на головную страницу сайта





Библейский словарь Брокгауза



Мелхола

Мелхола [евр. Михаль, возм., сокр. ф-ма имени Михаэль, -> Михаил], дочь царя Саула, младшая сестра Меровы (1Цар 18:20-28). Она полюбила Давида, и Саул обещал выдать ее за него замуж в случае, если Давид в качестве вена (брачного выкупа) доставит 100 краеобрезаний филистимских. Давид доставил их 200 и взял М. в жены. Она помогла Давиду бежать, когда ее отец повелел подстеречь его и умертвить (1Цар 19:11-17). Впоследствии Саул отдал ее в жены Фалтию, сыну Лаиша (1Цар 25:44). Когда же Давид воцарился в Хевроне, он через послов потребовал от

Иевосфея вернуть бывшую жену. Требование было удовлетворено, и Авенир доставил М. к Давиду (2Цар 3:13-16). Когда же Давид во время перенесения ковчега завета в Иерусалим плясал (в Синод. пер. - "скакал") пред Господом, М. "уничижила его в сердце своем" (1Пар 15:29; ср. 2Цар 6:14-23). Ее насмешка вызвала строгую отповедь Давида. М. осталась бездетной. В чем причина этого - отказался ли Давид от близости с ней или речь идет о наказании Божьем, в Свящ. Писании не сказано.



Мельник

Мельник -> Ремесло (IV).



Мельница, молоть.

I. В каждом евр. доме ранним утром женщины-хозяйки мололи из зерна -> муку для ежедневного употребления. Эту тяжелую работу в различных обществах Древнего Востока часто выполняли рабы - женщины (Исх 11:5) или мужчины (Суд 16:21); поэтому человек, вынужденный молоть муку, считался униженным (Ис 47:2). Шум мелющих жерновов символизировал спокойную, мирную жизнь; если он замолкал, это могло означать кару свыше, указывать на наступление голода (Иер 25:10; Откр 18:22). Поскольку мука жизненно необходима каждому человеку, жернова запрещалось брать в залог (Втор 24:6).

II. Для помола муки применялись ручные М.: 1) древнейшей М. была каменная терка. Она состояла из двух жерновов. Нижний жернов, имевший длину ок. 50 см, ширину 30 см и высоту прим. 6 см, был плоским, несколько вогнутым. По нему взад-вперед двигался меньший по размеру жернов; засыпанное между ними зерно растиралось в муку. В усовершенствованном варианте М. верхний камень представлял собой своего рода "рамку", через к-рую засыпали зерно, а затем высыпали полученную муку. Эту "рамку" двигали с помощью палки, вставленной в находящиеся по ее сторонам пазы;

2) каменная терка в процессе совершенство-вания превратилась в М., состоящую из двух плоских камней (жерновов), причем нижний вкапывали в землю (Иов 41:16); первонач. нижний жернов такой М. имел в середине по-лость, верхний же был снабжен шипом (Суд 9:53; в Синод. пер. - "отломок жернова"), к-рый входил в эту полость, и ручкой для вра-щения. Зерно растиралось, находясь между жерновами. Позднее в М., появившихся в результате рим. влияния, шипом был снабжен нижний жернов, в то время как верхний имел отверстие конич. формы. Эту т.наз. "воронковидную" М. приводили в движение две сидящие друг против друга женщины (Мф 24:41). Основу М. составляли два круглых базальтовых жернова диаметром ок. 50 см и толщиной 5-10 см. Зерно для помола беспрерывно поступало через верхнее отверстие, а полученную муку ссыпали на расстеленный холст или в большое плоское блюдо, стоящее у нижнего края М.; 3) в Мф 18:6 имеется в виду верхний жернов М., к-рый вращали один или два осла. Однако такие большие М., по-видимому, вошли в обиход не ранее III в. до Р.Х.

III. После помола муку просеивали, разделяя грубый помол от мелкого. Мука мелкого помола предназначалась гл. образом для жертвоприношений (-> Жертва), а также для праздничных трапез (Лев 2:4-7; др.-евр. слово солет - "тонкая мука" - передано в Синод. пер. как "пшеничная мука").



Мемухан

Мемухан, один из семи князей Персии и Мидии, ближайших придворных (в Синод. пер. - "евнухов") царя Артаксеркса. По совету М. царице Вашти (в Синод. пер. - Астинь, Есф 1:14-21, -> Адмафа) было объявлено о разводе с нею царя.



Мемфивосфей

Мемфивосфей [евр. Мефивошет, "из уст постыдного": эвфемистич. замена первонач. имени Мефибааль, "из уст Ваала"]: 1) сын Саула от его наложницы Рицпы, казненный гаваонитянами (2Цар 21:8); 2) сын Ионафана и внук Саула. В 1Пар 8:34; 9:40 он назван Мериббаалом - "судящийся (спорящий) с Ваалом" или "Ваал судит". Возм., впоследствии имя "Ваал" из этого слова исчезло как противоречащее заповеди не упоминать имен иных богов (Исх 23:13). В пятилетнем возрасте в результате несчастного случая М. стал калекой (2Цар 4:4). Давид повелел доставить М. из Лодевара в свой дворец и приказал Сиве, бывшему слуге царя Саула, ухаживать за ним. М. ел за столом Давида, ему был возвращен земельный надел Саула

(2Цар 9) в память о дружбе Давида с -> Иона-фаном. Во время восстания Авессалома Сива обвинил М. перед Давидом в желании перейти на сторону мятежников, и поэтому Давид передал Сиве все права М. (2Цар 16:1-4). После того как Давид вернулся с победой, М. оправдался перед ним, и Давид повелел разделить земельный надел между М. и Сивой (2Цар 19:25,26). Сына М. звали Михой (2Цар 9:12).



Мемфис

Мемфис [евр. Ноф: так в Синод. пер. Иер 44:1; 46:14; в Иер 46:19 - "Нов"; наименование "Мемфис" ("белые стены") встречается в Синод. пер. в Ис 19:13; Иер 2:16; Иез 30:13,16; Ос 9:6], название столицы Нижнего Египта, города-крепости, наход. прим. в 16 км юж. Каира. Богом-покровителем М. считался Пта (Птах). До основания Александрии М. являлся крупным центром, в к-ром со времени разрушения Иерусалима Навуходоносором кроме египтян проживали также иудеи (Иер 44:1). После основания Александрии М. утратил свое значение. Арабы, завоевавшие Египет в VII в. по Р.Х., разрушили большую часть строений М. и перевезли камни в Каир, чтобы использовать их там для построек. В наше время только пирамиды зап. М. свидет-вуют о былом величии города. См. карту на стр. 282; ил. на стр. 516.



