на головную страницу сайта





Библейский словарь Вихлянцева



Венадад (сын бога Адада или Гадада - возможно общий титул сирийских царей) -

а; 3Ц 15.18,20; 2Пар 16.2,4) - сын (потомок) Тавримона, царь сирийский, к которому Аса, царь иудейский, обратился за помощью против Ваасы, царя израильского;

б; 3Ц 20.1,3,9,10,12,16,20,26,30,32-34; 4Ц 6.24; 8.7,9) - другой царь сирийский, видимо, сын предыдущего, ведший несколько войн против израильтян и в конце задушенный Азаилом, своим преемником;

в; 4Ц 13.3,24,25; Иер 49.27; Ам 1.4) - сын и преемник Азаила, трижды пораженный Иоасом, царем израильским.

Венаия (Иегова строит) - а; Езд 10.25) - израильтянин из сыновей (потомков) Пароша, имевший жену иноплеменку;

б; Езд 10.30) - аналог. Адна,б.

венец дома Иоавова (по-евр. Атароф-беф-Иоав; 1Пар 2.54) - город удела Иудина. (См. имя)

Вениамин (сын правой руки или счастья) - а) последний, двенадцатый сын Иакова и второй Рахили, названный Бенони умирающей матерью, но переименованный Вениамином отцом (Быт 36.16-18). Хищный волк - по определению отца (Быт 49.27), он стал родоначальником Вениаминова колена (см. колена Израилевы), которое едва не было полностью истреблено после насилия в Гиве (Суд 19-21), но затем возродилось и окрепло. После разделения царств осталось верным дому Давида (3Ц 12.21). Саул и ап. Павел происходили из этого колена (о сыновьях и потомках Вениамина см. Быт 46.21; Чис 26.38-40; 1Пар 7,6-12; 8.1-40; 9.7-8,34-44). Удел этому колену был дан на север от удела Иудина с Иерусалимом на их общей границе;

б; 1Пар 7.10) - аналог. Ахишахар;

в; Езд 10.32) - израильтянин (ст. 25) из сыновей (потомков) Харима, имевший жену иноплеменку;

г; Неем 3.23) - один из чинивших стену Иерусалима напротив своего дома;

д; Неем 12.34) - один из начальствующих, принявших участие в освящении стены (возможно, предыдущий).

Вениаминовы ворота (Иер 20.2; 37.13; 38.7; Зах 14.10) - одни из ворот царского дворца в Иерусалиме в северной его части, обращенные к храму. (См. ворота)

Венинуй (наш сын; Неем 10.13) - один из левитов (родов левитских), приложивших печать под договором на верность Богу.

вено (Быт 34.12; Исх 22.16; 1Ц 18.25) - выкуп (плата) за невесту.

Веон (Чис 32.3) - см. Бет-Маон.

Веор (светильник, факел) - а; Быт 36.32; 1Пар 1.43) - отец (предок) Белы;

б; Чис 22.5; 24.3,15; 31.8; Вт 23.4; Нав 13.22; 24.9; Мих 6.5) - отец (предок) Валаама (во 2Пет 2.15 назван Восор).

вепрь (Пс 79.14) - дикий кабан.

вера - священный дар Божий (1Кор 12.3,9, ср. Ин 6.44,65). Вера - жизнь праведного (Гал 3.11). Но как и во всем остальном в мире, и в вере есть масса подделок (ср. 2Кор 11.13-15).

Многовековый диспут не утихает; каждая из воюющих сторон прочно окопалась на своих позициях и не уступает ни на дюйм. Римо-католическая церковь утверждает, что спасение - это заслуга человека. Своими делами и трудами человек не только может покрыть свои грехи, но еще собрать избыток, который может пойти на пользу других. В подтверждение правильности своей концепции они приводят те места Писания, где говорится о необходимости добрых дел, как например: "Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10). "Я желаю, чтобы ... уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам" (Тит. 3:8), и другие цитаты.

