на головную страницу сайта





Библейский словарь Брокгауза



Обделять

Обделять, причинять к.-л. имуществ. ущерб (Лев 25:14-17, в Синод. пер. - "обижать"; 2Кор 12:17,18, в Синод. пер. - "(вос)пользоваться") ради собств. корысти; перехитрить кого-то (2Кор 2:11, в Синод. пер. - "сделать ущерб").



Обезьяна.

Обезьяна. О. не водятся в Палестине. В Библии лишь упоминается (3Цар 10:22; 2Пар 9:21), что торговый флот Соломона привозил О. из Фарсиса. Как заморские диковинки, эти животные представляли собой определ. ценность.



Обет:

Обет: 1) первые О., встречающиеся в Библии, - это торжественные О. [евр. недер], о к-рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее исполнение предоставить в распоряжение Господа себя самого или часть своего имущества. Словом недер обозначается также О. -> назореев (Чис 6:2 и след.), дважды упоминаемый и в НЗ (Деян 18:18; 21:24); 2) давая т.н. зарок [евр. иссар, производное от "связывать", "сковывать", т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Чис 30:3-6,11-15). -> Пост; 3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор 23:21-23; Пс 49:14; Еккл 5:3-5; Наум 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч 20:25; ср. -> Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам - мужей. Если те не дава-ли согласия, то данный О. считался недейст-вительным пред Богом (Чис 30:3 и след.);

4) относит. О. существовали след. предписания: а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев 27:26,28); б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев 27); в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных; г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Чис 15:1-16 (-> Жертва); 5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф 15:5 и след.; Мк 7:9 и след.); -> Корван; 6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян 18:18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через

Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор 6:19; 2Кор 5:15; Тит 2:14; 1Пет 2:9 и др.).



Обетование

Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно (Ис 40:8; Плач 3:23; Евр 6:18). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, к-рые по мере исполнения становятся историч. реальностью.

I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ: 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя (Быт 3:15), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет (Ис 11:1-5; 42:1-4), и о пути спасения (Ис 53). Не улучшением мира можно помочь людям - люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего (Зах 12:10) и дарование им новых сердец (Иез 36:26) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему (Иер 31:33), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему (Иер 31:31; Иез 36:27). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив (Иов 19:25); Валаам видел "восходящую от Иакова звезду" лишь в отдаленном будущем (Чис 24:17). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ (Быт 12:2), к-рый будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле (Исх 32:13). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благосло-вением для них (Быт 18:18), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу (Втор 12:10) и каждому израильтянину в отдельности (2Цар 22:3; Пс 58:10,17); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни (Лев 25:19). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им -> богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан (Пс 49:15); 3) Бог установил требования, к-рым в эпоху ВЗ должен был соответствовать человек, чтобы Бог мог исполнить Свои О.; эти требования были изложены в -> Законе, к-рому человек был обязан повиноваться. Итак, благословение Божье было связано с верностью народа Богу (Втор 30). Боящиеся Господа находят у Него благодать и милость (Пс 102:11,13). Но следует помнить, что хотя поведение человека и оказывает влияние на исполнение О. (Исх 20:6), последнее совершается только по воле Бога как Его -> милость. Кр. того, ВЗ остается Заветом Обетования (Еф 2:12), поскольку все исполняемые и уже исполн. О. являются как бы оболочкой вокруг живого ядра неоднократно повторенного О. о приходе Спасителя.

II. ОБЕТОВАНИЕ В НЗ: 1) Новый Завет основан на том, что О. Спасителя исполнилось в Иисусе Христе. Он есть начало, середина и конец [греч. телос, "цель"]. "Ибо все обетования Божьи в Нем "да" и в Нем "аминь"

(2Кор 1:20). В Нем людям было явлено откровение Божьей любви (1Ин 4:9), в "Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9). Обетованная в раю победа над сатаной достигнута. Подвиг Христа, о к-ром предвозвещали пророки, совершен (Деян 3:18). Исполнение этого О. о пришествии и победе Спасителя закладывает основу для исполнения и всех других О. ВЗ; 2) если во Христе все О. Божьи стали "да" и "аминь", то это все же не означает, что в НЗ человек уже не наследует никаких О.; напротив, именно теперь человек ожидает исполнения великих О. Верующий становится человеком надежды (Рим 8:24,25; 1Пет 1:3; Евр 11:1) и обретает Ходатая будущих благ (Евр 9:11), к-рые в полном объеме он получит только на небесах

(2Тим 4:8), в своем вождел. отечестве, к к-ро-му он стремится (Евр 13:14). Вся его жизнь наполнена надеждой и ожиданием; 3) человека может беспокоить мысль о том, исполнит ли Бог Свое слово, услышит ли Он его молитвы. Это беспокойство не проходит и после того, как из опыта человеку становится понятно, что Бог внемлет молитвам. Когда и как ответить на них, решает только Сам Бог, но исполнение О., как правило, превосходит все ожидания (Еф 3:20). Непоколебимо верны и те О. Божьи, к-рые относятся к спасению. Обретение спасения предполагает подвиг веры, в к-ром нам обещана победа (1Тим 6:12; 1Ин 5:4). Но даже тем, кто уже живет не по плоти, но по духу (Рим 8:1), остается ожидание освобождения от тела (Рим 8:23), препятствующего нам быть полностью со Христом (Флп 1:23). Жизнь верующего подобна путешествию, в к-ром за каждым новым усилием его ожидают новые красоты и радости; 4) жизнь верующего настолько проникнута О. и их осуществлением, что он все более укрепляется в доверии и верности Богу. Т.о., его вера перерастает в уверенность в невидимом (Евр 11:1). Он не видит ни Бога, ни посылаемых по Его поручению ангелов, он не видит воочию того, на что надеется (Рим 8:24 и след.), но, каждый раз заново испытывая осуществление О., он год от года все более убеждается в их непреложности и учится все больше доверять слову Божьему, на собств. опыте познавая, что осуществляющий это слово и внемлющий молитвам - это живой и всемогущий Спаситель; 5) к другой сфере принадлежат О., касающиеся судьбы народа Божьего и вечности. С одной стороны, Бог преднамеренно не раскрывает подробностей, относящихся к срокам исполнения О., желая поддерживать верующих в состоянии животворного духовного напря-жения (Мф 24:48; 1Фес 5:3), к-рое не должно ослабевать и при долгом ожидании (2Пет 3:8); с др. стороны, вечное не может быть облечено в слова и представления этого мира, и, след., должно выражаться с помощью иносказаний (притч), способных показать только тень славы. Из этого проистекают ненадежность многочисл. попыток толкования подробных О. и опасность впасть при этом в заблуждение. Это с ужасающей ясностью показал пример Израиля, народа, неверно истолковавшего данные ему О., относящиеся к явлению Мессии, и потому распявшего Того, в Ком эти О. осуществились. Не всякое осуществление О. сразу ведет к полной реализации того, что обещал Бог, но это не означает его отмены. Так, О. возвращения Израиля в землю обетованную частично осуществилось после плена, но, несмотря на реформы Ездры и Неемии, глубокого духовного обновления народа не произошло. Оно исполнилось в Церкви Христовой. Задача верующих - с терпением, с неослабевающей готовностью ждать того часа, когда они смогут встретиться с Господом и перейти от веры к видению (2Кор 5:7; 1Ин 3:2), - тогда все тайны будут открыты.



