на головную страницу сайта





Библейский словарь Брокгауза



Познание, познавать

Познание, познавать. В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу.

I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА

1) Бог даровал людям естественную способность П. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца" (Еккл 3:11). Способность П. земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Еккл 1:13 сказано: "...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и ис-пытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам чело-веческим, чтобы они упражнялись в нем", а в ст. 18 говорится: "...потому что во многой муд-рости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Истинным предметом П. являются дела Божьи и Его воля (Кол 1:9), а также тайны Его Царства (Мф 13:11); 2) естеств. способности человека несовершенны (1Кор 13:9). Даже видимый сотвор. Богом мир человек до конца познать не может (Иов 38), но в еще большей степени это относится к П. Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь "части путей Его", лишь то немногое, что мы слышим о Нем, "а не гром могущества Его" (Иов 26:14). Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. "Знание надмевает, а лю-бовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Кор 8:1 и след.); 3) опасность П., понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с к-рым пришлось бороться ранней Церкви (ср. -> Антихрист, I). В конечном итоге гностики прославились тем, что познали "глубины сатанинские" (Откр 2:24). Говоря об их заблуждении, ап. Павел подчеркивает, что совершенное П. возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу (1Кор 14:20); 4) глагол "П." употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке (Быт 4:1; 1Цар 1:19; 3Цар 1:4).

II. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ БОГА

1) П. Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, к-рому Бог открыл Себя. "Бог не был бы Создателем, если бы возможность познавать Его исходила бы не от Него Самого" (О.Вебер). Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества; 2) в Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога. "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас" (Ис 59:2). Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеч. родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. "Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45), и Сын Человеческий "держит все словом силы Своей" (Евр 1:3). Так происходит и поныне; 3) Библии известно ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА, источниками к-рого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеч. совесть: а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать "вечную силу Его и Божество" (Рим 1:19 и след.). Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение; б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языч. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом); в) внешнее свидет-во (факт сотворения мира и история), дополняется внутр. свидет-вом - человеч. -> совестью. Это свидет-во не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла (см. Рим 2:14 и след.). Естественное П. Бога может быть неяс-ным и неосознанным (Деян 17:23 и след.), оно касается лишь богооставленности человека (Рим 1:20), а не пути к спасению, лишь Закона (Рим 2:15), а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение; 4) ПОЗНАНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ: а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в ВЗ: "ведом в Иудее Бог" (Пс 75:2). В библ. П. Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, - как Господь, т.е. творец истории Своего народа; б) НЗ говорит нам об окончат. и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа (Ин 1:14; Евр 1:1 и след.), через Которого люди отныне могут прийти к П. Бога, основанному на прощении грехов (Иер 31:34). Иисус говорил: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9). Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к П. Бога; 5) ПОЗНАНИЕ ХРИСТА - это П. Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы (2Кор 4:6). П. Христа даруется Самим Богом (Мф 16:17), оно сообщается через Писание (Ин 5:39) и проповедь (2Кор 4:4,6), через воздействие Св. Духа (Еф 1:17 и след.). П. Христа (2Пет 3:18), к-рое одноврем. является и общением с Ним (Ин 10:14), ведет к превращению "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13). В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2:3). П. Бога Отца и Христа (см. Ин 14:7) дарует благодать и мир (2Пет 1:2), а также жизнь вечную (Ин 17:3). Поэтому ап. Павел говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего" (Флп 3:8); 6) если П. Бога означает жизнь вечную (Ин 17:3), то оно должно быть ДЕЙСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ, т.е. П. не только Его существа, но и Его воли (Иер 22:16; Деян 22:14; 1Кор 14:37). Это, с одной стороны, ведет человека к П. самого себя и осознанию своей греховности (Иов 42:2-6), для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю (Рим 3:20; 7:7), а с другой - к деятельному послушанию, из к-ро-го опять же вырастает новое П. (Кол 1:9-11). Напротив, злые дела и грехи, свидет-вуют об отсутствии истинного П. Бога (Тит 1:16; 1Ин 3:6). Никакая ученость книжников не гарантирует им П. Бога, у иных она может даже отнимать "ключ разумения" (Лк 11:52). Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа (-> Дар, дарование) (1Кор 12:8).



Позорище

Позорище [греч. театрон, "зрелище", "театр"]. Павел (1Кор 4:9) сравнивает жизнь и предназначение апостола с борьбой "приговоренных к смерти" гладиаторов, к-рые в антич. цирковых представлениях должны были бороться друг с другом и с дикими зверями. Такое представление проходило на глазах жаждущей зрелищ публики: подобно этому, борьбу христиан наблюдают два мира - видимый и невидимый (ангелы). Когда во время гонений на христиан вместо гладиаторов на арену стали выпускать осужд. христиан, метафора Павла приобрела реальное содержание (возм., уже в Евр 10:33; ср. 1Кор 15:32). -> Ристалище.



Покаяние, каяться

I. ПЕРЕВОД

Слово "каяться", к-рым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч. метаноэйн, "изменять образ мыслей"] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн - "изменять образ мыслей". Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа ("покаяние") в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн - "оборачиваться", "возвращаться"). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто "духовный процесс изменения взглядов". Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии "П.", к-рое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.

II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ

В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17; 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18). Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иез 18:23). П., к к-рому призывают апостолы (Деян 2:38), - это не насилие человека над собой и не свидет-во его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П. человека заключается в -> исповедании им своей вины (ст. 21; ср. Иов 42:6; Пр 28:13; 1Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).