Отвергая это учение, протестанты учат, что все спасаются заслугами одного Спасителя. Дар прощения грехов и жизни вечной получается одной верой, которой вполне достаточно для спасения. Никаких добрых дел, подвигов или нравственного совершенствования не надо: только верь и ты уже спасен.

В подтверждение правильности своей концепции они, между прочим, ссылаются на следующие слова апостола Павла: "Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:20-28). И дальше: "Узнав, что человек оправдывается не делами зако на, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2:16).

Кто прав, когда обе стороны имеют подтверждения в Священном Писании? Обидно то, что иногда даже православные богословы запутываются в споре, чем спасается человек, и в полемике с католиками приводят протестантские доводы, а в полемике с протестантами - доводы католиков. Создается впечатление будто Православие не имеет самостоятельного четкого учения о спасении и представляет собой нечто среднее между католицизмом и протестантством. Рядовой же христианин, слушая доводы той и другой стороны, может даже усомниться в истинности Священного Писания. Может быть, подумает он, апостолы что-то не поняли в учении Христа, или не сумели выразить Его учение достаточно четко, или, может быть, в Писание вкрались более поздние еретические добавления, исказившие его содержание. Такого мнения придерживались, например, Мартин Лютер и другие протестантские богословы, которые оспаривали подлинность послания ап. Иакова и послания к Евреям на том основании, что в них более четко, чем в других новозаветных книгах, говорится о необходимости добрых дел.

Выяснение терминологии. На самом деле никаких противоречий в Писании нет и быть не может. Спор между инославными богословами зиждется на недоразумении по причине того, что вопрос спасения из духовно-моральной сферы низведен в плоскость формально-юридических категорий. Спасение стало пониматься не как обновление грешной души, как стяжание праведности, а как результат удовлетворения человеком известных условий - или добрых дел (римо-католики), или веры (протестанты). Если человек нарушает требуемые условия, он спастись не может.

На самом же деле учение о спасении или гибель человека есть результат нравственного состояния его души. Рай - это не только "место," но и состояние обновленной души. Христос пришел на землю не для того, чтобы переселить нас в более благоприятные условия, но чтобы духовно возродить нас, исцелить от греховной порчи, восстановить в нас красоту образа Божия, сделать нас детьми Божиими. "Кто во Христе - тот новое творение" (2 Кор. 5:17).

А так как нравственное состояние нашей души зависит от направленности воли, то человеку необходимо делать усилие, чтобы исправить свое сердце (Лук. 17:20; Мат. 11:12). Вот почему учение о спасении нельзя рассматривать в плане сделал-не-сделал, а надо воспринимать как духовный процесс, совершаемый благодатью Христовой при активном участии самого спасаемого. Этот процесс у одних совершается сравнительно быстро, как например, у благоразумного разбойника, покаявшегося на кресте, у других - медленно и извилисто. Кроме того, духовные требования к тому или другому человеку, равно как и уровень духовного совершенствования, которого он может достичь - индивидуальны, что видно из притч о семени и о талантах (Мат. 13:1-23, Мат. 25:14-30).

Чтобы убедиться в том, что Священное Писание свободно от каких-либо внутренних противоречий, необходимо выяснить его терминологию, а именно, что оно подразумевает под делами, а что под верой.

В текстах, приводимых протестантами, где говорится об оправдании верой, речь апостола Павла направлена не против добрых дел, а против дел закона. Дела закона - очень специфический термин, которым апостол Павел обозначает обрядово-ритуальную сторону Моисеева законодательства - с его субботами и праздниками, с его обрезанием, омовениями и обрядами очищения, с его скрупулезным отношением к чистой и нечистой пище, наконец, со всей его перегруженной, веками сложившейся структурой национально-религиозных обычаев. Иудеи, впитавшие дела закона с "молоком матери," воспринимали свою религию, не как нравственно возрождающую силу, а как совокупность предписаний, которые необходимо было строго выполнять, чтобы заслужить оправдание перед Богом. Чем больше исполнишь дел закона, тем большую награду получишь - зависимость чисто арифметическая. Это породило тот утилитарно-меркантильный менталитет, с которым постоянно боролся апостол Павел.

