пророк - глашатай воли Божией. Греческое слово "профетес," как и еврейское "наби" означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк - не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
- Аарон (Исх 7.1),
- Аввакум (Авв 1.1),
- Авдий (не назван пророком),
- Авраам (Быт 20.7),
- Агав (Деян 21.10),
- Агей (Езд 5.1; Агг 1.1),
- Адда (2Пар 12.15; 13.22),
- Азария (2Пар 15.1; не назван пророком),
- Амос (Ам 7.14; "не пророк и не сын пророка"),
- Ананий (2Пар 16.7; прозорливец),
- Анания (Иер 28.1; лжепророк),
- Асаф (2Пар 29.30; прозорливец),
- Ахав (Иер 29.21; лжепророк),
- Ахия (3Ц 11.29),
- Валаам (2Пет 2.15-16; лжепророк),
- Вариисус (Деян 13.6; лжепророк),
- Варнава (Деян 13.1; пророк и учитель),
- Гад (1Ц 22.5),
- Давид (не назван пророком),
- Даниил (Мф 24.15),
- Елдад (Чис 11.26; не назван пророком),
- Елиезер (2Пар 20.37; не назван пророком),
- Елисей (4Ц 6.12),
- Еман (1Пар 25.5; прозорливец),
- Енох (Иуд 14; не назван пророком),
- Захария (Езд 5.1),
- Идифун (2Пар 35.15; прозорливец),
- Иезекииль (священник - Иез 1.3),
- Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17; из священников - Иер 1.1),
- Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12),
- Илия (3Ц 18.36),
- Иоанн (Лк 7.28),
- Иозиил (2Пар 20.14; левит, пророком не назван),
- Иоиль (2Пар 9.29; прозорливец),
- Иоиль (Деян 2.16),
- Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39),
- Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3),
- Иуда (Деян 15.32),
- Луций (Деян 13.1; пророк и учитель),
- Малахия (пророком не назван),
- Манаил (Деян 13.1; пророк и учитель),
- Михей (3Ц 22.7,8,19; пророком не назван),
- Михей (Иер 26.18; Мих 1.1; пророком не назван),
- Модад (Чис 11.26; пророком не назван),
- Моисей (Вт 18.15; 34.10),
- Наум (пророком не назван),
- Нафан (2Ц 7.2),
- Одед (2Пар 28.9),
- Осия (пророком не назван),
- Савл (Деян 13.1; пророк и учитель),
- Самей (2Пар 12.5),
- Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20),
- Саул (1Ц 10.11; "во пророках," см. пророчествовать),
- Седекия (Иер 29.21; лжепророк),
- Сила (Деян 15.32),
- Симеон (Деян 13.1; пророк и учитель),
- Софония (пророком не назван),
- Урия (Иер 26.20; пророком не назван),
- Хозай (2Пар 33.19; пророком не назван),
- Шемаия (Иер 29.31-32; лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
- пророк (Чис 12.6; Суд 6.8; 2Пар 25.15),
- один пророк (3Ц 13.11; 3Ц 20.13; 3Ц 20.25,38,41),
- два пророка (От 16.3,10),
- пророки (4Ц 23.2),
- некоторые пророки (Деян 13.1),
- прочие пророки (Неем 6.14; лжепророки),
- человек Божий (1Ц 2.27; 3Ц 13.1; 3Ц 20.28; 2Пар 25.7),
- сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5),
- 50 сынов пророческих (4Ц 2.7),
- 100 пророков (3Ц 18.13),
- 400 пророков (2Пар 18.5; лжепророки),
- сонм пророков (1Ц 10.5),
- весь израильский народ (патриархи; 1Пар 16.22).
Пророками также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана - ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно - самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на "больших" (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и "малых" (остальные). Когда говорится "закон и пророки" (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества - до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1).
Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9). (См. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)
пророчество - предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить истинность Своих слов. Некоторые пророчества исполняются не сразу, а исполнение других бывает сильно растянуто во времени, поэтому они часто остаются незамеченными (или не привлекают пристального внимания). Но когда вглядываешься в уже исполнившиеся пророчества о судьбе некоторых отдельных городов, местностей или целых народов, поражает великая точность этих предсказаний, сделанных иногда за несколько столетий до совершения факта. Ниже приведены лишь несколько примеров.
