Церкви
Церковь во имя святого апостола Матфея и Покрова Пресвятой Богородицы
Большая Пушкарская улица, 35
Матфей, святой, апостол и евангелист, автор первого канонического Евангелия, один из двенадцати апостолов. Родился в Вифлееме. По ряду свидетельств, в течение пятнадцати лет после Сошествия Святого духа проповедовал евреям в Иерусалиме, Иудее, а затем отправился с проповедью к другим народам (эфиопам, македонянам, персам). Умер мученической смертью. День памяти — 9 августа.
Матфеевская церковь. Фото В. Г. Самойлова, 1914 г.
Матфеевская церковь. Фото В. Г. Самойлова, 1914 г.
Матфеевская церковь. Интерьер. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.
29 июля 1703 г. в Петропавловской крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Не исключено, что она возводилась по проекту самого Петра и была окрашена «под каменный вид желтым мрамором». Церковь имела колокольню-башню с курантами и находилась в крепости до 1719 г., когда была перенесена в солдатские слободы, вновь построена и 31 января 1720 г. освящена во имя апостола Матфея в память взятия Нарвы 9 августа 1704 г. Петр I присутствовал в этой церкви на благодарственных молебнах за победу над шведами.
При императрице Анне Иоанновне, приблизительно в 1730 г., близ Мат-феевской церкви были поселены Санкт-Петербургский и Копорский гарнизонные полки. Церковь стала и приходской, и полковой. Имеются сведения о том, что в 1738—1768 гг. при церкви существовало довольно обширное кладбище.
В 1754 г. около Матфеевской была выстроена деревянная, теплая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Около 1800 г. деревянную Покровскую церковь разобрали, а на месте ее выстроили под руководством архитектора Л. И. Миллера двухпридельный каменный храм с деревянной колокольней и деревянным куполом. 1 октября 1800 г. новый храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен.
Матфеевская церковь. Иконостас Покровского придела. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.
В июне 1806 г. по высочайшему повелению крайне обветшавшая деревянная Матфеевская церковь была разобрана, а престол и иконостас перенесены в каменную Покровскую церковь, где был устроен придел во имя святого апостола Матфея. Тогда же высокопреосвященным Амвросием велено было эту церковь в память прежней именовать Матфеевской.
Церковь имела три придела: главный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй — во имя святого апостола Матфея и третий — во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского.
Среди святынь храма выделялись крест с мощами святого Василия Великого, Иоанна Златоуста и Алексия, человека божьего; два креста со многими мощами разных святых; резной иконостас старой Матфеевской церкви (существовал с петровских времен). Образы были писаны на атласе и холсте. Иконостас являлся историческим памятником, так как некоторые из его образов были связаны с определенными событиями истории Санкт-Петербурга XVIII столетия. В соборе хранилось Евангелие XVIII в.
Матфеевская церковь. Иконостас Матфеевского придела, 1703 г. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.
Матфеевская церковь. Иконостас Сергиевского придела. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.
В 1884 г. храм был расширен, а в 1889—1890 гг. архитектором Г. И. Карповым к нему были пристроены два придела и двухъярусная каменная колокольня.
В 1763 г. при церкви открылась женская богадельня, в которую помещали вдов отставных солдат, живших в приходе, а через год — гарнизонная школа. В 1768 г. в Матфеевском приходе было устроено оспопрививательное заведение — «оспенный дом». С 1783 г. он перешел в ведение Приказа общественного призрения. Позже в этом доме размещалось Матфеевское приходское училище, затем на его месте — Александровский сиротский дом для воспитания бедных сирот разного звания. В начале XX в. в этом же доме разместился переведенный из Царского Села Александровский лицей.
Из Матфеевской в бедные церкви в разное время передавались образа, богослужебные книги, облачение, церковная утварь. Такие пожертвования посылались в сербские и болгарские церкви, в приходские церкви Минской губернии и др. При церкви существовало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и приют. Кроме того, с 1910 г. при храме действовало Братство ревнителей православия во имя Распятого Христа, а с 1914 г. — миссионерское братство Воскресения Христова.
В 1923 г. церковь получила статус собора. В 1932 г. храм был закрыт и вскоре взорван.
|