на головную страницу сайта





Библейский словарь Вихлянцева



Соленое море (Чис 34.12) - см. море Соленое.

Соломон (мирный) - сын Давида от Вирсавии (2Ц 12.24; бывшей за Уриею) и мудрейший царь израильский, царствовавший в Иерусалиме над всем Израилем 40 лет (3Ц 11.42). Он был определен Давидом как его наследник заранее (3Ц 1.17; 1Пар 28.5) и помазан на царство еще при жизни Давида, будучи не старше 15-20 лет В четвертый год своего царствования он начал строить храм и строил его семь лет (3Ц 6). Затем, в течение 13 лет, он строил свой дворец (3Ц 7.1-11; 9.10). Соломон был знаменит своей великой мудростью (3Ц 3.12; 4.29-30,34) и слава о нем распространялась далеко за пределами Израиля (3Ц 10.1-9). В своем дворце он сделал специальное помещение и трон, с которого судил народ (3Ц 7.7), ибо и на это Господь дал ему мудрости (3Ц 3.28). Им были составлены 3000 притчей и 1005 песен (3Ц 4.32), им написаны: Пс 126 (и, возможно, Пс 71), книга Притчей, Екклесиаста и Песни Песней. При Соломоне Израильское царство процветало как ни при каком другом царе (3Ц 4.20-21,24-25). Все Ханаанские народы были им полностью поко рены (3Ц 9.20-21), были обстроены и укреплены многие города, создана сильная армия (3Ц 4.26; 10.26). Соломон разделил все свое царство на 12 округов (не соответствующих уделам), которые доставляли ему продовольствие на каждый месяц (3Ц 4.7).

Давид оставил Соломону 100000 талантов (3600т) золота и 1 млн талантов (36000т или 30 современных железнодорожных составов) серебра (1Пар 22.14) и сверх того еще 3000 талантов (108т) золота и 7000 талантов (252т) серебра из личных запасов. Царица Савская подарила ему 120 талантов (4,3т) золота, не считая других подарков. Из Офира было доставлено 420 (450) талантов (15,1т или 16т) золота, а ежегодный доход только в золоте составлял 666 талантов (24т; 3Ц 10.14; 2Пар 9.13). Эти несметные богатства (Ек 2.10), также как и жестокая работа подвластного ему народа (3Ц 12.4), говорили скорее о безумии, чем о мудрости величайшего из царей. Заведя огромный гарем и взяв 700 жен (3Ц 11.3; Песн 6.8), Соломон нарушил закон (Вт 17.16-17) и стал постепенно отходить от Господа (3Ц 11.4-11). У него появились враги (3Ц 11.14,23,26) и его царство Господь отторг от него, хотя это произошло после его смерти (3Ц 11.12-13) - при Ровоаме Израиль окончательно отделился от Иуды (3Ц 12.19). Соломон является одним из предков Иосиф а в родословии Иисуса Христа. (См. Екклесиаста книга, Израиль, Притчей книга, храм)

соль - как важная и необходимая часть пищи, соль во многих местах Священного Писания обозначает нечто очень важное также и в духовном смысле (Лев 2.13; Мф 5.13). Все жертвы солились (Иез 43.24; Мк 9.49) и на это шло много соли (Езд 6.9; 7.22). Слово "соленый" в Исх 30.35 переведено на русский язык как "стертый." Выражение "есть соль" (Езд 4.14) означало: быть на службе, зависеть. Посыпать (засеять) разрушенный город солью (Суд 9.45) означало проклясть его. (См. завет соли)

Соляная долина (4Ц 14.7; 1Пар 18.12; 25.11; Пс 59.2) - долина у южной оконечности Мертвого моря (во 2Ц 8.13 названа Соленая). (См. долины)

Сонам (1Ц 28.4; 4Ц 4.8) - город в уделе Иссахаровом на север от Изрееля (в Нав 19.18 назван Сунем, нынешнее название - Сулем). Ависсага и, возможно, Суламита (Песн 7.1) были из этого города. (См. Сунамитянка)

Сонамитянка (4Ц 4.12) - богатая женщина из Сонама, которая дала приют пророку Елисею.

сонм (от старослав. соимать - собирать) - сход, собрание, толпа, множество (Быт 50.9; Пс 81.1).

