на головную страницу сайта





Библейский словарь Вихлянцева



пища - вначале человеку была дана только растительная (Быт 1.29), но после потопа также и животная (Быт 9.2-4). В Писании часто упоминаются как простые естественные продукты (фрукты, орехи, мед), так и произведения земледелия (хлеб, вино, овощи) и животноводства (мясо, молоко, сыр - 1Ц 17.18; Иов 10.10). (См. вино, еда, елей)

плакальщицы (Ек 12.5; Иер 9.17) - наемные женщины (обычно группа) для проводов умерших с плачем.

плат (Ин 20.7) - часть погребальных одежд (пелен), которыми евреи плотно укутывали все тело своих умерших (ср. Ин 11.44). Голова обматывалась отдельно, поэтому платок, упомянутый в указанном стихе, лежал "на другом месте."

платок (Деян 19.12) - часть восточной одежды, используемая, возможно, как пояс или покрывало на голову.

плача долина (Пс 83.7) - в оригинале: "долина бака," что можно перевести также как "долина бальзамовых деревьев." (См. долины, тутовое дерево)

плачевная песнь (2Пар 35.25) - книга плача, написанная пророком Иеремией по случаю смерти набожного царя Иосии.

плач Египтян (Быт 50.11) - в оригинале: "абель Мицраим," что означает "луг (или траур) Египтян."

Плач Иеремии, книга - 25я книга Ветхого Завета, третья в ряду пророческих книг (см. Библия). Книга состоит из пяти глав, пяти отдельных песен, в которых пророк оплакивает ужасное положение голодающего и погибающего города. Эта книга учит покаянию и молитве. В ней нет упреков, недовольства или раздражения, но в ней есть глубокая вера в обновляющуюся милость Божию (Плач 3.22-23). Каждая из первых четырех глав этой книги в оригинале имеет алфавитную структуру, то есть каждый следующий стих (в главе 3 - каждые три стиха) начинаются на следующую букву еврейского алфавита, состоящего из 22 букв. (См. алфавитные произведения)

плева (Иов 21.18; 41.20; Ис 29.5) - пыль, сор, мякина.

плевелы (Мф 13.25-27,29,30,36,38,40) - сорняк, очень похожий на пшеницу в раннем возрасте, но с черными зернами по созревании.

племена - также как народы, языки, колена означает группы людей, связанные языковыми или родственными признаками (Нав 7.14; Есф 6.13).

плен - а) первым пленом еврейского народа оказался Египет, в который Иаков пришел со всем своим семейством, спасаясь от голода. Богатый, процветающий и сильный Египет долго питал разрастающийся еврейский народ, но в итоге оказался местом рабства, "железной печью," из которой через много лет весь народ одновременно с большими трудами вышел под руководством пророка и учителя Моисея. Египет символизирует собой пленение человеческой души физическим миром, грехом, безбожием, выход из которого однажды для всех открыл Христос;

б) вошедший в землю обетованную под руководством И.Навина еврейский народ был уже не тот народ, который оставил Египет. Теперь это был народ, принявший закон и вступивший с Богом в завет. Он имел наказ хранить чистоту, жить по заповедям и не вступать ни в какие связи с жившими в Ханаане народами, но не выполнил этого наказа, скоро уклонился в идолопоклонство. За это весь народ в несколько этапов был отведен в ассирийский и вавилонский плен.

Около 536 г. до РХ ассирийский царь Феглаффелласар захватил и переселил несколько колен, живших в Галааде и Галилее (4Ц 15.29; 1Пар 5.26). Вслед за ним пришел Салманассар (около 721 г. до РХ), который захватил Самарию и увел остаток десяти колен в Ассирию и Мидию (4Ц 17.5-6). Это пленение было предсказано еще Валаамом за шесть с лишним столетий (Чис 24.22), а затем и пророком Амосом (Ам 7.11) непосредственно перед пленением.

