на головную страницу сайта





Библейский словарь Вихлянцева



мир - поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Наиболее трудные места следующие: Пс 54.19; 84.11; Ис 9.6; 53.5; Дан 8.25; Иак 3.18 (два); 2Пет 3.14; Рим 16.20; Евр 7.2. В них во всех в оригинале стоит слово, имеющее первое значение - покой, благополучие.

Вопреки укоренившемуся и притянутому мнению, будто в таких местах, как Ин 1.29; 3.16 и других подобных им, имеется в виду весь мир, в них на самом деле говорится о народе, об обществе Израильском (ср. старые русские выражения: "решить всем миром," "на виду у всего мира," "пойти по миру").

В некоторых местах это слово означает: земля, вселенная (космос), все творение (Мф 16.26; 1Тим 6.7; ср. тварь).

Раньше в русском языке было два слова мир. Одно писалось через "и с точкой" и означало: вселенная, общество, все человеческое. Другое писалось как современное и означало только покой, гармонию. Мало известен тот факт, что в заголовке главного романа. Л.Н.Толстого "Война и мир" вначале стояло по замыслу автора слово "мир," написанное через "и с точкой," и заголовок означал "Война и общество" (что мы и видим описанным в романе), но затем оно почему-то было заменено на "мир" в другом смысле (покой).

Мирма (обман; 1Пар 8.10) - аналог. Авитув.

миро (Исх 30.25; 37.29. 1Пар 9.30; Песн 1.2; Мф 26.7,9,12; Мк 14.3,4; Лк 7.37,38,46; Ин 11.2; 12.3,5; От 13.13) - масть для священного помазания. Изготовление и употребление мира для других целей было строго запрещено законом (Исх 30.32-33). (См. ароматы, масть, помазание)

мирра (Песн 1.12; 3.6; 4.6,14; 5.1,5,13) - см. смирна. (См. также ароматы)

мирровое масло (Есф 2.12) - масть для притирания, благовонный состав, приготовленный с миррою (смирною). (См. ароматы)

мирт(а; Неем 8.15; Ис 41.19; 55.13; Зах 1.8,10,11) - высокое, вечнозеленое дерево с глянцевитыми листьями и розовыми цветами, растущее часто рощами и источающее приятный аромат.

Миры (Деян 27.5) - город в провинции Ликия на южном побережье Малой Азии.

Мисаил (кто есть Бог?) - а; Исх 6.22; Лев 10.4) - аналог. Елисафан (в 1Пар 23.20; 24.24,25 назван Миха);

б; Неем 8.4) - аналог. Захария,щ;

в; Дан 1.6,7,11,19; 2.17) - см. Азария,ч.

Мисах (Дан 1.7; 2.49; 3.12-14,16,19,20,22.23.26,28-30) - см. Азария,ч.

Мисия (греч. буковый; Деян 16.7,8) - провинция в северо-западной части Малой Азии. На ее побережье в древности была расположена Троя. Ее города Троада, Асс и Пергам упоминаются в Писании.

Мисрефоф-Маим (кипение вод; Нав 11.8; 13.6) - место, близ Сидона, имевшее, по-видимому, источники воды.