Областной начальник

Областной начальник, так в ВЗ назван каждый из -> наместников царя Ахава (3Цар 20:14).



Облечься

Облечься (в отличие от -> совлечься), глагол, употребляемый для описания преображения верующих, к-рые ко времени -> Второго пришествия Иисуса будут жить на земле (2Кор 5:2,4). Они познают непосредств. переход от земной жизни к небесной (1Кор 15:51 и след.), не испытав телесной смерти. -> Одевать, облекать.



Обмазка

Обмазка -> Глина.



Обновление, обновлять

Обновление, обновлять: 1) О. - это цель Божьего замысла спасения (Откр 21:5). После грехопадения в О. нуждается все творение, поскольку власти сатаны, греха и смерти покорилось не только человечество, но и вся остальная тварь: "...тварь покорилась не добровольно, а по воле покорившего ее" (Рим 8:19 и след.); 2) источником нового творения Бог сделал Иисуса Христа. Иисус, как посредник, несущий спасит. власть Царства Божьего, является новым Человеком, Главой и Началом нового творения (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). Он несет и воплощает в Себе "новый завет" (Лк 22:20). Кто во Христе, тот через веру сделался новой тварью (2Кор 5:17) и живет по "заповеди новой" (Ин 13:34), все более и более исполняясь Его Духом и "обновляясь духом ума" (Еф 4:23), чтобы в нем "изобразился Христос" (Гал 4:19) и чтобы преображаться в тот же образ "от славы в славу" (2Кор 3:18); 3) мы становимся сопричастны этому О. благодаря силе Св. Духа. Человек, послушный воле и воздействию Св. Духа, возрождается для новой жизни. Признавая, что "ветхий человек" в нем распят с Иисусом Христом (Рим 6:6), он облачается в "нового человека, созданного по Богу" (Еф 4:24). Т.о., О. для христианина одноврем. является и великой милостью (1Пет 1:3), и святой обязанностью (Рим 13:14; Кол 3:10); 4) в О. вовлечено и наше тело. В новой жизни во Христе мы уже имеем "начаток Духа", но, живя во плоти, мы ожидаем "искупления тела" (Рим 8:23), в результате к-рого оно должно стать совершенным; это случится после Второго пришествия нашего Господа. Только тогда мы увидим, чем мы стали; тогда мы в своем преображ. теле уподобимся Христу и "увидим Его, как Он есть" (1Ин 3:1,2); 5) Божьи обетования осуществятся во всей полноте. Новое небо и новая земля (Откр 21:1), новый Иерусалим (Откр 21:2), новое имя спасенного (Откр 2:17) и новая молитв. песнь народа Божьего (Откр 5:9; 14:3) отразят сияние вечной Божьей славы.



Обольщение, обольщать

Обольщение, обольщать. О. - это удавшееся -> искушение. Главным обольстителем является -> дьявол, "обольщающий всю вселенную" (Откр 12:9). Первой, кого он обольстил, была Ева (Быт 3:13). Самым опасным О. для израил. народа во времена ВЗ было поклонение другим богам (Втор 11:16). Особенно большой силы и размаха О. достигнет в последние времена, когда дьявол выйдет обольщать живущих на земле (Откр 15:14; 19:20; 20:7). Новозаветные послания неоднократно предостерегают от недооценки опасности О. грехом (Евр 3:13; Еф 5:6; 1Ин 3:7) и от следования за лжеучителями (Рим 16:18; Еф 4:14; Кол 2:8; 2Фес 2:3; 2Пет 3:17). С др. стороны, самого Иисуса (Ин 7:12,47) против-ники обвиняли в О. народа. Иаков писал, что каждый человек обольщается собств. похотью (Иак 1:14).



Образ

Образ. В Библии Иисус Христос дважды назван "образом [греч. эйкон] Бога невидимого" (2Кор 4:4; Кол 1:15). Он, Сын Божий, - сияние Божьей славы и образ [греч. характэр, букв. "оттиск"] Божьей ипостаси (т.е. "сущности", Евр 1:3). Подобие Иисуса Богу - это не внешнее сходство. Неправомерно было бы также утверждать, что Иисус только "исполняет обязанности" или "представ-ляет" Бога. Бог - это Дух, свет, любовь, жизнь. И все это в полной мере проявилось в Иисусе, в Его вочеловечении, послушании вплоть до смерти на кресте и превознесении (Флп 2:7-9). "Видевший Меня видел Отца", - говорит Иисус (Ин 14:9). (-> Печать, II,3.) Но Иисус Христос пребывал на земле не только как зримый О. Бога и живое свидет-во о Нем (Мф 17:5), Он также дал возможность людям вернуть себе утраченный О. Божий и облечься в нового человека во Христе (Еф 4:23 и след.; Кол 3:9 и след.). Уподобление Богу заключается прежде всего в праведности и святости и достигает завершения в преображении тела (1Кор 15:49; 2Кор 3:18). -> Адам (I,1) -> Человек (IV,1).



Образ Божий

Образ Божий -> Образ -> Адам (I,1) -> Человек (IV,1).



Образ раба

Образ раба. Это выражение употреблено в Библии лишь в Флп 2:7. Рабский образ

Иисуса противопоставлен здесь Его божеств. началу. При Своем вочеловечении Он сменил "образ Божий" на О.Р., Он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба". Иисус Христос в О.Р. - это выражение Его истинной человечности, но вместе с тем - и полной зависимости от Отца (Ин 5:19 и след.,30), а также - Его совершенного послушания (Лк 22:42; Флп 2:8). -> Иисус Христос -> Исаия (III, 2а,б) (-> Раб Господень, раб Божий).



