на головную страницу сайта





Библейский словарь Брокгауза



Феофил

Феофил [греч. Теофилос, "друг Божий"], лицо, которому адресованы -> Евангелие от Луки (II,4) и -> Деяния Апостолов (I,2). В Лк 1:3 Лука обращается к нему, называя его офиц. титул [греч. кратистос], а в Деян 1:1 - уже без титула. Из этого исследователи делали вывод, что в период между составлением Евангелия и Деяний Ф. стал христианином.



Ферезеи

Ферезеи в Быт 13:7; 15:20; Исх 3:8; 23:23; 33:2; 34:11; Втор 7:1; 20:17; Нав 3:10; 9:1 и др. названы среди самых древних жителей Ханаана, но неизвестно, какой именно народ подразумевается под этим названием. В Быт 10, где гово-рится о потомстве сыновей Ноевых, о происхождении Ф. ничего не сказано. Нек-рые исследователи не считают слово "Ф." обоз-начением некоего народа, а переводят его как "деревенские жители". Ко времени покорения Ханаана израильтянами Ф. жили "на горе" (Нав 11:3), а именно в области, к-рая позднее была выделена колену Ефрема и полуколену Манассии (Нав 17:15), но и колену Иуды тоже приходилось бороться с Ф. (Суд 1:4 и след.). Во времена судей израильтяне жили среди хананеев, хеттеев (хеттов), аморреев, Ф., евеев и иевусеев, вступали с ними в смешанные браки, причем перенимали и культы их богов (Суд 3:5 и след.). Остаток Ф. Соломон превратил в оброчных работников (3Цар 9:20 и след.).



Феруда (Ферида)

Феруда (Ферида) [евр. Перуда, "единственный"], раб Соломона, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:55; Неем 7:57).



Фесвитянин

Фесвитянин, прозвище пр. Илии, происходящее от названия его родного города Фесвы (3Цар 17:1; 4Цар 9:36). Название этого города (с перестановкой слогов) сохранилось в совр. араб. геогр. названии - Эль-Истиб (чаще именуемом Лисдибом) на вост. берегу р. Иордан, в 1 км сев.-зап. горы Мар-Элиас (930 м над уровнем моря) и прим. в 5 км сев.-зап. Аджлуна.



Фессалоника

Фессалоника (ныне Салоники), крупный торг. город на пути, называемом Виа Эгнация (см. цвет. вклейку 64), адм. центр второго из четыр¨х районов Македонии. Македонский царь Кассандр, один из преемников Александра Македонского, сделал селение, первонач. принадлежавшее ионийским племенам, своей резиденцией и назвал его в честь своей жены Фессалоники, сестры Александра. Свой наивысший расцвет город переживал в рим. эпоху. Во времена, когда его посетил Павел, он насчитывал прим. 100 тыс. жителей, среди к-рых было много евреев. Во главе гор. управления стояли два "политарха" (в Синод. пер. - "городские начальники", Деян 17:6,8), этот титул встречается в надписи, сохранившейся на одной из древних арок. Павел начал свою деят-сть в Ф. в синагоге (ст. 1 и след.); уверовавшие иудеи и греки образовали в городе церковь, в к-рую вошли, вероятно, большей частью обратившиеся язычники-эллины (ст. 4). Во время пребывания в Ф. Павел получал поддержку от филиппийских верующих (Флп 4:16). Но поскольку иудеи вскоре подняли волнения, ему пришлось покинуть город, чтобы спасти тех, кто оказал ему гостеприимство (Деян 17:5-10). Членам преследуемой и искушаемой молодой церкви Павел направил впоследствии два послания (-> Послания к фессалоникийцам). Из Ф. происходили и два его сотрудника, Аристарх и Секунд (Деян 20:4; 27:2).