Что же касается добрых дел, как выражения живой веры в Бога, то апостол Павел не только не отменял их, а, напротив, часто призывал христиан с усердием их совершать. Он писал, например: "Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим 10:10). "Доколе есть время, будем делать добро всем" (Гал. 6:10). "Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10). "Я желаю, чтобы ... уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам" (Тит. 3:8). "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию" (1 Кор. 10:31). Еще категоричнее увещает ап. Иаков: "Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак. 4:17).

Таким образом, когда мы говорим о добрых делах, то мы самым существенным образом отличаем их от дел закона, которые, действительно, в христианстве потеряли всякое значение. Во-первых, добрые дела не поддаются простому подсчету и "взвешиванию." Их сила не в количестве, а в усердии, с которым они совершаются. Например, лепта бедной вдовы оказалась в очах Божиих дороже крупных даров, которые богачи опускали в церковную сокровищницу. Они клали от своего избытка, а она отдала Богу все пропитание свое (Мк. 12:44).

Кроме того, одно и то же дело может расцениваться или добрым, или плохим - в зависимости от намерения, с которым оно совершается. Евангельский фарисей много постился и молился, но не получил от этого никакой пользы, потому что делал это напоказ, а Анна пророчица постом и молитвой стяжала Духа Святого (Лк. 2:36). Сектанты, которые отвергают посты и церковные молитвы, как ненужные, пусть обратят внимание на то, что эта праведница именно подвигами воздержания и молитвы стяжала благодать Божию тогда, когда она еще была недоступна людям, потому что Дух Святой еще не сошел на апостолов (Иоан. 7:39).

Наконец, добрые дела ценны не столько сами по себе, сколько как проявление добрых качеств человека - его добродетелей. Здесь существует известная закономерность: каждое "дело" (поступок) человека оставляет известный след в его душе - положительный или отрицательный. Более или менее устойчивая деятельность человека постепенно делает его или добродетельным, или порочным. Поэтому важно совершать добрые дела хотя бы ради того, чтобы приобрести добрые навыки (Рим. 12:12; 1 Тим. 4:16). Вот почему сказано в Евангелии: "Блаженны плачущие, блаженны кроткие ... блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны миротворцы ..." - т.е. счастливы будут те, которые постоянно творят добро.

Теперь постараемся выяснить сущность понятия веры. Говоря о необходимости веры, Священное Писание подразумевает под этим термином, не только отвлеченное, теоретическое признание тех или других религиозных истин, а согласие воли подчиниться Богу. Иными словами, вера содержит в себе активный элемент определенной положительной деятельности, и во всех тех случаях в Священном Писании, в котором говорится о спасительности веры, мы неизменно встречаем определенные поступки. Ведь и в обыденной жизни инженеры ценятся не столько по своим теоретическим знаниям, сколько по умению свои знания применять. Таким образом, Бог ждет от нас не отвлеченной, а живой и деятельной веры. Интересно заметить, что одно знание религиозных истин, без соответствующей жизни, не только не принесет пользы человеку, а, напротив, послужит к еще большему осуждению, как сказал Христос: "раб, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много" (Лк. 12:47-48; Рим. 2:13).

Итак, христианская вера должна включать в себя искреннее желание стать другим, лучшим человеком. А это требует внутренней работы, самопроверки, покаяния, изменения образа жизни так, чтобы наша вера стала сиять ярким светом: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мт. 6:16).

верблюд - возможно, самое удивительное животное пустынь. Он очень неприхотлив - может до двух недель оставаться без воды и обходиться случайной, грубой пищей (сорняками, колючками). Чрезвычайно вынослив и очень понятлив. Может идти с большим грузом и по рыхлому песку и по острым камням. Живет верблюд до 50 лет и с древнейших времен является очень ценным домашним животным на востоке.