После возвышения Вавилона, Навуходоносор (см.) несколько раз приходил к Иерусалиму и в итоге всех иудеев также увел в плен. Первая группа, вместе с некоторыми сокровищами храма была отправлена в Вавилон в 605 г. до РХ (2Пар 36.6-7; Дан 1.1-2). В 597 г. до РХ Навуходоносор снова пришел к Иерусалиму и целиком выселил его в Вавилон (4Ц 24.11-14). Наконец в 586 г. до РХ иерусалимский храм и почти весь город были разрушены и остаток народа уведен в плен (4Ц 25.1-12). Это пленение было предсказано пророками Исаией (Ис 6.11-12; 11.12; 39.6) и Михеем (Мих 4.10) за 150 лет, а также пророком Иеремией (Иер 13.19). Пророк Иеремия непосредственно перед пленением предсказал, что плен будет продолжаться 70 лет (Иер 25.1,11,12). Так и произошло. В 536 г. до РХ, через два года после падения Вавилона, по указу Кира (см.) иудеи начали возвращаться в свою землю и приступили к восстановлению храма (см.), в котором однако уже не было ковчега, а также и Иерусалима. Писание не говорит, сколько израильтян из северных десяти к олен и когда вернулось в свою землю, но среди вернувшихся из вавилонского плена были не только иудеи, но и представители других колен (Езд 6.17; 8.35).

Поскольку в вавилонский плен был отведен народ, знавший Бога и имевший с Ним завет, вавилонский плен является символом пленения земной церкви (см.), символом не материального, но духовного захвата, измены на "высшем уровне." В отличие от Египта, Вавилону (см.) нет прощения и потому Господь призывает всех верных Своих как можно скорее выйти из этого духовного порабощения, из подчинения духовным ценностям (богам) этого мира, из-под ярма ложных религиозных идей и организаций (см. Ис 48.20; Иер 50.8; 51.6-10; Зах 2.7; 2Кор 6.14-18; От 18.4);

в) в Пс 67.19; Еф 4.8 имеется в виду пленение Господом, покорение Божией любовью сердец даже и тех людей, которые до этого противились призыву;

г) в некоторых местах говорится о "возвращении плена" отдельных народов: Моава (Иер 48.47), сынов Аммоновых (Иер 49.6), Елама (Иер 49.39), Содомы (Иез 16.53), Египта (Иез 29.14). Это есть символ освобождения и прощения язычников.

плотников долина (1Пар 4.14) - см. Харашима.

плоть - тело человека (Ин 6.63; Гал 4.13), вообще люди (Быт 6.12; Ис 40.5; Деян 2.17), все живущие на земле (Быт 6.17). Этим словом обозначается физическая сущность человека (Ин 3.6; 1Кор 10.18; Евр 2.14) и его телесные способности (Мф 16.17; Гал 1.16), но чаще всего оно обозначает не тело, но то в человеке, что противоположно духу (Мф 26.41; Рим 7.18; 8.4; Гал 5.16).

побивание камнями - смертная казнь, наказание за такие преступления против закона Божия, как богохульство (Лев 24.14), волхвование (Лев 20.27), прелюбодеяние (Вт 23.24), идолопоклонство (Вт 17.5). Свидетель должен был быть первым среди побивающих (Вт 17.7).

повивальная бабка (Быт 35.17; 38.28; Исх 1.15-21) - женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник.

повязка - род головного убора, распространенный на востоке. Возможно, она напоминала узкую полосу (ленту), завязанную вокруг головы по лбу (Вт 6.8; 11.18), или накидку (см. увясло). Священники носили ее помимо кидара (Исх 39.28) и она служила им украшением (Исх 28.40). (См. одежда)

погребение - по закону должно следовать в тот же день, когда человек умер (Вт 21.23). Погребали евреи своих умерших в гробах - естественных или искусственных углублениях в земле и скалах. При погребении тело обертывалось пеленами, обильно смоченными мастями (Ин 19.39-40). Такое погребение считалось честью для человека (2Ц 2.5), но если его бросали, то такое погребение называлось "ослиным" (Иер 22.19). (См. гроб)

подать - обязательный налог, сбор в пользу казны (Рим 13.7).

подвески (Песн 1.9-10) - женские украшения, спускающиеся с обода или повязки вокруг головы. (См. украшения)

подвизаться - значит в некоторых случаях стараться (Лк 13.24), но чаще - действовать, трудиться, сотрудничать (1Пар 11.10; Ин 18.36; Флп 2.16).