Фест

Фест ("праздничный", "торжественный"). В 60 г. по Р.Х. имп. Нерон назначил Порция Феста преемником прокуратора Иудеи Феликса. В 62 г., после непродолжительного уп-равления Иудеей, Ф. умер. Во время его правления в стране царила та же полит. смута, что и при Феликсе; как правитель он был лучше своего предшественника, хотя, как и тот, считал, что выступления евр. повстанцев следует топить в крови. Сразу после вступления в должность Ф. возобновил отложенный Феликсом судебный процесс над ап. Павлом. Первое рассмотрение прошло безрезультатно: обвинители не смогли представить никаких доказательств вины апостола. Желая доставить удовольствие иудеям, Фест предложил продолжить рассмотрение дела в Иерусалиме, но Павел потребовал суда императора (Деян 25:1-12). Вскоре в Кесарию прибыли Ирод Агриппа II и Вереника, чтобы поздравить Ф. с высоким назначением. Ф. изложил им дело Павла, т.к. точно не знал, каким должно быть содержание сопроводительного послания к императору. Апостолу была предоставлена еще одна возможность выступить в свою защиту. В лице Агриппы он нашел сведущего слушателя, тогда как Ф. расценил его речь как слишком ученую и вычурную. Оба все же сошлись во мнении, что Павел невиновен. Так как апостол требовал суда императора, Ф. отправил его в Рим (Деян 25:13 - 27:1).



Фиатира

Фиатира, город в Лидии, сев. Сард (Сардиса) и вост. Пергама (см. карту на стр. 677), вблизи границы с Мисией, совр. Акхисар, в 80 км от Измира (Смирны). Ф. была торг. и пром. городом, славилась своими красильнями (ср. Деян 16:14). Церкви в Фиатире адресовано одно из посланий Откровения (Откр 1:11; 2:18,24).



Фива

Фива, христианка из Кенхрей, диаконисса (-> Служитель, IV) находившейся там церкви. Она передала Послание к Римлянам адресатам (Рим 16:1 и след.).



Фигелл

Фигелл ["беженец" или (от лат. фигулюс) "горшечник"], христианин из Малой Азии, к-рый оставил Павла (2Тим 1:15).



Фидал

Фидал [евр. Тидал], один из союзников -> Кедорлаомера (Быт 14:1,9), царь "язычников" [евр. гойим]. Ни о нем, ни о его земле других данных в Библии нет. Известно лишь о некоей "земле Гой" в сев.-вост. части Вавилонии, а также о царстве Гутиум, к-рое находилось на Верхнем Забе (см. карту на стр. 58); имя Тутхалияс встречается как цар. у хеттов, древнейший из известных носителей этого имени правил в XVII в. до Р.Х.



Фиква

Фиква [евр. Тиква, "ожидание", "надежда"]: 1) отец Яхзеии (Езд 10:15); 2) -> Тавкегаф.



Филадельфия

Филадельфия ("братская любовь"), город в Малой Азии, располож. в 120 км вост. Смирны, сев. гор Тмола, на пути из Сард в Колоссы (Откр 3:7-13). Город назван по имени основателя Аттала II Филадельфа, царя Пергама (159-138 гг. до Р.Х.). Совр. Алашехир. См. карту на стр. 677 и цвет. вклейку 64.



Филимон

Филимон, христианин из Колосс (Флм 1 и след.), адресат -> Послания к Филимону.



Филин

Филин -> Сова, филин.