III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ

П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возм., даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоил 2:12; Иона 3:5), плачем (Мф 26:75; Лк 7:37 и след.), разрыванием одежд (3Цар 21:27; Езд 9:3), облачением в траур (Иона 3:5) и биением себя в грудь (Лк 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иоиль призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца (Иоил 2:12 и след.), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Мф 3:7 и след.). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1 и след.).

IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ

П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4-6; ср. 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр 7:27; 9:12; 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. станет невоз-можным. Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: "умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды" (ст. 10), но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми" (ст. 11). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но по-стоянно подтверждается и укрепляется.

V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ

В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иер 2; 3), Амос (Ам 5), Иона (Иона 3), а в НЗ - Иоанн Креститель (Мф 3:1 и след.). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян 2:14 и след.,37 и след.). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Ис 55:7 и след.; Иер 25:5) и обличаются его собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге - к смерти (Иер 21:8 и след.). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11 и след.; Лк 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обра-щение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47; Деян 5:31 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (Лк 24:47; Деян 17:30). -> Обращение, обратить, обратиться.



Покой, почить, успокоиться

Покой, почить, успокоиться - этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение "почить от дел" встречается и в начале Библии (Быт 2:2), и в ее конце (Откр 14:13). Истинный П. означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его установлений. П., установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство (Еккл 2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом (Быт 3:17-19; 4:12). Вместо того чтобы жить в П., наслаждаясь Божьими дарами (Еккл 4:6; Мф 6:26 и след.), человек стремится обезопасить свое существование накоплением богатства (Пс 38:7; Лк 12:19). К этому добавляется беспокойство, вызываемое человеч. злобой (Пс 54:17-23; Иак 3:8). Особенно трудно найти П. людям, одержимым злыми духами (Мф 12:43-45; Мк 5:4). Мир, в к-ром живут люди, тоже не знает П., он наполнен войнами или ожиданием их (Мк 13:7). В этом мире суеты Бог создал народ, к-рый призван к П. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля (Исх 3:8), так чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем П. (Исх 20:8-10, -> Суббота). Пашня также должна отдыхать каждый седьмой год (Лев 25:2-7). Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, Бог предлагает обездоленным Свою помощь и защиту (Пс 54:19; 90:1 и след.). Народ Израиля пребывает в состоянии П., пока остается на путях Божьих (Нав 21:44 и след.; 3Цар 5:18; 8:56). Спасение станет полным, когда Бог будет находиться в П. среди Своего народа (2Пар 6:14; Пс 131:8,14). Предпосылкой такого П. было послушание народа завета, но Израиль, "ходивший иными путями", редко пребывал в этом состоянии. Следствием этого стало то обстоят-во, что израильтяне не достигли в Ханаане окончат. осуществления Божьих обетований (Евр 4:3,6). Народ Израиля не достиг П., к-рый продолжает оставаться обетованием (ст. 8). Поэтому пророки говорят о грядущем нена-рушаемом П. (Ис 32:18), к к-рому Дух Божий приведет Своих (ср. Ис 63:14). Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на Котором почил Дух Господень (Ис 11:2) и Который дарует душевный П. несущим Его иго, т.е. разделяющим с Ним Его дело (Мф 11:29). Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя заботами о физич. существовании, поскольку вс¨ получают из рук Бога (ср. Мф 6:25 и след.). Они участвуют в труде (2Фес 3:10 и след.) и, довольствуясь тем, что имеют (1Тим 6:6-10), пребывают в любви и мире с Богом. Несмотря на это, П. все еще остается целью, поскольку верующих постоянно подстерегают искушения, исходящие как извне (Еф 6:11), так и из самой Церкви (Деян 20:28-31); на них обрушивается вся ненависть мира (Мф 10:22). Но это преходящие страдания, к-рые не могут обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3), в них живет Христос (Гал 2:20). Он победил мир (Ин 16:33); принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы (1Ин 5:4; Откр 17:14), если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды (Евр 6:19). Тот, кто наперекор всем трудностям неотступно продвигается к цели (Евр 4:11), найдет совершенный П. от всех своих дел (Откр 14:13) под защитой вечного общения с Богом (Откр 7:14-17).



Поколение Зарино

Поколение Зарино -> Зерах (2 и 3).



Поколение Середово

Поколение Середово -> Серед.



Покров

Покров: 1) относит. П. скинии -> Скиния -> Шкуры синие; 2) одеяло или покрывало для сна (Исх 22:26; Иов 24:7; 31:19; Ис 28:20), также в переносном смысле (Иов 26:6; Пс 104:39; Ис 14:11); 3) Моисей прикрыл покрывалом свое лицо, чтобы израильтяне не видели отблеск Божьего величия (Исх 34:33-35). Этот П., как поясняет ап. Павел, до сегодняшнего дня закрывает от них истинное значение ВЗ (2Кор 3:13-16). В Ис 25:7 покрывало олицетворяет неведение язычников.



Покрывало, покров

Покрывало, покров - имеется в виду покрытие шатра (Исх 26:1 и след.; 36:8 и след.; Чис 4:25), в 4Цар 7:2; Иер 4:20; 10:20 то же евр. слово переведено как "шатер". В Ис 54:2 П. создает образ защищенного пространства, в к-ром можно жить, в Пс 103:2 с П. (в Синод. пер. - "с шатром"), простершимся над землей, сравниваются небеса. П. шатров были ткаными; -> Ремесло (II).