миссионерство - хотя этого слова нет в Библии, оно, как и слово "религия" (см.), весьма часто употребляется в христианской практике. Миссионерская деятельность, "посланничество," как они понимаются многими христианами, особенно в экономически развитых и благополучных странах, не были поручены истинно верующим. Слова ."..идите по всему миру и проповедуйте Евангелие..." (Мк 16.15), как и другие аналогичные слова Писания, были сказаны только Апостолам. И хотя Апостолы не все (1Кор 12.29), всем миссионерам эта роль очень нравится. Но миссионерство, особенно как специальная разъездная деятельность по "обращению душ," не является задачей верующих. Если Сам Отец не приведет кого-то ко Христу (Ин 6.44,65; 10.29; 17.6), этого не сделает никто, какой бы инструкцией он ни пользовался. Делать это за Бога, пусть даже по научно разработанной методике или специальной программе, есть опасное самоволие и самовозвеличение, чем так наполнен и чем так отличается этот мир. Во всем Новом Завете верующим нигде не дано такого поручения, но им поручено, заповедано, вменено в обязанность сохранять вполне статическую позицию (Мф 5.14-15), прославляя Спасителя своей жизнью (образом жизни) и своим трудом (для своего прокормления и ближних), а старейшинам (пресвитерам) и епископам (руководителям) общин - не метаться по свету (на чужой счет живя "великосветской" жизнью), а в своей среде учить, наставлять, исправлять, являя собой пример и работая своими собственными руками (Пс 21.23-24,26; 36.3; Ос 6.3,6; Мих 6.8; Зах 8.16; Мф 11.12; Ин 6.29; Иак 5.16; 1Пет 2.12; 3.15; 4.10; 2Пет 1.5-11; 3.17-18; Еф 4.28; Флп 1.29; 2.15-16; 4.9; Кол 4.2; 1Фес 4.1-12; 5.11-14; 2Фес 3.4; 1Тим 5.17; От 2.25; 3.11). (См. христианство, церковь)

Мисфар (число или рассказ; Езд 2.2) - аналог. Билшан (в Неем 7.7 назван Мисфереф).

Мисфереф (форма женского рода слова Мисфар; Неем 7.7) - см. Мисфар.

Митилина (Деян 20.14) - главный город острова Лесбос, расположенного у берегов провинции Мисия. Город в древности был богат и, по отзывам многих историков, очень красив. В нем процветали ремесла, литература, искусство. В 546 г. до РХ был завоеван Персией, а позже - Грецией. Рядом с его развалинами ныне расположена столица острова - Кастро.

Мифка (сладость; Чис 33.28,29) - аналог. Алуш.

Мифниянин (1Пар 11.43) - Иосафат (см. Иосафат,д; из Мифны?).

Мифоар (Нав 19.13) - значение этого слова "и поворачивающий к" переведено как имя собственное. (См. имя)

Мифредат - а; Езд 1.8) - сокровищехранитель персидского царя Кира;

б; Езд 4.7) - аналог. Бишлам.

Миха - а; Суд 17.1.4,8-10,12,13; 18.2-4,13,15,18,22-24,26,27,31) - житель удела Ефремова, по-видимому, человек богатый (1100 сиклей равны 13,2 кг серебра), поставивший у себя истукана, нанявший левита и назвавший свой дом домом Божиим. Его истукана и левита похитили сыны Дана;

б; 2Ц 9.12; 1Пар 8.34,35; 9.40,41) - сын Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саула;

в; 1Пар 5.5) - аналог. Ваал,д;

г; 1Пар 9.15; Неем 10.11; 11.17,22) - левит из рода Асафа, глава рода, один из предков Матфании (см. Матфания,б), Захарии (см. Захария,бб) и Уззия (см. Уззий,д; в Неем 12.35 назван Михей);

д; 1Пар 23.20; 24.24,25) - см. Мисаил,а.

Михаил (кто как Бог?) - а; 1Пар 5.13) - аналог. Евер,б;

б; 1Пар 5.14) - аналог. Буз,а;

в; 1Пар 6.40) - аналог. Адаия,б;

г; 1Пар 7.3) - аналог. Иоиль,д;

д; 1Пар 8.16) - аналог. Арад,б;

е; 1Пар 12.20) - аналог. Аднах;

ж; 1Пар 27.18) - отец (предок) Омри;

з; 2Пар 21.2) - аналог. Захария,н;

и; Езд 8.8) - отец (предок) Зевадии;

к; Дан 10.13,21; 12.1; Иуд 9; От 12.7) - Архангел, один из первых князей, покровитель избранного народа Божия.

Михаиль (кто как Бог?; Чис 13.14) - отец (предок) Сефура.

Михаия (2Пар 13.2) - см. Мааха,д.

