап. -> Иакова (2) (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13). Возм., он же -> Клеопа, муж -> Марии (4) и отец Иакова и Иосифа (в Синод. пер. вместо Иосифа - Иосия; Ин 19:25; Мф 27:56; Мк 15:40); 2) отец ап. Левия, или Матфея (Мк 2:14 и Мф 9:9).



Альпийский козел

Альпийский козел (в Синод. пер. - "лань"). Евр. слово акко, к-рое во Втор 14:5 употреблено среди названий чистых животных, обозначает жвачное животное, предположит. дикую козу. Вероятно, это один из подвидов А.К., обитающих на Ближнем Востоке (Capra nubiana), т.наз. безоаровый козел (Capra aegagrus), дикий прародитель всех видов домашних коз, с длинными, загнутыми далеко назад рогами (Пс 103:18; в Синод. пер. - "серна"). Он и сегодня встречается на нек-рых греч. о-вах и в районах Южной Азии. -> Серна; цвет. вклейку 71.



Альфа и Омега

Альфа и Омега

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

А. и О. - названия первой и последней букв греч. алфавита. Подобный способ выражения обусловлен об-разом мышления древних евреев - для обозначения предмета или явления во всей его целостности они называли его составляющие части или исходную и конечную точки (напр., выражение "ни худого, ни хорошего" в 2Цар 13:22 означает "вообще ничего"). В значении "первая и последняя буквы алфавита" это выражение существует и у раввинов: "Адам преступил весь закон от Алефа до Тава" (от первой до последней буквы евр. алфавита). Другое изречение раввинов гласит: "Авраам держался закона от Алефа до Та-ва". Ср. также с рус. выражением "от А до Я".

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Выражением "А. и О." в Откр обозначены как Бог (1:8; 21:6), так и превознесенный Христос (Откр 22:13). Оба Они называют Себя А. и О., при этом Христос подразумевает Свое единство с Богом (ср. Ин 10:30). Выражение "А. и О." подчеркивает, что Христос есть истинный Бог. Близко по смыслу к А. и О. выражение "первый и последний" (Откр 1:17; 2:8 - по отношению ко Христу; это же выражение встречается в ВЗ и как самообозначение Бога: Ис 44:6; 48:12; ср. 41:4), а также "начало и конец" (в Откр 21:6 непосредственно перед А. и О. - по отношению к Богу; в Откр 22:13 - к Христу). В Откр 22:13, следуя одно за другим, присутствуют все три словосочетания. Торжественное обозначение Бога и Христа словосочетанием "Альфа и Омега" равнозначно клятве; в этих словах Бог во Христе Своей вечной, неизменной сущностью подтверждает, что Его Слово истинно и что Он непременно исполнит все реченное Им.



Амад

Амад, неизвестный город в уделе Асира, упомянутый только в Нав 19:26.



Амадаф

Амадаф [евр. Хаммедата, перс. "дарованный луной"], вугеянин, отец Амана (Есф 3:1,10).



Амал

Амал ("утомительная работа", "тягостный труд", "невзгоды"), сын Гелема из колена Асира (1Пар 7:35).



Амалик

Амалик [евр. Амалек], внук Исава, сын Елифаза и его наложницы Фамны (Быт 36:12). А. считался родоначальником амаликитян, его имя также служит для обозначения всего этого народа (напр., Чис 24:20). Возражение против такого происхождения названия "амаликитяне" заключается в том, что еще в Быт 14:7, задолго до рождения А., упоминается земля амаликитян. Вероятно, эта тер. названа здесь именем ее будущих обитателей, так же как это имеет место в случаях с другими названиями, упоминаемыми в данной главе, но к-рые стали применяться позднее. Амаликитяне проживали в районе между Синайским полуо-вом и юго-зап. частью Па-лестины, до границ с Египтом и Аравией (Быт 14:7; Чис 13:30; 14:25; 1Цар 15:7). Валаам называет амаликитян первым из народов (Чис 24:20). Вскоре после исхода израил. народа из Египта амаликитяне нападают на отставших израильтян, а затем терпят поражение от Иисуса Навина при Рефидиме (Исх 17:8-16; Втор 25:17-19). С тех пор на них лежит Господне проклятие, и между Израилем и амаликитянами царит смертельная вражда. Когда израильтяне в своем непослушании стремятся вторгнуться в землю обетованную с юга, хананеи и амаликитяне совместными усилиями отражают эту попытку (Чис 14:43, 45). Во времена судей вооруж. полчища амаликитян в союзе с моавитянами и мадианитянами вторгались на Израильскую землю, учиняя грабежи и опустошения (Суд 3:12 и след.; 6:3-5,33; 7:12). Возм., в связи с этими битвами получила свое название Амаликова гора в земле Ефремовой (Суд 12:15). После того как от амаликитян отделяются кинеяне (1Цар 15:6) и в результате побед Саула (1Цар 15:7 и след.) и Давида (1Цар 27:8; 30:17 и след.), их мощь оказывается окончат. сломленной, а сами они подвергаются значительному истреблению. Во времена Езекии 500 человек из колена Симеона уничтожили остаток амаликитян у горы Сеир (1Пар 4:42 и след.). Так свершился предсказанный Валаамом (Чис 24:20) Божий суд над А.



Амам

Амам, город на юге Иудеи (Нав 15:26), в 9 км от Шарухена (новоевр. Цеелим). См. карту на стр. 896.