Покрывать, закрывать, повязывать

Покрывать, закрывать, повязывать: 1) выражение "покрыть голову" в Библии часто означает "проявить почтительность к к-л.", а также "выразить собств. отделенность от ч.-л." Лицо закрывали перед Богом и при Его приближении (Исх 3:6; 3Цар 19:13). Женщины закрывали лица от мужчин (Быт 24:65); приговор. к смерти накрывали голову (Есф 7:8); 2) покрывало на голове означало также выражение скорби (2Цар 15:30; 19:4); 3) повязка на губах (собств., на усах) у прокаженного указывает на его нечистоту; в остальных случаях она была знаком скорби (Иез 24:17) или пристыж. молчания (Мих 3:7); 4) покрывая особым образом свои лица покрывалами, блудницы, видимо, делали это своим отличит. знаком (Быт 38:14); 5) в мета-форич. значении выражение "закрывать лицо кому-либо" означало "лишить его возмож-ности ясно видеть ч.-л. или узнать о ч.-л." Бог "закрывал лица" судьям, отчего они не судили праведно (Иов 9:24), и прозорливцам, из-за чего никто не мог понять их пророчеств (Ис 29:10,11). Но в будущем Бог уничтожит это "покрывало", и народы узнают Его (Ис 25:7).



Покрывать, крытый

Покрывать, крытый: 1) П. грехи и преступления означает прощать их (Пс 31:1; 84:3; Притч 10:12; Рим 4:7; 1Пет 4:8; Иак 5:20). Но в Иов 31:33 сокрытие проступков означает действие, препятствующее прощению; 2) "покрыть тению руки Своей" означает "взять под защиту" (Ис 49:2; 51:16); 3) под "крытыми повозками" (Чис 7:3) следует понимать фургоны; "крытый субботний ход" (4Цар 16:18) означает место, покрытое крышей, вход в храм; 4) в день искупления [евр. йом киппур, букв. "день покрывания"] облако от совершаемого первосвященником курения должно было покрыть крышку, "к-рая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть" (Лев 16:13); 5) об обоих херувимах на крышке ковчега (Исх 37:7-9) и о херувимах в давире храма Соломона (3Цар 6:23-28) говорится, что их распростертые крылья покрывали сверху ковчег и его шесты (3Цар 8:7; 1Пар 28:18; 2Пар 5:8).



Полба

Полба [евр. куссэмэт], хлебный злак, выращиваемый в Египте (Исх 9:32), Палестине (Ис 28:25) и Месопотамии (Иез 4:9). Вероятно, куссэмэт обозначает не собственно полбу (Triticum spelta), а дикую двузерянку (Triticum dicoccum).



Полдень

Полдень [евр. цогорайим, букв. "двойное (солнечное) сияние"], обозначение наиболее светлого (Втор 28:29; Иов 5:14; Ис 59:10), ясного (Иов 11:17; Пс 36:6; Ис 58:10) и жаркого (2Цар 4:5; Песн 1:6) периода дневного времени. -> День (сутки).



Поле, нива

Поле, нива: 1) обработанная или пригодная для обработки земля (Быт 2:5; 3:18; Лев 23:22 и др.); 2) открытое П. (Быт 4:8; Лев 17:5; Мф 24:18; Лк 17:7 и др.); 3) П. битвы (1Цар 4:2); 4) в переносном значении "нивы, поспевшие к жатве" олицетворяют человека, го-тового воспринять Евангелие (Ин 4:35). "Бросить на поле" (Иез 16:5; 32:4) означает "оставить лежать беспомощным", "бросить на произвол судьбы".



Полк

Полк, рим. войсковая единица (= когорта), десятая часть -> легиона (Мф 27:27; Мк 15:16; Деян 21:31). Нек-рые П. носили особые названия или почетные наименования, как, напр., италийский (Деян 10:1; -> Италия, италийский, II) или Августов П. (Деян 27:1). Должность командира П. - Tribunus militum ("воен. трибун") - соответствует греч. хили-арху - тысяченачальнику (Деян 21:31; 22:27).



Полушка

Полушка -> Деньги.



Полынь

Полынь [Artemisia absinthium; евр. лаана; греч. апсинтос], растение из рода Artemisia се-мейства сложноцветных (Compositae). Листья этого сорняка имеют серые волоски. У него мелкие, желтоватые головки цветков. Отличит. признак П. - сильный, неприятный запах и горький вкус. Горечь П. в Библии - это символ неверности, отпадения от Бога, неправедности (Втор 29:17; Ам 5:7; 6:12; ср. Притч 5:4), наказаний Господних (Иер 9:14; 23:15; Откр 8:11) и страданий (Плач 3:15,19).



Помазание

Помазание -> Масть (мазь), умащать, помазание.



Помазанник

Помазанник [евр. машиах; греч. христос].

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) человек, призванный и посвящ. через помазание елеем на особое Божье служение. Помазание символизирует дарование Св. Духа (ср. 1Цар 10:1 и след.), изменяющее человека и делающее его способным исполнять Божье служение. (-> Масть (мазь), умащать, помазание); 2) словосочетание "помазанник Божий" служило почтит. обращением к -> царям Израиля (1Цар 2:10; 12:3; 24:7; 26:9,10,16; Пс 2:2; 19:7 и др.); впоследствии оно, вероятно, стало использоваться как офиц. титул; 3) посвящ. Гос-поду люди, напр. праотцы (патриархи) и перс. царь Кир, исполнявший Божьи поручения, в Пс 104:15 и в Ис 45:1 называются П. Божьими. Возм., здесь это название употребляется уже в качестве офиц. титула.