вервь - веревка, шнурок.

вереи (Пс 106.16; 147.2; Иез 43.8; 45.19; 46.2) - столбы, на которых вешаются створки ворот.

Вереника (победная; Деян 25.13,23; 26.30) - старшая дочь Ирода Агриппы 1 и сестра Ирода Агриппы 2, с которым была в сожительстве после смерти ее первого мужа - Ирода, брата отца и правителя Халкиса, и после развода со вторым - Полемоном, царем Киликийским. Была также любовницей Веспасиана и Тита, римских императоров (последнего - до его вступления на престол).

Верехий (Неем 6.18) - см. Берехия,д.

Верехия (Иегова благословляет) - а; 1Пар 15.17) - см. Берехия,б;

б; 1Пар 15.23) - левит, один из придверников у ковчега.

вержение (Лк 22.41) - бросок.

Верзеллий (подобный железу) - а; 2Ц 17.27; 19.31-34,39; 3Ц 2.7; Езд 2.61; Неем 7.63) - богатый житель Галаада, оказавший Давиду гостеприимство и помощь всем необходимым, когда Давид спасался от Авессалома;

б; 2Ц 21.8) - отец (предок) Адриэла.

Верия (выдающийся, знатный) - а; Чис 26.44) - см. Берия,б;

б; Деян 17.10,13; 20.4) - город в Македонии.

вертеп (пещера, труднодоступное место; Иер 7.11; Мф 21.13; Мк 11.7; Лк 19.46) - притон, место сборища для недобрых дел. Это же слово в Иов 37.8; Пс 103.22; Ис 11.8; Ам 3.4 переведено как нора, гнездо, логовище, убежище.

верхние ворота (4Ц 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) - одни из ворот храма (см.) с южной стороны (называются также Иесод и Сур). В 4Ц 15.35 слово "построил" означает "перестроил." В Иез 9.2 слова "обращенные к северу" не означают "северные ворота храма."

верхние страны (Деян 19.1) - имеются в виду места, расположенные в горах, ибо в упомянутом случае ап. Павел пришел в Ефес, пройдя Галатию и Фригию (провинции, расположенные в гористой местности).

вес - меры веса, упоминаемые в Священном Писании, оцениваются примерно следующим образом:

сикль 12 г (основная мера)

драхма 1/4 сикля 3 г

гера 1/20 сикля 0,6 г

мина 60 сиклей 720 г (Иез 45.12)

талант 50 мин 36 кг (Исх 38.25-26)

литра 0,34 кг.

Весы в древности в основном применялись для взвешивания драгоценных металлов (серебра и золота) в уплату за покупку (Исх 21.32; 3Ц 16.24), реже - для взвешивания других предметов (Исх 30.23; 38.29; 2Ц 14.26). (См. деньги, сикль)

Весай (Неем 7.52) - см. Бесай.

Веселиил - а; Исх 31.2; 35.30; 36.1,2; 37.1; 38.22; 1Пар 2.20) - сын (потомок) Урии из колена Иудина, главный мастер, которому была поручена постройка скинии и изготовление всех ее принадлежностей (во 2Пар 1.5 назван Веселеил);

б; Езд 10.30) - аналог. Адна,б.

Ветен (равнина; Нав 19.25) - аналог. Аламелех.

Ветоним (Нав 13.26) - город в уделе Гадовом.

Ветхий Завет (2Кор 3.14) - первая из двух частей Библии, включающая в себя 39 книг, написанных в разное время в промежутке от 15 в. до 4 в. до РХ многими пророками и людьми Божиими, водимыми Духом Святым. Все авторы книг Ветхого Завета - представители еврейского народа, дети Израиля, от пастуха до члена царской семьи. Свое название Ветхий (или Старый) Завет получил в 4 в. по РХ в период формирования канона всей Библии (раньше он назывался "первый" - Евр 9.1,15,18) в противоположность Новому Завету, который сделал его таковым (Евр 7.18-19,22; 8.6-13; 10.9).