Аман

Аман, сын Амадафа, высший чиновник при дворе перс. царя Артаксеркса и его фаворит (Есф 3:1), непримиримый враг иудеев. Мардохею и царице Есфири удалось свергнуть А. и расстроить его планы уничтожения иудеев. А. и его сыновья нашли бесславный конец (Есф 7:10; 9:7-14). -> Вугеянин -> Агаг.



Амана

Амана ("твердое соглашение"), отрог Антиливана (-> Ливан), упомянут как горная вершина в Песн 4:8.



Амария

Амария ("Яхве говорил"): 1) сын Мераиофа (1), потомок Аарона из рода Елеазара (1Пар 6:7,52); 2) священник, потомок А. (1) и предок Ездры (1Пар 6:11; Езд 7:3); 3) левит, второй сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23); 4) священник в царствование Иосафата (5), назнач. верховным судьей по всем обрядовым вопросам (2Пар 19:11), возм., тождествен А. (2); 5) один из левитов, к-рые при Езекии были ответственными за обеспечение своих братьев в священнич. городах (2Пар 31:15); 6) сын Езекии и предок пр. Софонии (в Синод. пер. - Амория, Соф 1:1); 7) изра-ильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (Неем 11:4); 8) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:2). Во времена первосвященника Иоакима главой рода А. был Иоханан (ст. 13); 9) священник, подписавшийся во времена Неемии под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:3), вероятно, потомок А. (8); 10) израильтянин, современник Ездры, согрешивший тем, что взял в жены женщину из другого племени (Езд 10:42).



Амаса

Амаса (кр. ф-ма от имени "Амасия"), сын Хадлая, один из начальников колена Ефрема, убедивших израил. войско царя Факея отпустить пленных иудеев и отправить их на родину (2Пар 28:12 и след.).



Амасай

Амасай (кр. ф-ма от Амасия): 1) левит, сын Елканы, предок Самуила (1Пар 6:35), названный в ст. 25 А.; вероятно, был также членом того же семейства; 2) глава тридцати храбрых у Давида. Вместе с группой воинов из колен Иуды и Вениамина он пришел в Секелаг (1Пар 12:16-19). Возм., он же -> Амессай; 3) один из священников, трубивших при возвращении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:24); 4) отец левита -> Махафа (в царствование Езекии) (2Пар 29:12).



Амасия

Амасия [евр. Амация, "Яхве могуч"]: 1) сын и наследник иуд. царя Иоаса (801-773 гг. до Р.Х.). В Библии о нем сказано: "И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца" (2Пар 25:2). А. вступил на престол в возрасте 25 лет. Когда власть его укрепилась, повелел казнить придворных, к-рые убили его отца, но, согласно Закону, пощадил их детей (Втор 24:16). А. начал войну против иду-меев и для участия в походе пригласил наемников из Израиля. Однако, вняв предостережениям пророка, отправил их обратно, несмотря на то, что уже выплатил им немалую сумму. А. добился полной победы над идумеями в Соляной долине, захватил их столицу Селу и переименовал ее в Иокфеил. В упоении победой он вызвал на бой израил. царя Иоаса. Но поскольку А. поставил в Иерусалиме захвач. идолов идумейских богов и стал приносить им жертвы, то вызвал на себя Божий гнев. А. не послушался посланного Богом пророка и пригрозил ему смертью. Иоас пытался удержать А. от сражения, но тот настоял на своем вызове. В битве при Вефсамисе иудеи были разбиты и А. захвачен в плен. Иоас привел его в Иерусалим. Победитель приказал проделать широкую брешь в сев. стене, опустошил храм и цар. дворец и возвратился с заложниками и добычей в Самарию. Т.о. власть А. оказалась окончат. сломленной. Вслед за этим народ поднял восстание и в 792 г. до Р.Х. поставил на престол 16-летнего сына А. Озию, или -> Азарию (11) (4Цар 14:21 и след.). А. еще продолжит. время оставался в живых. Когда впоследствии возник заговор против него, он бежал в Лахис, но там убийцы настигли его. Тело А. привезли в Иерусалим и похоронили в цар. усыпальнице (4Цар 14:1-20; 2Пар 25:1-28); 2) израильтянин из колена Симеона, отец Иосии (1Пар 4:34); 3) один из предков Ефана, левита и певца в храме (1Пар 6:45); 4) священник, служивший вефильскому тельцу. Он пожаловался израил. царю Иеровоаму II на пр. Амоса. А. запретил Амосу выступать с пророчествами против Израиля в Вефиле, т.к. здесь святыня царя и главный храм царства. Амос сослался на поручение, данное ему Господом ("Я - не пророк...", Ам 7:14), и возвестил А., что Божий суд настигнет его самого и его семью в час гибели израил. народа (Ам 7:10-17; ср. 3Цар 12:28-33); 5) [евр. Амасия, "Яхве понес" (т.е. защищая, взял на руки)], сын Зихри, военачальник царя Иосафата (2Пар 17:16).



Амассия

Амассия -> Амасия (2).



Амафия

Амафия [евр. Амиттай, "(Господь есть) постоянство, верность, истина"], отец пр. Ионы из Гафхефера (4Цар 14:25; Иона 1:1).



Амашсай

Амашсай (кр. ф-ма от имени "Амасия"), священник, сын Азариила, служивший в храме во времена Неемии (Неем 11:13).