подир (От 1.13) - в оригинале: "одежда до пят."

подточилие (Иол 2.24; 3.13; Агг 2.16) - пространство под или за точилом (см), в котором собирается выжатый сок.

позвонки (Исх 28.33,34; 39.25,26) - маленькие колокольчики или, может быть, пластинки наподобие кастаньет. (См. систра)

познание (познать) - а) в низшем, плотском смысле означает естественное половое соединение между мужчиной и женщиной (Быт 4.1,17) и неестественное - между мужчинами (Быт 19.5; Суд 19.22) - "содомский грех," мужеложство, поход за иною плотью (Иуд 7);

б) в высшем, духовном смысле - соединение с Духом Божиим (Ос 6.3).

покаяние - осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее - осуждение всего этого и отход от него (2Кор 7.10). Покаяние не может быть без обращения (Деян 26.20), упования на Бога и стремления приносить добрый плод (Мф 3.8). Праведники не имеют нужды в покаянии (Лк 15.7; но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий (Деян 5.31; 11.18; 2Тим 2.25). (См. раскаяние)

покрывало - головной платок (накидка) для женщины (Быт 24.65), которое, по-видимому, использовали также и мужчины (Исх 34.33; Вт 22.12; 3Ц 20.38). Оно не было в древние времена столь обязательным для женщин (Быт 12.14; 24.16), как даже еще теперь мы видим в некоторых мусульманских странах, но было скорее украшением (Ис 3.22). Во 2Ц 17.19; Ис 21.5 упомянуты покрывала, используемые в качестве подстилки, а в Иез 13.18 - для каких-то чародейных целей. О покрывалах скинии см. Исх 36. В Мк 14.51-52 имеется в виду, видимо, одежда (см.).

полба (Исх 9.32; Ис 28.25; Иез 4.9) - род (разновидность) пшеницы.

по левую сторону (Быт 14.15; 2Пар 3.17; 4.6-8; Ис 9.20) - см. налево.

полчища Гогова, долина (Иез 39.11,15) - то же, что долина прохожих - неопределенное место для захоронения всех остатков полчища Гога, павшего на горах Израилевых (Иез 39.4). (См. долины)

пользовать (Ин 6.63) - приносить пользу, выгоду, давать преимущество.

полынь (Вт 29.18; Пр 5.4; Иер 9.15; 23.15; Плач 3.15,19; От 8.11) - трава или полукустарник из семейства сложноцветных с резким запахом, сорняк. Сок ее очень горек и само название стало синонимом горечи.

помазание - нанесение (и даже возлияние) елея (или масти) на лицо, голову и другие части тела. Было широко распространено у евреев как знак радости и чистоты (Вт 28.40; 2Ц 12.20; Мф 6.17), гостеприимства (Лк 7.46) и как врачевание (Ис 1.6; Мк 6.13; Лк 10.34; Иак 5.14). Иаков, убоявшись видения Господа, возлил елей на камень (место), на котором спал (Быт 28.18). Премудрость помазана Господом от века (Пр 8.23). Особое значение имело священное помазание, которым торжественно помазывались первосвященники и священники (Исх 30.30; Лев 16.32), цари (1Ц 9.16; 3Ц 19.15) и пророки (3Ц 19.16). Священным помазанием помазывалась также скиния и все ее принадлежности (Исх 30.26-28). Для священного помазания использовалось миро. Священное помазание, как знак причастности Духу Святому, имеют все верующие (1Ин 2.20,27; 2Кор 1.21). (См. масть, миро)

помазанник (помазанный; по-евр. мессия, по-греч. христос) - тот, кто помазан от Господа. В оригинальном тексте этим словом (мессия и христос) названы и первосвященники (Лев 4.3,5,16), и пророки (Пс 104.15), и цари, притом даже и из других народов, например, Кир (Ис 45.1). Значение этого слова можно передать также словом "избранник" (1Ц 16.6). (См. Мессия)

помилование - освобождение от ответственности за преступления, которое Бог дарует по Своей милости (Рим 11.32).