Филипп

Филипп ("любитель лошадей"): 1) сын -> Ирода Великого и Мариамны, первый муж -> Иродиады (Мф 14:3; Мк 6:17; Лк 3:19) и отец -> Саломии (2). Жена Ф. покинула его, т.к. он не отвечал ее честолюбивым устремлениям, и вышла замуж за сводного брата Ф. -> Ирода Антипу, страстно в нее влюбленного; 2) сын Ирода Великого и Клеопатры, четвертовластник (тетрарх). Вместе со сводными братьями Архелаем и Иродом Антипой Ф. воспитывался в Риме. При разделе царства после смерти отца он унаследовал Батанею, Трахонитскую область и Авранитиду - области, лежащие сев.-вост. Геннисаретского озера и юж. Дамаска. Позднее Тиберий добавил к владениям Ф. Итурею. В Лк 3:1 Ф. назван властителем этих областей. Он управлял ими с 4 по 34 гг. по Р.Х. Женой Ф. была Саломия, дочь Иродиады (от первого брака с его сводным братом, тоже Филиппом). Ф. расширил город Панею у истока Иордана и в честь имп. (кесаря) Тиберия переименовал его в Кесарию; впоследствии этот город стали называть Кесарией Филипповой (Мф 16:13), чтобы отличить его от Кесарии, располож. на морском побережье. Кр. того, Ф. повысил статус селения Вифсаиды до города, к-рый в честь дочери Августа и жены Тиберия был назван Ливией. Бесспорно, Ф. был лучшим правителем из своего рода, он правил гуманно и справедливо, проявляя подлинную заботу о своих подданных. Период его правления был продолжит. и мирным. У Ф. не было наследников, и поэтому после его смерти его царство было объединено с про-винцией Сирией. В 37 г. имп. Калигула передал бывшие владения Ф. -> Ироду Агриппе I. См. карту на стр. 416; 3) ап. Ф., к-рый, так же как Петр и Андрей, был родом из Вифсаиды (Ин 1:43-45). Иисус призвал его в ученики в Иудее. Ф. привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (ст. 46). Известны лишь нек-рые обстоят-ва жизни Ф. Иисус испытывал его вопросом перед тем, как совершить первое чудо насыщения народа (Ин 6:5-7). К Ф. обращались говорившие по-гречески иудеи, к-рые хотели видеть Иисуса (Ин 12:20 и след.). В Ин 14:8-10 сообщается, что Ф. не понял слов Иисуса и попросил Его показать ученикам Отца. Имя Ф. встречается во всех списках апостолов, причем, за искл. Деян 1:13, оно стоит рядом с именем Варфоломея, т.е. Нафанаила (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:14); 4) благовестник Ф., один из семи диаконов (-> Должность -> Служение), или попечителей о столах (Деян 6:5; 21:8), в Иерусалимской церкви. После начала гонений, последовавших за смертью Стефана, он благовествовал за пределами Иерусалима. Ф. проповедовал в Самарии, где ему пришлось столкнуться с волхвом Симоном, затем помог прийти к вере эфиоп. евнуху. После крещения евнуха Ф. благовествовал во время своего путешествия из Азота в Кесарию (Деян 8). Он жил в Кесарии, когда Павел в конце своего третьего мис-сионерского путешествия прибыл туда. Четыре дочери Ф. были пророчицами (Деян 21:8 и след.).



Филиппы

Филиппы, самый влият. в полит. отношении город в вост. части Македонии (Деян 16:12), к-рый был расположен прим. в 15 км сев.-зап. порт. города -> Неаполя. В 42 г. до Р.Х. Марк Антоний и Октавиан одержали при Ф. победу над сторонниками рим. республики, убийцами Цезаря Брутом и Кассием; в память об этом Август возвысил этот город до статуса -> колонии. Наряду с рим. ветеранами и греч. поселенцами в Ф. проживало нек-рое число евреев, у к-рых, однако, не было синагоги, а был только молитв. дом (ст. 13). Здесь Павел и Лука проповедовали Евангелие, и здесь возникла первая в Европе церковь (Деян 16:12 и след.). -> Послание к Филиппийцам. См. цвет. вклейку 64.



Филистимляне

Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10: "От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне" (ст. 13 и след.). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9:7 можно понять, что Ф. происходили с о-ва -> Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. - ф-ма мн.ч.) - это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми "народами моря", к-рые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, к-рая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34; 26; Исх 13:17; 15:14; 23:31).