Менаим

Менаим [евр. Менахем, "утешитель"], сын Гадия, израил. царь. Во время смуты, насту-пившей в Израиле после смерти царя Иеровоама II, заговорщик Селлум [евр. Шаллум] убил его сына и наследника Захарию. Однако М., прибыв из Фирцы в Самарию, поразил Селлума и сам воцарился в Израиле (747-

738 гг. до Р.Х.). М. захватил оказавший ему неповиновение город Типсах и жестоко расправился с его жителями. Он поклонялся изображениям тельцов, установленным при Иеровоаме I, и делал неугодное в очах Господних. От напавшего на Израиль ассир. царя Фула (Тиглатпаласара III) М. откупился огромной данью в 1 тыс. талантов серебра. Эту сумму он собрал, обязав каждого из богатых подданных внести в казну по 50 сиклей серебра (столько стоил в то время в Ассирии раб). Такие взносы в казну сделали, т.о., ок. 60 тыс. израильтян. М. царствовал 10 лет, ему наследовал его сын Пекахья (в Синод. пер. - Факия). См. 4Цар 15:14-22.



"Мене, мене, текел, упарсин"

"Мене, мене, текел, упарсин". Эти арам. слова (Дан 5:25-28) означают: "мина, мина, шекель (т.е. сикль) и полмины" (-> Меры длины, площади, объема и веса), в то время как слова "исчислено, исчислено, взвешено, разделено" (Дан 5:26-28) звучат по-арам. как ме-не, мене, текел, перес. Согл. гипотезе А.Альта, таинств. надпись на стене чертога царя Валтасара включала в себя названия четырех вышеназв. мер веса, однако, согл. тогдашнему обычаю, названия были сокращены до аббревиатуры: надпись состояла из четырех начальных букв этих слов. Этим и объясняется смущение цар. мудрецов, не сумевших прочитать надпись (Дан 5:8,15,16), поскольку они думали, что это целое слово. Даниил, правильно поняв названия весовых мер (Дан 5:25), затем, исходя из смысла корней этих слов ("считать", "взвешивать", "делить"), построил целые фразы (Дан 5:26-28), разгадав тем самым смысл надписи.



Мени (Мень)

Мени (Мень), божество судьбы, к-рому впавшие в язычество израильтяне во времена пр. Исаии подносили жертв. напитки (Ис 65:11).



Меновщик

Меновщик, человек, производивший операции по обмену денег. М. принимал деньги в рост (Мф 25:27, Синод. пер. - "торгующие"; Лк 19:23), ссужал их под более высокий процент или обменивал различные находящиеся в обращении денежные знаки, получая на этом прибыль. М., в частн., располагались на внешнем дворе Иерусалимского храма, поскольку храмовая подать (Мф 17:24) взималась в определ., в т.ч., вероятно, уже вышедшей из оборота, но полновесной монете. Раввины II в. называют разные виды монет, к-рые были в обращении со времени возвра-щения из плена до новозаветного периода. Это перс. дарики, шекели (сикли), полушекели (равные 1 греч. дидрахме) и рим. монеты, к-рые, однако, не принимались в уплату храмовой подати. Паломники, стекавшиеся в Иерусалим со всего света, соответственно были вынуждены менять свои монеты слишком малого достоинства или непригодные для храм. подати рим. и греч. монеты. Иисус изгнал М. из храма (Мф 21:12; Мк 11:15; Ин 2:14 и след.), поскольку на его тер. не должно было находиться ничего, что не относилось к богослужению (внешний двор храма был единств. местом, где могли молиться неиудеи).



Менухотяне

Менухотяне, по-видимому, жители -> Манахафа (2), потомки представителей колена Иуды - Салмы и Шовала (1Пар 2:52,54; в Синод. пер., в ст. 52 - "Галменюхот").



Меонним

Меонним -> Море (1).



Меонофай

Меонофай (евр. "обладатель жилищ"), израильтянин из колена Иуды, отец Офры

(1Пар 4:14).



Мера

Мера -> Меры длины, площади, объема и веса (I,4а,б).



Мера зерна

Мера зерна -> Меры длины, площади, объема и веса (I,3).



Мераиоф

Мераиоф [возм., от др.-евр. "указания (Господни)"]: 1) сын Зерахии из рода первосвященников-ааронидов (1Пар 6:6,7,52); 2) сын Ахитува и отец Садока из рода первосвященников-ааронидов (1Пар 9:11; Неем 11:11);

3) один из предков Ездры (Езд 7:3; в Синод. пер. - Марайоф).



Мераия

Мераия (возм., от др.-евр. "указание Господне"), священник из рода Сераии, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:12).



Мерари

Мерари (возм., от др.-евр. "горечь"), третий сын Левия (Быт 46:11; Исх 6:16; Чис 3:17; 26:57). Сыновьями М. были Махли и Муши (Исх 6:19; Чис 3:20,33). "Сыны Мерари" (т.е. его потомки) располагались станом на сев. стороне скинии (Чис 3:35). Им было поручено хранить брусья, шесты, столбы и подножия скинии вместе с относящимися к ним предметами, а также столбы, подножия, колья и веревки двора скинии (Чис 3:36,37; 4:29-33). Работы по переносу сосудов скинии "сыны Мерари" осуществляли под надзором Ифамара, сына Аарона. Для этих работ они получили от Моисея 4 повозки и 8 волов (Чис 7:8). При первом исчислении народа во время странствований по пустыне общая численность мальчиков и мужчин среди потомков М. в возрасте от одного месяца и выше составляла 6200 человек, среди них 3200 было 30-50-летних мужчин (Чис 3:34; 4:42-45). При разделении земли Ханаанской на родовые уделы "сыны Мерари" получили 12 городов, из них 4 - в уделе колена Завулона, 4 - в уделе колена Рувима и 4 - в уделе колена Гадова. В числе последних был Рамоф Галаадский, город-убежище (Нав 21:34-40; в Синод. пер. все перечисл. в Нав 21:38,39 города названы "городами-убежищами для убийцы"). О сынах М., к-рые были также храмовыми певцами и музыкантами, см. 1Пар 6:29; 23:6,21-23; 24:26,27; 2Пар 29:12; 34:12; Езд 8:18,19; -> Левиты.



Мератаим

Мератаим (евр. "дважды возмутившийся", или "вдвойне горький"), метафорич. наименование Вавилонского царства как возмутившегося против Господа (Иер 50:21; в Синод. пер. - "земля возмутительная"). Название происходит от вавил. Марратим - "лагуна", обозначавшего местность в устье Евфрата и Тигра.



Меред

Меред (евр. "восстание", "мятеж"), израильтянин из колена Иуды, сын Езры. М. был женат на Бифье, дочери фараона (1Пар 4:17,18).



Меремоф

Меремоф (возм., от др.-евр. "возвышение"): 1) священник, возвратившийся на родину из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:3); 2) священник, сын Урии (Езд 8:33), участвовал в возведении стен Иерусалима (Неем 3:4,21). Вероятно, то же лицо, что и М., поставивший свою подпись под текстом завета, заключ. при Неемии (Неем 10:5);

3) израильтянин, отпустивший свою жену-язычницу (Езд 10:36).