Михей - а; 3Ц 22.8,9,13-15,19,24-26,28; 2Пар 18.7,8,13,14,16,18,23-25,27) - сын (потомок) Иемвлая, истинный пророк Божий, среди множества лжепророков, сказавший истину Ахаву. О нем больше ничего не известно;

б; 4Ц 22.12; 2Пар 34.20) - отец (предок) Ахбора (Авдона);

в; 2Пар 17.7) - один из князей, посланных царем Иосафатом учить народ закону Божию;

г; Неем 12.35) - см. Миха,г;

д; Неем 12.41) - аналог. Езер,д;

е; Иер 26.18; Мих 1.1) - Морасфитянин или Морасфитин (из Морешеф-Гефа?), один из малых пророков, о происхождении и жизни которого в Священном Писании нет никаких сведений за исключением того, что он пророчествовал во дни царей Иоафама, Ахаза и Езекии, то есть был современником пророка Исаии (ср. Ис 1.1);

ж; Иер 36.11,13) - сын Гемарии, писца царского, по-видимому отрок, который не выдержал и пересказал слышанные им слова пророчества, которые слышал и находившийся тут же его отец (ст. 12), но молчавший о них (как и другие).

Михея пророка книга - 33я книга Ветхого Завета, шестая книга в ряду книг малых пророков (см. Библия). Книга содержит многие великие пророчества, повторенные не раз в последующие времена. Так, пророчество об Иерусалиме (Мих 3.12) было вспомянуто на совете о судьбе пророка Иеремии (Иер 26.18) и это обстоятельство способствовало сохранению его жизни. Другое пророчество о рождении Спасителя в небольшом городке Вифлееме (Мих 5,2) хорошо знали все книжники во дни Ирода (Мф 2.5-6). Наконец и Сам Господь приводит слова пророка Михея (ср. Мф 10.35-36 и Мих 7.6). Во время пророка Михея Иудея пережила переход от благополучного царствования Иосафата к бедам при Ахазе который должен был платить большую дань ассирийцам. Это вызвало многие злоупотребления со стороны князей, судей, пророков и священников (Мих 2). За это нечестие народа израильского его ожидали кары, но в последние дни "гора Дома Господня поставлена будет во главу гор" (Мих 4.1, ср. Ис 2.2 и дал.).

Михмас (скрытый; 1Ц 13.2,5,11,16,23; 14.5,31; Езд 2.27; Неем 7.31; 11.31; Ис 10.28) - город в уделе Вениаминовом севернее Гивы (нынешнее село Мукмас).

Михмефаф (Нав 16.6; 17.7) - пограничный город между уделами Ефремовым и Манассииным в районе Сихема.

Михрий (ценный; 1Пар 9.8) - один из предков Элы.

Мицпа (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) - а; Быт 31.49) - см. Галаад,б;

б; 3Ц 15.22) - см. Массифа,в.

Примечание: в обоих случаях характеристика или значение места переведено как имя собственное. (См. имя)

Мицраим (Быт 10.6, 13; 1Пар 1.8,11) - один из сыновей Хама и имя его потомков, населявших Египет, а также название этой страны во многих еврейских писаниях.

Мицфа (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) - а; Нав 11.8) - см. Массифа,а;

б; Неем 3.7,15,19) - см. Массифа,в.

См. примечание к слову Мицпа.

Мицфе (смотреть, наблюдать, а также - стража, сторожевое место) - а; Нав 15.38) - аналог. Адифаим;

б; Нав 18.26) - см. Массифа,в.

Мишал (молитва; Нав 19.26; 21.30) - см. Машал.

Мишам (быстрота, проворность; 1Пар 8.12) - аналог. Берия,в.

Мишма (слушание) - а; Быт 25.14; 1Пар 1.30) - аналог. Адбеел;

б; 1Пар 4.25,26) - сын (потомок) Мивсама из колена Симеонова.

Мишманна (тучность, полнота; 1Пар 12.10) - аналог. Афай.

Мишпат (суд, решение; Быт 14.7) - см. Кадес.

Миямин - а; 1Пар 24.9; Неем 10.7; 12.5) - см. Миниамин,б;

б; Езд 10.25) - аналог. Венаия,а.

Мнасон (Деян 21.16) - Кипрянин, ученик, у которого остановился ап. Павел по прибытии в Иерусалим.