Амврий

Амврий -> Омри (4).



Амессай (Амесса)

Амессай (Амесса) [евр. Амаса, кр. ф-ма от Амасии], сын Авигеи, сводной сестры Давида, и Иефера, потомка Измаила (2Цар 17:25; 1Пар 2:17). А. принял участие в восстании -> Авессалома и возглавил его войско, к-рое было полностью разбито войсками Давида в лесу Ефремовом (2Цар 17:25; 18:7). Давид помиловал А. и назначил пожизненным военачальником вместо -> Иоава (2Цар 19:13). Этим Давид вновь завоевал сердца иудеев. Но при подавлении восстания -> Савея А. не проявил должной расторопности (2Цар 20:4 и след.). При первой же возможности Иоав убил его, освобождаясь от соперника (2Цар 20:9 и след.). Соломон, осуждая Иоава на смерть, ссылается на это убийство (3Цар 2:32). Возм., что А. тождествен -> Амасаю (2).



Аметист

Аметист -> Драгоценные камни.



Аминадав

Аминадав [евр. Амминадав, "(мой) народ (родственник) показал себя щедрым"]: 1) отец -> Наассона (Чис 1:7) и Елисаветы, жены Аарона (Исх 6:23). Предок Давида (Руфь 4:19), а след., и Иисуса Христа (Мф 1:4; Лк 3:33); 2) сын Каафа, отец Корея (1Пар 6:22). В остальных случаях в родословиях левитов его называют Ицгаром (Исх 6:21; Чис 16:1; 1Пар 6:38); 3) левит из рода Уззиила, к-рый со своими 112 братьями участвовал во внесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:10 и след.); 4) -> Авихаил (5); 5) -> Авинадав (2); 6) -> Авинадав (3).



Аминь

Аминь [евр. амен = "да будет так" (Иер 11:5)].

I. Слово "А." было заимствовано из евр. текста, перешло в греч. и лат. переводы НЗ, а затем - в рус. язык практич. в неизмен. виде. В евр. яз. оно имеет тот же корень мн, что и слова, обозначающие "твердый", "надежный", "постоянный", "верить", "доверять".

II. В ВЗ и НЗ слово А. (применяемое как литургич. формула) используется для подтверждения высказывания, напр., согласия с речью к.-л. (3Цар 1:36), для одобрения зачитанного Закона (с признанием проклятия, к-рое падет на того, кто нарушит Закон, Втор 27:15-26) или для подтверждения клятвы (Чис 5:22). Слово А. употребляется и вместе с пожеланием (Иер 28:6) или как знак под-тверждения и согласия в конце славословия (Рим 1:25; 11:36). Слово А. используется не только при богослужениях, но и в мирской жизни (3Цар 1:36). Септуагинта перенимает слово А. в качестве имени собств. только в Ис 65:16 (в Синод. пер. - "Бог истины"), чтобы подчеркнуть верность Бога. В остальных случаях она переводит слово А. в том значении, к-рое содержится в корне слова. Слово А. как имя Господа встречается в Откр 3:14: "так говорит Аминь, свидетель верный и истинный", о к-ром Павел сказал в 2Кор 1:20: "Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в нем "аминь", - в славу Божию, чрез нас". В ВЗ и НЗ встречается слово А., дважды повтор.: А., А. - для усиления смысла. Так, в ВЗ двойное А. употреблено в заключит. стихах первых трех книг псалмов (Пс 40:14; 71:19; 88:53) в знак подтверждения клятвы (Чис 5:22) или благословения (Неем 8:6). Двойное А. в Ев. от Иоанна, к-рым Иисус подчеркивает всю непреложность Своих слов, принадлежит к особенностям выразит. средств данного Евангелия (в Синод. пер. - "истинно, истинно"; Ин 5:19,24 и след.; 6:26,32,47,53; 8:34,51,58 и др.). Первые три Евангелия (синоптич.) лишь изредка используют слово А.

III. Если верующий в заключение молитвы произносит слово А. вне живой связи с ее со-держанием, это свидет-вует о непонимании им значения слова А. В конце молитвы -> "Отче наш" слово А. присутствует только в более поздних рукописях, первонач. его не было в молитве Господней. Павел тоже часто ставит слово А. в конце восхваления или благословения, но всегда в значении подтверждения и согласия с вышесказ. (Рим 1:25; 11:36; Гал 1:5; Флп 4:20 и пр.). Только в этом случае А. собрания, внемлющего молитве и вторящего ей, обретает свой истинный смысл (1Кор 4:16).



Амма

Амма [1) "предплечье"; 2) "паз (дверной створки)"; 3) "локоть"]. Холм у Гиаха на дороге, ведущей из Гаваона к Иордану через пустыню. Ахав и Авесса преследовали Авенира до А. (2Цар 2:24; ср. ст. 16 и 29). Точное местонахождение не определено. Возм., холм Телль-эль-Милх под Эн-эль-Фауваром (-> Гиах).



Аммизавад

Аммизавад ["(мой) народ одарил"], сын главного военачальника Ванеи. Он стоял во главе отряда своего отца и должен был нести цар. службу у Давида в третий месяц каждого года (1Пар 27:5 и след.).



Аммиил

Аммиил -> Аммиэл (1, 2).



Аммил

Аммил -> Аммиэл (4).