А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000-1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., к-рые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название к-рых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195-1164 гг.) среди тех "народов моря", что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), к-рую егип. тексты обозначают как "землю Кефто". В одном из егип. док-тов встречается имя -> Анхус, к-рое в Библии носит царь Гефа. Кр. того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины "народов моря" изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается "земля Филистимская". (Ср. Иез 25:16; Соф 2:5, где критяне также отождествляются с Ф.) Под -> хелефеями и -> фелефеями, телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. было пять главных городов: Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из к-рых имел своего правителя (Нав 13:3). Эти "владельцы Филистимские" поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам (Суд 16:5,23,27; 1Цар 5:8,11), так что Ф. выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа. В ВЗ Ф. выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений. Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. до Р.Х. Ф. разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета (1Цар 4). Хотя Самуил и добился в то время убедит. победы над Ф. (гл. 7), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя (гл. 8). Согл. 1Цар 13:3 (ср. 10:5), во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. охранный отряд (ср. 10:5). Саул нек-рое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом (гл. 17), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй (гл. 31) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф. и освободить Израиль. При Соломоне Ф. сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. и Северным царством, был осажден Гавафон (3Цар 15:27; 16:15). Иуд. царь Иосафат взимал с Ф. дань (2Пар 17:11). При Иораме Ф. грабили Иудею и Иерусалим (2Пар 21:16 и след.), при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар 26:6 и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. на города, располож. на равнине и на юге, причем нек-рые из этих городов Ф. избрали местом своего поселения (2Пар 28:18). Езекия одержал победу над Ф. (4Цар 18:8). Ф. упоминаются и в ассир. надписях, напр. в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. тоже пришлось испытать на себе ассир., вавил., а затем и перс. господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Среди божеств Ф. самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (-> Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. вновь и вновь постигали предсказ. пророками наказания (см. Ис 11:14; Иер 25:20; 47; Иез 25:15-17; Ам 1:6-8; Соф 2:4-7). Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. познают истинного Бога (Зах 9:5-7).



Филистимская земля

Филистимская земля, область на побережье Ханаана, между Иоппией и Газой, славящаяся своими плодород. землями и при-надлежавшая -> филистимлянам (Пс 59:10).



Филит

Филит ("возлюбленный"), противник Павла (2Тим 2:17,18), распространял ложное учение о том, что "воскресение уже было".



Филолог

Филолог ("любитель слова" или "ученый", "красноречивый"), христианин из Рима (Рим 16:15).



Филон

Филон [евр. Тилон], сын Симеона из колена Иуды (1Пар 4:20).



Философия

Философия. Ап. Павел принадлежал к числу наиб. образованных людей своего времени и был сведущ в области Ф. и лит-ры (-> Поэты). Предостерегая колоссян от увлечения Ф. (Кол 2:8), он, видимо, имеет в виду не классич. Ф., а гностицизм - религиозно-фи-лософское течение, зародившееся в I в. по Р.Х. В гностицизме эклектически соединились греч. (философия стоиков и философия Платона) и вост. философии, а также христ. идеи. Основа гностицизма - спасение человека через гносис ("познание"). Гностики считали, что из незримого рождается видимое, а из благого Бога - злой Бог (Демиург). История мира представлялась им страшной драмой, эпилогом к-рой стало пленение души материей. Для освобождения души из этого плена сквозь сферы спускается Искупитель, Который, приняв материальную форму, уводит к Богу сливающиеся с Ним в единое целое и жаждущие спасения светлые души. Проник-новение гностич. идей в христ. учение привело к возникновению опасных заблуждений. Спасение стали связывать лишь с добротой (светлой душой) самого человека. Гностики отрицали и то, что Христос был связан с бренной материей, т.е. что Он обладал человеч. телом (-> Антихрист I,1 -> Познание, познавать I,3) -> Стоики -> Эпикурейцы. См. также цвет. вклейку 9.