Моав (потомство отца) - сын Лота от его старшей дочери (Быт 19.37) и имя народа, потомков Моава, который занимал земли на восток от Мертвого моря южнее Арнона (Чис 21.13; 22.36; Суд 11.18), а также некоторые земли вдоль Иордана в районе Фасги (Чис 21.20) и против Иерихона (Чис 22.1; 33.48), хотя эти последние называются также аморрейскими владениями (Нав 12.3). (См. Моавитяне)

Моава пустыня (Вт 2.8) - по-видимому, пустынные места на юго-восток от Мертвого моря в земле Моава. (См. пустыня)

Моавитяне - Моав, потомки Моава, грубые идолопоклонники, поклонявшиеся Хамосу и Ваал-Фегору (см.), которых чтили безнравственным богослужением и которыми пытались соблазнить израильтян (Ос 9.10). Они пригласили Валаама, чтобы проклясть Израиля, а в последующие дни часто вели против него и военные действия, за что над ними был произнесен суровый приговор (Вт 23.3). Все пророчества о них (Иер 48.9; Ам 2.1; Соф 2.9) сбылись - ныне их земля пустынна и необитаема. Но в последние дни Господь обещает вернуть плен Моава (суд на Моава доселе, Иер 48.47). Из этого народа была Руфь (Руф 2.6), которая пришла с Ноеминью к ее народу и ее Богу, стала женой Вооза и упомянута в родословии Иисуса Христа. (См. народы древней Палестины)

Моадия (Неем 12.17) - см. Маадия.

Модад (любовь; Чис 11.26,27) - аналог. Елдад.

можжевельник (3Ц 19.4; Иов 30.4) - хвойное кустарниковое вечнозеленое растение из семейства кипарисовых с мелкими листьями, прямостоящее и стелющееся. Растет на сухих местах, дает мало тени. Во многих переводах в указанных местах стоит "дрок" (см.).

Мозер (узы, оковы; Вт 10.6) - один из станов израильтян в пустыне у горы Ор, где умер Аарон (в Чис 33.30,31 назван Мосероф).

Моисеево Пятикнижие - закон, первые пять книг Священного Писания (см. Библия), написанные чрез Моисея, но возможно, не все и не целиком написанные им самим (такое предположение вытекает из Езд 9.11-12). Ко времени выхода евреев из Египта (15 в. до РХ) в этой стране было известно иероглифическое письмо, но финикияне уже изобрели свой алфавит, который приняли многие восточные народы, в том числе и евреи. Свой закон Моисей, по-видимому, многократно объяснял и растолковывал народу (Исх 18.16) по каждому конкретному случаю и, таким образом, он остался в памяти народа и после был записан. Во всяком случае, часть книги Второзаконие была написана после Моисея, возможно, И.Навиным. Скрижали завета, названные десятисловием (Исх 34.28), были исписаны письменами Божиими с обеих сторон (Исх 32.15-16). Кроме того, Моисей пользовался писаной книгой завета (Исх 24.7). Закон Моисеев (то есть Пятикнижие, которое до сих пор у евреев именуется Тора), раньше составлял одно целое (Езд 6.18; Неем 8.1) и разделен был, по-в идимому, только семьюдесятью переводчиками, ибо все современные названия книг Пятикнижия не еврейские, но греческие (см. под соответствующими названиями).

Все законы и установления Моисеевы святы, чисты, открыты, направлены к истине, ибо все они Божии. Их основа любовь к Богу (Мф 22.40), чего мы не находим во всей мудрости языческой. Очень важно отметить, что закон Моисеев не предписывает какие-либо жертвоприношения, как основу служения Богу, но главным считает только послушание голосу Божию (Иер 7.22-23). И действительно, Бог никогда даже не упрекал Свой народ за то, что он не собирался три раза в год в храме на основные праздники (Вт 16.16; это просто и практически невозможно), или за то, что по несколько веков не исполнялось строжайшее постановление о Пасхе (Исх 12.14,24-25; 4Ц 23.22), но за уклонение к иным богам Господь строго предупреждал много раз и именно за этот грех Он отдал евреев в чужие руки и рассеял их по всей земле.