Аммиуд

Аммиуд [евр. Аммихуд]: 1) отец -> Елишамы (1), предок Иисуса Навина (Чис 1:10; 1Пар 7:26); 2) израильтянин из колена Симеона, отец -> Самуила (2) (Чис 34:20); 3) израильтянин из колена Неффалима, отец -> Педаила (Чис 34:28); 4) израильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (1Пар 9:4).



Аммишаддай

Аммишаддай, отец -> Ахиезера (Чис 1:12).



Аммиэл

Аммиэл ["(мой) родственник (дословно: народ) - Бог"]: 1) в Синод. пер. - Аммиил, сын Гемаллия, представитель колена Дана среди соглядатаев, к-рых Моисей направил в Ханаан (Чис 13:13); 2) в Синод. пер. - Аммиил, шестой сын Овед-Едома, привратник в храме (1Пар 26:5); 3) отец Махира из Лодевара, израильтянин из колена Манассии (2Цар 9:4 и след.; 17:27); 4) в Синод. пер. - Аммил, отец Вирсавии, жены Урии (1Пар 3:5). Он же в 2Цар 11:3 -> Елиам - в результате перестановки слогов в его имени.



Аммок

Аммок -> Амок.



Аммонитяне

Аммонитяне, или "сыны Аммона", а также просто "Аммон". Потомки -> Бен-Амми, т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр.

I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ

Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, к-рый был изгнан А. (Втор 2:19-21). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. (Втор 2:19), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). См. карту на стр. 2.

II. ИСТОРИЯ

А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян ("в общество Господне" - Втор 23:3). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу (Суд 3:13). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ (Суд 10:7-9; 11:32-33). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его (1Цар 11:1-11). Давид, напротив, был дружески принят Наасом (2Цар 10:2). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду (2Цар 10:1 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву (1Пар 20:1). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением (2Пар 20). Цари Озия (во времена к-рого Амос возвещает суд над А., Ам 1:13-15) и Иоафам получают с них дань (2Пар 26:8; 27:5). Если во время правления Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею (4Цар 24:2), то при Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона (Иер 27:3). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии (Иер 40:14). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен (Иез 25:3; Соф 2:8). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия (49:1-6) и Иезекииль (21:20; 25:1-7), как до них Амос и Софония, предсказали грядущий суд над А. После падения Вавилона А. попадают под власть персов, позднее - греков, а с 64 г. до Р.Х. - римлян, и их страна становится частью рим. провинции Сирии. Во времена Маккавеев они вместе с сирийцами сражались против иудеев. Ориген обозначает их вместе с моавитянами и идумеями одним названием - арабы. Т.о., назв. А. исчезает со страниц истории (Иез 25:9 и след.: "...открою бок Моава для сынов востока и отдам его в население им, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов"). Археологами было найдено несколько печатей и надписей, выполненных на неизвестном ханаан. диалекте, к-рый может оказаться языком А. В ассир. текстах упоминаются цари А.: во времена Салманасара III был разбит Вааса; Тиглатпаласар III получает дань с Санипу, Асархаддон - с Пудуилу, Ашшурбанипал - с Амминадби. Неемия строго порицал иудеев, взявших в жены аммонитских женщин, опасаясь, как бы через этих женщин к иудеям не проникло поклонение идолам (Неем 13:23 и след.). Богом А. называли Милхома или -> Молоха (3Цар 11:5,7, 33), а ко времени судей также и моавитского бога -> Хамоса (Суд 11:24).



Амнон

Амнон ("надежный", "верный"): 1) старший сын Давида, родившийся у изреелитянки Ахиноамы в Хевроне. А. изнасиловал свою сводную сестру Фамарь и два года спустя был за это убит ее братом Авессаломом (2Цар 3:2; 13). С этого начинается Божий суд над Да-видом за убийство -> Урии ("Итак не отступит меч от дома твоего во веки...", 2Цар 12:10); 2) израильтянин из колена Иуды, сын Симеона (1Пар 4:20).



Амок (Аммок)

Амок (Аммок) ["глубокий", вероятно, в значении "мудрый", "непостижимый" (аккад. эмку, "мудрый")], глава одной из священнич. семей, вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:7). Его семейство было известно и во времена первосвященника Иоакима (ст. 20).



Амон (Аммон)

Амон (Аммон) ["надежный", "верный" (-> Аминь)]: 1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25); 2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641-640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22-летним и царствовал всего 2 года, продолжая поклонение идолам, начатое его отцом. Но в отличие от отца так и не смирился перед Богом. А. пал жертвой придворного заговора. Народ покарал его убийц и посадил на престол его 8-летнего сына -> Иосию (4Цар 21:19-26; 2Пар 33:21-25; Мф 1:10); 3) родоначальник, или глава, семейства рабов Соломона, к-рое вернулось из плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:59).



Амон (Амун)

Амон (Амун) ("скрытый"). Первонач. А. был божеством верхнеегип. г. Фивы, к-рый в Библии назван также Но-Аммоном (городом Амона) (Наум 3:8; ср. Иер 46:25). Во времена Среднего Царства, в процессе превращения Фив в егип. столицу, поклонение А. распространялось по стране, пока наконец, при XVIII династии, он не стал верховным божеством всего царства и не соединился в один образ с богом солнца Ра под именем Амон-Ра. Посвящ. А. животные - баран и гусь. А. изображают в человеч. образе с короной и двумя длинными перьями, нередко вместе с супругой богиней Мут и сыном Хонсу. На более поздних изображениях А. появляется с головой барана. -> Египет -> Телль-Амарна.