Сорек (Суд 16.4) - долина одноименной реки, на которой жила Долида (и находилась Цора - родина Самсона). (См. долины)

сорок -

  • число дней наводнения (Быт 7.17),
  • число дней от остановки ковчега до выпускания ворона (Быт 8.6),
  • возраст Исаака, когда он женился (Быт 25.20),
  • возраст Исава, когда он взял Иегудифу (Быт 26.34),
  • число дней бальзамирования (Быт 50.3),
  • число лет странствования евреев по пустыням (Исх 16.35; Чис 14.33; Вт 8.2; Пс 94.10; Ам 2.10; 5.25; Деян 7.36,42; 13.18; Евр 3.9,17),
  • продолжительность пребывания Моисея на горе Синай (Исх 24.18; 34.28; Вт 9.9,18; 10.10),
  • число дней очищения (Лев 12.2,4),
  • число ударов (Вт 25.3; 2Кор 11.24),
  • возраст И.Навина, когда он был послан Моисеем осматривать землю (Нав 14.7),
  • число лет покоя земли (Суд 3.11; 5.31; 8.28),
  • число сыновей Авдона (Суд 12.14),
  • число лет владычества филистимлян (Суд 13.1),
  • число лет, которое Илий был судьей (1Ц 4.18),
  • число дней выхода Голиафа (1Ц 17.16),
  • число лет царствования Давида (2Ц 5.4; 15.7; 3Ц 2.11),
  • длина в локтях передней части храма - святого (3Ц 6.17),
  • число лет царствования Соломона (3Ц 11.42),
  • продолжительность пути Илии (3Ц 19.8),
  • число лет царствования Иоаса (4Ц 12.1),
  • срок, определенный Ниневии (Ион 3.4),
  • продолжительность поста Иисуса (Мф 4.2),
  • возраст Моисея, когда он оставил Египет (Деян 7.23),
  • число лет царствования Саула (Деян 13.21),
  • число заклявшихся убить ап. Павла (Деян 23.13).

На три периода по 40 лет распадается жизнь Моисея (Деян 7.23,30,36).

Кроме указанных, число 40 употребляется и во многих других местах Священного Писания, не всегда, по-видимому, имея только арифметический смысл (Иез 29.11-13).

Сосипатр - а; Деян 20.4) - Пирров, христианин из Верии, сопровождавший ап. Павла;

б; Рим 16.21) - родственник ап. Павла, от которого он приветствует верующих в Риме.

сосуд - кроме известного значения (любая емкость - 1Ц 21.5; Деян 10.11), это слово употребляется часто для обозначения инструментов для богослужения и самого богослужения (Исх 25.9; Ис 52.11), а также души человеческой, как вместилища чего-либо нечистого или святого (Иер 22.28; Деян 9.15; 1Пет 3.7; Рим 9.22,23; 2Кор 4.7; 1Фес 4.4; 2Тим 2.21).

Сосфен - а; Деян 18.17) - начальник одной из синагог (ср. ст. 8) в Коринфе;

б; 1Кор 1.1) - один из сотрудников ап. Павла.

Сотай (Езд 2.55; Неем 7.55) - аналог. Амий.

сотник - римский офицер, командир сотни (1/60 легиона), воинского подразделения, подобного современной роте. Такие подразделения, по-видимому, во многих местностях являлись самостоятельными гарнизонами и их командиры поэтому обладали большой властью и влиянием (Лк 7.2,5). Были подобные начальники и у еврейского народа, но они имели более общий (не только воинский) характер (1Ц 22.7; 1Пар 13.1). (См. стоначальник)

Софар (Иов 2.11; 11.1; 20.1; 42.9) - Наамитянин, один из друзей Иова. Он назван третьим и, судя по речам, был самым язвительным из всех.

Софереф (Неем 7.57) - см. Гассофереф.

Соферийцы (1Пар 2.55) - слово, переведенное в русской Библии как имя собственное, в оригинале означает "писцы," "книжники." Среди них были Тирейцы, Шимейцы и Сухайцы. Из оригинала не ясно, три ли это отдельные семьи или три различные специальности: читающие, переписчики и проверяющие, но все они из одного родства. (См. имя, Рехавиты, Хамаф)

Софонии пророка книга - 36я книга Ветхого Завета, девятая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Книга содержит три главы, в которых пророк обличает иудеев и другие народы в идолопоклонстве и предвозвещает Божии суды за это. В конце книги возвещается радостное избавление для раскаявшегося остатка. Книга написана, по-видимому, в начале царствования Иосии.

Софония (Иегова укрывает) - а; Иер 21.1; 29.25,29; 37.3) - сын (потомок) Маасеи, священник во дни Седекии (в 4Ц 25.18; Иер 52.24 назван Цефания);

б; Соф 1.1) - сын (потомок) Хусия, потомок царя иудейского Езекии, один из малых пророков;

в; Зах 6.10,14) - отец (предок) Иосии (Хена; см.).

Сохо - (Нав 15.35; 1Пар 4.18; 2Пар 11.7; 28.18) - аналог. Адифаим (в 1Ц 17.1 назван Сокхоф, а в 3Ц 4.10 - Соко);

б; Нав 15.48) - город в уделе Иудином, в его нагорной (южной) части (ныне местечко Шувеке южнее Хеврона).

сошник (1Ц 13.20) - лемех, наконечник, острая часть плуга.