Мерес

Мерес, один из семи главных князей Персии и Мидии при Артаксерксе (Есф 1:14). -> Адмафа.



Мерзость, гнусность

Мерзость, гнусность. "Мерзостью" и "гнусностью" в Библии названы поступки, вызывающие отвращение в силу своей духовной и нравств. низости. Так, для Бога М. являются идолослужение (Втор 18:9,12; Иер 44:4; 3Цар 11:5,7), разврат и лжеучение (Притч 3:32; Тит 1:16); жертва и молитва нечестивца, пренебрегающего Законом (Притч 15:8; 28:9), надменность и гордыня, не нуждающиеся в Боге (Пс 13:1; Притч 16:5; Лк 16:15), обман ближнего (Притч 11:1; 20:10,23) и неправедный суд (Притч 17:15). Для людей, стремящихся жить по Божьему Закону, М. становится вс¨, что противоречит Божьим заповедям (Лев 18:22,26; Притч 29:27). Для нечестивого же, напротив, М. - это "идущий прямым путем" человек (Притч 29:27). М. в ВЗ названы также нечистые животные (Втор 14:3; Ис 66:17). Под "мерзостью запустения" подразумеваются, во-первых, присутствие в храме языч. идола во времена Антиоха Епифана (Дан 9:27; 11:31; 12:11), а во-вторых - соотв. события конца времен (Мф 24:15; Мк 13:14).



Мериббаал

Мериббаал -> Мемфивосфей.



Мерива

Мерива ("воды пререкания", "воды распри"): 1) источник вблизи Кадеса, в пустыне Син (Чис 27:14). Место, где народ Израиля "возроптал на Моисея" из-за отсутствия во-ды (Чис 20:1 и след.). Непослушание Богу, проявленное при этом Моисеем и Аароном, стало причиной того, что им было запрещено вступить в землю обетованную (Втор 32:51; Пс 105:32). М. находилась у юж. границы Ханаана (Иез 47:19; 48:28); 2) другое место вблизи Рефидима также носит название М., как "нарек" его Моисей (-> Масса и Мерива) (Исх 17:7).



Мерова

Мерова (евр. "умножение", "увеличение"), старшая дочь Саула (1Цар 14:49), к-рую он обещал отдать в жены Давиду, но выдал за Адриэла из Мехолы (1Цар 18:17-19). Пятерых сыновей М. от Адриэла Давид выдал гаваонитянам, и те их казнили (2Цар 21:8,9; в др.-евр. тексте и во всех переводах эти пятеро именуются сыновьями -> Мелхолы, сыновьями же М. они признаются нек-рыми толкователями).



Меродах

Меродах, др.-евр. ф-ма имени вавил. бога Мардука (Иер 50:2). -> Вил.



Меродах Валадан

Меродах Валадан [по-видимому, аккад. Мардук-аплаиддина, "Мардук дал сына"], халдей, воцарившийся над Вавилонией (к-рая до этого была подчинена Ассирии) после смерти ассир. царя Салманасара V в 722 г. до Р.Х. (4Цар 20:12; в Синод. пер. - Беродах Баладан, ср. с Ис 39:1, где в Синод. пер. - Меродах Валадан. Разночтения объясняются различным написанием имени в др.-евр. оригинале). В качестве правителя М.-Б. удалось продержаться 11 лет (721-710 гг. до Р.Х.), после чего Саргон II, преемник Салманасара V, вынудил его бежать из Вавилона. Но в начале правления Синаххериба (702 г. до Р.Х.), М.Б. вновь вернулся на вавил. престол. Предполо-жит. к этому времени относится его попытка вовлечь иуд. царя -> Езекию в союз против Ассирии. Для этого М.-Б. отправил ему письмо и дары, использовав офиц. предлог поздравить царя с выздоровлением (4Цар 20:12; Ис 39:1). Однако Синаххериб разрушил планы М.-Б., принудив его к новому бегству, на этот раз в Элам, где тот вскоре и умер; после этого Синаххериб поспешно двинул свою армию на запад, чтобы завоевать Палестину.



Мероз

Мероз (евр. "истощение"), город в уделе колена Неффалима, возм., совр. Хирбет-Маруз, располож. приблизит. в 10 км юж. Кедеша. (См. карту на стр. 188.) В песне Деворы звучит проклятие М. и его жителям за отказ прийти "на помощь Господу с храбрыми" во время битвы против Сисары (Суд 5:23).



Мером

Мером (евр. "высокий"), по-видимому, идентичен с совр. Мейроном, в 13 км юго-зап. Хацора и в 5 км сев.-зап. Цфата (Сафеда). В Библии упоминаются также "воды Мерома" (Нав 11:5,7), под к-рыми прежние исследователи подразумевали озеро долины Хулы. Совр. комментаторы отождествляют их с Вади-эль-Амуд, текущим на юг, к Геннисаретскому озеру. См. карту на стр. 388.



Меронифянин

Меронифянин -> Мероноф.



Мероноф

Мероноф [в оригинале "Мерон"; возм., связано с др.-евр. маром, "высокий"], город в ок-рестностях Иерусалима, вблизи Гаваона (Неем 3:7). (См. карту на стр. 473.) Из М. происходил чиновник, живший во времена Давида и надзиравший за ослицами (1Пар 27:30).



Мерра

Мерра -> Мара.



Мертвец

Мертвец -> Погребение -> Труп.



Мертвечина

I. БУКВАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) под словом "М." подразумевается труп животного, не умерщвленного для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естеств. или насильств. смертью, но без пролития крови; в Деян 15:20 это понятие передано как "удавленина"; 2) израил. обрядовый закон содержал в отношении М. следующие установления: труп даже признаваемого чистым павшего животного был нечист, и прикосновение к нему, а тем более употребление его в пищу, исключало израильтянина из общения с Богом и со своим народом до вечера текущего дня. Нечистый осквернял все, к чему прикасался в течение дня. Только вымывшись и омыв свои одежды, он вновь становился чистым (Исх 22:31; Лев 11:39 и след.; 17:15; 22:8). Нельзя было употреблять в пищу или как-то иначе использовать и тук М. (Лев 7:24). Труп павшего нечистого животного, не-зависимо от причины падежа, осквернял израильтянина в любом случае (Лев 5:2; 11:8,24, 36). Даже если кто-то по незнанию прикасался к трупу нечистого животного, то становился нечистым и обязан был принести жертву за грех (Лев 5:2 и след.); 3) нечистым до вечера становился не только израильтянин и вс¨, к чему он прикасался, но и всякий предмет, бывший в контакте с М. Бьющиеся сосуды, оказавшиеся в соприкосновении с М., надлежало разбивать, деревянные емкости, одежду и т.д. - класть в воду. Всякая еда и питье из такого сосуда становились нечистыми. Источники, колодцы, в к-рые попадала М., оставались чистыми; то же относилось и к семени, соприкосавшемуся с М. Предназнач. для посева семена М. оскверняла только в том случае, если они уже были замочены в воде (Лев 11:32-38). Иноземцам, напротив, разрешалось есть М., а израильтянам - продавать им ее (Втор 14:21). В остальных случаях ее надлежало бросать псам (Исх 22:31). Христиане из язычников в древнехристианских церквах должны были, осознавая братскую общность с христианами из иудеев, отказаться от удавленины, т.е. от М. (Деян 15:20 и след.); 4) причина этих запретов состоит в том, что Бог не может терпеть в Своем народе ничего несвятого. Смерть всякой твари связана с грехом человека и потому является оскверняющей и пятнающей. Т.о., постановления обрядового закона о М. должны были поддерживать в народе Божьем сознание его отделенности от Бога, вызванной грехом и виной. Они свидет-вуют о том, что Богу неугодны грех и смерть. Видеть в этих законах только санитарные предписания - значит не осознавать всей сути Закона Моисея.

II. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА ПРИ ОБРАЗНОМ ОПИСАНИИ

Бросаемая на съедение птицам М. символизирует подпавший под Божий суд Египет (Иез 32:3-5). Быстрота, с к-рой орлы собираются у М. (в Синод. пер. - "орел, бросающийся на добычу"), в Авв 1:8 символизирует халдеев, приближающихся для суда над народом Божьим. В форме по-словицы "Где будет труп, там соберутся орлы" (Мф 24:28; Лк 17:37) Иисус применяет этот же образ в описании Своего Второго пришествия, к-рое будет столь же неизбежным и очевидным, как прилет хищных птиц к павшему зверю. -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение -> Труп.



Мертвое море

Мертвое море -> Сол¨ное море.



Меры длины, площади, объема и веса

Меры длины, площади, объема и веса. В Лев 19:35 и Втор 25:13-16 говорится о том, что израильтяне должны блюсти "верные" весы, гири, сосуды для измерения жидкостей и т.д. Поскольку "деньги" (слитки драг. металлов, употреблявшиеся при расчетах) в ту эпоху взвешивались (ср. Быт 23:16), то мог иметь место обман при купле и продаже, что и порицается в Ам 8:5. Подобное же осуждение "уменьшенной меры и неверных весов" содержится и в Притч 11:1; 20:10,23; Мих 6:10-13.

I. МЕРЫ ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ

1) МЕРЫ ДЛИНЫ. Общепринятой единицей измерения длины был ЛОКОТЬ (см., напр., Быт 6:15; Исх 25:10; Чис 35:4; 3Цар 6:2; 4Цар 14:13; Ин 21:8). Надпись, найденная в Силоамском туннеле, определяет длину туннеля в 1200 локтей (525 м). Отсюда следует, что один локоть составлял 525:1200 = 0,4375 м, т.е. около 45 см. Локоть делился на ПЯДИ - ок. 22,5 см (Исх 28:16; 1Цар 17:4; Ис 40:12; Иез 43:13; Мф 6:27; в последнем случае в Синод. пер. - "локоть"), ЛАДОНИ - ок. 7,5 см (Исх 25:25; 3Цар 7:26; Пс 39:6) и ПАЛЬЦЫ - ок. 1,9 см (Иер 52:21). Т.о., соотношения были след.:

1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;

1 пядь = 3 ладони = 12 пальцев;

1 ладонь = 4 пальца.

Наряду с приведенной существовала и ДРУГАЯ МЕРА ЛОКТЯ, к-рая была на 1 ладонь длиннее обычной и, след., равнялась прим. 52,5 см (Иез 40:5); 6 таких локтей составляли ТРОСТЬ (3,15 м), упоминание о к-рой есть только в Книге пр. Иезекииля при описании размеров храма и земельных наделов (Иез 40:5; 42:16-20). В НЗ эту единицу измерения, возм., имеет в виду Иоанн (Откр 21:15,16). Во 2Пар 3:3 говорится об измерении в локтях "по прежней мере", вероятно, и здесь имеется в виду более длинный локоть. Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад., применявшейся и за пределами Месопотамии. В Вавилонии и Египте, помимо обычного, был известен "царский" локоть (его размеры неизвестны). Егип. меры длины соответствовали др.-евр., в то время как вавил. локоть составлял от 49,5 до 55 см. В Деян 27:28 в качестве меры длины, применявшейся мореходами, упоминается САЖЕНЬ, составлявшая ок. 1,8 м;

2) ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ. Гораздо менее определенны встречающиеся в Библии меры пройденного пути: "шаг" (2Цар 6:13); "вержение камня" (т.е. расстояние, к-рое пролетает брошенный камень, Лк 22:41); "выстрел из лука" (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой, Быт 21:16); "день пути" (Быт 30:36; 31:23; Исх 3:18 и др.; Лук 2:44; имеется в виду прим. 7-8 часов пешего хода). Возм., что все эти обороты речи, а также и выражение "некоторое расстояние" [евр. киврат-эрец, "мера земли", Быт 35:16; 48:7; 4Цар 5:19) обозначают вполне определ., но неизвестные нам расстояния. Греч. СТАДИЙ (СТАДИЯ) - мера пути, названная в честь стадиона в Олимпии и равная 600 футам = ок. 185 м (Лк 24:13; Ин 6:19; 11:18; Откр 14:20; 21:16). Только в Мф 5:41 встречается греч. слово МИЛИОН, восходящее к рим. миллиариум - МИЛЯ [от лат. милле, "тысяча"; в Синод. пер. "ПОПРИЩЕ"] и означающее единицу измерения пути = 1,478 км. СУББОТНИЙ ПУТЬ (Деян 1:12) является расстоянием, к-рое, согл. толкованию иуд. книжниками Исх 16:29, было разрешено проходить в субботу. Субботний путь составлял 2000 локтей, т.е. около 1 км. Он был установлен на ос-новании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне (Нав 3:4), а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам (Чис 35:5);

3) МЕРЫ ПЛОЩАДИ. Земельный участок, площадь к-рого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня, назывался ПОЛЕМ (1Цар 14:14; Ис 5:10; в последнем случае в Синод. пер. - "участок"). В др.-евр. оригинале 1Цар 14:14 употреблено слово МААНА - "борозда" (в Синод. пер. не передано), обозначавшее, возм., меру площади; смысл слова здесь не вполне ясен. Кр. того, размер площади определялся необходимым для ее засева объемом зерна. Употребленное в связи с этим в 3Цар 18:32 слово САТА [евр. сеа; арам. сата - "мера зерна"] обозначало меру, содержавшую 1 мешок (или короб) зерна. В Лев 27:16 размер земельного участка определялся числом хомеров (мер) ячменя, необходимых для его засева.