Амория

Амория -> Амария (6).



Аморреи

Аморреи (значение связано с аккад. амурру, "запад"). А., согл. Быт 10:15,16, происходят от Ханаана, сына Хама. Этот народ сыграл значит. роль в истории, далеко выходящую за пределы той области Сирии и Палестины, к-рую вавилоняне в III тысячел. обозначали как "землю А.". В Библии говорится, что во времена Авраама А. жили зап. Мертвого моря - в -> Хевроне (Быт 14:13; ср. 13:18) и -> Хацацон-Фамаре (Енгедди) (Быт 14:7 и 2Пар 20:2). Они были одним из семи народов, земли к-рых Господь обещал Израилю (Быт 15:21; Втор 7:1) и к-рых Израиль должен был предать заклятию (Втор 20:17), когда наполнится "мера беззаконий Аморреев" (Быт 15:16). А., как название самого сильного из хананейских народов, может обозначать и все доизраил. население Ханаана, особенно, когда речь идет о языч. идолопоклонстве (Быт 15:16; Нав 24:15; Суд 6:10; 3Цар 21:26). А. основали первую цар. династию Ва-вилона, самым знаменитым представителем к-рой был Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), считающийся создателем известнейшего собрания др.-вост. правовых норм (законов Хаммурапи). В ту же эпоху существовало другое аморрейское царство - Мари на среднем Евфрате, где в результате раскопок был обнаружен цар. архив (прим. 20 тыс. глиняных табличек). Эти послания из архива -> Мари в определ. степени способствовали лучшему пониманию библ. данных, относящихся к временам патриархов. Царство Амурру в Палестине-Финикии упоминается в егип. док-ах из архива -> Телль-Амарны. Когда израильтяне пришли на вост. берег Иордана, они столкнулись там с двумя царствами А.: с гос-вом есевонского царя -> Сигона, располагавшимся на отнятых у моавитян и аммонитян землях между Арноном и Иавоком, Иорданом и пустыней, и с гос-вом васанского царя Ога, занимавшим тер. от Иавока до Ермона. Оба царя потерпели поражение, их земли были завоеваны евреями (Чис 21:21-35; Втор 2:24 - 3:11). После переправы через Иордан и захвата Гая Иисус Навин победил пять аморрейских царей: иеру-салимского, хевронского, иармуфского, лахисского и еглонского (Нав 10). А. были также в числе врагов израильтян, разбитых Иисусом Навином при водах меромских (Нав 11:1-14). В покаянной проповеди Амоса Бог ставит в упрек израильтянам, что ради них Он истребил "Аморрея, которого высота была, как высота кедра ... Я истребил плод его вверху и корни его внизу" (Ам 2:9). Но, несмотря на эти победы, остаток А. продолжал жить среди израильтян (Суд 1:35; 3:5; 2Цар 21:2). Во времена Самуила в отношениях с А. царит мир (1Цар 7:14). Впоследствии Соломон превратил уцелевших А. вместе с остатками прочих хананейских народов в оброчных работников (3Цар 9:20 и след.; 2Пар 8:7 и след.). Даже во времена Ездры еще упоминаются женитьбы евреев на аморрейских женщинах (Езд 9:1). У Иезекииля так сказано о Иерусалиме: "...отец твой - Аморрей, и мать твоя - Хеттеянка" (Иез 16:3). См. карты на стр. 10; 449; 1019.



Амос

Амос: 1) [евр. Амоц, кр. ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)], отец пр. Исаии (4Цар 19:2; Ис 1:1 и др.); 2) [евр. Амос, "Яхве понес"].

I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА

А. был родом из Фекои (Ам 1:1), располож. в Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. и Осия - един-ств. пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. на пророч. служение, он был пастухом овец (Ам 1:1), а из Ам 7:14 можно заключить, что он, кроме того, собирал си-коморы. А. был человеком простым: по тем образам, к-рые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см. Ам 3:4,8,12; 4:1; 5:8,19 и др.). Призванный Богом (ок. 760 г. до Р.Х.), он оставил свои стада (Ам 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, к-рое в это время, при царе Иеровоаме II (787-747 гг. до Р.Х.), переживало период своего политич. и экономич. расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. проповедь А. о Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. и социальной областях, к-рого не мог скрыть блестящий фасад экономич. подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. и происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. в Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоа-мом II, А. рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам 7:7-9; возм., отвес был оловянным). Священник -> Амасия (4) (ср. Ам 7:10-15) пытается удалить А. из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. гласил: "Я - не пророк ... Но Господь взял меня от овец..." (Ам 7:14 и след.). Однако А. не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстанов-ление падшей скинии Давида (Ам 9:11-15).

II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА

1) Ам 1-2 - суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами; 2) Ам 3-6 - суд над Израилем; 3) Ам 7-9 (рассказ о видениях) - о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (7:1-9; 8:1-6; 9:1-10); 4) Ам 7:10-17 - Амос в Вефиле (столкновение с Амасией); 5) Ам 8:7-14 - предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего; 6) Ам 9:11-15 - заключит. обетование: восстановление падшей скинии Давида.