Многие установления Моисеева закона вошли в практическое законодательство, а заповеди от четвертой до девятой включительно буквально являются законами почти всех наций на земле.

Моисей (егип. спасенный из воды) - один из величайших людей на земле, вождь и законодатель израильского народа, пророк, автор первых пяти книг Священного Писания. Он родился в Египте от Амрама и Иохаведы в колене Левиином, в роде Каафовом (Исх 6.20). Спасенный и взятый на воспитание в царский дворец дочерью фараона (Исх 2.1-10), он был научен всей египетской премудрости (Деян 7.22). А премудрость эта был велика. Египетские жрецы были хранителями многих знаний в астрономии и астрологии, естественных науках и медицине. Египет к тому времени (15 в. до РХ) уже обладал письменностью а в последующие века стал просветителем Греции и других стран Европы (известно, что Платон и некоторые другие греческие философы учились у египетских жрецов). Роскошь и богатство двора и высшей знати были неслыханными, а величием и монументальностью древнеегипетских построек люди восхищаются до сих пор (см. Египет). Эта древняя страна была пропитана идолопоклонством и славилась многобожием. Главными богами считались Аммон (Оз ирис) и Изида, обожествлялись почти все природные силы (солнце, Нил и т.д.). Главным священным животным был Апис, но по местам почитались и другие животные (кошки, жабы и т.п.). На высоком уровне было чародейство и волхвование. Но Моисей не прельстился всем этим, бежал в Аравию и там был призван Богом вывести еврейский народ из плена (Исх 3.10). Моисей жил 120 лет (Вт 34.7). Его жизнь состоит из трех равных по времени, но сильно отличающихся по характеру частей. Сорок лет он провел во дворце (Деян 7.23), затем другие сорок лет - со стадами овец в земле мадиамской (Исх 7.7) и, наконец, последние сорок лет - во главе израильского народа. А народ этот был многочислен. Из Египта вышло 603550 мужчин старше 20 лет (Чис 1.3,46), следовательно, всего народу было более двух миллионов, среди которого находилось немало инородцев (Чис 11.4). В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай (Исх 19.1). Здесь Моисей получил от Бога скрижали завета с написанными на них десятью заповедями, явившимися основ ой всего Моисеева законодательства. Здесь же на горе Моисей получил указания о постройке скинии и устройстве богослужения. Здесь же он видел образец скинии и всех вещей в ней. Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время первого его отсутствия народ страшно согрешил - был сделан золотой телец (по египетскому образцу), перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей уничтожил этого тельца. Израильтяне до этого события и после неоднократно роптали на Моисея из-за воды, пищи и самой его власти над ними (Исх 14.11; 15.24; 16.2-3; 17.2; Чис 11.1; 12.1; 14.2; 16.1-2; 20.3; 21.5). Но несмотря на все эти великие трудности, Моисей оставался вернейшим служителем Божиим (Евр 3.5), продолжая вести свой народ, учить его и наставлять. Раздражительный и энергичный по натуре (вначале) он сделался кротчайшим человеком на земле. Моисей возвестил будущее колен Израилевых (Вт 33) и даже приход Самого Мессии (Вт 18.18). Но в землю обетованную он не вошел, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе. Грех их состоял в том, что они не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию (Чис 20.12), но не в том, что Моисей ударил жезлом по скале, как думают многие. Этот верный служитель не получил последующей (в обетованной земле) славы земной, но он получил больше - славу небесную. Священное Писание приоткрывает нам на мгновение занавес и мы видим его на горе Преображения, беседующим с Господом Иисусом Христом (Лк 9.30-31).

Молада (рождение, возникновение; Нав 15.26; 19.2; 1Пар 4.28; Неем 11.26) - аналог. Ацем (развалины этого города обнаружены восточнее Вирсавии в местечка Эль-Мильх).

Молехеф (в оригинале Хаммолехеф - царица; 1Пар 7.18) - сестра Галаада.

Молид (родитель; 1Пар 2.29) - аналог. Ахбан.