• В 6 в. до РХ пророк Иезекииль (Иез 26.12,14 и др.) предсказал полное разрушение Тира. В 332 г. до РХ Александр Великий буквально сравнял с землей береговую часть города и теперь это действительно голая скала с небольшой деревушкой неподалеку от его прежнего места. (См. Тир)
• Пророк Исаия (Ис 34.13-15) в 8 в. до РХ, Иеремия (Иер 49.17-18) в 7 в. до РХ и Иезекииль (Иез 25.13; 35.5-7) предсказывали судьбу Едома и его главных городов. Все предсказания исполнились буквально. (См. Села)
• Пророк Наум (Наум 1.8,10; 2.6; 3.10) в 7 в. до РХ предсказал скорое и внезапное падение Ниневии - великого и сильно укрепленного города. Через 50 лет (в 612 г. Ашурбанипал с легкостью взял ее в момент, когда наводнение Тигра разрушило стены. Город был сожжен и разграблен и прекратил свое существование. (См. Ниневия)
• Пророк Исаия (Ис 13.19-22; 14.23) и Иеремия (Иер 51.26,43) предсказали полное, хотя и постепенное уничтожение великого и богатого Вавилона. И действительно, на его месте теперь болота и пустыри, неприятные даже для посещения пастухов. (см. Вавилон)
• Господь Иисус Христос только косвенно предсказал судьбу Хоразина, Вифсаиды и Капернаума (Мф 11.20-24) и теперь даже их прежнее местонахождение определяется с трудом. Полагают, что все они погибли во время землетрясения в 400 г., которое однако не задело Тивериады, находящейся рядом, о которой Господь не сказал ни слова. (См. Капернаум, Тивериада)
• В Мф 24.2 Господь в ответ на вопрос учеников предсказал разрушение храма и самого Иерусалима в скором будущем. В 70 г. Тит взяв Иерусалим разрушил храм, а в 135 г. был почти полностью разрушен и весь Иерусалим (см.).
Наиболее важным для всех людей пророчеством, которым полно все Священное Писание, является пророчество о приходе в мир Мессии (см.). Его приход Бог твердо и много раз лично обещал через пророков и евреи были полны ожиданий (Ис 7.14, ср. Мф 1.21-23; Мих 5.2, ср. Мф 2.4-6). Есть пророчества, записанные за 700 и даже 1000 лет до прихода Христа, но они так подробны, что кажутся записями очевидцев (Пс 21.17-19, ср. Мф 27.35 и Ин 19.34; Ис 53.4-9, ср. Мф 27.57-60). В Писании также часто появляются символические образы грядущего Спасителя (например, Исх 17.6, ср. 1Кор 10.4), и имеется предсказание о том, что Его не узнают и не примут (Ис 53.1, ср. Ин 1.10-11; 12.37). Стоит задуматься о тех пророчествах, которые еще не сбылись или сбываются!
пророчествовать - действовать и говорить по вдохновению, исполнять волю Божию (Ам 3.8). Наиболее ярко это видно на примере Саула (1Ц 10.10; 19.22-24), о котором в еврейском тексте сказано "пророчествовал" и в том случае, когда на него сходил злой дух от Бога и он бесновался (русский перевод; 1Ц 18.10; тоже и в 3Ц 18.29 - о пророках Ваала). В русской Библии слово "пророчествовать" также переведено словом "провеща(ва)ть" (1Пар 25.1), поэтому пророчествовать могли и музыканты (ср. 1Ц 10.5). Истинные пророки всегда пророчествовали, подчиняясь Божию Духу или Его слову, которое они ясно слышали (Ис 61.1; Иер 25.1-3). Пророки очень часто пророчествовали не только словом, но и многими символическими действиями (Иер 19; Иез 4) и даже образом своей жизни (Ос 1.2-9), но чаще всего, конечно, пророчество высказывалось в слове. Одной из форм пророчествования являются "языки," о которых говорится в Новом Завете как о даре Духа (Мк 16.17; Деян 19.6; 1Кор 14). Истинное пророчество мог высказать и лжепророк (Чис 24.2
,16-17), сознающий, что он делает (Чис 24.1), а также человек, устраивающий свои собственные дела, и не сознающий своего истинного назначения (Ин 11.49-51). Пророки зачастую не понимали того, что повелевал им говорить или делать Бог (Дан 12.8; Мф 13.17), хотя Бог открывает им Свои тайны (Ам 3.7). Иногда пророки получали разъяснения (Дан 8.15-16; От 17.7).