II. ХРИСТОС - ПОМАЗАННИК БОЖИЙ

П.(Христос) - это имя обещанного Богом -> Мессии (см. Пс 2:2), посланного Израилю -> Иисуса Христа (Ин 1:41). Его, являющегося одноврем. царем, священником и пророком, Бог помазал Св. Духом (Деян 4:26 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; 10:38).



Помышления

Помышления -> Мысли, думать.



Поношение, поругание, поносить

Поношение, поругание, поносить. П. людей (Пс 14:3; 101:9) или Бога (Пс 73:22; Ис 17:17) - это грех. От П. страдал и Иисус (Мф 27:44; Мк 15:32), Который сносил их с терпением, не отвечая злословящим Его тем же (1Пет 2:23; ср. Лк 23:34). Нести Его поругание (Евр 13:13) - участь Его -> учеников (Мф 10:24,25). Но для них такое поругание дороже всех сокровищ мира, потому что тех, кто на земле страдал за Христа, ждет великое воздаяние (ср. Евр 11:26). Они блаженны (Мф 5:11), потому что на них почивает -> Дух -> славы, Дух Божий (1Пет 4:14). И все же верующие просят Бога о том, чтобы Он положил конец этому поруганию (Пс 73:10 и след.), и в конце концов Бог полностью устранит П. Своего народа и откроет его пока еще сокрытую славу (Ис 25:8; ср. Откр 21:4). -> Срам, посрамить, позорно -> Боль -> Страдание.



Понт

Понт, область в Малой Азии, лежащая вдоль юж. берега Черного моря; родина Акилы (Деян 18:2). Иудеи из П. присутствовали в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы (Деян 2:9). В Первом послании ап. Петр включает в число своих адресатов и христиан из П. (1Петр 1:1). См. карту на стр. 827.



Понтий Пилат

Понтий Пилат, рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иису-са Христа. Понтий - родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя "Понтий" было даровано ему при усыновлении. После смещения -> Архелая (Мф 2:22) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (-> наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп. Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию (см. цвет. вклейку 15), резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия (см. цвет. вклейку 67). Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1). Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса (Мф 27:2,11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - 19:16). Жена П.П. просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19), но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого Человека (Ин 18:38; 19:4,6). В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", П.П. умыл руки (Мф 27:24). Желая использовать возможность примирения с -> Иродом Анти-пой, П.П. направил Иисуса к нему (Лк 23:7-12). Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен - казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим. Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством.



Поощрять

Поощрять -> Возбуждать, побуждать, поощрять.



Поражение Озы

Поражение Озы, место, на к-ром Оза, дотронувшийся до ковчега завета, тотчас умер (2Цар 6:8; 1Пар 13:11). Возм., это название сохранилось в имени небольшого селения Хирбет-эль-Уз, к-рое расположено прим. в 3 км от -> Кириаф-Иарима, на пути в Иерусалим.



Порафа

Порафа [евр. Пората, возм., "данный жребием (или судьбой)"], один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8).



Порок, недуг

Порок, недуг, болезнь или физич. недостаток человека или животного. Порок у животного делал его непригодным для жертвоприношения (Лев 22:21 и след.), поскольку жертв. животное не должно было иметь к.-л. физического П. или повреждения (Лев 22:17 и след.; Втор 15:21). Здоровым, без физич. изъяна, надлежало быть священнику, совершавшему жертвоприношение (-> Жертва -> Болезнь: порок). Бог исцеляет как физич., так и душевные недуги (Пс 102:3).



Поручительство, поручитель

Поручительство, поручитель. В ВЗ часто говорится о П. (ср. Быт 43:9; 44:32); Притчи Соломона настойчиво предостерегают от П. за другого (Пр 6:1-5; 11:15; 20:16; 22:26 и след.). Любое П., скреплявшееся, вероятно, пожатием руки (Пр 17:18), не могло быть абсолютно надежным для обеих сторон, поскольку не во власти людей распоряжаться своим будущим. Лишь Бог действительно может быть Поручителем (Иов 17:3). Но все же человек обязан помогать тому, кто находится в нужде и просит о помощи (Мф 5:42).



Порций

Порций, наименование рим. рода, из к-ро-го происходил прокуратор Иудеи П. -> Фест (Деян 24:27).



Порядок

Порядок -> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный.



Посещение

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Слово "посетить" в Библии употребляется не только в прямом значении - "прийти к кому-либо или куда-либо", - но и в метафорич., обозначая действие, совершаемое Богом. Посещая людей, Господь устанавливает связь с ними, проявляет о них заботу. П. Богом человека всегда подразумевает благо для него, даже в том случае, когда целью такого П. бывает наказание. Поэтому мы различаем два вида Божьего П.: оказание милости или совершение суда. Но оба П. связаны между собой. Человек, к-ро-го не посещает Бог, становится богооставленным.

II. ОКАЗАНИЕ МИЛОСТИ

Когда наступал час исполнения Божьих обетований, Бог посещал ожидавших Его людей: жену Авраама Сарру (Быт 21:1 - в Синод. пер. - "призрел Господь на Сарру"), мать Самуила Анну (1Цар 2:21), народ Израиля в Египте (Быт 50:24; ср. Исх 3:16) и др. Когда на землю пришел Иисус, народ Израиля пережил время Его милостивого П. (Лк 1:68; 7:16). Бог осудил Израиль на разорение за то, что народ "не узнал времени" Его посещения (Лк 19:44). Еще псалмопевцы молились, чтобы Бог посетил Свой народ, "виноград Божий", и сохранил его (Пс 79:15 и след.; 88:33). Люди узнают о П. Бога по оказанным им духовным и телесным благодеяниям (Пс 64:10).