Фимна (Фамна, Фимнафа)

Фимна (Фамна, Фимнафа) [евр. Тимна]: 1) наложница Елифаза, сына Исава, и мать Амалика (Быт 36:12). В 1Пар 1:36 имя Ф. упомянуто среди детей Елифаза; 2) эдом. старейшина (Быт 36:40; 1Пар 1:51); 3) сестра Лотана, хоррейского старейшины (Быт 36:22; 1Пар 1:39). Возм., она тождественна Ф. (1); 4) город на границе между уделами Иуды (Нав 15:10) и Дана (Нав 19:43; Суд 14:1,2,5), во времена Ахаза завоев. филистимлянами (2Пар 28:18). Совр. Хирбет-Тибне (новоевр. Хирбет-Тимна), в 4 км юго-зап. Бет-Шемеша; 5) город вблизи Одоллама (Быт 38:12,14), в Иудейских горах (Нав 15:57). Совр. Тибна, находящаяся в 6 км вост. Бейт-Неттифа (Таппуаха, 1) и в 3 км сев.-зап. Эд-Джебы (Гивы, 4).



Фимнафа

Фимнафа -> Фимна (Фамна, Фимнафа), 4.



Фимни

Фимни [евр. Тэмни, "счастье"], сын Ахшура, еврея из колена Иуды, и его жены Наары (1Пар 4:6).



Финеес

Финеес [евр. Пинхас, возм., от егип. "негр"]: 1) сын Елеазара и внук Аарона (Исх 6:25). Ф. оставался ревнителем Господа, когда израильтяне предались служению Ваал-Фегору (Чис 25; Пс 105:30 и след.). Он сопровождал войско на войну с мадианитянами (Чис 31:6) и впоследствии унаследовал от отца чин пер-восвященника (Нав 22:13; 24:33; Суд 20:28). В 1Пар 9:20 Ф. назван начальником привратников; 2) младший сын священника Илия и брат -> Офни, был убит филистимлянами (1Цар 1:3; 2:34; 4:11). Жена Ф., потрясенная известием о смерти мужа и свекра, умерла при родах (ст. 19-22).



Финик

Финик ("пальма" или "пурпур"), пристань на юж. побережье Крита (Деян 27:12), где должен был зимовать корабль, на к-ром Павел плыл в Рим. Корабль в пути был застигнут штормом и не смог пришвартоваться к берегу (ст. 14 и след.). Совр. название - Порто-Лутро. См. карту на стр. 688.



Финикия, финикийцы

I. Финикия - страна на побережье Средиземного моря, расп. сев. Кармила, между горами Ливана и Средиземным морем. Эта небольшая страна имела ряд важных порт. городов: -> Акко, -> Ахзив, -> Тир (см. цвет. вклейку 65), Царaат (-> Сарепта), -> Сидон, Берит (Бейрут), Библ (см. цвет. вклейку 65, -> Гевал), Триполис, -> Арвад и Угарит (-> Рас-Шамра). Название "Ф." (Деян 11:19; 15:3; 21:2) происходит, вероятно, от греч. фойнос - "багряный": так греки называли эту землю и ее народ по главному предмету торговли (-> пурпуру). В Мк 7:26 говорится о "сирофиникиянах", чтобы т.о. отличить их от жителей финик. областей в Северной Африке (африк. финикийцев римляне называли "пунами").

II. Для жителей Ф., финикийцев, в Библии нет собират. названия. Как потомки Ханаана, они именуются "хананеями" (Быт 10:19; Иов 40:25; Ос 12:7) или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону (Суд 3:3; 10:6; 3Цар 5:6; Иез 27:8) и Тиру (Пс 82:8; 86:4). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам (Быт 10:6,15). Если судить по названиям прибрежных городов, то можно предположить, что первонач. они были заселены народом несемит. происхождения. След., семит. окраску финик. культура и религия (-> Ваал -> Астарта -> Хананеи, хананеяне -> Фаммуз) приобрели в результате последующего смешения с семит. племенами.

III. Прибрежное положение финик. городов способствовало развитию торговли. Установ-лено, что уже во II тысячел. до Р.Х. существовали торг. связи между финик. городами и Египтом. Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до Р.Х., когда внутр. области Палестины были заняты израильтянами, а Сирии - арамеями. (См. цвет. вклейку 66.)