В Библии, которой пользуются в православной и католической церквах Ветхий Завет имеет на 11 книг больше, чем каноническая Библия (не считая многих добавлений и к другим книгам). Эти книги (так называемые апокрифические книги) не являются богодухновенными, но признаются указанными церквами полезными для чтения. (См. Библия, закон, Новый Завет, Писание)

Вефара (2Ц 15.24) - значение слова не ясно.

Веф-Дагон (дом Дагона; Нав 19.27) - аналог. Аламелех.

Вефиль (дом Божий) - а) город на север от Иерусалима (бывший Луз). Здесь Иаков видел во сне лестницу и на ней Ангелов Божиих и Господа и, устрашившись, назвал это место Вефилем (Быт 28.19; но оно, видимо, так называлось уже и раньше - см. Быт 12.8). Этот город среди прочих давал пристанище Давиду во время его скитаний (1Ц 30.27). После раздела царств Иеровоам установил здесь одного из своих истуканов (3Ц 12.29), а во времена Илии здесь, видимо, была школа пророков (4Ц 2.3); (См. Беф-Авен)

б; 1Ц 30.27) - см. Бефуил.

Вефорон (Нав 10.10,11; 1Ц 13.18; 1Пар 8.5) - см. Беф-Орон.

Веф-Палет (Нав 15.27) - см. Беф-Палет.

Вефсамис (дом солнца) - а; Нав 15.10; 1Ц 6.9,12-15,18-20; 3Ц 4.9; 4Ц 14.11,13; 1Пар 6.59; 1Пар 25.21,23; 28.18) - город на западной границе удела Иудина в долине реки Сорек, расположенный на высоком холме, плоская каменная вершина которого, по-видимому, и называлась тем "камнем," на котором был установлен ковчег (город был отдан священникам; в Нав 19.41 назван Ир-Шемеш, а в Нав 21.16 - Беф-Шемеш); (См. Херес,а)

б; Нав 19.22) - аналог. Авец;

в; Нав 19.38; Суд 1.33) - город на севере удела Неффалимова.

Вефул (жилище Бога?; Нав 19.4) - см. Бефуил.

Веф-фегор (Вт 34.6) - см. Беф-Фегор.

Вефхор (дом пастбища; 1Ц 7.11) - город удела Иудина (на филистимской границе?), до которого израильтяне преследовали врагов. (См. Сен)

Вефцур (2Пар 11.7) - см. Беф-Цур.

Вецай (Неем 7.23) см. Бецай.

вечер (Быт 1.5,8,13,19,23,31) - в данном случае, видимо, не есть вечер в известном нам смысле, ибо первые три упомянуты до того, как были сотворены светила "для отделения дня от ночи" (ст. 14). Вечер седьмого дня не упомянут. То же можно сказать и об "утре."

вечеря (Лк 22.30; Ин 12.2; 13.2,4; 21.20; 1Кор 11.25) - ужин, вечерняя трапеза. О последней трапезе перед страданиями Господа, разделенной Им с Его учениками, см. Пасха. На этой прощальной вечере, подавая хлеб и чашу Апостолам, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание" (Лк 22.19).

вечеря Господня (1Кор 11.20,33; От 3.20) - или вечеря любви (Иуд 12), или агапе (как она называлась в первые годы христианства) - это общий ужин, устраиваемый на пожертвования верующих. Вечеря Господня - это всегда воспоминание, за разделяемым (в древности - разламываемым руками) на всех хлебом и общей чашей, телесных страданий нашего Господа и Его пролитой за нас Крови. И делать это нам заповедовал Сам Господь (1Кор 11.23-25). Брачная вечеря Агнца (От 19.9) - символ соединения Иисуса Христа со Своей Церковью, а великая вечеря Божия (От 19.17) - образ великой победы Бога над всем нечистым, ополчившимся на Него.