спасение - избавление от суда и вечного наказания. Слово это иногда употребляется и в мирском, временном значении, как избавление от зла и бед (Суд 10.1; 1Ц 11.13; Евр 11.7), но в более важном - духовном смысле оно обозначает прощение греха и введение верующего в Царство Божие (Лк 1.77). Грех есть наибольшее зло, от которого происходят и все наши временные несчастья; он же является причиной вечной погибели, поэтому спасение от греха и его последствий есть высшее благо для человека. Через весь Ветхий Завет проходит надежда на грядущее спасение (Пс 13.7; 84.8,10; 118.81; Ис 46.13; 56.1), которое и было даровано Богом во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Мк 1.15; Ин 3.16; Гал 4.4). Никаким иным путем, но только во Христе верующая душа получает спасение и входит в вечное Царство Божие.

Христос, после Своей крестной смерти, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось в гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного (Правосл. Исповедание, ч. 1). Об этом изведении праведников читаем в послании ап. Петра: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал." (1 Петр. 3:18-19) - "Ибо для того и мертвым было благовествуемо, - читаем там же далее, - чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом." (1 Петр. 4:6).- О том же говорит и ап. Павел, а именно: приведя стих псалма: "Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам," апостол продолжает: Посему и сказано: "Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам." Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Ефес. 4:8-10).

Говоря словами св. Иоанна Златоуста, "ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан" (слово на Пасху).

С разрушением затворов ада, то есть неизбежности ада, уничтожена и сила смерти. Во первых, смерть для праведных людей явилась лишь переходом от нижних в высшее, к лучшей жизни, к жизни в свете Царствия Божия; во вторых, сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо нам открыт воскресеньем Христовым путь к всеобщему воскресенью. "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15:20). Христово воскресение есть залог нашего воскресения: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15:22-23). Затем смерть будет окончательно уничтожена: "Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор. 15:26).

О победе над адом и смертью особенно радостно возвещает нам тропарь св. Пасхи: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав."

Спаситель - Господь Иисус Христос (Лк 2.11; Деян 4.12), в Котором Бог даровал спасение и искупление грехов каждому верующему в Него, и о Котором было предвозвещено через пророков с древнейших времен (Ис 62.11). В простом, временном смысле это слово употребляется также в значении "избавитель" (Суд 3.9; Ис 19.20; Авд 1.21).

споборник (Иез 12.14) - сподвижник, соратник, помощник в борьбе.

сподобиться (Лк 20.35; 21.36) - удостоиться, обрести милость.

справа (Зах 12.6) - см. направо.

сребренник (Мф 26.15) - см. серебренник.

средние ворота (Иер 39.3) - одни из внутренних ворот древнего Иерусалима (положение не известно). (См. ворота)

сретение (Исх 19.17; Ам 4.12; 1Фес 4.17) - встреча.

стадия (Лк 24.13; Ин 6.19; 11.18; От 14.20; 21.16) - римская мера длины, равная примерно 200м. (См. меры)

стакти (Исх 30.34) - чистая смирна, смола стираксового дерева, самоточно вытекающая из коры. Являлась составной частью священного курения. (См. ароматы)

стан - расположение жилищ (шатров) израильтян, когда они останавливались в своем движении по пустыне. Стан всегда устраивался вокруг скинии в строго определенном порядке. Непосредственно вокруг скинии устраивались левиты по родам, а за ними - все остальные по своим коленам (Чис 2; 3.23,29,35,38; см. схему).

  • Н е ф ф а л и м
  • А с и р
  • Д а н
  • Мерари

(север)

  • Вениамин Моисей,
  • Манассия Гир- Аарон, Иуда
  • Ефрем сон священ- Иссахар
  • ники Завулон

(юг)

  • Кааф
  • Р у в и м
  • С и м е о н
  • Г а д

Двигался весь народ также всегда в своем порядке (Чис 10.11-28; Нав 3.4). Численность еврейского народа при первом исчислении составила более 600000 человек, годных для войны (Чис 1.46), следовательно, всех было не менее 3 млн. Это количество народа, равное почти половине населения современных Болгарии или Швеции, так стройно и слаженно устраивалось в указанном порядке, что, рассматривая стан с горы, Валаам невольно воскликнул: "Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!" (Чис 24.5). Стан хранился в чистоте. Умерших хоронили вне стана (Лев 10.4) и побивали камнями также вне стана (Лев 24.14). Прокаженные, заключенные, нечистые должны были жить вне стана (Лев 13.46; 14.3; Чис 12.14; Вт 23.10; ср. Нав 6.22), очищение также должно было происходить вне стана (Чис 31.19). Вне стана же сжигались и некоторые жертвы (Лев 4.12; 8.17). (См. колена Израилевы, скиния)