Отдельные финик. города превратились в самостоят. города-государства, их взаимоотношения строились на основе союзничества или же определялись зависимостью меньших городов от более сильных соседей. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Располож. на прибрежных островах (Тир, Арвад), города являлись торгово-экономич. центрами, служили складами товаров и перевалочными пунктами. Финик. города готовы были скорее платить дань материковым гос-вам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже - до британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты (-> Фарсис) находились в Испании (Тартесс), в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наиб. значение приобрели сев.-африк. колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Финик. флот, посланный фараоном Нехо (-> Нехао), совершил плавание вокруг Африки. Красочная картина, дающая представление о размахе и многообразии финик. торговли, дана в Иез 27. От финикийцев греки получили знания о производстве стекла (см. цвет. вклейку 28) и переняли -> алфавит. Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис 23; Иез 26-28) сбылись, когда после периода перс. господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Однако вскоре Т. был восстановлен. Тяжелым ударом для финик. торговли впоследствии стало падение и окончат. разрушение Карфагена. В рим. эпоху Ф. входила в провинцию Сирию, финик. область в то время включала в себя и Дор (см. цвет. вклейки 86; 93).

IV. В результате того, что внешняя политика финикийцев была ориентирована преимущ. на запад, их отношения с Израилем носили эпизодич. характер, а тер. Ф. находилась вне сферы влияния израильтян. Во времена -> Давида и -> Соломона тирский царь -> Хирам оказывал Израилю эконом. помощь и предоставлял финик. мастеров для строит-ва флота и мореходов для его эксплуатации. Женитьба -> Ахава на -> Иезавели, дочери си-донского царя -> Ефваала, имела важное полит. значение и оказала пагубное влияние на израил. религию. В Деян Ф. упоминается как земля, через к-рую проходили странники, путь к-рых лежал от Иерусалима до Антиохии (Деян 11:19; 15:3). Для Илии (3Цар 17:9), как и для Иисуса (Мф 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.



Фирам

Фирам [евр. Пирам, возм., "зебра" или "дикий осел"], царь Иармуфа (Ханаан), побежденный Иисусом Навином (Нав 10:3,23).



Фирас

Фирас [евр. Тирас], сын Иафета (Быт 10:2; 1Пар 1:5) и его потомки. Возм., тирсены (тиррены), одно из пеласгских племен, к-рое промышляло морским разбоем в Эгейском море, или этруски, к-рых греки также называли тирсенами (тирренами). Среди "народов моря", к-рые в XII в. до Р.Х. вторглись в -> Египет (IV,3), упоминается народ под названием "туруша", к-рый связывают с тирренами (этрусками).



Фирия

Фирия [евр. Тирья], сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16).



Фирхана

Фирхана [евр. Тирхана], израильтянин из колена Иуды, сын Халева и его наложницы Маахи (1Пар 2:48).



Фирца

Фирца [евр. Тирца, от евр. "иметь склонность", "быть дружески расположенным к кому-либо"]: 1) дочь Салпаада (Чис 26:33; 27:1; Нав 17:3); 2) ханаан. город-гос-во (Нав 12:24) и резиденция израил. царей (3Цар 14:17; 15:21,33; 16:8,23) от Иеровоама I до Амврия, построившего -> Самарию. Ф. славилась своей красотой (Песн 6:4). Этот город, по-видимому, и в дальнейшем не утратил своего значения (см. 4Цар 15:14,16). Судя по раскопкам, на месте Ф. сегодня находится холм Телль-эль-Фарах, располож. в 10 км сев.-вост. Наблуса (Сихема) (см. карты на стр. 386; 388). Археол. находки подтверждают, что место пребывания царей было перенесено отсюда в IX в. до Р.Х.



Фисон

Фисон, река в раю, обтекавшая землю -> Хавила (Быт 2:11). Вопрос о том, какая именно река подразумевается под этим названием, остается нерешенным, несмотря на многочисл. версии.