III. СОВЕРШЕНИЕ СУДА

ВЗ свидет-вует не только о Божьем долготерпении и милосердии, но и о том, что Бог наказывает за грехи: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исх 20:5; Чис 14:18). На непокорных Бог посылает "ужас", болезни, войну и проклятия (Лев 26:16 и след.). В ВЗ содержатся многочисл. свидет-ва о таких Божьих П. с целью суда (см. Иов 7:18; Пс 58:6; Ис 24:21). Для подобных испытаний Богом отведено определ. время (Исх 32:34; Иер 46:21): Бог назначает "день" (Ис 10:3) и "год" (Иер 23:12) такого П.; -> Суд.



Послание Иакова

I. АВТОР

В начале послания автор, приветствуя братьев в рассеянии, говорит о себе: "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа" (Иак 1:1). При этом он не сообщает о своем апостольстве, из чего можно заключить, что послание было написано -> Иаковом (4), братом Господним, авторство к-рого подтверждается и церк. преданием.

II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Послание обращено к христианам (Иак 2:1,5,7) из иудеев, "находящимся в рассеянии" (Иак 1:1 - греч. эн те диаспора). Из текста послания видно, что эти люди хорошо знали сельское хоз-во (Иак 5:4,7) и жили, вероятно, недалеко от Палестины (см. ст. 7: ранний и поздний дожди); нек-рые из них были, видимо, ремесленниками или торговцами (Иак 4:13). Не вполне ясным представляется положение "богатых" среди остальных христиан: они - члены общины (Иак 1:10; 2:2), но в то же время противопоставлены остальным христианам (Иак 2:6,7; 5:1-6). Поскольку собрание обозначено здесь словом сюнагоге (Иак 2:2), ученые высказывали предположение, что этими "богатыми" были иудеохристиане, еще не окончат. порвавшие с евр. общиной и ее богослужением. Однако среди адресатов П.И. уже были учителя (Иак 3:1) и пресвитеры церкви (экклесиа; Иак 5:14). Эти не поддающиеся сегодня однозначному толкованию обстоят-ва дают основание относить П.И. ко времени зарождения первых христ. общин. Многие ученые рассматривают его как древнейший новозаветный текст, к-рый, возм., был написан еще до -> Апо-стольского собора, т.к. в нем отсутствуют к.-л. сведения об обращенных язычниках и ничего не говорится об обязательном исполнении Закона христианами. Возм., что иудеохристиане, к к-рым направлено послание, жили в Сирии, в окрестностях Антиохии (см. Деян 11:19). Однако другие ученые датируют П.И. прим. 60 г. по Р.Х. Видимо, адресаты послания знали основные положения учения Павла, след., к этому времени по крайней мере нек-рые из апостольских посланий уже были написаны. Во всяком случае, отсутствие упоминания о разрушении Иерусалимского храма дает основание считать, что П.И. было написано до 70 г. по Р.Х.

III. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА И ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ

П.И. во многом схоже с благовествованием Иисуса Христа, по крайней мере с тем, как оно изложено в первых трех Евангелиях. Прежде всего это относится к стилистике повествования с ее насыщенностью образами, взятыми из мира природы. Кр. того, в нем автор постоянно обращается к учению Иисуса и, прежде всего, к Нагорной проповеди, хотя и не приводит при этом прямых цитат. Можно предположить, что автор и его читатели хорошо знали содержание проповеди Иисуса, что дает ключ к решению вопроса о происхождении Евангелий. Ср. Иак 1:4 с Мф 5:48; Иак 1:5,6,17 с Мф 7:7-11; 21:21,22; Иак 1:22 с Мф 7:21-27; Иак 2:5 с Лк 6:20 ("блаженны нищие", пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); Иак 2:8 с Мк 12:31; Иак 2:13 с Мф 5:7; Иак 3:12 с Мф 7:16; Иак 3:18 с Мф 5:9; Иак 4:4 с Мф 6:24; Иак 4:11,12 с Мф 7:1; Иак 4:12 с Мф 10:28; Иак 4:13,14 с Лк 12:16-20; Иак 4:17 с Лк 12:47; Иак 5:1 с Лк 6:24,25; Иак 5:2,3 с Мф 6:19; Иак 5:12 с Мф 5:34-37.

IV. СОДЕРЖАНИЕ

П.И. обращено к тем христианам, к-рые, будучи знакомы с учением Иисуса (см. Иак 3:1), нуждались в практич. помощи, чтобы строить свою жизнь не на эгоистич. расчете, а на вере. Раскрыв сущность всякого искушения и его причины (Иак 1:2-18), автор призывает верующих поступать по Слову Божьему (ст. 19-27), что не-совместимо с лицеприятием (Иак 2:1-13). Ве-ра, не находящая выражения в делах, мертва: никто не может апеллировать к своей исключит. умозрительной вере (ст. 14-26). В общении между людьми должны господствовать даруемая свыше мудрость и смирение, а не безудержное пустословие, себялюбивые распри, клевета и взаимное осуждение (Иак 3:1 - 4:12). Человеком должна руководить Божья воля, а не стремление к выгоде (Иак 4:13 - 5:6). В заключение Иаков призывает к долготерпению в страданиях (ст. 7-11), к искренности, не требующей никаких клятв (ст. 12), напоминает о силе молитвы (ст. 13-18) и о необходимости помогать братьям, уклонившимся от истины (ст. 19,20).