Понт (море; Деян 2.9; 18.2; 1Пет 1.1) - самая северная провинция Малой Азии. С 400 г. до РХ была самостоятельным царством, управлявшимся царями из рода Митридатов, но в 65 г. до РХ подпала под власть Рима.

Понтий Пилат (Мф 27.2; Лк 3.1; 1Тим 6.13) - см. Пилат.

по правую сторону (2Пар 3.17; 4.6-8; Ис 9.20; Иез 47.2) - см. направо.

попразднество (2Пар 7.9; Неем 8.18) - см. отдание праздника.

поприще (Пс 18.6; Мф 5.41; Деян 13.25; 20.24; Евр 12.1) - путь (в общем смысле). Только в Мф 5.41 это слово обозначает определенное расстояние, равное примерно 2 км (римская миля). (См. меры)

Порафа (Есф 9.8) - аналог. Адалья.

порфира (Лк 16.19; От 17.4; 18.12,16) - дорогая одежда, выкрашенная в темно-багровый или темно-красный цвет. (См. багряница)

Порций Фест (Деян 24.27) - см. Фест.

посвящение - отделение, предназначение, приобщение. О посвящении священников и левитов на служение см. Лев 8; Чис 8. За Своих учеников посвятил Себя Господь, чтобы они были освящены истиною (Ин 17.19).

Послания - письма, написанные Апостолами церквам или отдельным верующим (см. на соответствующее название или имя).

посох - палка, на которую опираются при ходьбе (2Ц 3.29). Являлся также принадлежностью пастуха (1Ц 17.40) и делался иногда с крюком на конце, чтобы ловить за ногу овцу. В некоторых случаях слово "посох" употребляется как символ крепости (Пс 22.4; Ис 3.1; Иер 48.17).

пост - как и жертва не является по закону обязательным установлением. Только в одном случае - в день очищения закон предписывал смирять души, что значит, как думают толкователи, поститься (Лев 16.29,31; 23.27,29,32; Чис 29.7). Об этом посте, видимо, упоминается в Деян 27.9 (теперь - Йом Кипур). Однако многие пророки, цари и даже целый народ часто добровольно оставляли все дела, надевали на себя вретище, отказывались от еды и питья, если им грозила беда или они хотели о чем-то особенно просить Бога (Суд 20.26; 2Ц 1.12; 2Пар 20.3; Езд 8.21; Пс 34.13; Иол 3.5; Деян 13.2,3). И это называлось "поститься." Пост мог продолжаться день или несколько дней. Наиболее продолжительно - 40 дней, постились Моисей (может быть, дважды или трижды - Исх 24.18; 34.28; Вт 9.9,18), пророк Илия (3Ц 19.8) и Господь Иисус Христос (Мф 4.2). Их вместе на горе Преображения видели ученики. Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине (Ис 58.3-14; ср. Иер 14.11-12; Зах 7.5). В Новом Завете нет зап оведи о посте, но Апостолы и другие служители Христовы наставлением (1Кор 7.5) и примером (Деян 13.2-3) показали важность поста для святой жизни (ср. Мф 17.21).

постоянное приношение - см. жертвоприношение.

пот (Иез 44.18) - в оригинале: "не должны одеваться так, чтобы потеть."

Потифар (принадлежащий солнцу; Быт 37.36; 39.1) - начальник телохранителей фараона, которому был продан Иосиф.

Потифер (Быт 41.45,50; 46.20) - илиопольский жрец, дочь которого была отдана за Иосифа.

поток Египетский (Чис 34.5; Нав 15.4,47) - поток, впадающий в Средиземное море южнее Газы и служивший южной (юго-западной) границей Ханаанской земли (в Быт 15.18; 3Ц 8.65; 2Пар 7.8; Ис 7.18 назван река Египетская, в Нав 13.3 - Сихор, в 1Пар 13.5 - Шихор, а в Иез 47.19; 48.28 - поток). В настоящее время называется Вади-эль-Ариш.

потоп (Быт 6.17; 7.6; 9.11,28; 10.1,32; Пс 28.10; Мф 24.38,39; Лк 17.27; 2Пет 2.5) - "воды Ноя," которыми Бог истребил всякую плоть на земле, ибо развращенность людей стала очень велика (Быт 6.5). Потоп произошел на 600м году жизни Ноя (Быт 7.11; см. Приложение 9), то есть на 1656м году от начала счета лет Адама и его потомков (Быт 5; примерно за 2250 лет до рождения Христа).