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСА

Стиль и изложение Книги пр. А. всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. параллелизма (-> Поэтическое искусство). В изложении видений А. видна четкая композиция; эмоц. напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам 1:11 - Втор 23:7; Ам 2:3 - Чис 24:17; Ам 2:8 - Исх 22:26; Ам 2:9 - Чис 21:21-28; Ам 2:11 - Чис 6:2-13; Ам 3:2 - Втор 4:34; Ам 4:4 - Втор 14:28 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос 1:1; 4:15; 8:14) и Исаии (Ис 1:11 - Ам 5:22; Ис 5:12 - Ам 6:5 и след.; Ис 13:10 - Ам 5:8; Ис 17:1 - Ам 1:3 и др.). Девиз Книги пр. А.: "Господь возгремит с Сиона..." (Ам 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоил 3:16). Кр. того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам 5:8 - Иов 38:31 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А.: "...во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением". Более точная датировка проповеди А. невозможна, т.к. неизвестно, в каком году произошло упомянутое А. землетрясение (см. также Зах 14:5). Но прибл. время деятельности А. можно определить, исходя из времени правления обоих назв. царей. В соотв. с этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. до Р.Х. Иуд. историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возм., в картине суда (Ам 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, к-рое, согл. астрономич. расчетам, состоялось 15 июня 763 г. до Р.Х. (-> Летосчисление).

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Книга пр. А., как никакая другая пророч. книга, может служить "учебником" классич. прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. и является ему в ви-дениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом. С беспощадной суровостью указывает А. на социальное неблагополучие (Ам 5:4-17; 6:7,12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9:1 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. ответственность, к-рая своим следствием может иметь и суд (3:2; ср. 9:7). (-> Остаток). Но слова А. позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. от имени Господа обещает спасение (Ам 5:14 и след.). Согл. Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. спасению (Ам 9:11 и след.). В словах о суде над другими народами (гл. 1 и след.) обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда.



Амплий

Амплий ("возвышенный"), христианин в Риме, к-рому Павел просил передать особый привет, называя его "возлюбленный мне в Господе" (Рим 16:8).



Амрам

Амрам ["народ (родственник) возвышен"]: 1) левит, сын Каафа, муж Иохаведы, отец Мариами, Аарона и Моисея (Исх 6:18; Чис 26:59); он прожил 137 лет, и от него произошел род Амрама (Чис 3:27), упомянутый в 1Пар 26:23 как один из левитских родов; 2) священник, сын Вания, расстался с женой-неизраильтянкой, на к-рой женился в изгнании (Езд 10:34).



Амрафел

Амрафел, сеннаарский царь, к-рый вместе с эламским царем Кедорлаомером и царями двух других городов вторгся в долину Сиддим у Соленого моря и увел в плен Лота. А. терпит поражение от Авраама (Быт 14). Были попытки отождествить А. с вавил. царем Хаммурапи, что вряд ли правомерно хотя бы из-за несхожести имен. Послания архива -> Мари показали, что Хаммурапи не был современником Авраама, а жил прим. в 1792-1750 гг. до Р.Х.



Амфиполь

Амфиполь [греч. "окруженный (кольцом) город"], укрепл. портовый город во Фракии, основ. в 437 г. до Р.Х. афинянами у устья р. Стримон. Был расположен на изгибе реки, практич. окружавшей город, - отсюда и происхождение этого названия. При римлянах - столица Вост. Македонии. Это был важн. узловой пункт на Эгнатиевой дороге, прим. в 50 км юж. г. Филиппы. Павел побывал в этом городе во время своего путешествия из Филипп в Фессалоники (Деян 17:1). Располож. ныне на месте А. насел. пункт называется Неохори. См. карту на стр. 687.



Амций

Амций [евр. Амци, кр. ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)]: 1) левит, сын Вания, потомок Мерари и предок -> Ефана (2) (1Пар 6:46); 2) священник, сын Захарии и предок -> Адаии (3) (Неем 11:12).



Ана

Ана: 1) сын евеянина Цивеона, отец Оливемы, жены Исава (Быт 36:2,14), вероятно, тот же А., к-рый нашел теплые воды в пустыне (ст. 24; 1Пар 1:40); 2) А. и Цивеон упоминаются в Быт 36:20,29 и среди потомков хорреянина Сеира. Возм., они тождественны вышеназв., тогда среди -> евеев следует различать племя -> хорреев.



Анав

Анав ("ягода", "город винограда"), город в горах удела Иуды. Иисус Навин искоренил проживавших там енакимов (-> Енаковы сы-ны) (Нав 11:21; 15:50; в Синод. пер. - Анаф). Ныне это Хирбет-Анаб-эль-Кебир, прим. в 20 км юг.-зап. Хеврона.



Анаия

Анаия ("Яхве ответил, услышал"): 1) один из израильтян (вероятно, священник), к-рые стояли одесную Ездры, когда тот читал перед народом Книгу Закона Божьего (Неем 8:4); 2) израильтянин, к-рый во времена Неемии подписал от имени своего семейства обязат-во соблюдать Закон Божий (Неем 10:22).



Анака.

Анака. Евр. словом анака (Лев 11:30) обозначается, по-видимому, ящерица геккон (He-midactylus turcicus), часто встречающаяся в Палестине.



Анамеил

Анамеил [евр. Ханамэл, "Бог милостив"], сын Саллума и двоюродный брат пр. Иеремии (Иер 32:7).