V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ

Было бы ошибкой, подобно М.Лютеру, назвавшему П.И. "полным соломы" и протестовавшему против включения этой книги в канон, искать в нем основополагающие теоретич. высказы-вания (-> Вера, II,6). Выдвинутые автором идеи понятны человеку, оказавшемуся в нужде и имеющему личный опыт повседневного борения в вере. Для него раскрывается значение трезвого и практичного подхода Иакова, глубоко и ясно понимающего трудности и опасности духовной жизни и своими наставлениями укрепляющего дух верующего.



Послание Иуды

I. АВТОР

П.И. называет себя братом Иакова (ст. 1), но не принадлежит к числу апостолов (ст. 17). Оба эти обстоят-ва указывают на авторство -> Иуды (4), брата Господа.

II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Об адресате и времени написания послания ч.-л. определенное сказать трудно. Просматривается его очевидная связь со Вторым посланием Петра. Лжеучителя, о к-рых там только еще предсказывалось (2Пет 2:1-3), здесь уже действуют (Иуд 4; ср. ст. 17,18). Остается неясным, к каким именно церквам было обращено П.И., к-рое можно датировать прим. 70 г. по Р.Х., возм., даже несколько ранее.

III. СОДЕРЖАНИЕ

Послание направлено против лжеучителей, проникших внутрь Церкви. Принимая участие в вечерях любви (ст. 12), они в то же время отвергают Господа и извращают Божью благодать (ст. 4). Нечестивые, они живут по собств. похоти, "злословят то, чего не знают" и не имеют Духа (ст. 10,16-19). Иуда призывает церковь молиться Св. Духом, отстаивать веру и спасать заблудших (ст. 3,20-23).

IV. ОСОБЕННОСТИ

Примечат., что Иуда дважды упоминает факты, известные нам лишь из внебибл. источников. Рассказ о споре архангела Михаила с дьяволом о теле Моисея (ст. 9) приводится также в апокрифе "Успение Моисея"; пророчество Еноха (ст. 14,15) в том же виде встречается только в "Книге Еноха" (1:9), известной лишь по эфиоп. списку. Но это не означает, что мы имеем дело с прямыми цитатами или что Иуда воспринимал эти -> апокрифы как свящ. тексты (ср. цитаты из антич. авторов в Деян 17:28; 1Кор 15:33; Тит 1:12; -> Поэты).



Послание к Галатам

I. АВТОР И АДРЕСАТ

Автор П.к Г. - ап. Павел (Гал 1:1; 5:2). Содержание послания он, видимо, обсуждал с находившимися с ним братьями (Гал 1:2). Если личность автора не вызывает сомнений, то вопрос об адресате окончательно не решен. Неизвестно, следует ли искать адресатов в сев. или в юж. Галатии. Рим. провинция -> Галатия, помимо собственно области Галатия, плоскогорья вблизи совр. Анкары, включала также тер., лежавшие к югу от нее: -> Фригию, -> Писидию и -> Ликаонию. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел посетил три города Ликаонии: Иконию, Листру и Дервию. Обращение Павла "о, галаты!" (3:1) относится, видимо, к народу, давшему название местности (т.е. подтверждает т.н. "северогалатийскую гипотезу"); сомнительно, чтобы жителей других областей провинции, т.е. Писидии, Фригии и Ликаонии, называли "галатами".

II. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Согл. Деян 16:6 и 18:23, ап. Павел бывал в Галатии дважды, что находит подтверждение и в Гал 4:13, где говорится о первом, более раннем, посещении этой области. Эти свидет-ва дают повод заключить, что П.кГ. было написано в Ефесе между 54 и 57 гг. по Р.Х. Исследователи, при-держивающиеся т.н. "южногалатийской гипотезы", считают, что П.кГ. было написано во время второго миссионерского путешествия. Т.о., датировка послания колеблется между 48 и 57 гг. по Р.Х. -> Апостольский собор (6).

III. СТИЛЬ И ФОРМА ПОСЛАНИЯ

П.к Г. - наиболее резкое и полемич. из посланий Павла. В нем больше пафоса, чем даже во Втором послании к Коринфянам. Это един-ств. послание, в начале к-рого отсутствуют обычные выражения благодарности, ходатайства и благословения (Гал 1:1 и след.), а в заключении - приветствия членам церкви (6:16 и след.). Павел указывает на свой апостольский авторитет, основ. не на людском мнении, а даров. ему воскресшим и вознесшимся Иисусом Христом. Но этот авторитет не исключает причастности к написанию П.кГ. других братьев (ст. 2). Вс¨ П.кГ. представляет собой апологию Евангелия Иисуса Христа, к-рая начинается со слов: "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию" (Гал 1:6) и заканчивается словами: "Впрочем, никто не отягощай меня" (Гал 6:17).