II. МЕРЫ ОБЪЕМА

1) МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ. ХОМЕР [соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк", иначе КОР] был наибольшей мерой сыпучих тел, содержавшей 10 еф (Иез 45:11). Он упоминается в основном как мера зерна (Лев 27:16; 3Цар 5:11; 2Пар 27:5; Езд 7:22; Иез 45:13; Ос 3:2), иногда также как мера жидкости (при измерении количества елея - 3Цар 5:11; Иез 45:14). Половина хомера именовалась ЛЕТЕХ (только в Ос 3:2; в Синод. пер. - "полхомера"). Наиб. употребит. мерой сыпучих тел была ЕФА (Суд 6:19; Руфь 2:17 и др.), к-рая, по Иосифу Флавию, соответствовала прим. 36 л. В то же время существует и другое ее определение, принадлежащее А.Сэгру: егип. папирус 289 г. до Р.Х. содержит сведения, что объем муки мелкого помола в Палестине определялся мерой, соответств. егип. артаба = 21,83 л. Эту палест. меру Сэгр отождествляет с ефой, к-рая в таком случае содержала ок. 22 л, а летех и хомер - соотв. 110 и 220 л. Археол. открытия в Лахише подтвердили соответствие объема БАТА (к-рый, согл. Иез 7:45, тождествен ефе) выводам Сэгра (см. ниже). Ефа содержала 3 САТЫ (см. выше, пункт I,3; Быт 18:6; 1Цар 25:18; 4Цар 7:1; в двух последних местах в Синод. пер. - "ме-ра"), каждая из к-рых, в свою очередь, равна ок. 7,3 л. Горсть как мера объема составляла прим. 0,25 КАБА, что сост. ок. 0,5 л (4Цар 6:25). Наряду с этим применялась такая мера объема, как ГОМОР (Исх 16:36), или ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ЕФЫ (Лев 5:11; Чис 5:15), часто называемая также "ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ" [евр. асирит, Чис 15:4,6,9], содержащая ок. 2,2 л. Итак, основными мерами были:

1 хомер, или кор = 10 ефам = 30 сатам (сеа) = 180 кабам;

1 ефа = 3 сатам (сеа) = 18 кабам;

1 сата (сеа) = 6 кабам;

1 ефа = 10 гоморам.

В Синод. пер. НЗ греч. слово модиос, соотв. лат. модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л), переведено как "сосуд" (Мф 5:15; Мк 4:21; Лк 11:33). Словом "мера" иногда переводится др.-евр. ефа (Ам 8:5; Мих 6:10), а также сата (1Цар 25:18; 4Цар 7:1). В Откр 6:6 упоминается греч. мера зерна ХИНИКС, равная прим. 1,1 л;

2) МЕРЫ ЖИДКОСТЕЙ. Наиб. употребит. мерой жидкостей был БАТ (3Цар 7:26; 2Пар 2:10; 4:5; Езд 7:22; Ис 5:10; Лк 16:6; в последнем случае в Синод. пер. - "мера"), к-рый, как и ефа, содержит 0,1 хомера (Иез 45:11,14). При раскопках в Лахише был найден разбитый сосуд с надписью: bt l-mlk [бат ле-мелех, "царский бат"]. Такой сосуд вмещал ок. 22 л. Благодаря этой находке ученые смогли определить емкость бата в период перед вторжением Синаххериба (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х.: она составляла ок. 22 л. Этот вывод подтверждается тем, что, согл. заключению А.Сэгра, такую же вместимость имела ефа (см. выше). Бат содержал 6 ГИНОВ (Исх 29:40; 30:24; Иез 4:11; 45:24; Лев 19:36), каждый из к-рых был равен, след., прим. 3,66 л. Гин, в свою очередь, вмещал 12 ЛОГОВ (Лев 14:10-24), каждый по 11/36 л. Итак, существовали след. меры жидкостей:

1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;

1 бат = 6 гинам = 72 логам;

1 гин = 12 логам.

В Синод. пер., в Ин 2:6, словом "мера" передано греч. метретес (букв. "измеряющий"). В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. В связи с этим они рассматривались как мерные объемы установленной емкости, поэтому само слово, обозначавшее "сосуд", почти исчезло из обихода. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2:6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.

III. МЕРЫ ВЕСА

Израильтяне использовали для взвешивания товара весовые чаши и гири, к-рые носили с собой в "кисе" - небольшой суме, кошельке (Втор 25:13; Притч 16:11; Мих 6:11). Такие гири, как правило, каменные, были найдены при раскопках. На части из них оказались надписи с указанием их веса. Чаще всего в Свящ. Писании говорится о весе металла или -> денег; кр. того, указан вес каждой из составных частей елея помазания (Исх 30:23,24); дважды упоминается взвешивание волос (2Цар 14:26; Иез 5:1). Др.-евр. мерами веса были ТАЛАНТ [евр. кикар, "круг", "круглый кусок металла"], МИ-НА [евр. мане, мана, "часть", "доля"], СИКЛЬ [евр. шекель, "вес"], БЕКА (евр. "отрубленная") и ГЕРА (евр. "зерно"). Согл. Исх 30:13,14, каждый мужчина-израильтянин, "поступающий в исчисление" народа, должен был внести в качестве выкупа за свою душу 1/2 сикля серебра. Это составляет, при совокупной численности 603550 мужчин-израильтян, 301775 сиклей. В Исх 38:25,26 общее количество серебра определено в 100 талантов и 1775 сиклей. Отсюда следует, что 1 талант равен 3000 сиклей (в противоположность вавил. таланту, к-рый составляли 3600 вавил. сиклей). Из Иез 45:12,13 следует (если при-держиваться версии текста Септуагинты: "Пять сиклей должны считаться пятью, а десять сиклей должны считаться десятью, а пятьдесят сиклей должны составлять одну мину"), что МИНА состояла из 50 сиклей. А это означает, что ТАЛАНТ должен был состоять из 3000:50=60 мин. СИКЛЬ, в свою очередь, делился на полусикли, именуемые БЕКА (Быт 24:22; Исх 38:26; в Синод. пер. - "полсикля"). Это название (подтверждаемое также надписями, обнаруж. при археол. раскопках) происходит от др.-евр. глагола со значением "разрубать", что указывает на то, что кусок металла весом в сикль (ср. рус. "рубль") разрубали пополам. Минимальный вес - 1/20 сикля - именовался ГЕРА (Исх 30:13; Иез 45:12). Итак, существовали след. единицы веса:

1 талант = 60 минам = 3 000 сиклей = 6 000 бек = 60 000 гер;

1 мина = 50 сиклям = 100 бекам = 1 000 герам;

1 сикль = 2 бекам = 20 герам;

1 бека = 10 герам.