Образец, пример, прообраз

Образец, пример, прообраз. В евр. языке нет самостоят. слова со значением "образец". Нередко для выражения этого понятия используется выражение "(оставаться) на -> пути (дэрэх) такого-то": греч. слово тюпос, а также гюподейгма, гюпотюпосзис означают "удар" или "вмятина от удара", "след", "пятно", а также "отражение", "макет", "модель", "тип", "пример для подражания".

I. УЧРЕЖДЕННЫЕ БОГОМ ОБРАЗЦЫ. Библия не говорит о Боге как об О., к-рому следовало бы подражать. Но Бог в Своих деяниях следует нек-рым данным или упомянутым Им Самим прообразам, примерам, моделям, на к-рые человек может ориентироваться как на О. Библия дает верующим О. (добра или зла), по к-рым человек может осмысливать Божьи деяния, понимая их как помощь или как предостережение. Бог дал израильтянам О. для сооружения скинии (Исх 25:9,40) и храма (1Пар 28:11,19; Евр 9:24). Нек-рые ветхозаветные события послужили прообразами событий из жизни Иисуса Христа. Напр., покой Божий после сотворения мира (Евр 4:10), потоп (2Пет 2:5), сохранение жизни Исаака (Евр 11:17-19), пребывание Ионы во чреве кита (Мф 12:40). Прообразами Христа были и нек-рые герои ВЗ: Адам (1Кор 15:21,22,45 и след.), Моисей (Втор 18:15), Давид (Иез 34:23 и след.), пророки (Иак 5:10).

II. ИИСУС ХРИСТОС КАК ОБРАЗЕЦ. В следовании за Иисусом и в общении с Ним христианин преображается в образ Христов (Рим 8:29), что выражается не во внешнем подражании Его жизни, а в ежедневном обновлении Св. Духом. Иисус Христос есть образ Бога (2Кор 4:4; Евр 1:3), и Сам Он должен изобразиться в верующих (Гал 4:19), к-рые призваны облечься во Христа как в нового человека (Кол 3:10), следовать Его примеру и Его слову, будучи готовы, подобно Ему, терпеть несправедливость (1Пет 2:21), любить, как Он (Ин 13:34), жертвовать жизнью (Еф 5:2), служить ближнему (Ин 13:15), прощать (Кол 3:13) и даже уподобиться Христу в Его чувствованиях (Флп 2:5) и Его жизни (1Ин 2:6).

III. ЧЕЛОВЕК КАК ПРИМЕР. В Библии ставятся в пример такие люди, к-рые проявляют послушание Богу, и т.о. Бог на примере их жизни может свидет-вовать о Себе другим людям. Об Иосии, напр., сказано: "И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево" (4Цар 22:2). Т.е. он жил пред Богом и соблюдал заповеди Божьи, подобно Давиду (2Пар 17:3). Но тот, кто уклоняется от пути Господа, становится примером непослушания (3Цар 16:26) и совращает людей к идолослужению (2Пар 21:12-13). Послание к Евреям ставит в пример веру предков (Евр 11:4 - 12:1). Павел часто приводил в пример церквам самого себя (1Кор 4:16; 2Фес 3:7,9), чтобы на этом наглядном примере они учились (Флп 3:17) послушанию Иисусу Христу (1Фес 1:6). Только потому, что сам Павел следовал за Христом, он мог призывать других следовать своему примеру (1Кор 11:1). В этом отношении и сотрудники апостола должны были быть образцом для верующих (1Тим 4:12; Тит 2:7), так же как и пресвитеры для своих церквей (1Пет 5:3). Образцом для других могут быть и целые церкви (2Кор 9:1,2; 1Фес 1:7). На вопрос, в чем один христианин может и должен быть образцом для другого, ответ гласит: как и Христос, во всей своей жизни - в вере (Евр 13:7), любви, слове, чистоте (1Тим 4:12), добрых делах (Тит 2:7), рвении и труде (2Фес 3:8,9), проповеди (2Тим 1:13), принятии Евангелия (1Фес 1:6,7). Вместе с тем Библия предостерегает от следования дурным О. (3Ин 1; Евр 4; Иуда 1). -> Образ -> Человек (IV).



Обращение, обратить, обратиться

ОБРАЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Слово со значением "обратиться" [евр. шув] встречается в тексте ВЗ ок. 670 раз. Наряду со значением "обратиться к кому-либо", "обернуться", "возвратиться", "восстановить и вернуть" это слово употребляется и в специфич. значении "обратиться к Богу" (ок. 120 раз) и означает изменение образа жизни, возвращение с путей греха к живому Богу. Из огромного количества мест в Библии, где говорится об О., выберем лишь самые важные, чтобы разобраться в его сути. Бог, желая обратить человека (Иез 18:23; 33:11), Сам побуждает его к этому. Через Своих пророков Он призывает людей обратиться (Иер 3:7; 25:5; Иоил 2:12), требуя при этом О. "всем сердцем" (1Цар 7:3; Иоил 2:12). Грешники (Пс 50:15) должны обратиться от своего греха (Ис 59:20; Иез 33:14) к Господу (Иоил 2:12), и тогда даруемые Его милостью прощение (Ис 55:7) и новая жизнь будут наградой за искреннее О. Подлинное О. заключается не в попытке человека исправить отдельные бого-противные поступки, а в абсолютно новом отношении к Богу и Его воле, охватывающем все стороны жизни. Нежелание обратиться влечет за собой "огрубение сердца" (Ис 6:10) и смерть грешника (Иез 18:23 и след.; 33:11). Но Бог не только призывает человека к О., Он и помогает ему в этом, потому что человек не в силах справиться самостоят. Тем не менее человек должен сам просить Бога обратить его (Иер 31:18; Плач 5:21), поскольку личная ответственность за О. с него не снимается. И если в историч. книгах ВЗ чаще всего говорится об О. народа Израиля в целом, то в пророч. книгах, и особенно у Иеремии и Иезекииля, речь идет об О. к Богу отдельного человека, к-рое достигается тем, что Бог дарует ему новое сердце и новый дух (Иер 31:33; Иез 18:21 и след.; 36:26 и след.; см. Пс 50:12-14). В основе всех ветхозаветных высказываний об О. лежит одна идея: О. - это решит., всеобъемлющий возврат человека к Богу, являющийся ответом на Божий призыв. Это единств. путь избежать суда, ожидающего грешников, заново обрести милость Божью и получить прощение грехов.

ОБРАЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Слово "обратиться" перешло из евр. текста ВЗ через Септуагинту в язык НЗ [греч. стрефестай, епистрефейн]. Как и в ВЗ, это слово употребляется здесь в различных значениях. Слово епистрефейн встречается в тексте НЗ 36 раз, в т.ч. 18 раз в значении "обратить", "обратиться" (Мф 13:15; Мк 4:12; Лк 1:16 и след.; 22:32; Деян 3:19; 9:35; 11:21; 14:15; 15:19; 26:18,20; 28:27; 2Кор 3:16; 1Фес 1:9; 1Пет 2:25; Иак 5:19 и след.). Слово стрефестай в этом значении встречается только в Мф 18:3 и Ин 12:40, апострефейн - только в Деян 3:26, а анастрефейн - исключит. в значении "воз-вратиться", "обернуться", "превратить". Сущ. "О." встречается в НЗ только один раз - в Деян 15:3. Полное представление о значении понятия "О." в НЗ невозможно без учета значения слова, к-рое обычно переводится как "каяться", "приносить покаяние" [греч. метаноэйн]. Иоанн Креститель, призвавший народ Израиля покаяться, с полным основанием, как предтеча Мессии, может быть поставлен в один ряд с пророками. Иисус в начале Своего служения поддержал призыв Крестителя к покаянию (Мф 3:2; 4:17). Иоанн Креститель и Иисус говорили на арамейском, и слово, употребленное ими в этих случаях, эквивалентно евр. слову, к-рое М.Лютер в своем переводе ВЗ передает как "обратиться". Призыв Иоанна Крестителя и Иисуса: "Покайтесь!" означает "Обратитесь!", и в тех местах НЗ, где речь идет о покаянии, имеется в виду О. к Богу. При этом, как и в ВЗ, О. - это решит. и всеобъемлющее возвращение к Богу, не только желательное, но и необходимое (Деян 17:30), поскольку является единств. средством спасения от Божьего суда. -> Покаяние.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ В БИБЛИИ

Призыв к О. звучит во всей Библии: он содержится в Законе Божьем (Втор 4:30; 30:2,8 и др.), постоянно повторяется в книгах пророков, а призыв Иоанна Крестителя к покаянию имел особую значимость, т.к. час пришествия Мессии был уже близок. Сам Иисус начинает Свою спасит. миссию с призыва покаяться (Мф 4:17; Мк 1:15); Он говорит, что О. является необходимым условием для обретения Царства Божьего (Мф 18:3), и грозит судом Своим тем, у кого "огрубело сердце" (Мф 13:15; Мк 4:12; ср. Ис 6:9 и след.). Апостолы в своих посланиях также поддерживают призыв к покаянию и О. Из Деян 3:19 и 26:20 следует, что оба этих слова - "каяться" и "обратиться" - тесно связаны друг с другом по смыслу и являются лишь средствами для выражения одного понятия. В Деяниях рассказывается о благовестнич. служении первых христиан, и сопутствующее ему О. к Иисусу Христу понимается как решит. действие, совершаемое каждым человеком самостоят. (Деян 2:37 и след.; 8:35 и след.; 9:1 и след.; 9:35; 10:44 и след.; 11:21; 16:30 и след.). Из текста Деян 15:3 можно сделать вывод, что слово "О." уже в раннем христианстве стало устойчивым понятием, не требующим дополнительных объяснений. В речах апостолов О. предстает как подчинение человеком всей своей воли Богу, как О. от тьмы к свету, от власти сатаны к Спасителю человечества (Деян 26:18; 1Пет 2:25; Еф. 2:2 и след.; 5:8). О. неотделимо от веры, и, лишь уверовав, можно обратиться к Господу (Деян 11:21), наградой же за О. становится прощение грехов (Деян 3:19; 26:18). Жизнь обратившегося к Богу человека наполняется новым смыслом. Как сказал ап. Павел в 1Фес, "...и как вы обратитесь к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1:9,10).

ОБРАЩЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

О. человека сопровождается его возрождением. Обратившемуся грешнику, уверовавшему в то, что Христос принял смерть на Голгофе ради его спасения, Св. Дух дарует уверенность в прощении грехов, наполняет его сердце радостью и дает силы к обновленной жизни (-> Возрождение).



Обрезание

НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Обычай О. был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер 9:24-26 (МТ: "...все эти народы обрезаны..."). Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было). В наше время О. практикуется нек-рыми народностями Африки, Австралии и Америки. Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь О. носило культовый характер, а мед. или санитар. соображения не играли здесь существенной роли. Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин. О глубокой древности обычая О. говорят библ. свидет-ва, согласно к-рым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх 4:25; Нав 5:2-8 - в МТ речь идет именно о каменных ножах).

ОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Введение О. связано с именем Авраама (Быт 17:9-14). Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав 5:2 и след.). Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Быт 17:10,23; 21:4; Нав 5:2 и след.), но гл. обр. обрезанию подвергались младенцы муж. пола, не достигшие восьми дней (Быт 17:12; Лев 12:3; Флп 3:5). О. применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт 34:14-17; Исх 12:48), а позднее - и к полностью принявшим иудаизм. Как правило, обряд совершался главой дома (Быт 17), реже - матерью (Исх 4:25), а позднее - врачом и могелом (что значит "тот, кто обрезает"). Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после О. (Лк 1:59). В первых христ. общинах, в т.ч. и в Иерусалиме, О. сначала распространялось на всех без искл. мужчин (о чем свидет. спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы О. не совершалось над обращенными из язычников (Деян 15:1-20; Рим 4:12; Гал 2:2 и след.; см. также 1Кор 7:18 и след.).