Все пророчества осуществились во Христе, ибо дух всякого пророчества есть свидетельство Иисусово (От 19.10). Пророчествовать же после осуществления всех пророчеств - значит назидать, наставлять, увещать, утешать (1Кор 14.3, ср. Рим 12.6; 1Кор 11.4,5; 12.10; 14.1,5,24-25,29,31). О, если бы все в народе Господнем были пророками (Чис 11.29)! (См. также видение, откровение, Слово)
пророчица - женщина, имеющая дар пророчества. В Писании упомянуты следующие пророчицы:
Анна (Лк 2.36),
Девора (Суд 4.4),
Иезавель (От 2.20; лжепророчица),
Мариамь (Исх 15.20),
Ноадия (Неем 6.14; лжепророчица),
одна служанка, одержимая духом прорицательным (Деян 16.16),
Олдама (4Ц 22.14),
четыре дочери Филиппа (Деян 21.8-9; пророчествующие).
Упомянутая в Ис 8.3 "пророчица" есть просто жена пророка Исаии.
прохожих долина (Иез 39.11) - см. полчища Гогова долина.
Прохор (Деян 6.5) - аналог. Никанор.
пруды верхний и нижний (Ис 7.3; 22.9; 36.2) - см. Геон.
псалом (от греч. "псалло" - пою) - песнь для пения в честь Господа, одна из 150, включенных в Псалтирь (см.). Псалмы были составной частью богослужения в храме и пелись на всех еврейских праздниках. В псалмах имеется утешение, подкрепление, наставление, молитва, хвала - то есть все потребное для всякого состояния души, поэтому ап. Павел и призывает верующих к псалмопению (Еф 5.19; Кол 3.16). Священники должны были знать большинство псалмов наизусть. Господь в Своих беседах ссылался на псалмы, как на равноценную часть Священного Писания (Мф 22.43-45; Лк 24.44), и на кресте, среди страданий, воззвал к Отцу также словами псалма (Мф 27.46). Псалмопение было разработано и установлено Давидом. (См. пение)
Псалтирь - 19я книга Ветхого Завета, вторая в разделе учительных книг (см. Библия). Состоит из 150 псалмов, которые называются следующим образом:
Псалом (1-6,8-14,18-30,33,34,36-40,46,48-50,60-64,68,69,72,76,78-81,83,84,97,99, 100,102,108,109,137-140,142,143),
плачевная песнь (7),
песнь (15,45,65),
молитва (16,17,85,89,101),
псалом, учение (31),
учение (41,43,44,51-54,73,77,88,141),
песнь, псалом (47,66,67,74,75,82,86,87,91,107),
писание (55-59),
аллилуия (105,110-112,134),
песнь восхождения (119-133),
хвала (144),
никак не названы (32,35,42,70,71,90,92-96,98,103,104,106,113-118,135,136,145-150).
Книга Псалтирь в оригинале (на еврейском языке) разделена на следующие части (книги):
- Пс 1-40,
- Пс 41-71,
- Пс 72-88,
- Пс 89-105,
- Пс 106-150.