вечность - одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога (Рим 1.20) и не находится в связи ни с одним из земных качеств (2Кор 4.18). Вечность - это непрекращающееся состояние, никогда не начавшееся и никогда не кончающееся. Вечен только Бог (Быт 21.33; Рим 14.25), поэтому вечен Сын Его Господь Иисус Христос и Дух Святой. Вечны и духовные творения Божии - Ангелы и души людей. По самому смыслу вечности, в ней не может что-то возникнуть вновь и из нее ничего не может исчезнуть (другими словами: вечное таковым всегда и останется, а временное вечным стать не может).

вечный - имеющий свойства вечности (например, жизнь вечная). В отношении к земным понятиям в переносном смысле имеет значение: "навсегда," "на всю жизнь" (Исх 21.6) или "на очень долгое время" (Нав 8.28, ср. Езд 2.28).

вещун (Зах 10.2) - прорицатель, предсказатель.

веяло (Ис 30.24; Иер 15.7) - устройство для веяния зерна, по-видимому, определенным образом приспособленная для этого лопата (см.).

веять - а; 3Ц 19.12; Иов 4.16) - тихо дуть, слегка двигаться (о воздухе);

б; Ис 41.16; Иер 4.11) - отделять (на ветру с помощью лопат) шелуху (мякину) от чистого зерна.

ведро (Мф 16.2) - ясная, теплая и сухая погода.

взалкать (Пс 49.12; Мф 4.2; 12.1,3; Мк 2.25; 11.12; Лк 4.2; 6.3,25) - проголодаться, испытать голод.

видение - явление славы или воли Божией в образах, которое часто происходит ночью, но не во сне (1Ц 3.9-15; Дан 2.19; 7.2; Деян 12.7,9; 18.9), а также и днем (Дан 8; 10.7-8; Лк 1.22; Деян 9.3-7; 10.17). Хотя в Писании есть следующие упоминания о видениях во сне: Быт 15.12-16; 20.6; Чис 12.6; Суд 7.13-14; Иер 31.26; Дан 2.25-47; Мф 27.19, они все (за исключением Суд 7.13-14) при внимательном рассмотрении не являются сном в известном нам смысле, но словом Божиим (речью), воспринятом как сон (ср. 1Ц 3.1,9,10,15.21; Зах 4.1-2; в Дан 2.25-47 - размышления, см. ст. 29,31). Сон Иакова в Быт 28.12-16 не назван видением, а в Иол 2.28 и Мих 3.6 сон и видения разделены. Что касается коллективных видений, то их, конечно, можно видеть только днем, "наяву" (Мф 17.1-8; Лк 2.8-15; Деян 22.9). Следует добавить, что видения (как и чудеса) часто приносили изнеможение и страдания тем, кто их видел (через кого они давались; Дан 8.27; 10.8; Деян 9.8; 10.10). Во 2Пар 9.29; 32.32 этим словом названы исторические записи про роков. Не путать с видением (ударение на первом слоге; Ек 11.9; 2Кор 5.7)! (См. пророчествовать, слово Божие, сновидение, чудо)

видения долина (Ис 22.1,5) - см. Иерусалим.

Визиофея (Нав 15.28) - аналог. Адада.

Вил (владыка; Ис 46.1; Иер 50.2; 51.44) - вавилонское божество. (См. Ваал,а)

Вилга (веселый; 1Пар 24.14; Неем 12.5,18) - священник из рода Елеазара, глава пятнадцатой чреды, один из глав поколений (домов) священнических, вернувшихся из плена с Зоровавелем, и поставивших свою печать (в лице представителя рода) под договором на верность Богу (в Неем 10.8 назван Вилгай).

Вилгай (Неем 10.8) - см. Вилга.

Вилдад (Иов 2.11; 8.1; 18.1; 25.1; 42.9) - Савхеянин, один из друзей Иова, как полагают, из потомков Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт 25.2).