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ

В Израиле О. было символом завета между Богом и Его народом (Быт 17:9-14; ср. Исх 4:25; 12:48; Нав 5:2 и след.; Деян 7:8; Рим 4:11 и след.) и служило чисто внеш. признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, т.е. от язычников, олицетворением к-рых в этом отношении были филистимляне (Суд 14:3; 15:18; 1Цар 14:6; 17:26; 2Цар 1:20). Слово "необрезанный" имело у израильтян презрительный оттенок. И наоборот, во времена эллинизма определ. круги в Израиле стыдились О. и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники к-рых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев. Почему именно О. стало символом завета, неиз-вестно. Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключ. в Божьем завете (относит. потомства, владения землей, Быт 17:4-8), и об обязанностях, возлож. в нем на Израиль (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; Иез 44:7; Рим 4:11; Гал 5:3). В НЗ выражение "обрезанные" иногда означает евр. религ. общину в ее противопоставлении христ. общине (Гал 2:8; Кол 4:11).

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) "необрезанные" деревья - это фруктовые деревья, с к-рых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев 19:23-25); 2) необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Лев 26:41; Иер 6:10; 9:25; Иез 44:9; Деян 7:51; Кол 2:13). Соотв., эти органы нуждаются в дух. обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; 9:26); 3) апостол Павел использует понятие О. как символ обновления человека через веру в Христа, к-рое он называет О. Христовым (Кол 2:11). О. Христово заключается в "совлечении греховного тела плоти" и совершается, в отличие от иуд. обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу (Рим 2:29; Кол 2:11). Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, т.е. участником завета с Богом, человека делает наружное О. (Рим 2:28 и след.). Причастность к Богу основывается на внутр. дух. обновлении человека. Тем самым иуд. О. становится ненужным и бессмысленным (Рим 4:12; Гал 2:3 и след.; 5:6; 6:15; Кол 2:11). Свидет-вом подлинности этого внутр. О. служит крещение (Кол 2:12). "Обрезание Христово" выступает здесь как понятие, равнознач. "совлечению плоти", подтверждаемому крещением, к-рое следует понимать как погребение ветхого человека. Т.о., в Кол 2:12 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления О. и крещения. В крещении заключен очень важный момент, к-рого не было в обряде О. времен Павла, а именно - крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря к.-л. внеш. знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере (Рим 2:29; Кол 2:12).



Обручать, обручение

Обручать, обручение -> Брак.



Обувь

I. Если на Ближнем Востоке и носили к.-л. О., то это были в основном сандалии. Они состояли из кожаной подошвы - встречались также плетеные и дерев. подошвы, - к-рая сверху закреплялась на ноге ремешками (Быт 14:23; Ин 1:27) (см. ил. на стр. 18; 623). На древних рисунках встречается также и закрытая обувь у женщин и мужчин (см. ил. на стр. 55; 524; 1031). Ассир. солдатский сапог на шнуровке охватывал всю голень (Ис 9:5; ср. ил. на стр. 524).

II. В доме О. обычно снимали. Господ разували рабы, которые омывали им и ноги (см. Мк 1:7, а также метафоры в Пс 59:10, выражающие покорение Моава и Эдома). Передавая другому свое право на выкуп к.-л. имущества, человек должен был снять с ноги и передать ему одну сандалию (Руфь 4:7 и след.); -> Босой -> Нога (II и III). Священники отправляли служение в храме, сняв обувь (см. Исх 3:5).



Обшивка

Обшивка из особо прочной ткани делалась на вороте ризы -> первосвященника (Исх 28:32).



Общение

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) слово "О." [греч. койнониа] подразумевает "тесную связь", "близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств", в к-рых одна из сторон может иметь нек-рые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово койнониа ("общность") означало "участие в общем деле" или "отношения между людьми"; 3) в ВЗ слово "О." указывает лишь на межчеловеческие отношения (2Пар 20:35; Пс 49:18); отношения же человека и Бога определяются словом завет (-> Союз, завет); 4) в НЗ, напротив, слово "О." означает раз-ностороннее и сознат. О. с Богом: в 1Ин 1:3 говорится об "общении с Отцом и Сыном"; в 1Кор 1:9 - о призвании "в общение Сына Его, Иисуса Христа"; в 1Кор 10:16 и след. - о приобщении крови и тела Христовых и об "участниках (точнее - "общниках", см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) жертвенника"; в Флп 3:10 - об "участии [греч. койнониа] в страданиях Его"; в 2Кор 13:13 и Флп 2:1 говорится об "общении Святого Духа".

ПОНИМАНИЕ ОБЩЕНИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) основой О., о к-ром говорится в НЗ, является пребывание человека "во Христе" или Христа в нас (2Кор 5:17; Гал 2:20); это новая основа существования (Гал 6:15); 2) О. совершается исключит. по воле Божьей, оно даруется человеку через -> веру; постоянное О. с Богом проявляется в послушании человека; 3) примеры христ. О. часто встречаются в посланиях ап. Павла, где верующие люди представлены как члены тела Христова (1Кор 12:12 и след.) (-> Тело, VI). Это О. осу-ществляется и переживается ими в -> Вечере Господней (1Кор 10:16 и след.); 4) О. с Иисусом Христом становится зримым в О. христиан друг с другом. Как святые (-> Святость, святое), христиане являются членами основанной на жертве Христа Церкви (Евр 10:14). Они живут в этом, старом -> мире [греч. айон; -> Вечность], хотя для них уже начался новый мир (Ин 17:15 и след.). Их О. постоянно угрожает грех, противостоять к-рому можно, только живя во свете -> познания и очищаясь -> кровью Христа (1Ин 1:6-9).



Общий

I. Греч. слово койнос, встречающееся в НЗ в разных значениях, обычно переводится как "общий" (Деян 2:44; 4:32), напр. "общая вера" (Тит 1:4) и "общее спасение" (Иуд 3) у христиан.

II. Слово койнос может соответствовать евр. слову хол, которое в ВЗ имеет значение "неос-вященный", "простой". Так, простой хлеб противопоставлялся свящ. хлебам предложения (1Цар 21:4). Поэтому слово койнос иногда может переводиться как "нечистый" (Деян 10:14,28). В Деян 10:9 и след. рассказывается, как ап. Петру в видении было открыто, что вещи и люди, к-рые раньше считались нечистыми, теперь очищены Богом. Еще более глубокий смысл заключен в словах Иису-са о том, что в действительности человека делает нечистым его собств. грешное сердце (Мк 7:14 и след.).