Это деление существовало до перевода Библии на греческий, но назначение его не известно. Не известно также, кто собрал эти 150 псалмов, которые мы теперь имеем в книге Псалтирь, и расположил их именно в этом порядке, но по еврейской традиции считается, что это сделал Ездра. Его считают также автором Пс 118. Составителями остальных псалмов являются:
Давид (1-31,33-40,50-64,67-69,85,100,102,107-109,121,123,130,132,137-144; следует отметить, что слава Давида как певца и составителя псалмов была так велика, что ему, по-видимому, были приписаны многие псалмы, написанные не им - см. например, Пс 5.8; 26.4; 137.2, где говорится о храме, который Давид не мог видеть). Слова "псалом Давида" в оригинале нелегко точно понять, ибо они могут быть переведены и как "псалом по Давиду." То же справедливо и в отношении следующей группы псалмов;
- сыны Кореевы (41.43-48,83,84,86,87; см. также Еман,а),
- Асаф (49,72-82; см. также Асаф,б),
- Соломон (126),
- Ефам (88),
- Моисей (89),
- неизвестные авторы (32,42,65,66,70,71,90-99,101,103-106,110-120,122,124,127-129,131,133-136,145-150).
- Следующие псалмы составлены, по всей видимости, во время или после вавилонского плена: 101,106,110-118,120,122,125,128,136,145-150.
Некоторые псалмы по своей структуре являются алфавитными (см. алфавитные произведения).
Псалтирь во многих отношениях особенная книга во всем Священном Писании. М.Лютер о ней отзывался так: "Это Библия в Библии." Она вся устремлена к Богу. Она является удивительным и замечательным пособием каждому верующему в его молитвах, хвале и общении с Богом!
В Псалтири особенно выделяются хвалебные псалмы (112-117), которые пелись на Пасху и на праздник кущей, и один из них, очевидно, пел и Сам Господь со Своими учениками (Мф 26.30), а также псалмы (песни) восхождения (119-133), которые пелись на ступенях храма или пилигримами на подходах к Иерусалиму. Среди псалмов Псалтири можно найти псалмы на следующие темы:
- благодарение и хвала (29,30,74,104,106,110-117,135,137),
- молитва (5,6,16,61,68-70,78,79,82-85,89,101,137,141,142),
- радость и поклонение (88,102,113,134,144-150),
- покаяние (6,31,37,50,101,129,142),
- мольба о помощи (3,4,7,11,12,16,24,30,34,53,87,131),
- призыв (66,99,116),
- жизнь и бессмертие (15,48,72),
- слава Божия в мире (8,18,28,92,103),
- мудрость (36,48,110),
- защита Божия (14,22,23,26,60,83,90,120),
- история израильского народа (77,104,105,113).
Некоторые псалмы целиком являются пророческими и говорят о грядущем Мессии (2,21,44,71,109), а в некоторых только отдельные стихи (23.7-10; 39.8-11; 67.19; 68.22; 117.22-23; 131.11 и др.). Особенно удивительно пророчество в Пс 21.2,17-19, которое как будто было записано у креста, хотя высказано оно было за 1000 лет до него!
В Священном Писании есть хвалебные песни и в других книгах (Исх 15.21; Чис 21.17-18; Суд 5; 1Ц 2.1-10; 2Ц 1.19-27; 22; Ис 12; 23.2-7; 26; Иез 19; Лк 1.46-55; От 15.3-4), но они нигде не названы псалмами.
Некоторые псалмы очень похожи между собой:
- Пс 13 и Пс 52,
- Пс 14 и Пс 23.1-6,
- Пс 39.14-18 и Пс 69,
- Пс 56.8-12 и Пс 107.2-6,
- Пс 59.7-14 и Пс 107.7-14.
Нумерация псалмов в русской Библии несколько отличается от принятой в других странах. (См. Библия)
псалтирь (1Ц 10.5; 2Ц 6.5; 1Пар 13.8; Неем 12.27; Пс 32.2; 56.9; 70.22; 80.3; 91.4; 107.3; 143.9; 150.3) - струнный (десятиструнный) музыкальный инструмент, напоминающий арфу небольших размеров. Всегда упоминается вместе с гуслями. Возможно, арфа, гусли и псалтирь были очень похожими инструментами. (См. арфа, музыка)
Публий (Деян 28.7,8) - начальник (римский наместник) острова Мелит (Мальты).