Анамеила башня

Анамеила башня -> Башня Хананэла.



Анамелех

Анамелех [евр. Анаммелех], наряду с Адрамелехом А. назван божеством Сепарваима (4Цар 17:31), жители к-рого приносили своих детей ему в жертву через сожжение (ср. почитание Молоха). Поскольку невозможно точно определить местонахождение Сепарваима, то остается невыясненным происхождение этого божества. Возм., имеется в виду сир. богиня Анат, в честь к-рой названы нек-рые города в Палестине (ср. Нав 19:38; Суд 1:33; Иер 1:1). Тогда это имя означало бы "Анат - царица", и А. оказалась бы божеством ж. р., супругой Адрамелеха.



Анамим

Анамим, народ (в Синод. пер. - "имя человека"), происходивший от Хама и проживавший в Египте или по соседству с ним (Быт 10:6,13; 1Пар 1:8,11).



Анан

Анан: 1) (вероятно, кр. ф-ма от Анании), израильтянин, к-рый при Неемии от имени своего семейства скрепил печатью обязат-во соблюдать Закон Божий (Неем 10:26); 2) -> Ханан (4).



Ананеила башня

Ананеила башня -> Башня Хананэла.



Анани

Анани (кр. ф-ма от имени "Анания"), сын Елиоеная, потомок Давида (1Пар 3:24).



Ананий

Ананий -> Ханани (2).



Анания

Анания ("Яхве возвысил меня" или "Яхве явился взору, открылся"): 1) дед -> Азарии (20) (Неем 3:23); 2) город, в к-ром поселились вениамитяне по возвращении из вавил. плена (Неем 11:32). А. отождествляют с позднейшей -> Вифанией, находящейся в 4 км вост. Иерусалима; -> Ханания (4, 5, 6, 7, 14, 15, 16).



Анаф

Анаф: 1) -> Анав; 2) [евр. Анат, имя зап.-семит. божества], отец -> Самегара (Суд 3:31).



Анафема

Анафема -> Заклятие.



Анафоф

Анафоф [евр. Анатот, "(город богини) Анат"]: 1) город левитов в уделе Вениамина, предназнач. сынам Аароновым (Нав 21:18 и след.; 1Пар 6:60). Был родным городом священника Авиафара, изгнанного Соломоном (3Цар 2:26), и пр. Иеремии (Иер 1:1; 29:27). Иеремия не нашел понимания в А. (Иер 11:21). Родом из А. были также Евиезер, один из тридцати храбрых у Давида (2Цар 23:27), и Иегу (1Пар 12:3). После возвращения из плена в А. жили вениамитяне (Неем 11:32). (См. карты на стр. 377; 473; 526.) Предпола-гают, что библ. А. находился в нескольких сотнях метров юго-зап. совр. Анаты (в 5 км сев.-вост. Иерусалима), на холме Рас-эль-Харрубех, где были найдены большие емкости для воды и черепки очень древнего происхождения; 2) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8); 3) израильтянин, подписавшийся при Неемии под обязат-вом соблюдать Закон Божий (Неем 10:19).



Анафофянин

Анафофянин, прозвище, указывающее на происхождение из -> Анафофа (1) (2Цар 23:27; 1Пар 11:28; 27:12).



Анахараф

Анахараф, город на границе удела Иссахара (Нав 19:19). Вероятно, это совр. Эн-Наура, в 8 км сев.-вост. Иезрееля. См. карту на стр. 1004.



Ангел

Ангел

I. Евр. слово малах и греч. ангелос означают: "посланник", "вестник". Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 - в Синод. пер. - "соглядатаи"), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. А., так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Иов 1:6; 38:7). Относит. Быт 6:1-4 -> Исполины.

II. Реальность существования А. подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Быт 16:7; 19:1,15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об А. А. отличаются от библ. -> херувимов и -> серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт 18:1-15 и 19:1; Суд 13). Летящий А. упоминается только в Откр 14:6 (в Откр 8:13 в греч. тексте - ор¨л, к-рый, вероятно, символизирует А.).

III. А. часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2Цар 24:16 и след.; 1Пар 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь: 1) в ВЗ А. изображаются "крепкими силою" (Пс 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90:11 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14:19 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.), "воспрепятствовать" проклятию (Чис 22:22), предостерегать от суда (Быт 19:1,15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; 31:11 и след.; 32:2 и след.). А., приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Быт 16:7; Исх 14:19; Чис 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его А.: когда о Яхве говорится безотносит. к человеку, Бог именуется как "Яхве", если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется "Ангел Яхве". Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Быт 16:7-11 и 13; Быт 18; Исх 3:2 и след.; 23:20 и след.). В Мал 3:1 дается обетование об А. завета. Кр. того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, к-рый, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; 2:2; 4:1 и след.). Об участии А. в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Деян 7:53; Гал 3:19 и Евр 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе; 2) в НЗ А. появляются в ре-шающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1; 2), служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43), возвещают о Его воскресении (Лк 24:4-6), а после Его вознесения - о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.). Кр. того, А. радуются спасению людей (Лк 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф 18:10; Евр 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, А. относят его в место радости (Лк 16:22) и несут вахту у его гроба (Ин 20:12; Иуд 9). А. освободил Петра и апостолов из заключения (Деян 5:19; 12:7 и след.); А. направляли апостолов в их путешествиях (Деян 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Деян 10:3,7,22). В книге Откровение А. особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; 24:31) и для прославления Бога. Хотя А. и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Мф 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Откр 19:10; 22:8 и след.). Павел пре-достерегает верующих от показного "само-вольного смиренномудрия", почитающего А. как неких посредников (Кол 2:18). В Евр 1-2 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и А.; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить А. (1Кор 6:3). Слова "ангелы церквей" (Откр 1:20; 2:1,8, 12,18 и др.), вероятно, подразумевают не А. в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