старейшина (старец) - всякий из старших представителей рода, в руках которого в древности были большое влияние и власть (Исх 3.16,18). В любых делах они являлись представителями всего народа (Нав 24.1, ср. ст. 16; 1Ц 8.4, ср. ст. 7) и их традиции к сожалению часто становились законом (Мф 15.2). Слово "старейшина" переведено в русской Библии: "пресвитер," "блюститель" (Деян 20.28, по-греч. епископ) и "пастырь" (1Пет 5.1). (См. епископ, пресвитер)

Старые ворота (Неем 3.6; 12.39) - одни из ворот во внешней (северной) стене древнего Иерусалима. (См. ворота)

статир (Мф 17.27) - греческая монета, равная четырем драхмам (одному сиклю). (См. деньги)

Стахий (Рим 16.9) - аналог. Амплий.

стегно (Быт 24.2,9; 47.29; Лев 3.4,10,15; 4.9) - верхняя часть ноги от таза до колена; поясница, бедро.

Стефан - а; Деян 6.5,8; 7.55,59; 8.2; 11.19; 22.20) - аналог. Никанор. Он был особенно исполнен Духа Святого и веры и первый пострадал за имя Христово. Его речь в синедрионе и великодушное прощение его убийц без сомнения сильно тронули сердце Савла, который, быть может, был очевидцем и других проповедей Стефана. Таким образом, он посеял первые семена Евангелия, которые ап. Павел затем рассеял во всем мире;

б; 1Кор 1.16; 16.15,17) - как и Епенет, один из первых греков, уверовавших во Христа, крещенный ап. Павлом; впоследствии, по-видимому, один из его помощников.

стиракса (значение слова не известно; Быт 37.25; 43.11) - в оригинале "благовония," как и в Исх 30.23; 3Ц 10.2; Иез 27.22. (См. ароматы)

сто -

  • цена поля (Быт 33.19),
  • мера завес (Исх 27.9),
  • длина двора (Исх 27.18),
  • число подножий (Исх 38.27),
  • величина штрафа (Вт 22.19),
  • число тысяч пораженных (3Ц 20.29),
  • число пленных (1Пар 5.21),
  • число тысяч воинов из израильтян (1Пар 21.5),
  • число тысяч талантов золота и железа (1Пар 22.14; 29.7),
  • плата (2Пар 25.6,9; 27.5),
  • число тысяч войска израильтян (2Пар 25.6),
  • приношения (Езд 2.69; 6.17; 8.26),
  • меры храма (Иез 40.19,23,47; 41.13,14; 42.8),
  • наибольший урожай (Мф 19.29; Лк 8.8),
  • число овец (Мф 18.12),
  • число людей в группе (Мк 6.40),
  • количество благовонного состава (Ин 19.39).

сто двадцать -

  • заповеданный Богом век человека (Быт 6.3),
  • число лет жизни Моисея (Вт 34.7),
  • число тысяч павших (Суд 8.10; 2Пар 28.6),
  • число тысяч жертв (3Ц 8.63),
  • высота притвора (2Пар 3.4),
  • число священников (2Пар 5.12),
  • число сатрапов (Дан 6.1),
  • число тысяч жителей Ниневии (Ион 4.11),
  • собрание (Деян 1.16).

стоические философы (Деян 17.18) - представители философской школы, основанной Зеноном из Китиона (336-264 гг. до РХ) и получившей свое название от наименования "Стоя" - портика или крытого двора при Афинской академии, в котором собирал своих учеников Зенон. Стоики считали Бога мировой душой, огнем, наполняющим и творящим все во вселенной. Мир по их учению многократно возникает, развивается и погибает во всеобщем пожаре, во время которого души людей возвращаются в мировую душу - Бога, и затем все начинается сначала. Чувственную сторону существа человека они почитали злом, а разум - Божиим даром, поэтому стоики проповедовали строгий и разумный образ жизни. Мерилом истины по их учению является человеческая убежденность. Человеку во время его жизни надлежит стремиться жить добродетельной жизнью в наиболее полном согласии с природой и законами, установленными Богом, чтобы избежать страдания за их нарушение. Стоики явились основоположниками философской дисциплины логики. Видными последователями Зенона бы ли Клеанф, Хрисипп, Поседоний, Сенека, Марк Аврелий. Позже стоицизм растворился в неоплатонизме.

столб - то же, что истукан, кумир, изображение божества (Исх 34.13; Лев 26.1; Иез 6.4), которые, по-видимому, часто устраивались на столбах (подставках) или в виде столбов. (См. дерево посвященное, дубрава)

столица верная (Ис 1.21,26) - Иерусалим (см.).

стоначальник (Исх 18.21; Чис 31.14,54; 1Пар 26.26; 28.1; 2Пар 25.5) - один из гражданских (а также и военных) начальников в израильском народе, в обязанности которых входило судить народ (Исх 18.22), то есть управлять всеми его делами (называется также "начальник сотни" - 2Пар 23.1). (См. сотник, суд)

сто пятьдесят - время усиления воды (Быт 7.24), цена коня (3Ц 10.29).