Пуд (скромный, робкий; 2Тим 4.21) - христианин в Риме, приветствие которого передает Тимофею ап. Павел. Историки полагают, что он был мужем Клавдии, упомянутой в этом же стихе, дочери правителя Англии того периода.
Пула (Ис 66.19) - страна (или местность) в северной Африке западнее Египта, населенная потомками Фута (см.). В Иез 27.10 это название переведено как Лидия.
Пунон (Чис 33.42,43) - один из станов израильтян в пустыне южнее Мертвого моря в едомской земле. Возможно, название местности связано с именем одного из едомских старейшин (см. Пинон). Эта местность была известна своими медными рудниками. Здесь, как можно заключить из сравнения с Чис 21.9-10, был сделан и выставлен на знамени медный змей.
пур (Есф 3.7; 9.24,26) - род гадания, похожего на игру в кости, и название самого предмета для гадания.
Пурим (Есф 9.26,28,29,31,32) - еврейский праздник, празднуемый 14го (и 15го) Адара (Есф 9.18-19) в память об избавлении евреев от полного избиения, задуманного Аманом. (См. праздники)
пурпур - этим словом обозначается как цвет, так и одежда, выкрашенная в этот цвет (Пр 31.22; Иер 4.30). В отличие от порфиры, окрашиваемой в темно-багровый цвет, пурпур имел, как полагают, цвет красно-фиолетовый и использовался для покрывал скинии (Исх 26.1,31,36) и священнических одежд (Исх 39.1,2,5,8,24,29). (См. багряница)
пустыня - это и совершенно безжизненные пространства (Вт 1.19; Иер 2.6) и просто необитаемые места, хотя и годные для пастбища (Лк 15.4). Словом "пустыня" в некоторых местах обозначены совершенно определенные пустыни: Сирийская - во Вт 1.1; 3Ц 19.15 и Иудейская - в Нав 15.61; Мф 11.7. Следующие пустыни названы по имени:
- Дивлаф (Иез 6.14),
- Едомская (4Ц 3.8),
- Ефам (Чис 33.8; то же, что Сур),
- Зиф (1Ц 23.14-15; часть Иудейской),
- Иеруил (2Пар 10.16; часть Иудейской),
- Иесимон (1Ц 23.19; часть Иудейской),
- Иудейская (Мф 3.1),
- Иудина (Суд 1.16),
- Кадес (Пс 28.8; то же, что Син, часть пустыни Фаран),
- Кедемоф (Вт 2.26),
- Маон (1Ц 23.24,25),
- Моава (Вт 2.8),
- приморская (Ис 21.1),
- Син (Чис 33.36),
- Сур (Быт 16.7),
- Фаран (Чис 13.1),
- Эн-Гадди (1Ц 24.2).
В некоторых местах словом "пустыня" обозначаются все места странствования израильтян по пути в обетованную землю (Чис 14.29; Вт 1.19; 8.2,16; 29.5; Пс 77.40; 105.14; Иез 20.13; Ин 6.31), но чаще это слово имеет обобщенный и иносказательный смысл (Пс 67.7; Ис 32.15,16; 35.1,6; 48.21; 58.12; Иез 20.35-36; 26.20; Ос 13.5), обозначая и отделенность от мира, и испытания, и утрату связи с Богом. (См. странствование)
Путеол (малые источники; Деян 28.13) - портовый город на западном побережье Италии, недалеко от Неаполя (нынешнее название - Поццуоли).
пядень (Исх 28.16; 39.9; Иез 43.13) - то же, что пядь.
пядь (1Ц 17.4; Ис 40.12) - мера длины, равная расстоянию между крайними пальцами руки (большим и мизинцем) в раздвинутом положении - примерно 25см. (См. меры)
пятидесятиначальник (Исх 18.21,25; Вт 1.15) - см. суд.
пятидесятник (1Ц 8.12; 4Ц 1.9-11,13-14; Ис 3.3) - военный командир, начальник пятидесятка солдат.