Фиспа

Фиспа [евр. Писпа], израильтянин из колена Асира, сын Иефера (1Пар 7:38).



Фихолл

Фихолл [евр. Пихал, возм. "ликиец"], военачальник филистим. царя в Гераре (Быт 21:22; 26:26). Возм., в данном случае, как и в случае с -> Авимелехом (I), подразумевается титул, а не имя собств.



Фициянин

Фициянин, прозвище одного из храбрых у Давида (1Пар 11:45), вероятно, по названию какой-то неизвестной нам местности.



Флегонт

Флегонт ("горящий", "сияющий"), христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:14).



Фогарма

Фогарма [евр. Тогарма], внук Иафета (Быт 10:3), а также его потомки (Иез 27:14); земля Ф. располагалась сев. Палестины (Иез 38:6). В тексте на одной из хеттских глиняных табличек упоминается Тегарама на окраине царства Хетта в Малой Азии, возм., это совр. Гюрюн, находящийся прим. в 200 км сев.-зап. Каркемиша. Вероятно, Тегараму можно отож-дествить с Тилгаримму в Каппадокии, упо-минаемым в клинописных источниках.



Фой

Фой [евр. Тоу], царь Имафа во времена Давида (2Цар 8:9-11; 1Пар 18:9,10), противник Адраазара.



Фокен

Фокен ("установленная мера", "количество"), город в уделе Симеона (1Пар 4:32), его точное местонахождение неизвестно.



Фола

Фола [евр. Тола, возм., "червь"]: 1) сын Исса-хара; его потомки образовали один из родов колена Иссахара (Быт 46:13; Чис 26:23; 1Пар 7:1); 2) сын Фуи из колена Иссахара. В течение 23 лет он был -> судьей Израиля. Ф. жил и умер в Шамире и там же был погребен (Суд 10:1,2).



Фолад

Фолад -> Елтолад (Елфолад, Фолад).



Фома

Фома [арам. Тома], ученик Иисуса, чье греч. прозвище Дидимус, как и арам. имя Ф., переводится как "близнец". Ф принадлежит к тем ученикам, к-рые в Евангелии не выдвигаются на первый план, только Ев. от Иоанна сообщает о нем нек-рые сведения. Ф. проявлял готовность умереть вместе с Иисусом (Ин 11:16). Но слов Иисуса о том, что Он идет при-готовить место ученикам, Ф. не понял (Ин 14:5). Ф. отсутствовал, когда Иисус впервые после Своего воскресения явился ученикам, и он отказывался поверить в воскресение Учителя, пока собств. пальцами не ощупает раны от гвоздей (Ин 20:24,25). Когда Господь вновь явился ученикам, Ф. признал Его, сказав: "Господь мой и Бог мой" (ст. 26-29). Затем в НЗ он упоминается среди учеников, присутствоваших при чудесном лове рыбы (Ин 21:2) и в горнице в Иерусалиме (Деян 1:13). Существует также большое апокрифич. сочинение о Ф., в к-ром рассказывается о его деяниях, в т.ч. о сотвор. им чудесах. Может соответствовать истине сообщение о том, что Ф. был апостолом Сирии. -> Сомнение, сомневаться.



Фортунат

Фортунат ("счастливый"), христианин из Коринфа, посланный вместе со Стефаном и Ахаиком к Павлу в Эфес, чтобы обсудить с апостолом дела коринфской общины (1Кор 16:17 и след.).



Фригия

Фригия, местность на востоке рим. провинции -> Асии (Деян 2:10; 16:6; 18:23). На юге Ф. находились города Колоссы, Лаодикия и

Иераполь. См. карту на стр. 36.