стража (Исх 14.24; Суд 7.19; 1Ц 11.11; Пс 62.7; 89.5; 118.148; Плач 2.19; Мф 14.25; 24.43; Мк 6.48; Лк 12.38) - период ночи, которых у евреев было три (вечерняя, ночная и утренняя стражи), а у римлян - четыре. Позже евреи переняли от римлян деление ночи на четыре стражи (Мк 13.35), но ночь они продолжали считать от захода до восхода солнца, поэтому и длина страж менялась в зависимости от времени года (у римлян же ночь считалась от шести часов вечера до шести утра и все стражи были по три часа).

страннолюбие (странноприимство; 1Пет 4.9; Рим 12.13; 16.23; 1Тим 3.2; Тит 1.8; Евр 13.2) - гостеприимство.

странствование - образ жизни, какой жили Авраам (Быт 17.8; 20.13), Исаак (Быт 26.3; 35.27), Иаков (Исх 6.4) и все их потомки по пути из Египта в обетованную землю, и который является прообразом и примером также и жизни истинных христиан в этом мире (1Пет 1.17). (См. пустыня)

страус (Лев 11.16; Вт 14.15; Иов 39.13; Ис 13.21; 34.13; Иер 50.39; Плач 4.3; Мих 1.8) - очень крупная (высотой до 2м и весом до 130 кг), нелетающая и очень пугливая птица, нечистая по закону, распространенная в Африке и на Аравийском полуострове. Держится небольшими стаями, чаще - в пустынных местах. При малейшей опасности стремительно убегает.

стропотный (Суд 2.19) - строптивый.

строптивый (Вт 32.5; Флп 2.15) - упрямый, непослушный, своевольный, уклоняющийся от истины.

ступени (Ахазовы; 4Ц 20.11; Ис 38.8) - солнечные часы, построенные в Иерусалиме при Ахазе, по-видимому, как и жертвенник, по сирийскому образцу (ср. 4Ц 16.10). Слух о чуде, сотворенном Богом, дошел до Вавилона (2Пар 32.31).

стяжание (Иов 20.28; Пр 10.3; Иер 20.5; Мих 4.13) - богатство, накопление, всевозможное добывание.

Суаль (шакал; 1Ц 13.17) - район севернее Михмаса.

Суах (1Пар 7.36) - аналог. Беера,б.

суббота (покой) - день священного успокоения от всяких трудов, праздник из праздников евреев, данный им Богом (Исх 31.13-17). В этом же смысле - "священный покой," слово "суббота" употреблено в Лев 16.31 в отношении десятого дня седьмого месяца (вне зависимости от дня недели), а также в отношении каждого седьмого (субботнего) года, в течение которого земля должна покоиться (Лев 25.2,4,6). Бог особо благословил седьмой день, ибо Сам "в оный почил от всех дел Своих" (Быт 2.3; Исх 20.11). Но о субботе в Священном Писании упоминается впервые только после выхода израильтян из Египта (Исх 16.23,25-26,29-30) и соблюдение дня субботнего связывается с этим выходом (Вт 5.15). Следует заметить, что хотя израильтяне были тогда еще только на пути к Синаю, они уже имели "устав и закон" (Исх 15.25).

Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20.12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23.3) и приносилась особая жертва (Чис 28.9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26.33-35; 2Пар 36.21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12.2), оставив главное - делание добра (Лк 13.14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12.8). (См. неделя, праздники, семь)

субботний год (Лев 25.8) - каждый седьмой год, в который по закону земля должна покоиться (см. суббота).

субботний путь (Деян 1.12) - предельное расстояние, равное примерно 1-1,5 км, которое по фарисейскому закону дозволялось проходить в субботу. (См. меры, суббота)

субботний ход (4Ц 16.18) - в оригинале не ясно. Полагают, здесь имеется в виду покрытое балдахином праздничное место царя в храме, сделанное, как и отдельный вход, по восточному образцу.

субботство (2Пар 36.21; Евр 4.9) - покой (исполненный в первом случае и ожидаемый - во втором).

Сува (2Ц 8.3,5,12; 10.6,8; 3Ц 11.23; 1Пар 18.3,5,9; 19.6) - царство, расположенное, по-видимому, восточнее и южнее Дамаска (в 1Ц 14.47 названо Сова, во 2Ц 23.36 - Цоба, а в Пс 59.2 - Сирия Цованская).