В ВЗ талант являлся единицей веса золота, се-ребра, меди, железа (1Пар 29:7) и свинца [Зах 5:7; др.-евр. слово кикар - "талант", употребленное здесь, в Синод. пер. передано как "кусок"]. В минах исчисляется вес золота (3Цар 10:17) и серебра (Езд 2:69). Сикль упоминается при взвешивании золота, серебра и меди (Исх 38:24-29), благовоний (Исх 30:23-24) и волос (2Цар 14:26). В НЗ талант являлся единицей веса драг. металлов, содержащихся в монетах (Мф 18:24; 25:15; Откр 16:21). Мина упоминается в Лк 19:13. (-> Деньги, III,3). Греч. слово литра (Ин 12:3; 19:39; в первом случае в Синод. пер. - "фунт") соответствует лат. либра: это рим. единица веса = 327,45 г. Еще одна единица веса, составляющая, вероятно, 2/3 сикля, стала известна ученым после того, как при раскопках были найдены семь каменных гирь с др.-евр. надписью пим. Эти находки позволили истолковать место в 1Цар 13:21, ранее непонятное, как "И была плата в 1 пим за сошники и заступы, и 1/3 сикля за топор или за починку рожна". Кр. того, вес в четверть сикля упоминается в 1Цар 9:8. Чтобы соотнести др.-евр. единицы веса с совр., следует исходить из веса сикля, само название к-рого (см. выше) определяет его как исходную единицу веса. Др.-евр. сикль неоднократно пытались отождествить с вавил. сиклем, вес к-рого равен 16,37 г. Однако находки древних весовых гирь в Палестине (к-рые, в свою очередь, довольно-таки значит. различаются между собой по весу) это не подтвердили. Различные наборы каменных гирек свидет-вуют о колебании в весе сикля: он мог равняться 11,17 г, 11,5 г и 12,2 г (Galling, Bibl. Reallexikon, Sp. 187-188). С этой оговоркой о различиях в весе сикля, для нас трудно объяснимых, попытаемся все же установить соответствия между др.-евр. и совр. мерами веса. Об этом дает приблизит. представление след. таблица:

1 талант: 33,510 кг - 36,600 кг;

1 мина: 558,5 г - 610 г;

1 сикль: 11,17 г - 12,2 г;

1 бека: 5,59 г - 6,1 г;

1 гера: 0,92 г - 1,01 г.



Месопотамия

Месопотамия [греч. "(страна) меж двух рек", "междуречье"]. Словом "М." уже в Септуагинте передается др.-евр. название Арам-Нагарайим - "(Страна) Арам двух рек" (Быт 24:10; Втор 23:4; Суд 3:8; 1Пар 19:6; Пс 59:2). "Две реки" - это либо -> Евфрат и -> Тигр, либо Евфрат и Хабур (библ. Хавор, 4Цар 17:6). Т.о., в Библии М. названа лишь сев.-зап. часть той тер., к-рую называет М. историч. наука. В то же время название "Арам-Нагарайим" может обозначать и область, прилегающую к -> Харрану. Греч. и рим. географы называли М. земли между Евфратом и Тигром, не включая, однако, в это понятие Вавилонскую равнину, лежащую на юго-востоке долины (-> Сеннаар). В Деян 2:9 области -> парфян, -> мидян и еламитов (-> Елам) также отличаются от собственно М. Однако в Деян 7:2 Стефан, говоря о родине Авраама, подразумевает, что город -> Ур входит в состав М. След., он употребляет название этой страны в совр. значении, относя его ко всей долине, лежащей между Евфратом и Тигром. См. цвет. вклейки 10; 11; 23. Об истории М. -> Аморреи -> Ассирия -> Вавилония -> Елам -> Хеттеи -> Хорреи -> Мидияне -> Парфяне -> Персы -> Сирийцы, Сирия. См. карту на стр. 574.



Мессия

I. В др.-евр. оригинале ВЗ употребляется слово машиах, означающее "помазанник". Соотв. ему арам. слово мешиха приняло в греч. произношении форму "Мессиас", а в греч. пер. - "Христос". В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах - "священник-помазанник" (в Синод. пер. - "священник помазанный", см. Лев 4:3,5,16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. елеем (Исх 40:13-15; 1Цар 10:1; 16:13), поэтому глагол "помазать" часто употреблялся в значении "посвятить". Господь называл мешихай ("помазанные Мои") Авраама, Исаака и Иакова (Пс 104:15). Мидо-перс. царь Кир также был машиахом - "помазанником" Господним (Ис 45:1). Помазанником Господним, наряду с первосвященником, являлся царь Израиля. Давид постоянно подчеркивал достоинство Саула как помазанника Божьего и продолжал оказывать ему честь, даже когда этот царь преследовал его (ср. 1Цар 24:7). -> Помазание.

II. Давид был помазанником Господним в особом смысле. К его дому относилось обетование: из него должен произойти великий Властитель, Который будет "поражать в голову" семя змея (Быт 3:15; 2Цар 7:12-16; ср. Мих 5:2-4). В своем последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2Цар 23:1-7). Пророки, и прежде всего -> Исаия, предвещали Его приход (см. Ис 9:6,7; 11:1-10; 53; Иер 23:5,6; Иез 34:22-24). В этих пророчествах продолжились и углубились обетования, полученные патриархами и Моисеем, а также те, что были провозглашены через Валаама (Быт 12:1-3; 22:18; 49:10; Чис 24:17; Втор 18:15,18). В них ясно проявились мессианские ожидания эпохи ВЗ.

III. Об ожиданиях М. свидет-вуют памятники иуд. письменности, относящиеся к эпохе между заключением ВЗ и явлением Иисуса Христа. Ко времени Его прихода эти надежды особенно оживились и усилились вследствие бедственного положения Иудеи. Ожидание Спасителя, Который призван основать царство всеобщего мира, было свойственно и другим народам Древнего Востока, но у иудеев оно выражалось с особой силой. Цари, особенно Давид и Соломон, являлись прообразами грядущего М. Пророки, напр. Исаия и Иеремия ("муж скорби" среди пророков), а также священники, и особенно первосвященник (-> Мелхиседек), тоже могут рассматриваться с этой т.зр. Богослужебные обряды, важной частью к-рых было жертво-приношение домашних животных, также указывали на М. как на Агнца Божьего.

IV. Обетование и ожидание грядущего Избавителя, Который должен был появиться в определ. момент свящ. истории, нашли свое осуществление в жизни -> Иисуса Христа. Начало этому осуществлению положило Его Рождество, а завершение наступит при Его -> Втором пришествии с окончат. установлением на земле -> Царства Божиего. Указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) Господним, содержатся в благовещении ангела Марии (Лк 1:31-33), в собств. свидет-ве Иисуса перед Каиафой и синедрионом (Мф 26:63,64) и в исповедании Его учеников (Мф 16:16; Ин 1:41). Эта внутр. уверенность Иису-са в мессианской сущности Его посланничества и в Его полномочиях, дарованных Ему Богом Отцом, остается ядром благовествования Его церкви (Деян 9:20,22; 10:36-38) и будет продолжаться вплоть до всеобщего и полного признания Его владычества в конце времен (Флп 2:9-11). -> Имена Иисуса Христа.