Фрукты

I. В Библии упоминаются фруктовые деревья и кустарники: яблоня (-> Яблоко, яблоня), финиковая пальма (-> Финик), -> смоковница, -> маслина, миндаль (-> Миндальное де-рево), -> гранаты, шелковица (-> Сикомор, си-коморовое дерево), -> орех, а также -> виноград. Плоды фруктовых деревьев израильтянам разрешалось есть начиная лишь с пятого года после начала плодоношения (Лев 19:23-25; ср. -> Первородство, первородный, II,3 -> Дерево, II).

II. В видении Амоса (Ам 8:1,2), где фигурирует корзина со спелыми плодами, использована игра слов, основанная на сходстве евр. слов кайиц ("фрукты") и кец ("конец").



Фуа

Фуа [евр. Пуа, "блеск"]: 1) сын Иссахара (1Пар 7:1). В Быт 46:13 он назван Фувой; 2) сын Дода, отец Фолы, судьи Израиля из колена Иссахара (Суд 10:1); 3) одна из двух повивальных бабок, к-рые, вопреки приказу фараона, оставляли в живых новорожд. евр. мальчиков (Исх 1:15-22).



Фува

Фува [евр. Пувва, возм., "краснота", "румянец"], сын Иссахара (Быт 46:13). Его потомки образовали один из родов колена Иссахара (Чис 26:23). В 1Пар 7:1 он назван Фуей.



Фувал (Тубала)

Фувал (Тубала) [евр. Тувал], сын Иафета, а также его потомки (Быт 10:2; 1Пар 1:5; Ис 66:19; Иез 27:13; 32:26; 38:2,3; 39:1). В ассир. надписях XII и IX вв. до Р.Х. упоминается "земля Табал", граничащая с Мушки (-> Мешех), в юго-вост. части Малой Азии, зап. Ассирии. Позже Геродот указывает местонахождение Тибарены и Мосхи - далее на север, в горах, располож. юго-вост. Черного моря.



Фул

Фул [евр. Пул]. В 4Цар 15:19 и 1Пар 5:26 ассир. царь -> Тиглатпаласар III назван Ф. Возм., это его первонач. имя, к-рое он за два года до своего первого вторжения в Израиль (743 г. до Р.Х.) сменил на имя своего знаменитого предшественника, ассир. царя Тиглат-паласара I. Имя Ф. Тиглатпаласар носил и как царь Вавилона. Возм., тем самым он стремился выразить уважение к вавилонянам, чья гордость была уязвлена необходимостью повиноваться иноземцу.



Фунт

Фунт -> Меры длины, площади, объема и веса (III) -> Деньги.



Фура

Фура [евр. Пура], слуга Гедеона, по-видимому, его оруженосец (Суд 7:10 и след.).



Фут

Фут [евр. Пут]: 1) третий сын Хама (Быт 10:6; 1Пар 1:8); 2) воины (в Синод. пер. - "копты"), к-рые вместе с ливийцами, египтянами и эфиопами не смогли защитить Но-Аммон (Фивы) от ассирийцев (Наум 3:8 и след.); 3) как название местности, слово Пут встречается в Иер 46:9; Иез 30:5 (в Синод. пер. соотв. "ливияне" и "Ливия"). Жители этой об-ласти выступают в Библии как союзники Египта. Вероятно, Пут следует искать в Африке, но его точное местонахождение неизвестно. Нек-рые исследователи пытаются отождествить пут с названием Пв(н)т (Вост. Судан ?), встречающимся в егип. текстах. Однако более вероятно, что Тир обратился за помощью к ливийским, а не вост.-суданским войскам; в этом случае слово пут могло быть образовано от егип. пдти - "чужой лучник", тем более, что ливийцы славились стрельбой из лука; 4) в Септуагинте название "Пут" присутствует в Ис 66:19, в то время как в МТ в этом месте стоит слово "Пул". Речь идет о не-известном народе или неизвестной местности.



Футиил

Футиил [евр. Путиэл, "Богом данный"], тесть Елеазара, сына Аарона (Исх 6:25).



Футияне

Футияне, потомки некоего Фута, одно из племен, населявших Кириаф-Иарим (1Пар 2:53).







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!