суд - это не только разбирательство тяжб (Вт 19.17), но рассмотрение всяких спорных вопросов, законодательство в широком смысле, направление всей жизни израильского народа (Вт 1.15-16; 16.18). Судить - значило управлять, руководить (Зах 3.7). Судьи были и у других народов (Ам 2.3), но суд у народа Божия был делом Бога и осуществлялся от Его имени (Исх 18.15; Вт 1.17; 2Пар 19.6). Вначале Моисей судил весь народ один, но затем, по совету Иофора, были избраны из среды народа тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники (Исх 18.24-26; Вт 1.15-16). Позже народ израильский судили (в том же широком смысле) судьи - отдельные вожди народа, поставляемые Богом в определенные критические периоды, а затем - цари (1Ц 8.5; 2Ц 15.2). Кроме того, в Священном Писании слово "суд" иногда означает слово Божие, святое и истинное, данное для наставления и просвещения человека (Пс 118.7,108; 147.8), а также означает справедливость, защиту (Быт 18.19; Вт 10.18; Иов 19.7; Пс 9.39; Ис 56.1; Мф 12.1 8). (См. синедрион, старейшина)

суда долина (Иол 3.14) - см. Иосафата долина, долины.

суд (Божий; Деян 28.4) - так переведено слово "Дике," означавшее в греческом языке богиню возмездия или справедливости (здесь слово "Божий" набрано курсивом - см. Библия).

Судей книга - седьмая книга Ветхого Завета, вторая в ряду исторических книг (см. Библия). Книга повествует о жизни израильского народа во время судей - после И.Навина и до первосвященника Илия. Всю книгу можно разделить на три части: а) 1.1 - 2.5 введение, б) 2.6 - 16.31 основное повествование о падениях и освобождениях израильского народа и в) 17.1 - 21.25 два дополнительных рассказа о двух отдельных событиях (в этом смысле книга Руфь могла бы рассматриваться как часть книги Судей и третьим дополнительным рассказом, см. Руф 1.1). Время написания книги Судей не известно. Возможно, она была написана в начале периода правления царей (до взятия Иерусалима Давидом; Суд 1.21; 17.6; 18.1; 19.1; 21.15). Судя по Суд 18.30 написание ее можно отнести и к еще более позднему времени (ср. 4Ц 15.29), однако еврейская традиция приписывает ее Самуилу. (См. судьи)

судить - см. суд, судьи.

судьи (Израиля) - вожди израильского народа, которых Бог выдвигал из различных колен для временного избавления от поработителей (Суд 2.16), при этом слово, употреблявшееся в еврейском тексте - "повелитель множества" - означало не только судью, но в большей степени правителя. Судьи управляли не всем народом, в то время еще необъединенным, а лишь отдельными его частями, и своей власти не передавали, как цари, своим детям. Всего в Священном Писании упоминается семнадцать судей:

  • (период без судьи - Суд 3.8) 8 лет
  • Гофониил (Суд 3.9-11) 40
  • (период без судьи - Суд 3.14) 18
  • Аод (Суд 3.15-30) 80
  • Самегар (Суд 3.31) ?
  • (период без судьи - Суд 4.3) 20
  • Девора (Суд 4.4 - 5.31) 40
  • (период без судьи - Суд 6.1) 7
  • Гедеон (Суд 8.28) 40
  • Авимелех (Суд 9.6,22) 3
  • Фола (Суд 10.1-2) 23
  • Иаир (Суд 10.3) 22
  • (период без судьи - Суд 10.8) 18
  • (промежуточная сумма = 319 + ? лет, ср. Суд 11.26)
  • Иеффай (Суд 11.6-11; 12.7) 6
  • Есевон (Суд 12.8-9) 7
  • Елон (Суд 12.11) 10
  • Авдон (Суд 12.13-14) 8
  • (период без судьи - Суд 13.1) 40
  • Самсон (Суд 13.5; 15.20; 16.31) 20
  • Илий (1Ц 4.18) 40
  • Самуил (1Ц 7.15) ?
  • Иоиль, Авия (1Ц 8.1-2) ?

(общий итог: 450 лет, при этом периоды, обозначенные ???, видимо, в сумме составляют не менее 100 лет)

Гофониил, Аод, Самегар, Фола и Самсон названы спасителями, Иеффай - начальником, а Авимелех - царем.

Суммы лет в вышеприведенной таблице (319 и 450) совпадают (если не считать периодов, обозначенных ???) с Суд 11.26 и Деян 13.20, но число 450 сильно расходится с 3Ц 6.1: 480-40-40-40-4=356 лет, что, по-видимому, говорит о совпадении по времени некоторых периодов в правлении судей или об ошибке в записи.

судья - лицо, объединяющее функции не только судьи, но и начальника, правителя (Лк 18.2). (См. суд)

суеслов (Деян 17.18) - пустослов, болтун.