Виннуй (строение; Езд 8.33) - отец (предок) Ноадии (см. Ноадия,а). (См. Биннуй,в)

вино - рассматривается Писанием как необходимый человеку продукт (Вт 7.13; 33.28; Пс 103.15; Ис 55.1; 1Тим 5.23), как дар Божий, ниспосланный человеку наряду со множеством других даров. Евреи пили разбавленное вино почти с каждой едой. Такое вино пили даже дети и девочки (Плач 2.12; Зах 9.17). Пить же не разбавленное вино считалось пьянством. Вино наряду с хлебом играло важнейшую роль во всей жизни древнего человека. Оно почиталось выражением величайшей милости Божией, будучи самым обильным и самым замечательным соком такого чудесного растения, как виноградная лоза. Потому и Господь взял вино символом Своей Крови, пролитием которой даровал людям спасение и в которой заключил с ними новый завет. (См. пища, уксус)

виноград(ная лоза) - не упоминается в Писании до повествования о потопе, а после, особенно после выхода израильтян из Египта, очень часто употребляется как символический образ для описания их жизни и их отношения к своему Богу. Виноград возделывался в Палестине повсеместно и ему уделялось много внимания. Закон наряду с полями и другой собственностью дает подробные указания и насчет виноградников. Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. Господь Иисус Христос Себя назвал истинной виноградной Лозой, а Своих учеников - ее ветвями. Последний храм (см.), отстроенный и украшенный Иродом, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы.

виночерпий (Быт 40.1,2,5,9,21; 41.9; 3Ц 10.5; 1Пар 9.4; Неем 1.11) - главное лицо, ответственное во дворцах царей древности за доставку, хранение и подачу к столу вина.

вирилл (От 21.20) - или берилл, менее ценный род изумруда, восьмой камень в основании нового Иерусалима. В наперснике отсутствует. (См. драгоценные камни)

Вирсавия - а; колодец клятвы; Быт 21.14,33; 22.19; 26.23; 28.10; 46.1,5; Нав 15.28; 19.2; Суд 20.1; 1Ц 3.20; 8.2; 2Ц 3.10; 24.7; 3Ц 4.25; 19.3; 4Ц 12.1; 23.8; 1Пар 4.28; 21.2; 2Пар 19.4; 30.5; Неем 11.27,30; Ам 5.5; 8.14) - место, а затем город на южной границе Ханаана, где долгое время жили Авраам и Исаак (в Быт 26.33 это место названо Беэршива). Находится в уделе Иудином, но отдано колену Симеонову; (См. колодец)

б; дочь клятвы; 2Ц 11.3; 12.24; 3Ц 1.11,15,16,28,31; 2.13,19; 1Пар 3.5) - дочь Аммиила, бывшая за Урией, но ставшая после его смерти женой Давида, мать Соломона.

виссон - тонкая, дорогая ткань из хлопка или льна. (См.лен)

Вифавара (Ин 1.28) - в древних рукописях: Вифания, место на восточном берегу Иордана (положение не известно).

Вифания (дом огорченного; Мф 21.17; 26.6; Мк 11.1,11,12; 14.3; Лк 19.29; 24.50; Ин 11.1,18; 12.1) - небольшое селение на склоне горы Елеонской на дороге из Иерусалима в Иерихон. Здесь жили Марфа, Мария и Лазарь, а также Симон прокаженный. В Вифании часто бывал Иисус, особенно в последние дни Своего земного служения. Здесь Он воскресил Лазаря и отсюда Он вознесся на небо.

Вифезда (дом милосердия; Ин 5.2) - купальня, то есть небольшой бассейн, который находился, как полагают, у северной стены Иерусалима.

Вифиния (Деян 16.7; 1Пет 1.1) - провинция Малой Азии севернее Мисии и Галатии на берегу Черного моря. Позже в ее городах Никее и Халкидоне собирались первый (в 325 г.) и четвертый (в 451 г.) Вселенские соборы.