Место стражей

Место стражей: 1) место на вершине горы -> Фасги, откуда можно было видеть долину Иордана (Чис 23:14); 2) местность на возвышенности вблизи горы Фасги (Чис 23:14). По мнению исследователя Музиля, возм., это совр. Талаат-эс-Сафа, располож. в сев. части массива Нево, в 3 км вост. Фасги.



Месть, мстить.

Месть, мстить. До тех пор пока люди нарушают Божьи заповеди, будут существовать обиженные, а причиненное зло - требовать отмщения. Существует неписаный закон М., к-рым руководствовался, в частн., Ламех, хваставшийся, что исполнил кровную М. (Быт 4:23 и след.).

I. В ветхозаветные времена у израильтян действовал закон воздаяния: "Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (Исх 21:24,25). Этот закон, т.о., устанавливал границы возмездия, к-рое не должно было превышать причиненного ущерба. "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека", - предостерегает Библия (Быт 9:6). В ВЗ действовал принцип кровной М., когда право возмездия предоставлялось самому человеку. Отмщение, к-рое осуществлял мститель за кровь (-> Кровная месть), было хорошо известно в Израиле. Но такое воздаяние имело известные пределы, что выражалось в существовании -> городов-убежищ, где могли укрыться люди, совер-шившие непреднамер. убийство (Чис 35:12; Втор 19:1-13).

II. Только Бог может наказывать за содеянное зло. "У Меня отмщение и воздаяние" (Втор 32:35; Рим 12:19; Евр 10:30), - говорит Он. Бог не случайно назван "Богом воздаяний" (Иер 51:6,56), ибо Он поражает Своих врагов (Втор 32:41 и след.). В Библии говорится о том, что наступит "год возмездия" (Ис 34:8) и придет "день отмщения" (Ис 61:2; Иер 46:10; Лк 21:22). Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для "робких душею" (Ис 35:4) и годом искупления для принадлежащих Богу (Ис 63:4). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести (2Фес 1:8). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, к-рые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Пс 124:3). "Где же ваш Бог?" - спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным "пред глазами нашими" Божье отмщение (Пс 78:10), или взывая: "Бо-же отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!" (Пс 93:1,2). Пр. Иеремия, к-ро-му жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: "Дай увидеть мне мщение Твое над ними!" (Иер 11:20). Да-же ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение (Лк 9:52 и след.). И на небе души мучеников вопиют "громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр 6:10).

III. Возмездие, осуществляемое Богом по отношению к грешникам, не противоречит Его любви к людям. Бог, доказавший Свою любовь к человечеству тем, что отдал ради его спасения Своего единств. Сына, по Своей святости никогда не вступает в союз с грехом и с теми, кто совершает зло. Иисус не отменяет принцип Божьего воздаяния - Он изменяет верующих изнутри, внося в их ду-ши новое мироощущение: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп 2:5). Ученики Иисуса уже не должны взывать к М., им следует молиться за людей, как это делал Иисус (см. Мф 6:12,14; Мк 11:25; Лк 23:34). Об отношении христиан к М. ап. Павел сказал в Рим 12:17-21: а) необходимо отказаться от собств. помыслов и планов отмщения: "Не мстите за себя, возлюбленные", б) предоставить Богу вершить праведный суд, дать место гневу Божьему, в) проникнуться новым мироощущением: отвечать на зло попечительной, прощающей любовью, что позволит собрать "горящие уголья" на голову зла. См. об этом Нагорную проповедь, Мф 5:38-48.



Месяц

Месяц -> Календарь.



Металл

Металл -> Ремесло.



Меунитяне

Меунитяне (или "жители страны Маонитской"; возм., от др.-евр. "обитать"), аравийское племя, жившее в Южной Палестине

(2Пар 20:1; 26:7) и вытесненное затем коленом Симеона (1Пар 4:41; в Синод. пер. - "оседлые"). В 2Пар 20:10 М. названы "обитателями горы Сеира" (ср. 2Пар 20:1). Столицей М. предположит. был Маон, не упоминаемый в Библии (совр. Маан, лежащий в 33 км юго-вост. Петры). Пленные М. и их потомки были храмовыми -> рабами в Иерусалиме (см. Езд 2:50; Неем 7:52; в Синод. пер. - "сыновья Меунима"). См. карты на стр. 589; 977.



Мефааф

Мефааф (этимология неясна), левитский город (Нав 21:37) в уделе колена Рувима (Нав 13:18), во времена Иеремии принадлежал моавитянам (Иер 48:21; в последнем случае в Синод. пер. - Мофаф). Возм., соответствует Телль-Джаве, что в 10 км юж. Аммана и к югу от Хирбет-Нефаа, по дороге к Амману. На холме археологами были найдены остатки поселения бронзового и железного веков. См. карту на стр. 526.



Мефег-Гаама.

Мефег-Гаама. Значение этого выражения, встречающегося в 2Цар 8:1 [евр. метег ха-амма] и означающего досл. "узда столицы", точно не установлено. Возм., это название города, о к-ром более ничего не известно. Сопоставление указ. стиха с парал. местом в 1Пар 18:1 также не вносит в этот вопрос ясности.



Мехи

Мехи, мешок из козьей шкуры, в к-ром хранили воду, молоко или вино (Быт 21:14; Суд 4:19; 1Цар 16:20; Иов 32:19; Мф 9:17). С забитого животного сдирали шкуру, из к-рой предполагали изготовить М., надрезая ее только в области шеи и в области живота. Затем эту шкуру замачивали в крепком соляном растворе, обезжиривали и дубили. Надутые воздухом М. служили вспомогат. средством при плавании (см. ил. на стр. 155) и для изготовления плотов (см. ил. на стр. 503).



Мехиаель

Мехиаель (евр. "стертый Богом" или "оживляемый Богом"), сын Ирада и отец Мафусала из рода Каина (Быт 4:18).



Мехида

Мехида (арам. "единственный"), нефиней (прислужник в храме), чьи потомки вместе с Зоровавелем возвратились из вавил. плена (Езд 2:52; Неем 7:54).



Мехола

Мехола (возм., от др.-евр. "пляска", "хоровод"), местность, от к-рой произошло прозвище Адриэла, мужа Меровы, дочери царя Саула (1Цар 18:19). Вероятно, М. тождественна -> Авел-Мехоле, родине пр. Елисея.



Мехон

Мехон (евр. "место", "основание"), город в Южной Иудее, местоположение неизвестно (Неем 11:28).