Сузы (лилия; Неем 1.1; Есф 1.2; 2.3,5,8; 3.15; 4.8,16; 8.14,15; 9.6,11,12-15,18; Дан 8.2) - древний город на восток от Вавилона и на север от общего русла рек Тигр и Евфрат. Был богато украшен и служил персидским царям зимней резиденцией. После раскола и упадка империи Александра Великого город совершенно утратил важность своего значения и постепенно превратился в развалины, среди которых одно из надгробий теперь почитается местным населением как могила Даниила.

Суккот-беноф (4Ц 17.30) - название некоего вавилонского божества (как полагают, бога плодородия).

Сукхиты (2Пар 12.3) - одно из африканских племен, жившее в пещерах в районе древнего города Сухе западнее Чермного (Красного) моря.

Суламита (Песн 7.1) - имя возлюбленной. (См. Песни Песней, Сонам)

Сунамитянка (3Ц 1.3,15; 2.17,21,22) - Ависага (из Сонама).

Сунем (Нав 19.18) - см. Сонам.

Сур (ограда, укрепление) - а; Быт 16.7; 20.1; 25.18; Исх 15.22; 1Ц 15.7; 27.8) - земля между Египтом и владениями амаликитян, по-видимому, восточнее Чермного (Красного) моря, пустыня, названная в Чис 33.8 Ефам; (См. пустыня)

б; 4Ц 11.6) - см. верхние ворота (слово "ограда" передано как название ворот, см. имя).

Суса (2Ц 20.25; 1Пар 18.16) - см. Сераия,а.

Сусаким (3Ц 11.40; 14.25; 2Пар 12.2,5,7,9) - египетский фараон Шешонк-1, оказавший покровительство бежавшему Иеровоаму и затем, возможно, по его совету, напавший на Иудею и ограбивший иерусалимский храм.

Сусанна (лилия; Лк 8.3) - одна из женщин, сопровождавших Иисуса и служивших Ему своим имением.

Сусанцы (Езд 4.9) - жители Суз. (См. Апарсы, Даги, Еламиты)

Сусий (Чис 13.12) - отец (предок) Гаддия.

Суф (Вт 1.1) - как полагают некоторые толкователи, это слово обозначает Чермное (Красное) море. (См. Асироф)

Суфа (Чис 21.15) - значение слова в оригинале не ясно.

Сухайцы (1Пар 2.55) - см. Соферийцы.

сын - кроме обычного значения очень часто означает в Писании потомка вообще, являющегося также как бы проявлением и воплощением отца (предка).

Например, в 1Пар 4.1 Фарес, Есром, Харми, Хур и Шовал названы сыновьями Иуды, хотя их родословие протянулось от переселения Иакова в Египет до входа Израиля в обетованную землю (то есть более, чем на 300 лет; см. схемы ниже).

  • Иуда (как в 1Пар 4.1)
  • Фарес, Есром, Харми, Хур, Шовал
  • фактически
  • Иуда
  • Фарес, Зара (в Египет)
  • Есром
  • Завдий
  • Иерахмеил,
  • Арам, Халев
  • Хур (Ор), Шовал
  • Веселеил (из Египта)
  • Харми
  • Ахан

Далее, в 1Пар 9.11; Неем 11.11 Садок назван сыном Мераиофа, хотя между ними было еще по крайней мере девять поколений, а Мераиоф назван сыном Ахитува, хотя между ними в другом месте указано еще несколько поколений (см. следующую схему). Аналогичную картину мы видим и во многих других местах (ср. Быт 10.22-23 и 1Пар 1.17; 1Пар 9.12 и Неем 11.12; 1Пар 23.8 и 26.21-22; Езд 5.1 и Зах 1.1).

  • 1Пар 6.4-13 то же в 1Пар 9.11; то же в Езд 7.3
  • Неем 11.11
  • Авишуй Ахитув
  • Буккий
  • Озия
  • Зерахия
  • Мераиоф Мераиоф Мераиоф
  • Амария
  • Ахитув
  • Садок
  • Ахимаас
  • Азария
  • Иоанан
  • Азария Азария
  • Амария Амария
  • Ахитув
  • Садок Садок
  • Селлум Мешуллам
  • Хелкия Хелкия
  • Азария Азария
  • (Сераия)

В 1Пар 2.33 сыновьями Иерахмеила названы все его потомки, перечисленные в ст. 25-33, а перечисленные в 1Пар 23.7-11, все названы сынами Лаедана (см. ст. 9,11).

В 1Пар 7.23,25-27 сыновьями Ефрема названы все последующие поколения до И.Навина включительно (см. Аммиуд,а).

В 1Пар 2.31,34-35 сыном Шешана из колена Иудина назван сын его дочери от раба-египтянина (см. Аттай,а), а в Руф 4.17 Овид назван сыном Ноемини. В подобном же смысле в 1Пар 1.50 употреблено даже и слово "дочь" (ср. Быт 36.39).