Общность имущества

Общность имущества: 1) О.И. в первохрист. общинах, в частн. в Иерусалимской церкви (Деян 2:42-47; 4:32-37), принципиально отличалась от О.И. в других религ. и политич. организациях того времени. В христ. общинах имущество не изымалось принудительно, а добровольно передавалось ее членами в общее пользование (Деян 4:34,35; 5:4). О.И. не была закреплена к.-л. строгим уставом, к-рому автоматически подчинялся бы каждый вступивший в общину. Подобная практика в Иерусалимской церкви была вызвана целым рядом обстоятельств (см. ниже). Специфич. условия могли сложиться и в других местах (см. 2Кор 8:13, где ап. Павел говорит о необходимости равномерного распределения "избытка"); 2) объективной причиной для О.И. являлась, вероятно, несостоя-тельность: а) тех членов христ. общины, к-рые в результате своего обращения ко Христу потеряли работу или лишились поддержки своих семей; б) неимущих иудеев, утративших доступ к благотворит. помощи; в) галилеян, переселившихся в Иерусалим, но не имевших возможности заработать себе на жизнь. О.И. стала результатом самоотверженности первых христиан, готовых всем пожертвовать ради Господа и Церкви. Вероятно, еще одной причиной возникновения О.И. было желание последовать примеру апостолов - ведь именно принципом взаимопомощи руководствовалась в первую очередь община, в к-рой они жили с Господом. Одни вступали в общину, следуя завету помогать бедным (Втор 15:4-8), другие видели в богатстве источник соблазна (Мф 6:19-21; 19:23). На возникновении О.И., несомненно, сказалось ожидание скорого Второго пришествия Христа, с приходом Которого вс¨ материальное будет обесценено; 3) несмотря на установление О.И., Иерусалимская церковь нуждалась в помощи извне. И помощь приходила: когда в Иерусалиме начался голод, помощь поступила из Антиохии (Деян 11:27-30). Позднее ап. Павел собирал в общинах, состоящих из обращенных язычников, дары для Иерусалимской церкви (Рим 15:26; 1Кор 16:1; 2Кор 8:1 - 9:1). -> Бедность, бедный, попечительство о бедных.



Обычай

Обычай, традиционно установившиеся правила обществ. поведения (Быт 29:26; Лев 18:30; ср. 1Кор 15:33); часто так переводится др.-евр. слово хок, имеющее также значение "устав". Это слово может обозначать самые разнообразные О. народа Божьего (Пс 80:4, 5), но иногда оно же подразумевает и такие О., к-рые бытуют у язычников и к-рые не должны перениматься израильтянами (Лев 18:3; ср. 4Цар 16:3; 21:2; 2Пар 28:3; 33:2; 36:14). В НЗ это понятие применяется по отношению к иуд. обрядовому ритуалу (Ин 2:6), к рим. установлениям (Мф 27:15), к традициям церкви (ср. 1Кор 11:16).



Овадиа

Овадиа -> Овадия.



Овадия (Овадиа, Авдий)

Овадия (Овадиа, Авдий) ("раб Господень"): 1) сын Уззия из колена Иссахара (1Пар 7:3); 2) один из гадитян, пришедших к Давиду в его убежище (1Пар 12:9); 3) отец Ишмаии, начальника над коленом Завулона во времена Давида (1Пар 27:19); 4) сын Ацела, потомок Ионафана из колена Вениамина (1Пар 8:38; 9:44); 5) управляющий дворцом царя Ахаза. Он скрывал в пещерах 100 пророков Господних, преследуемых -> Иезавелью, и обеспечивал их пропитанием (3Цар 18:3,4). Через О. Илия известил царя о своем возвращении (ст. 5-16); 6) иуд. князь, современник Иосафата. Вместе с другими князьями он проповедовал в Иудее Слово Божье (2Пар 17:7); 7) пророк; -> Книга пророка Авдия; 8) левит, надзиравший за строителями, к-рые во времена Иосии занимались ремонтом храма (2Пар 34:12); 9) потомок Зоровавеля (1Пар 3:21); 10) потомок Иоава, вернувшийся на родину из вавил. плена вместе с Езд-рой (Езд 8:9); 11) священник, современник Неемии, подписавшийся под обязат-вом соблюдать завет (Неем 10:6); 12) левит-привратник (Неем 12:25); возм., он тождествен Овадии, сыну Шемаии (1Пар 9:16), к-рый в Неем 11:17 назван Авдой.



Овал

Овал, сын Иоктана (Быт 10:28), родоначальник некой араб. народности; -> Гевал (2).



Овед (Овид)

Овед (Овид) [кр. ф-ма от "слуга (Божий)"]: 1) сын Ефлала из колена Иуды (1Пар 2:37); 2) сын Вооза и Руфи, дед Давида, предок

Иисуса Христа (Руфь 4:17,21,22; Лк 3:32);

3) один из храбрых у Давида (1Пар 11:47); 4) левит и привратник, сын Шемаии из дома Овед-Едома (1Пар 26:7); 5) отец начальника сотни Азарии, современника царицы Гофолии (2Пар 23:1).



Овед-Едом (Аведдар)

Овед-Едом (Аведдар) [евр. Овед-Эдом, "слуга (богини) Едом", к-рая, согл. одному из егип. текстов, была женой бога Решефа]:

1) гефянин, в доме к-рого Давид, после смерти Озы, распорядился поместить ковчег завета. Ковчег оставался там в течение трех месяцев, "и благословил Господь Аведдара и весь дом его" (2Цар 6:10-12; 1Пар 13:13,14; 15:25). Если прозвище "гефянин" указывает на то, что О.-Е. происходил из филистимского города Гефа, то он, вероятно, принадлежал к числу филистимлян, составлявших личную стражу Давида. Но существует также предположение, что родиной О.Е. был Гаф-Риммон в уделе Дана (Нав 19:45; 21:24). Тогда этот О.-Е. мог быть тождествен О.-Е. (3); 2) "вто-ростепенный левит", привратник и музыкант (1Пар 15:18,21; 16:5); 3) левит, придверник у ковчега завета (1Пар 15:24). Вероятно, он же упомянут в 1Пар 16:38 и назван там сыном Идифуна (2). Согл. 1Пар 26:1,4,8, он был из рода Корея. (См. также 2Пар 25:24.) В 1Пар 16:38 первым упомянут другой О.-Е., к-рого также считали сыном Идифуна, хотя, видимо, его следует отождествлять с О.-Е. (2).



