В конце 80-х годов XX века в нашу жизнь вернулись забытые обычаи
и ритуалы, в том числе старинная русская традиция подношения пасхального
яйца. Большой интерес вызывают выставки пасхальных яиц в России и за
ее пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция
русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического
музея. А вслед за ней в Сан-Диего (США) и в Москве были организованы
выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской
семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской
галереи журнала «Форбс». В 1992 году в рамках международного Сергиевского
конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника
также прошла выставка пасхальных яиц.
В настоящее время пасхальные яйца можно считать не только культовым
предметом, но и светским: в их украшении часто используют изображения
тематически не связанными с праздником Пасхи. Хотя возрождая старые
традиции, современные мастера снова и снова обращаются к росписи пасхальных
яиц. Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы,
обратившиеся к росписи матрешек, через 3-4 года занялись пасхальными
яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный
путь, который по мнению русского богослова, философа, ученого Павла
Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет
привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим
и неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и
память. В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями
обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно
способны пробудить историческую память и осветить наши души.
Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение.
Она приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции
росписи пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения,
вытекающие из развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных
яйцах, сюжеты, композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом
мировоззрении, творческом отношении к традиции, в профессионализме художника,
в критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер.
Кроме этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и
средства выражения.
© Е. В. Солодянкина, 2000 |