потрясание (потрясение - Лев 14.21) - форма принесения жертвы Господу, при которой приносимое (части кровавой жертвы - Исх 29.22,26; хлебы - Исх 29.23; Лев 23.20; сноп - Лев 23.15) как бы отдается Богу пред жертвенником, поднимается кверху, возносится на руках (ср. Лев 28.11 и 23.15). Некоторые из этих приношений сжигались, другие оставались священникам. (См. возношение, жертвоприношение)

потщиться (2Пет 3.14) - постараться.

Похереф-Гаццебайим (Езд 2.57) - аналог. Амий (в Неем 7.59 назван Похереф-Гацеваим).

похоть - страстное желание, прихоть, вожделение (1Кор 10.6), имеющие свое выражение (то есть не только скрытое желание, но и связанное с ним явное или замаскированное действие). Может быть похоть плоти (1Пет 2.11), очей (1Ин 2.16), души (Пс 9.24) и похоть мирская (Тит 2.12). Естественные нужды и желания в определенных условиях могут стать похотями (Рим 13.14).

поцелуй - в Священном Писании за исключением одного места (Песн 1.1) упоминается только как приветствие и знак почитания, любви и гостеприимства. В этом смысле поцелуи в древности на востоке были очень распространены. Родители целовали своих детей (Быт 31.28,55; 48.10; 2Ц 14.33), и дети - своих родителей (Быт 27.26,27; 3Ц 19.20). Братья и сестры приветствовали друг друга поцелуями (Быт 45.15; Исх 4.27; Песн 8.1), также поступали и другие родственники (Быт 29.11,13; Исх 18.7; Руф 1.9) и друзья (1Ц 20.41; 2Ц 19.39; Деян 20.37). Целовали многократно и в губы, и в плечи и даже в ноги. При этом торжественно кланялись, обнимались, похлопывали по плечам и даже церемонно брали за бороду (2Ц 20.9). Поэтому приглашение Апостолов приветствовать друг друга целованием святым или любви (1Пет 5.14; Рим 16.16; 1Кор 16.20; 2Кор 13.12; 1Фес 5.26) не являлось установлением еще и целоваться при встрече (сверх других приветствий), но наоборот - призывало к ограничению пышности приветствий тех времен. Поэтому оно и для н ас означает призыв к уменьшению и сокращению существующих в наше время в мире приветствий, а не наоборот, не добавление к ним еще и поцелуя (который часто бывает Иудиным). (См. приветствие)

почечуй (Вт 28.27) - как полагают, имеется в виду геморрой, то есть та же болезнь, что и наросты (см.).

пояс - необходимая принадлежность древней восточной одежды. Он был, по-видимому, широким, так что в нем можно было прятать деньги (Мф 10.9). Быть препоясанным значило быть приготовленным в путь (к труду; 4Ц 4.29; Лк 12.35), а распоясанным - к отдыху (3Ц 20.11). Пояс, возможно, носили иногда под верхней накидкой (одеждой; Деян 12.8). (См. одежда)

правая сторона (2Ц 24.5; 3Ц 6.8; 7.39; 2Пар 4.10; 23.10; Неем 12.31; Иез 47.1,2) - см. направо.

праведник - живущий по заповеди Божией, служащий Богу (Мал 3.18), стоящий на вечном основании (Пр 10.25) и не нуждающийся в покаянии (Лк 15.7). Но пред Богом нет праведного ни одного (то есть правого; Ек 7.20; Рим 3.10-12). Праведный жив верою (то есть живущий верою становится праведным; Авв 2.4; Рим 1.17; Гал 3.11; Евр 10.38; см. следующ.).

праведность - вера Богу (Быт 15.6) и стремление соблюдать все Его заповеди (Вт 6.25). Ищущие правды и страдающие за нее - блаженны (Мф 5.6,10). Истинная праведность выше изученной (Мф 5.20). Праведность Божия - это вера в Иисуса Христа (Рим 3.21-22; 4.5).







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!