молитва - основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс 5.8; Лк 18.10; Деян 3.1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима (3Ц 8.48; Дан 6.10). Молитва совершалась три раза в день (Пс 54.18): в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень (Деян 10.9) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы (Дан 9.21). Молились стоя (1Ц 1.26; 2Пар 20.13; Мк 11.25; Лк 9.29-30; 18.11), в особо торжественных случаях - на коленях (3Ц 8.54; Пс 94.6; Деян 21.5; Еф 3.14), воздевая руки к небу (3Ц 8.22; 1Тим 2.8), в критических случаях повергаясь на землю (Нав 7.6-9). Иногда люди падали "на лицо свое" (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом (Быт 17.3; Суд 13.20,22; Деян 9.4). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой (1Ц 9.13; Мф 15.16; Деян 27.35). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой (Пс 140.2). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться (см. молитва Господня).

О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:

• молиться нужно с верою (Мф 21.22; Иак 1.6),

• втайне (Быт 24.63; Мф 6.6; Лк 9.18),

• кратко (Неем 2.4; Мф 6.7; Ин 12.28),

• тихо (Неем 2.4; Пс 5.2),

• искренне (Пс 118.58),

• смиренно (Лк 18.10-14),

• постоянно (Мф 26.41; Лк 18.1; Еф 6.18; 1Фес 5.17),

• в любое время (Пс 118.62),

• с дерзновением и настойчивостью (Мф 15.22-28: Лк 11.9-13; 18.1-8),

• обо всех людях (1Тим 2.1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках (Езд 6.10; 1Тим 2.2; но не о "правительстве," особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),

• даже и о врагах (Мф 5.44),

• также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер 29.7),

• особенно же о всех святых (1Ин 5.16; Еф 6.18).

В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар 7.14; 33.12-13; Пс 144.18; Ин 14.13-14; 15.7,16; 16.23-24; 1Ин 3.20-22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд 15.18-19а; 1Ц 1.11,20; 3Ц 3.5-14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает (1Ин 5.14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Вт 3.24-27; 2Ц 12.12-18а; Мф 20.20-22а; 2Кор 12.7-9а).

В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет 3.7; 1Тим 2.8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лк 2.37; 1Кор 11.5,13; 1Тим 5.5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (См. женщина, мужчина)

молитва Господня (Мф 6.9-13; Лк 11.2-4) - образец молитвы, данный Самим Господом Иисусом Христом Его ученикам по их просьбе. Поскольку она образец, в ней все поучительно для нас. Главное, что мы в ней видим, молитва Господня (то есть молитва, угодная Богу) состоит из двух, ясно выделенных частей: первой - о Божием, и второй - о человеческом. Также точно, на две половины, делятся и десять заповедей: первые пять - о Божием (почитание родителей в духовном смысле приравнивается к почитанию Бога), другие пять - о человеческом. В Священном Писании мы находим более 70 молитв в Ветхом Завете и около десяти - в Новом Завете и почти все они построены именно по этому образцу. Вот наиболее значительные из них: Быт 32.9-12; 3Ц 3.6-9; 8.23-53; 4Ц 19.15-19; 1Пар 29.10-19; 2Пар 20.6-12; Неем 1.5-11; 9.6-38; Пс 84.2-8; Иер 32.17-25; Ин 17; Деян 1.24-25; 4.24-30; Еф 3.14-21. Если же молящийся дерзал с самого начала упоминать о себе, то не иначе, как с целью особенно подчеркнуть величие и милосердие Божие и свои ничто жество и грехи: 1Ц 2.1-10; Езд 9.6-15; Пс 16; 83; 85; 101; 137; 142; Дан 9.4-19; Ион 2.2-10; Авв 3.2-19; Ин 11.41-42.

молитвенный дом (Деян 16.13) - см. синагога.

молотьба - отделение зерна от колоса после просушивания. Осуществлялось в древности либо с помощью волов, которых пускали ходить по разложенным снопам (Вт 24.5; Ос 10.11) с прицепленными к ним повозками в виде саней с зубчатыми полозьями (1Пар 21.23; ср. 2Ц 24.22), либо вручную, с помощью таких же зубчатых молотил или просто палок (Суд 6.11; Ис 28.27; 41.15; Ам 1.3). После этого зерно веяли (см.) на ветру для отделения его от мякины и соломы, которые сжигались (Мф 3.12).