Пятидесятница (Деян 2.1; 20.16; 1Кор 16.8) - праздник жатвы первых плодов (Исх 23.16), праздник седмиц и праздник начатков жатвы пшеницы (Исх 34.22; Вт 16.10), седмицы и день первых плодов (Чис 28.26), праздник, который праздновался на пятидесятый день после первого снопа жатвы (см.), и потому этот праздник, как и праздник первого снопа жатвы, не был фиксированным. В этот праздник, независимо от дня недели, требовалось оставить все работы, созвать священное собрание (Чис 28.26) и принести особые жертвы (Лев 23.17-18; Чис 28.27-30). В этот праздник требовалось принести новое хлебное приношение (Лев 23.16; Чис 28.26). В день Пятидесятницы, вскоре по вознесении Иисуса Христа (после Пасхи через 40 дней плюс несколько дней - Деян 1.3,5) во время собрания на Апостолов сошел Дух Святой (Деян 2.1-4). (См. праздники)
пятнадцать -
- высота воды в локтях над вершинами гор при потопе (Быт 7.20),
- ширина в локтях боковых завес восточной стороны двора скинии (Исх 27.14-15),
- число сыновей Сивы (2Ц 9.10; 19.17),
- число лет, прибавленных к жизни Езекии (4Ц 20.6; Ис 38.5),
- число сиклей одной из частей мины (Иез 45.12),
- число сиклей - части цены за женщину (Ос 3.2),
- расстояние в стадиях до Вифании (Ин 11.18),
- число дней, проведенных ап. Павлом у ап. Петра (Гал 1.18).
пятница (русский перевод; Мф 27.62; Мк 15.42; Лк 23.54; Ин 19.14, 31,42) - шестой день еврейской недели. В оригинале во всех местах стоит - "день приготовления" (как он и назывался у евреев), ибо примерно с трех часов дня начиналось приготовление к полному покою седьмого дня - субботы (Исх 16.5,23), которая продолжалась с шести часов вечера до шести часов вечера следующего дня (см. день).
пять -
- увеличение доли Вениамина (Быт 43.34; 45.22),
- число братьев, которое взял с собой Иосиф (Быт 47.2),
- число подати (Быт 47.26),
- число камней, которое Давид взял перед встречей с Голиафом (1Ц 17.40),
- количество хлебов, которыми Господь накормил 5000 (Мф 14.17),
- число мудрых и неразумных дев (Мф 25.2),
- число талантов (Мф 25.15),
- число малых птиц (Лк 12.6),
- число ссорящихся в одном доме (Лк 12.52),
- количество пар волов (Лк 14.19),
- количество братьев богача (Лк 16.28),
- доход (в минах) второго слуги (Лк 19.18),
- число мужей женщины (Ин 4.18),
- количество крытых ходов при Вифезде (Ин 5.2),
- количество мудрых слов (1Кор 14.19),
- число наказаний ап. Павла палками (2Кор 11.24),
- количество павших царей (От 17.10).
- Пять часто сочетается с два: Агг 2.16; Мф 14.17; Лк 12.6; 19.18.
пятьдесят -
- ширина ковчега в локтях (Быт 6.15),
- ширина двора скинии в локтях (Исх 27.12-13),
- число дней от начала жатвы до праздника седмиц (Лев 23.16),
- число лет между юбилейными годами (Лев 25.11),
- возраст, до которого служили левиты (Чис 4.3; 8.25),
- доля левитов из добычи (Чис 31.47),
- число скороходов у Авессалома (2Ц 15.1),
- то же у Адонии (3Ц 1.5),
- число воинов в отряде (4Ц 1.9),
- количество сынов пророческих (4Ц 2.7,17),
- остаток всадников у Иоахаза (4Ц 13.7),
- количество сообщников Факея (4Ц 15.25),
- некоторые измерения храма (Иез 40.21,25,29,33,36; 42.2,8; 45.2),
- величина долга (Лк 7.41),
- количество в каждом отделении рассаженных (Лк 9.14),
- возраст, который по словам иудеев Иисус еще не имел (Ин 8.57).
|