Меч

Меч -> Оружие и орудия труда.



Меша

Меша (евр. "спасение"): 1) первенец Халева, племянник Иерахмеила (1Пар 2:42);

2) царь Моава (в Синод. пер. - Меса). В др.-евр. оригинале он назван нокедом - овцеводом (в Синод. пер. - "был богат скотом", 4Цар 3:4). В качестве ежегодной дани М. поставлял царю Израиля 100 тыс. овец и 100 тыс. неостриж. баранов. Царь Амврий (Омри), возм., будучи еще военачальником Ваасы, отвоевал у моавитян Медеву и возвратил ее Израилю (ср. Нав 13:9 с Ис 15:2). Спустя 40 лет, ок. 864 г. до Р.Х., М., как следует из надписи на камне (-> Камень Меши), вновь захватил эту область, однако еще более 10 лет оставался данником израил. царя. Только после смерти Ахава (853 до Р.Х.) М. отпал от

Израиля (4Цар 1:1; 3:4,5). Израил. царь ->

Иорам и иуд. царь -> Иосафат предприняли попытку нового, на этот раз совместного, завоевания Моава (см. 4Цар 3). Они опустошили страну и осадили -> Кир-Харешет, где в тот момент находился М. Не видя иного средства к спасению, М. на гор. стене, так что израильтяне видели это, принес своего сына-первенца в жертву языч. божеству (возм., Кемошу, в Синод. пер. - Хамосу, богу-покро-вителю Моава). После этого израил. войско, пришедшее в "большое негодование", дабы предотвратить повторение подобных эксцессов, сняло осаду и покинуло Моав (4Цар 3:25-27). Эти события зафиксированы в надписи на камне, известном ученым как "Камень Меши". Надпись была сделана, по-видимому, в период между снятием осады Кир-Харешета и вторжением объединенных войск Моава и Аммона в Иудею (к-рое окончилось их уничтожением; это произошло еще при жизни Иосафата, умершего в 848 г. до Р.Х., см. 2Пар 20:1-30); 3) сын вениамитянина Шегараима и его жены Ходеши (1Пар 8:8,9); 4) местность в Аравии, западная граница расселения потомков Иоктана (Быт 10:30).



Мешелемия

Мешелемия (евр. "воздаяние Господне"), храмовый привратник-левит из рода Авиасафа (в Синод. пер. - Евиасафа или Асафа, ср. 1Пар 9:19,21 и 1Пар 26:1-9,14. -> Асаф).



Мешех

Мешех (евр. "ноша", "охапка"): 1) сын Иафе-та, внук Ноя. Имя М. носили также и его потомки, обитавшие в сев.-вост. части Малой Азии. В Библии М. упоминается вместе с

Иаваном и Фувалом (Быт 10:2; Иез 27:13; 32:26; 38:2; 39:1). В ассир. надписях народы мушки и табал причисляются к врагам Ассирии. Геродот говорит о мосхах и тибаренах, живущих на юго-вост. побережье Черного моря. Легенда связывает с именем М. название Москвы, якобы основанной самим М. после Всемирного потопа; 2) в Пс 119:5 - племя (по-видимому, кочевое), обитавшее, судя по упоминанию его в связи с -> Кедаром, вост. Палестины (в Синод. пер. - Мосох).



Меши камень

Меши камень -> Камень Меши.



Мешизабэл

Мешизабэл [вероятно, от евр. "(происходящий) от избавленного Богом"]: 1) отец Берехии (Неем 3:4); 2) израильтянин, во времена Неемии поставивший свою подпись на свитке завета (Неем 10:21, в Синод. пер. - Мешезавел); 3) иудей из рода Зары (Неем 11:24).



Мешиллемоф

Мешиллемоф [евр. "воздаяния (Божии)"]: 1) представитель колена Ефрема, отец Берехии (2Пар 28:12); 2) священник, сын Иммера (Неем 11:13; 1Пар 9:12. В последнем случае в Синод. пер. именуется Мешиллемифом).



Мешовав

Мешовав (евр. "возвратившийся"), один из князей колена Симеона во времена царя Езекии (1Пар 4:34).



Мешок.

Мешок. В Израиле М. служили для хранения -> денег (4Цар 5:23; Притч 7:20 - в Синод. пер. - "кошелек"; Лк 10:4; 12:33 - в Синод. пер. - "влагалища"; 12:33), к-рые хранили также и в поясах (Мф 10:9). Кр. того, в М. (сумах) хранились весы и гири (Втор 25:13; Мих 6:11).



Мешуллам

Мешуллам (евр. "воздаваемый"): 1) вениамитянин, потомок Елпаала, значившийся в родословном списке царя Саула (1Пар 8:17); 2) израильтянин из колена Гадова, современник Иеровоама II, царя Израиля (1Пар 5:13); 3) дед Шафана, цар. писца во времена иуд. царя Иосии (4Цар 22:3); 4) левит из рода Каафа, современник иуд. царя Иосии (2Пар 34:12); 5) священник, сын Садока и отец Хелкии (1Пар 9:11; ср. с Неем 11:11). В 1Пар 6:12,13 и в Езд 7:2 он же назван -> Шаллумом, в Синод. пер. также и Селлумом; 6) священник из рода Иммера (1Пар 9:12); 7) старший сын Зоровавеля (1Пар 3:19); 8) вениамитянин, отец Саллу (1Пар 9:7; Неем 11:7); 9) вениамитянин, сын Шефатии (1Пар 9:8);

10) один из мужей, посланных Ездрой в Касифью, чтобы побудить левитов возвратиться в Иерусалим (Езд 8:16); 11) израильтянин, современник Ездры (Езд 10:15); 12) израиль-тянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:29); 13) сын Берехии, участвовавший в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3:4,30). Его дочь вышла замуж за Иоханана, сына Товии Аммонитянина (Неем 6:18; в Синод. пер. этого стиха отец М. носит имя Верехий); 14) сын Бесодии, к-рый вместе с Иоиадой чинил старые ворота в Иерусалиме (Неем 3:6); 15) священник или левит, стоявший рядом с Ездрой, когда тот читал книгу Закона перед народным собранием (Неем 8:4); 16) священник, во времена Неемии приложивший печать к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:7); 17) изра-ильтянин из числа "начальников" народа, во дни Неемии приложивших печати к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:20); 18) один из начальствующих в Иудее во время освящения стен Иерусалима во дни Неемии (Неем 12:33); 19) священники, главы поколений из домов Ездры и Гиннефона во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:13,16); 20) левит-привратник, страж "у порогов ворот", возвратившийся в Иерусалим после вавил. плена (Неем 12:25).



Мешуллемеф

Мешуллемеф (евр. "воздаваемая"), жена царя Манассии, мать Аммона (4Цар 21:19).



Мецовая

Мецовая -> Сова.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!