Молох (родственно слову "мелех," см.; Лев 18.21; 20.2-5; 3Ц 11.7; 4Ц 23.10; Иер 32.35; Ам 5.26; Деян 7.43) - божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в которые клались приносимые в жертву дети, сгоравшие в огне, разложенном под идолом. Это называлось "проводить через огонь" (см.). Молох олицетворял силу огня и указанные народы поклонялись ему задолго до прихода евреев в обетованную землю. Несмотря на запрет, народ Божий совратился в это идолослужение и в долине сынов Енномовых под Иерусалимом был сооружен истукан этому богу (в 3Ц 11.5,33; 4Ц 23.13 назван Милхом, в Иер 49.1,3 - Малхом, а в Соф 1.5 - просто "царь"). (См. Ваал)

Молхий (Иер 21.1) - см. Малхий.

монета (Быт 33.19; Нав 24.32; Мф 22.19) - в первых двух случаях имеется в виду, очевидно, просто слиток или кусок серебра (ср. Быт 23.16) весом в четыре сикля, в последнем - уже чеканная монета. (См. деньги)

Морасфитин (Морасфитянин; Иер 26.18; Мих 1.1) - прозвище пророка Михея (см. Михей,е), очевидно, по месту его рождения.

Море (предсказатель) - а; Быт 12.6; Вт 11.30) - дубрава близ Сихема (ее название, видимо, говорит о ее назначении); (См. дубрава, имя)

б; Суд 7.1) - холм в Изреельской долине севернее источника Харод (см.).

море - большое скопление воды, которая в Священном Писании часто имеет символический смысл. В Дан 7.2,3; От 13.1 словом "море" обозначается все зло мира, которого на новой земле уже не будет (От 21.1). В других местах этим словом обозначены великие реки: Евфрат (Иер 51.36,42) и Нил (Наум 3.8). (См. вода)

море великое - Средиземное море. (См. великое море)

море восточное (Иол 2.20; Зах 14.8) - см. восточное море.

море Галилейское - см. Геннисаретское озеро.

море Египетское (Ис 11.15) - см. Чермное море.

море западное (Вт 11.24; Иол 2.20; Зах 14.8) - Средиземное море.

море медное (3Ц 7.23,44; 4Ц 16.7; 25.13; 1Пар 18.8; 2Пар 4.2,6; Иер 52.17,20) - огромная медная чаша круглой формы диаметром примерно 5м, высотой примерно 2,5м, вмещавшая 72000 (или до 108000)л воды для омывания священников. Была поставлена на двенадцати отлитых из меди же волах между жертвенником и храмом с южной стороны. Ахаз снял ее с медных волов и поставил на пол. Позже халдеи изломали ее и медь увезли в Вавилон.

море пустыни (равнины; Вт 3.17; 4.49; Нав 3.16; 12.3; 4Ц 14.25) - см. восточное море.

море Соленое (Быт 14.3; Чис 34.3,12; Вт 3.17; Нав 3.16; 12.3; 15.2,5; 18.19) - см. восточное море.

море Филистимское (Исх 23.31) - Средиземное море.

море Чермное - см. Чермное море.

Мореш (Мих 1.15) - см. Мареша,б.

Морешеф-Геф (владение Гефа; Мих 1.14) - город в западной части Иудеи (в районе Гефа?). Полагают, здесь родился пророк Михей.

Мориа (Быт 22.2; 2Пар 3.1) - местность и гора на северо-восток от Сиона (города Давидова), первоначально не входившая в границы Иерусалима. На ней было гумно Орны Иевусеянина. На этой горе Авраам готов был принести в жертву Исаака и здесь по повелению Божию Давид соорудил жертвенник, где позже Соломон построил храм (см.).

моровая язва - см. язва.

Мосероф (мн. число от Мозер - узы, оковы; Чис 33.30,31) - см. Мозер.

Мосох (Пс 119.5) - см. Мешех,а.

Мофаф (красота; Иер 48.21) - см. Мефааф.