Вифлеем (дом хлеба) - а) город в уделе Иудином в нескольких километрах на юг от Иерусалима. Живописно расположен на скалистой возвышенности среди полей и садов, являя собой чудесный контраст Иудейской пустыне на восток от этого места. Здесь Иаков похоронил Рахиль, здесь Вооз встретил Руфь, здесь родился Давид и здесь (куда из Назарета явился для переписи Иосиф с Мариею) родился Спаситель мира - Иисус Христос, Господь (прежнее название Вифлеема - Ефрафа, см.);

б; Нав 19.15; Суд 12.8,10) - один из городов удела Завулонова, расположен северо-западнее Назарета.

Вифсаида (дом рыбной ловли; Мф 11.21; Мк 6.45; 8.22; Лк 9.10; 10.13; Ин 1.44; 12.21) - город на северном берегу Геннисаретского озера близ впадения в него Иордана, в котором Господь совершил многие чудеса. Был разрушен около 400 г. в результате землетрясения.

Виффагия (дом смокв; Мф 21.1; Мк 11.1; Лк 19.29) - небольшое селение, примыкавшее, видимо, к Вифании. Никаких следов его к настоящему времени не сохранилось и точное положение не известно.

влагалище (Лк 12.33) - в оригинале: "вместилище," "емкость."

Власт (побег, росток; Деян 12.20) - служащий во дворце (постельник) царя Ирода Агриппы 1.

власть - духовная сила (Лк 4.36). В мирском понимании - это подчинение и подавление, основанное на страхе. Первое - это Божественный дар (Ин 1.12; 10.18), второе - это человеческое стремление воспользоваться этим даром в личных или партийных (что в конечном итоге одно и то же) целях. В первом смысле власть принадлежит Богу (Мф 28.18; Рим 13.1), во втором - диаволу (Лк 4.6). В первом смысле она осуществляется Божией милостью, любовью, долготерпением; во втором - обманом и насилием.

Понятие власти в умах людей, оставивших страх Божий, соединено лишь с подчинением человека человеку. Человек в процессе культурного и технического "прогресса" начал считать одного себя хозяином всего. Он стремится к господству не только над "природой," но прежде всего над равными себе. Человек, даже будучи всем обеспечен, не удовлетворяется этим и старается подчинить себе других. Человек во всю свою историю боролся только за власть. Но по слову Божию власть человеку дана только над животными и над землею (Быт 1.26,28), а также над женой (Быт 3.16).

Земная власть некогда осуществлялась царями и царская власть символизировала собой высшую, Божию власть. Стремление же в последнее время распределить власть между всеми и стремление каждого ей пользоваться есть проявление все возрастающего культа самовозвеличения (почти обожествления) человека - самого вызывающего идолопоклонства. И чем величественнее и свободнее кажется себе человек, тем он больше оказывается под властью той силы, которая царит в этом мире - сатаны. Но несмотря на трудность выделения в современном мире "кесаря," Христово правило остается неизменным: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие - Богу" (Мф 22.21).

Поскольку власть - духовная сила, ранние богословы (например, Дионисий Ареопагит) причисляли престолы (господства), силы и власти (начальства) наравне с серафимами, херувимами, Ангелами и Архангелами к чинам (или степеням) Ангельским. В этом смысле к понятию власти прымыкает и понятие имени (Еф 1.21). (См. идолопоклонство, сила, Рим 8.38, а также таблицу ниже)

Мф 1Пет 2Пет Иуд 1Кор Еф Еф Кол Кол Кол

20.25 3.22 2.10 8 15.24 1.21 6.12 1.6 2.10 2.15

Ангелы +

престолы +

господства + + +

власти + + + + + + + + +

начальства + + + + + + + +

силы + + +

власяница (Зах 13.4; От 6.12) - в оригинале то же, что вретище (см.).







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!