IV. Внутри мира А. существует своя иерархия, к-рая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях -> Михаиле (Дан 10:13,21; 12:1; Иуд 9; Откр 12:7) и -> Гаврииле (Дан 8:16; 9:21; Лк 1:19,26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

V. Поскольку А., руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите -> сатаны (Ин 8:44; 2Пет 2:4; Иуд 6). Но они уйдут "в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его" (Мф 25:41; ср. Откр 20:10,15).



Андрей

Андрей [греч. Андреас, "мужественный"], брат Симона Петра из Вифсаиды на Геннисаретском озере (Ин 1:44). Оба были рыбаками и владели домом в Капернауме (Мк 1:16,29). А. вначале был учеником Иоанна Крестителя, к-рый указал ему на Иисуса, после чего А. сообщает Петру: "мы нашли Мессию" (Ин 1:35-42). Затем Иисус призывает братьев оставить их занятия и следовать за Ним (Мф 4:18 и след.; Мк 1:16 и след.). А. принадлежал к 12 ученикам, составлявшим ближайшее окружение Иисуса, и, соотв., к -> апостолам (Мф 10:2; Мк 3:18; Лк 6:14; Деян 1:13). Вместе с Петром, Иаковом и Иоанном А. спросил у Иисуса, когда будет разрушен храм (Мк 13:3 и след.). А. обратил внимание на мальчика, имевшего при себе пять ячменных хлебов и две рыбки (в эпизоде, когда Иисус с учениками накормили 5 тыс. человек, Ин 6:8 и след.). А. вместе с Филиппом привел к Иисусу нескольких греков (Ин 12:22).



Андроник

Андроник ("человек победы"), родственник Павла, вместе с ним находившийся в заключении. Павел просит рим. церковь передать А. привет (Рим 16:7). Павел говорит об А. как о "прославившемся между апостолами", т.е. А. был отмечен апостолами или сам принадлежал к их кругу (возм., и то и др. вместе).



Анем

Анем -> Ен-Ганним (2).



Анер

Анер: 1) аморрей из окрестностей Хеврона. Вместе с братьями -> Эшколом (1) и -> Мамре помогает Аврааму в борьбе против четырех царей с востока и получает за это свою часть добычи (Быт 14:13,24); 2) город левитов в уделе Манассии (1Пар 6:70).



Аниам

Аниам, сын Шемиды из колена Манассии (1Пар 7:19).



Аним

Аним, погран. город в горах Иудеи (Нав 15:50), упоминается в док-тах из архива Телль-Амарны. А. расположен в 20 км юж. Хеврона. Его, вероятно, следует искать на месте нынешнего Хирбет-Гувена (новоевр. Хурва-Аним), в 24 км сев.-вост. Беэр-Шевы.



Анис

Анис (Anethum graveolens). Растение, к-рое в тексте Синод. пер. названо анисом, скорее всего, укроп. А., как и другие пряности (такие, как фенхель и тмин), принадлежит к семейству зонтичных (Umbelliferae). Это растение, родиной к-рого являются Кавказ и страны Средиземноморья, с древнейших времен используется как лечебное средство и пищевая добавка. Действие А. основывается на содержащихся в нем эфирных маслах. В Мф 23:23 говорится о десятине с укропа.



Анна

Анна

[евр. Ханна]

1) жена левита Елканы, страдавшая из-за своей бездетности. Во время по-сещения святилища А. вымолила себе у Господа сына, Самуила, к-рого посвятила на служение Богу (1Цар 1). Песнь Анны (1Цар 2:1-10) представляет собой благодарение Господу. Илий благословил супругов, после чего А. подарила мужу еще трех сыновей и двух дочерей (ст. 18-21); 2) дочь Фануила из колена Асира, пророчица в Иерусалимском храме. Когда младенец Иисус был принесен родителями в храм, 84-летняя пророчица присутствовала при этом и вознесла хвалу Богу за то, что Он послал Спасителя (Лк 2:36-38).

[евр. Ханан, кр. ф-ма от Ханания, "Яхве милостив"]

первосвященник, назначенный на эту должность в 6 г. до Р.Х. наместником Сирии Квиринием, а в 15 г. по Р.Х. освобожденный от нее прокуратором Иудеи Валерием Гратом. А. был главой могуществ. в ту пору семейства первосвященников и сохранял авторитет и влияние многие годы после официального смещения с поста. Пять его сыновей поочередно занимали пост первосвященника - до и после -> Каиафы, его зятя. В Лк 3:2 А. назван первосвященником наряду с Каиафой; Иисуса после ареста сначала привели к А., к-рый затем направил Его к Каиафе (Ин 18:13-24); при допросе Петра и Иоанна имя А. также упомянуто в числе первых (Деян 4:6).



Аннон

Аннон -> Ханун (1).



Антиливан

Антиливан, горная цепь вост. -> Ливана. См. карту на стр. 901.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!