Моца (исход) - а; Нав 18.26) - аналог. Аввим;

б; 1Пар 2.46) - аналог. Газез,а;

в; 1Пар 8.36,37; 9.42,43) - аналог. Ацел.

мрежа (Иез 32.3) - род рыболовной сети.

муж - кроме общепринятого теперь значения "супруг" очень часто употребляется в Библии в значении просто "мужчина" (1Ц 15.3; 2Пар 6.16; Иов 4.17; Деян 10.1), а также - личность, человек в высоком смысле (Суд 6.12; Дан 10.11; Ин 1.30), поэтому, например, в 1Тим 2.12 имеются в виду не мужья, а мужчины вообще. (См. жена, мужчина)

мужеложство (1Тим 1.10) - содомский грех, удовлетворение половой похоти мужчины с мужчиной (Рим 1.27). Из-за этого греха едва не погибло колено Рувимово (Суд 19 и дал.).

мужчина - "любимое насаждение Господа" (Ис 5.7), основной представитель не только избранного Божиего, но любого народа. И это не потому, что "это придумали сами мужчины," как говорят сторонники и сторонницы эмансипации, но это воля Божия (см. женщина, ср. 1Кор 14.34; 1Тим 2.11-12 - все женщины; Еф 5.22-24 - жены, ср. Быт 3.16). Все, что ни предписывал закон выполнять, он все это требовал от мужчин (не случайно в 1Кор 14.34 указано: "как и закон говорит"). Священниками, певцами и любыми служителями в скинии и храме были мужчины; освящаться по закону должны были только первенцы мужского пола (Исх 13.2); на основные праздники пред лицо Господа должны были являться (следовательно, и есть Пасху) мужчины (Исх 23.14-17); исчислялись только мужчины (Чис 1.2; Мф 14.21; 15.38); учениками Христа были только мужчины (Мф 10; Лк 10) и т.д., и т.д. Искусственное выравнивание в положении и правах женщины относительно мужчины как в мире, так и в современной "церкви," есть человеческое своеволие, не приводящее ни к ч ему хорошему. (См. также муж, жена)

музыка - как видно из Писания, широко использовалась в древности евреями при всяких торжественных событиях и при богослужении, но характер ее теперь трудно определить. Вероятно, это была более ритмическая, чем гармоническая музыка. Возможно также, это были протяжные мелодии, приспособленные для исполнения псалмов. Прекращение музыки и особенно пения (которое, по-видимому, было более распространено, чем отдельно музыка) считалось большим бедствием (Иер 25.10; Иез 26.13). Наравне с пением и музыкой были распространены и танцы (см. лики), даже и в религиозных целях (1Ц 18.6; 2Ц 6.14; Иер 31.4).

В Библии упоминаются следующие музыкальные инструменты:

• струнные - арфа, гусли, псалтирь, цевница, цитра;

• духовые - рог, свирель, симфония, труба;

• ударные - кимвал, систра, тимпан.

Кроме того, упоминаются следующие музыкальные термины: Аламоф, Гефское орудие, Махалаф, Шошанним Эдуф (см.). (См. также пение)

мул (2Ц 13.29; 18.9; 3Ц 1.33,38,44; 4.28; 10.25; 1Пар 12.40; Есф 8.10; Ис 66.20) - см. лошак.

Муппим (Быт 46.21) - аналог. Ард (по-видимому, он же в Чис 26.39 назван Шефуфам, в 1Пар 7.12,15 - Шупим, а в 1Пар 8.5 - Шефуфан).

Муши (отступающий, покидающий; Исх 6.19; Чис 3.20,33; 26.58; 1Пар 6.19,47; 23.21,23; 24.26,30) - аналог. Махли,а.

мытарь - сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мф 18.17). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мф 9.11), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мф 10.3). Русское слово "мытарь" происходит от слова "мытарство" - страдание, мука. В оригинале везде: "сборщик податей и налогов."

мышца - сила, рука (см.).

мята (Мф 23.23; Лк 11.42) - садовое и дикорастущее, широко распространенное многолетнее травянистое растение, имеющее очень невысокую цену.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!