IV. ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Поводом для написания П.кГ. явилась тревожная весть о появлении в галатийских церквах лжеучителей. Они настаивали на обрезании галатов и на исполнении ими отдельных положений Закона Моисея: соблюдения праздников (Гал 4:10) и запретов, касающихся пищи (Гал 2:12,14). Тем самым они противопоставляли законность, основ. на соблюдении заветов, вере, даров. Божьей милостью. Лжеучителя не принимали принципа Павла "или-или" и пытались найти ком-промисс между Законом Моисея и свободной милостью - благодатью - Иисуса Христа. П.кГ. - это исповедание совершенного спасения и оправдания грешников через веру в Господа Иисуса Христа. Все остальные темы - авторитет и призвание апостола, значение Закона - находятся в подчинении у этой главной идеи. В -> Послании к Римлянам мысль об оправдании грешников через веру также является центральной, но там основной удар направлен против неправедности язычников и ложной уверенности иудеев в своей непогрешимости. В П.кГ. Павел восстает против распространения в христ. церквах нового учения иудействующих, согл. к-рому основанием для спасения являются действия человека. П.кГ. - это жгучий протест против ложного благочестия и его носителей, утверждавших, что спасение может основы-ваться на ч.-л. ином, кроме жертвы, принесенной Иисусом на кресте Голгофы. Здесь особенно ярко раскрывается глубокое понимание Павлом истинного смысла Евангелия. Любое человеч. тщеславие, особенно тщеславие кичащихся своим благочестием, развенчивается крестом Христовым (Гал 6:14 и след.). Возвращение под иго Закона означает для Павла возобновление служения "вещест-венным началам" (Гал 4:8 и след.). Закон для иудеев и язычников - это лишь промежуточный этап, это наставник и посредник на пути к Иисусу Христу (Гал 3:1 и след.). Только Христос спасает людей и создает из них "новую тварь" (Гал 6:15), Израиль Божий (ст. 16). Но этим Павел не ограничивается. Он показывает, что Христос не только противостоит ветхозаветному Закону, но одноврем. является и его исполнением. Где торжествует Его Дух, там исполняется и Закон. Сущность нового человека - в духе, и по духу же он должен поступать (Гал 5:25). П.кГ., очевидно, достигло своей цели. В последующих посланиях Павла больше не упоминается о разногласиях с галатами, напротив, из 1Кор 16:1 можно заключить, что галатийские церкви вновь достигли полного единомыслия с апостолом и усвоили его проповедь.

V. КОМПОЗИЦИЯ

Послание, не считая краткого предисловия (Гал 1:1-5), введения (Гал 1:6-10) и заключения (Гал 6:11-18), состоит из трех частей: 1) Гал 1:6 - 2:21: апологетич. часть, в к-рой апостол говорит о своем призвании Господом и о своей проповеди дарованного Богом Евангелия; 2) Гал 3:1 - 5:12: догматич. часть, в к-рой Павел напоминает христианам о том, что путь к спасению лежит не через Закон, а через веру. Здесь же он говорит о непостижимом отпадении галатов, к-рые позволили лжеучителям увлечь себя; 3) Гал 5:13 - 6:10: поучения и наставления, связанные с призывом жить в свободе, дарованной Христом, и жить по духу, порождающему плоды духа.



Послание к Евреям

I. АВТОР

Вопрос об авторстве П.кЕ. с самого начала вызывал споры, поскольку имя автора здесь не названо. Восточная Церковь признает автором П.кЕ. ап. Павла, а Западная - Варнаву. М.Лютер высказал предположение, что послание написано Аполлосом. Мы же будем полагаться лишь на те сведения, к-рые имеются в самом П.кЕ. Его автор принял Благую Весть от тех, кто слышал ее от Самого Иисуса Христа, свидет-во Которого было подкреплено чудесами, знамениями и раздаянием Св. Духа (Евр 2:3 и след.). Он не входил в ближайшее окружение Иисуса, хотя пришел к вере одним из первых. Автор П.кЕ. принадлежал к той церк. общине, к к-рой адресовал свое послание и к к-рой намерен был вернуться (Евр 13:19,23). Он обращается к своим читателям как учитель (Евр 5:11 - 6:8; 10:26-31; 12:14-17). Судя по его глубокому знанию ВЗ и иуд. обрядов, он был евреем, а учитывая прекрасный лит. стиль послания, можно предположить, что он получил эллинистич. образование. Возм., послание было написано в Италии (Евр 13:24).

II. АДРЕСАТ

Указание на то, что послание обращено к евреям, имеется лишь в его заглавии. Многократное обращение автора к текстам ВЗ указывает на то, что оно было ад-ресовано знатокам Писания. Все это дает возможность говорить о существовании иудеохрист. общины, но вопрос о том, где ее следует искать, остается нерешенным. Из отдельных деталей вырисовывается общая картина жизни общины. Достойные подражания наставники (Евр 13:7) заложили хорошие основы учения (Евр 6:1). Во время гонений, завершившихся для нек-рых членов общины тюремным заключением или утратой состояния, верующие доказали стойкость своей веры, выдержав "великий подвиг страданий" и приняв "участие в делах других, находившихся в таком же состоянии" (Евр 10:32-34). Бог не забыл их "дело и труд любви", к-рые они совершили "во имя Его, послужив и служа святым" (Евр 6:10). Тем не менее дальнейшее существование общины находилось под угрозой. Верующие перестали расти в познании Писания и в духовной жизни (Евр 5:11-14). Новые гонения они, очевидно, переносили не так стойко, как прежние (ср. Евр 10:35 и след.; 13:3,13). Стремление к спасению у них ослабло (Евр 12:12-17), и нек-рые покинули общину (Евр 10:25). Если церковь не восстановит свои силы, предупреждает автор, то многие окажутся оскверненными от соприкосновения с распространяющейся нечистотой (Евр 12:15).

III. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

Самое раннее свидет-во существования П.кЕ. - его цитирование Климентом Александрийским в его Первом послании (90-100 гг. по Р.Х.). Поскольку П.кЕ. предполагает, что в Иерусалимском храме проходили службы, то можно утверждать, что оно было написано до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Т.к. первые наставники церк. общины, лично видевшие и слышавшие Христа (Евр 2:3), уже умерли (Евр 13:7), то временем написания П.кЕ. можно считать начало или середину 60 гг. (62 г. по Р.Х. - смерть Иакова, 64 г. по Р.Х. - первые гонения на христиан в Риме).

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ

Автор П.кЕ. подчеркивает роль личности Христа как Первосвященника Нового Завета. Тем самым он стремится предостеречь иудеохристиан от возврата к внешним обрядовым формам ВЗ. Цель П.кЕ. - увещевание, предостережение от отпадения и призыв к верности. За каждым сравнением Иисуса с Моисеем, Аароном, Мельхиседеком и др. следуют увещевания и предупреждения о том, что отпадение может произойти на любой духовной ступени; чем выше поднялся верующий, тем страшнее будут последствия его отпадения. Автор стремится показать, что прирастание познаний требует укрепления верности и святости, а возрастание в святости приведет к углублению познания.

V. КОМПОЗИЦИЯ
А. Слава Христова (1:1 - 7:28):

1. Превосходство Христа над пророками (1:1-3).

2. Превосходство Христа над ангелами (1:4 - 2:18):

а) свидет-ва из Писания (1:4-14);

б) предостережение (2:1-4);

в) необходимость временной униженности Иисуса (2:5-18).

3. Превосходство Христа над Моисеем (3:1 - 4:13):

а) сравнение Иисуса с Моисеем (3:1-6);

б) предостережение (3:7 - 4:13).

4. Превосходство Христа над Аароном (4:14 - 6:20):

а) сравнение Иисуса с Аароном (4:14 - 5:10);

б) увещевание (5:11 - 6:20).

5. Превосходство Христа над Мелхиседеком (7:1-28):

а) превосходство Мелхиседека над Авраамом (ст. 1-4);

б) превосходство Мелхиседека над левитами (ст. 5-10);

в) превосходство Христа над всеми (ст. 11-28).

Б. Спасение при новом священстве (8:1 - 13:22):

1. Необходимость заключения нового завета (8:1 - 9:10):

а) служение в истинной скинии Божьей (8:1-5);

б) новый Божий народ (ст. 6-13);

в) временный характер ветхозаветного богослужения (9:1-10).

2. Блага спасения нового завета (9:11 - 10:39):

а) дарования во Христе (9:11 - 10:18) ;

воздействие крови Христа (9:11-28): вечное спасение, очищение для служения, укрепление завета, устранение грехов через вхождение в небесное святилище;

послушание и святость как следствие принесения в жертву тела Христа (10:1-18);

б) увещевание и предостережение верующих (ст. 19-39).

3. Жизнь в вере (11:1 - 13:19):

а) сущность веры (11:1-6);

б) свидетели веры в Ветхом Завете (ст. 7-40);

в) жизнь в вере в Новом Завете (12:1 - 13:21): жизнь по примеру Христа (12:1-3);

Бог воспитывает верующих (ст. 4-11);

жизнь в святости (ст. 12-17);

жизнь по верно воспринятому Слову (ст. 18-29);

отдельные наставления (13:1-19).

В. Заключение: приветствия и благословение (ст. 20-25).

VI. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

П.кЕ. указывает на превосходство нового завета над старым (ветхим). Новый завет несет в себе совершенное откровение Божье в Христе (Евр 1:1-3). Ветхий завет - прообраз нового и подготовка к нему (Евр 8:7-13; ср. Иер 31:31 и след.). Христос, наследник всего сотворенного (Евр 1:2), "образ ипостаси" Бога и сияние Его славы (ст. 3), унизил Себя, чтобы, будучи истинным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10; 7:15-17), принести Себя в жертву: в святости (7:26), сострадании (Евр 4:15) и послушании (Евр 10:7). То, что не было достигнуто всеми жертвоприношениями, совершавшимися в ветхозаветных богослужениях (Евр 10:1-4), сделал Иисус Христос "Своею Кровью" (Евр 9:12), принеся в жертву Свое тело (Евр 10:10): Он приобрел вечное искупление (Евр 9:12), устранил грех (ст. 26), "очистил совесть" людей "от мертвых дел" для истинного служения Богу Живому и Истинному (ст. 14). Многочисл. ветхозаветным жертвам противопоставлена однажды принесенная несравненная жертва Христа, через к-рую Он навсегда "сделал совершенными освящаемых" (Евр 10:10,14). Земное святилище (скиния и храм) уступило место святилищу небесному (Евр 8:2), вход в которое ве-рующим открыл Своей кровью Христос (Евр 10:19-23). Вместе с новым священством вступил в силу и новый Закон (Евр 7:12) - закон Веры, к-рая преодолевает видимую бренность "осуществлением ожидания и уверенностью в невидимом" (Евр 11:1,4-38). Церковь призвана к вере (Евр 10:35-39), поскольку при всей превосходящей славе нового завета все же существует опасность отпадения - преднамеренный грех может воспрепят-ствовать спасению верующих (Евр 6:4-6; 10:26 и след.). Поэтому Церковь сравнивается с народом Израиля во времена странствования его по пустыне (Евр 3:7-19). Члены Церкви несут ответственность друг за друга, поскольку отставший становится "горьким корнем" раздора и причиной осквернения всех ее членов (Евр 12:15 и след.; ср. 3:12 и след.; 4:1,11).







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!