Таким образом, понятие "сын" в Священном Писании объединяет как бы в одно тело и отцов и детей (Вт 6.2), и даже больше - символизирует продолжение одного и того же дела (Пр 30.4). Поэтому в Писании сыновья часто называются именами отцов (2Ц 19.24; 2Пар 15.8, относительно курсива см. Библия; см. также Авия,в; Матфания,б; Шевуил,а).

Учитывая все изложенное становится понятным, что такое выражение, как например, "сыны пророческие" (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5,7) означает не наследников пророков по плоти, а причастников дара пророческого - пророков. "Сын блудницы" (Вт 23.2) означает не сына развратной женщины, а причастника разврата и идолопоклонства - отступника. Также и "сыны священнические" (Неем 12.35) не означает потомков Аарона, но учеников или сослужителей священников.

Подобное же значение несут выражения: сын чужой (Иез 44.9), сыны царства (Мф 8.12), сыны чертога брачного (Мф 9.15), сыны геенны (Мф 23.15), сыны громовы (Мк 3.17), сын мира (Лк 10.6), сыны воскресения (Лк 20.36), сын погибели (Ин 17.12; 2Фес 2.3), сыны противления (Еф 2.2).

Сыном в Священном Писании называются также ближайшие ученики (1Ц 3.6; 1Тим 1.2,18; 2Тим 2.1; Тит 1.4; Флм 1.10).

Сыном иногда признают (называют) неродного ребенка (например, Моисей - сын дочери фараона, Исх 2.10). Сегув, сын дочери Махира (колено Манассиино) и Есрома (колено Иудино; 1Пар 2.21) был, по-видимому, Махиром усыновлен, ибо Иаир, сын Сегува в Чис 32.41 назван сыном Манассии, а не Иуды. И удел Иаир получил среди сынов Манассии. Израиль усыновил Ефрема и Манассию (Быт 48.5) и они оба получили по уделу, как и прочие сыны Израиля. Бог усыновил всего Израиля (Исх 4.22; Вт 14.1; Рим 9.4) и сделал его Своим уделом (Исх 19.5). Верующих Бог усыновляет через Иисуса Христа (Ин 1.12-13; Иак 1.18; 1Ин 3.1-2; Рим 8.14-17,29; Гал 4.4-7; Еф 1.4-5) и дает им особый удел (1Пет 2.9). (См. также имя, Махол, родить, родословие)

Сын Божий - Мессия и Спаситель людей, Господь Иисус Христос (Мф 1.21; Лк 1.32-33,35; Ин 1.33-34). Предыдущая статья (сын) может помочь более полно понять значение, заложенное в выражении "Сын Божий," ибо Иисус Христос есть явление (проявление) и воплощение Бога-Отца.

сын Божий (Дан 3.25) - в оригинале "сын богов" (выражение, употребленное Навуходоносором-язычником для описания Ангела).

сынов народа ворота (Иер 17.19) - см. восточные ворота.

сыновья рабов Соломоновых (Езд 2.55,58; Неем 7.57,60) - потомки подневольных рабочих, которых Соломон сделал из остатков народов, покоренных им (3Ц 9.20-21).

сын царя (3Ц 22.26; 2Пар 18.25; 28.7; Иер 36.26; 38.6) - возможно, близкое доверенное лицо царя, но не родной сын, ибо ни Иоас, ни Иерамеил, ни Маасея, ни Малхия среди детей "своих" царей не упоминаются (3Ц 21.29; 22.40; 1Пар 3.13,16). (См. друг царя)

Сын Человеческий - Господь Иисус Христос в Его (совершенной) человеческой природе (Мф 11.19; Лк 19.10; Ин 3.13-16; 5.26-27). Это выражение только однажды встречается в Ветхом Завете (Дан 7.13, в русской Библии - Сын человеческий). (См. сын)

сын человеческий - человек, "человек от человеков." Это выражение встречается только в Ветхом Завете; в Новом Завете оно встречается только однажды (Евр 2.6) как повторение слов пророчества. (См. сын)

сыны Божии - в Иов 1.6; 2.1; 38.7 определенно означает Ангелы, но в Быт 6.2,4 не может иметь такого значения, ибо Ангелы не женятся (Мк 12.25). Возможно, в этом месте имеются в виду потомки Сима (семиты, предки будущих евреев, ср. Вт 14.1; Пс 72.15; Ис 43.6; Ос 1.10) в противоположность потомкам Каина, дочери которого (ст. 4) названы дочерьми человеческими. В Новом Завете сыны Божии (Лк 20.36) - это верующие. (См. дети Божии, сын Божий)

сыны Еверовы (Быт 10.21) - см. Евер,а.

съесть книгу (Иер 15.16; Иез 2.8; 3.1-3; От 10.9-10) - усвоить, переварить содержание книги (сердцевина папируса, из которой делался материал для письма, была съедобной).

сюрмить (Иез 23.40) - чернить, подводить черной краской (ср. Иер 4.30).







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!