Овен, баран

Овен, баран [евр. айил], самец овцы (Иез 34:17). О. ценились как мясной скот (Быт 31:38) и как жертвенные животные (Быт 22:13; Исх 29:1; Лев 9:4; 16:3; 19:21; 1Пар 29:21; 2Пар 29:32; Езд 6:17 и др.; -> Жертва). Третий слой покрова святилища -> скинии состоял из окраш. в красный цвет бараньих кож (Исх 26:14). (-> Музыкальные инструменты, IV,Б,1.) О. в видении пр. Даниила олицетворяет своими разновеликими рогами двойное царство мидян и персов (меньший рог - Мидия; больший - Персия), побежд. Александром Македонским в 334-331 гг. до Р.Х. (Дан 8:3-7,20). -> Овца.



Овечьи ворота

Овечьи ворота -> Иерусалим (III,В).



Овечья одежда

Овечья одежда (Мф 7:15). Грубое одеяние из овечьих шкур, или власяница [слав. милоть, 4Цар 1:8; Евр 11:37; ср. Зах 13:4] была одним из отличит. признаков пророков. Предостережение Иисуса "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищны" относится не только к мнимой безобидности лжепророков, но и к их внешнему виду. Поэтому, чтобы отличить истинное от ложного, Церкви требуется духовная сила суждения.



Овид

Овид -> Овед (1,2).



Овил

Овил (араб. "погонщик верблюдов"), измаильтянин, надзиравший за верблюдами Давида (1Пар 27:30).



Овоф

Овоф, место между Пуноном и Ийе-Аваримом, где израильтяне останавливались во время странствования по пустыне. Предпо-ложит. - это совр. оазис Эйн-Яхав, прим. в 30 км зап. Фейнана (Пунона). См. карту на стр. 706.



Овца

I: 1) в Палестине издревле разводили курдючных О. (Ovis laticaudatus), о чем свидет-вуют изображения на ассир. рельефах (см. ил. на стр. 725). Это были О. белого окраса (Пс 147:5; Ис 1:18), нередко с черной головой и черными конечностями (Быт 30:32). Широкий хвост имел жировую прослойку, нередко весом до 10 кг (Лев 3:9).

О. считалась чистым животным, пригодным для любых жертвоприношений (Лев 12:6-8; 14:10; Чис 15:3). Судя по числу О., назв. в ряде случаев, когда речь идет о выплачиваемой дани (4Цар 3:4), захвач. добыче (Чис 31:32; 1Пар 5:21) или жертвоприношениях (3Цар 8:63; 2Пар 35:7-9), можно предположить, что в древности в Палестине были колоссальные стада О. Показат. и то, что среди имущества кочевавших патриархов и их современников О. всегда упоминаются на первом месте (Авраам: Быт 12:16; 24:35; Лот: 13:5; Лаван: 29:10; 31:38; Иаков: 32:7; Рагуил: Исх 2:16). Богатство Иова также составляли прежде всего О. (Иов 1:3; 42:12). Овечье -> молоко (Втор 32:14; Ис 7:21 и след.) и мясо (1Цар 25:18; 2Цар 12:4; 17:29; Неем 5:18; Ис 22:13 и др.) были важнейшими пищевыми продуктами, а шерсть (Лев 13:47; Притч 31:13; Иез 34:3) использовалась для изготовления одежды. Время стрижки О. отмечалось праздником (Быт 38:12 и след.; 1Цар 25:2,36; 2Цар 13:23 и след.). -> Животноводство; цвет. вклейка 91; 2) наряду с домашними существовали и дикие О. (Ovis ornata или Ovis orientalis), к-рых еще 70 лет назад можно было увидеть в долине Вади-Арава, юж. Мертвого моря. Отличит. признаком этих О. была очень длинная шерсть на шее.

II. В Библии слово "О." часто используется в метафорич. значении как символ человека, нуждающегося в руководстве, заботе и защите, к-рый, будучи предоставлен себе самому, может "заблудиться" (2Цар 24:17; 3Цар 22:17; Ис 53:6; Иез 34; Мф 9:36; 10:6; 15:24; 26:31). О. - предмет божеств. милосердия, попечит-ва (Пс 76:21; 77:52; 94:7; 99:3; 118:176; Иез 34:11-16) и любви Иисуса, Который, как добрый Пастырь (-> Пастух, пастырь), полагает Свою жизнь за О. (Ин 10:2-16; 21:16 и след. 1Пет 2:25). -> Агнец.



Ог

Ог, царь -> аморреев в Васане, к-рый был по-бежден израильтянами под руководством Моисея. После победного сражения у Едреи израильтяне овладели всем царством О. (Чис 21:32-35). Состав этого царства подробно описывается во Втор 3:10; Нав 12:4,5; 13:12; его тер. вошла в удел половины колена Манассии (Втор 3:13,14). (-> Сигон.) О. назван последним из -> рефаимов, его "одр железный", имевший девять локтей в длину и четыре локтя в ширину (4,05 х 1,80 м), еще долго хранился в Равве, главном городе аммонитян (ст. 11).



Огад

Огад [евр. Охад], сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15).



Огел

Огел [евр. Охел, "палатка"], сын Зоровавеля (1Пар 3:20).



Огненный столп

Огненный столп -> Столп облачный.



Огола

Огола [евр. Охола, "ее палатка"], символич. обозначение Самарии и израил. Северного царства, к-рое обособилось от Иерусалимского храма и учредило собств. места поклонения (Иез 23). В образах прелюбодеек О. и Оголивы пр. Иезекииль изображает историю Израильского и Иудейского царств и их отношение к Господу.



Оголива

Оголива [евр. Охолива, "моя палатка"(?)], символич. обозначение Иерусалима и Иудейского царства (Иез 23). -> Огола.



Огонь, огненный

Огонь, огненный. Овладение О. является основным условием возникновения человеч. цивилизации. В Библии, в отличие от языч. мифологий, ничего не сообщается о познании О., а говорится лишь о его использова-нии.

I. ОГОНЬ В ЖИЛИЩЕ. Израильтяне высекали О. (во всяком случае, в поздний период) из кремня (2 Мак 10:3); но древнейший способ добывания О. - трение друг о друга двух кусков дерева. На О. готовили пищу, он был также источником тепла (Иер 36:22; Ин 18:18).

II. ЗАКОНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГНЯ. Законом Моисея запрещалось разведение О. в субботу (Исх 35:3). Но, вероятно, этот запрет не распространялся на использование для обогрева уже горевшего О. В засушливом климате Палестины О. мог представлять большую опасность (см. Суд 9:15), поэтому в Законе говорилось, что в случае неосторожного обращения с О. за при-чиненный ущерб "должен заплатить тот, кто произвел сей пожар" (Исх 22:6; ср. Суд 15:4 и след.; 2Цар 14:30).

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ В КУЛЬТОВЫХ ЦЕЛЯХ. Жертва всесожжения и жертва курения сжигались полностью. Впервые жертву всесожжения принес Ной (Быт 8:20), затем подобные жертвоприношения совершались постоянно, пока на жертвеннике в святилище не загорелся неугасимый О. Этот О. был зажжен Самим Богом (Лев 6:9,13; 9:24), как и О., посланный с неба и поглотивший жертвы Давида и Соломона (1Пар 21:26;

2Пар 7:1). Если по к.-л. причине О. на жерт-веннике угасал, то, согл. Талмуду, вновь зажечь его можно было лишь трением друг о друга двух кусков дерева (но ср. 2 Мак 10:3). О., зажженный иным способом, считался "чуждым". За использование "чуждого" О. Бог предал смерти Надава и Авиуда (Лев 10:1 и след.; Чис 3:4; 26:61). Воен. добыча, захваченная у язычников, очищалась О. и "очистительной" водой в том случае, если она ранее не "проходила через огонь" (напр., оружие и другие металлич. предметы). Приносимые в жертву за грех животные сжигались только за пределами стана (Лев 4:12,21; 6:23; 16:27; Евр 13:11). Назорей в день окончания данного им обета должен был остричь свои волосы и положить их "на огонь, который под мирной жертвою" (Чис 6:18).

IV. ОГОНЬ КАК НАКАЗАНИЕ. Для ужесточения наказания за совершенное преступление человека или его труп сжигали на огне (Лев 20:14; 21:9; Нав 7:25; 4Цар 23:16). -> Наказание, наказывать -> Погребение.

V. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. О. - символ присутствия Бога и орудие Его могущества, применяемое Им как для оказания помощи, так и для наказания (Исх 13:21 и след.; 14:24; Чис 11:1,3 и др.). Ангел Господень явился Моисею в пламени горевшего тернового куста; в О. Господь сошел на гору Синай (Исх 3:2; 19:18). Окруженный О., являлся Бог Иезекиилю и Иоанну (Иез 1:4; Откр 1:14); пламенеющим О. будет сопровождаться Второе пришествие Господа Иисуса Христа

(2Фес 1:8). Бога сравнивают с О. не только по причине Его славы или сияния Его образа, но и в силу Его гнева, поедающего грешника, как О. солому (Втор 32:22; Ис 10:17; Иез 21:31; Евр 12:29). С О. сравнивается Израиль, побеждающий своих врагов (Авд 18), Слово Божье (Иер 5:14; 23:29), Св. Дух (Ис 4:4; Деян 2:3), пыл праведников (Пс 38:4) и ангелов (Пс 103:4; Евр 1:7), последствия прелюбодеяния (Притч 6:27 и след.), беззаконие (Ис 9:18), язык (Иак 3:6), надежду грешников (Ис 50:11), могущество Бога (Лк 12:49), суд Господень (Иер 48:45; Плач 1:13; Иез 39:6) и связанное с ним очищение (Ис 4:4; Мал 3:2). Подобно тому как огненный столп по ночам освещал народу Израиля путь через пустыню (Исх 13:21), Господь сотворит однажды и над новым Сионом "блистание пылающего огня" - благословляющего, охраняющего и освещающего (Ис 4:5; ср. Откр 21:23).



Огурец

Огурец. В библ. времена садовый О. (Cucumis sativus) в Египте и Палестине не был известен, поэтому встречающееся только в Чис 11:5 евр. слово кишшу обозначает не О., а дыню (Cucumis melo), те ее сорта, к-рые имеют сочные, хорошо утоляющие жажду плоды, напоминающие по форме О. Поэтому упоминаемые в Ис 1:8; Иер 10:5 огороды (досл. "огуречные поля"; в Синод. пер. Иер 10:5 это выражение опущено) были бахчами, на к-рых выращивали дыни.



Одевать, облекать

БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Понятия "одевать", "надевать", а также "покрывать" в евр. языке почти всегда передаются словом лаваш, а в греч. - словом эндюэйн. В прямом значении глагол О. означает "облекать в одежду человеческое тело" (Быт 3:21).

ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ

Там, где в евр. и греч. текстах это же слово употребляется в переносном смысле (что встречается значит. чаще, чем употребл. в прямом смысле), в Синод. пер. используются такие выражения, как "быть облеченным", "быть объятым": 1) говоря о Боге как о Судье или Спасителе, псалмопевцы и пророки исп. выражения "ризы спасения" и "одежды правды" (Ис 61:10); Бог возлагает на Себя правду, как броню (Ис 59:17), Он облечен величием (Пс 92:1); 2) Давид и Соломон просят о том, чтобы Бог позволил священникам храма облечься спасением (2Пар 6:41; Пс 131:16), дал им облечься правдой (Пс. 131:9); 3) противники Господа облекутся бесчестием и "как одеждою, покроются стыдом своим" (Пс 108:29), "облекутся в стыд и позор" (Пс 34:26); 4) представление, согласно к-рому человек облекается в предос-тавленные ему Богом блага спасения, указывает на то, что верующий живет в этом мире под защитой Бога, Его могущества, будучи облеченным в Самого Христа. Под защитой такого покрова человеку ничто не страшно. Отсюда и призыв облечься в оружие света (Рим 13:12), во всеоружие Божье (Еф 6:11), в милосердие и любовь (Кол 3:12,14). Наиб. выразительности эта метафора достигает в 1Кор 15:53: тленному надлежит облечься в нетленное. Павел говорит ефесянам и колоссянам о предварит. условии: они должны облечься в нового человека, "созданного по Богу, в праведности и святости" (Еф 4:24; Кол 3:10), а согл. Рим 13:14, в Самого Христа, в Ко-торого облекаются крестившиеся (Гал 3:27); 5) ВЗ так говорит об исполнении человека Св. Духом: Дух Божий "объял" Амасая (1Пар 12:18); "облек" Захарию (2Пар 24:20). [В обоих случаях употреблено евр. слово лаваш - букв. "одел".] Этому в НЗ соответствует выражение "облечься силою свыше" (Лк 24:49).







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!