Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Новый Год, 1 января (14 января). По плоти обрезание Господне. Память Святителя Василия Великого

* дата в скобках - по новому стилю

Январь. 1 января (14 января)

 

Новый Год

Историко-экзегетическое содержание дня.

Новый год. В настоящее время 1 января у нас начинается новый гражданский (ср. 1 сент.) год. Римляне за 45 дет до Рождества Христова, праздновали новолетие 1 января вместо 1 марта, как это было у них прежде, и проводили этот день в безчинии и шумных играх с переодеваниями, в безумном веселии и мерзком распутстве; [1] вследствие этого христиане долго не святили этот день, как день новолетия, и днями новолетия у них, смотря по различии стран и времен, были: 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября и 25 декабря. В 1594 г. французский король Карл IX установил начинать год с 1 января; это установление впоследствии было принято и в других западных странах. В России сперва начинали год с 1 марта (см. 1 марта), потом с 1 сентября (см. 1 сентября). В конце 1699 г. указом императора Петра I повелено начинать гражданский год с 1 января, и 1700 г. был первый, который начался с этого месяца. (См. подробнее о летосчислении ниже, в Пасхалии).

Новый год, как известно, принято у нас, особенно в больших городах, встречать шумным пиршеством, среди всевозможного рода греховных забав и развлечений. [2] Ввиду этого весьма отрадно отметить обычай совершать, с разрешения местной епархиальной власти, молебствие в храмах, в полночь под новый год (см. за 1894 год Еп. Вед., напр., Астрах. № 5, Холм.-Варш. № 2, Пенз. № 1). Правда это молебствие совершается всюду 1 января после литургии.

(Почин такой встречи нового года был сделан сначала только некоторыми пастырями Санкт-Петербурга. В 1894 г. почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебствие на новый год, положенное совершать после литургии, было совершено накануне, после всенощной, чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех присутствовавших при богослужении (Ц. Вест. 1894, 1). В том же году в Армавире (Ставропольской еп.) всенощное бдение под новый год было совершено позднее обыкновенного, именно, начато в 10 ч. вечера, причем перед чтением Бвангелия был прочтен посреди храма акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце всенощной было сказано приличное случаю поучение (Ц. Вед. 1894, 8). В настоящее время обычай совершать молебствие под новый год можно считать широко распространившимся и прочно укоренившимся.)

А где под новый год пасомые мирно почивают, как например в деревнях, [3] нет нужды в совершении молебствия именно в полночь. Но там, где в полночь под новый год царит разгул, весьма благотворно именно в это время призвать к молитве встречающих в греховном бодрствовании новый год. Нельзя не согласиться с мнением некоторых, что в совершении молебствия в полночь под новый год пастырская практика нашла верное и надежнейшее средство для противодействия греховной встрече нового года. Многие вовлекаются в разгул под новый год по своей слабости и легкомыслию и таковым особенно необходимо протянуть руку помощи. Противопоставив грязным и шумным всплескам житейского безобразия под новый год торжественные призывы церковных колоколов, можно быть уверенным, что ии могучие звуки победно отзовутся во многих сердцах, остановят, оградят и укажут многим настоящий путь, как должно встречать новый год. [4]

Богослужебные указания

В этот день после литургии совершается “Молебное пение на новый год” с коленопреклонением. Aп. 1 Тим., 2:1-6; 282 зач. Ев. Лук. 4:16-22; 13 зач.

До 1700 г., когда Новый год праздновался 1 сентября, совершалось особое “действо нового лета.” Это “действо” было отменено при имп. Петре I, в 1700 г., и тогда же был составлен молебен Гавриилом Бужинским, употребляемый и поныне. Этот молебен после литургии обязательно должен совершаться во всех церквах (Ук. Св. Син. 1765 г., 21 декабря; Молеб. пение на новый год), не исключая и тех, где он совершался накануне. В тех храмах, где 1 января, кроме поздней, служится и ранняя литургия, молебен по окончании последней, обыкновенно, не совершается; но, по нашему мнению, и после этой литургии следовало бы совершать молебное пение на новый год, чтобы этим привлечь к участию в умилительном новогоднем модитвословии и посетителей ранних литургий.

 

Примечания

[1] По верованиям римлян-язычников, первый момент нового года имел роковое влияние на весь годовой период времени: кто весело встретит и проведет первый день нового года, тот в течение целого года будет жить весело; отсюда и возник обычай встречать и проводить 1-й день нового года как можно веселее и разгульнее. Накануне нового года мужчины и женщины собирались в частных домах и в гостиницах для того, чтобы в обществе встретить новый год. Быть пьяным в этот день считалось необходимым даже для тех, кто не любил упиваться вином. Шум, крик, песни, пляски, рукоплескания оглашали улицы и здания в продолжение всей ночи. Мужчины наряжались по-женски, в свою очередь и женщины не отставали от мужчин в искусстве маскироваться. Некоторые, по свидетельству блаженного Августина, наряжались в животных, надевали шкуры баранов, приделывали себе головы коров, оленей, псов и др. животных; иные наряжались даже демонами или принимали на себя образы своих языческих богов и богинь. Замаскированные ходили по городу, из дома в дом, с шумом, песнями и плясками. Разного рода чародеи, предсказатели и авгуры, гадавшие всевозможными способами о будущем, никогда, быть может не имели так много посетителей, как в эту ночь — накануне нового года. С наступлением утра все спешили друг к другу с поздравлениями, благожеланиями и подарками по случаю нового года; вечер дни проводили в пирах и увеселениях.

[2] Невольно припоминаются обличения и наставления святого Иоанна Златоуста в его слове на новый год: “Дьявольское гулянье, говорит он, продолжающееся сегодня во всю ночь, смех, злословие, ночныя пляски и смешное шутовство взяли наш город в плен... Более всего огорчают меня игры, происходящие сегодня в гостиницах, исполненные невоздержания и великого нечестия; — нечестия потому, что занимающиеся ими наблюдают дни, гадают и думают, что если 1-й день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и весь год будут проводить также; — а невоздержания потому, что на рассвете женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются без всякой меры... Если ты хочешь получить пользу и от первого дня этого месяца, то поступай так: когда ты увидишь конец года, то возблагодари Владыку, что Он ввел тебя в такое круговращение годов, сокрушись сердцем, исчисли время твоей жизни, скажи самому себе: дни текут и проходят, годы оканчиваются..., а что сделали мы доброго?.. Так любомудрствуй при начале месяцев, об этом вспоминай при круговращении годов... Наблюдать дни — дело не христианского любомудрия, но языческого заблуждения”... Действительно, странно и непростительно христианину ожидать особенного благополучия от того, как он встретит новый год, позабывая, что истинное счастье и благополучие зависят не от круговращения времени, а от воли Божией и от характера нашей деятельности; непростительно предварять наступление нового года шумным пиршеством с вечера до полуночи, творить обычаи чисто языческие и для истинного христианина зазорные... Встреча подобных дней, как день нового года, различными непотребствами и безобразиями не только свидетельствует об отсутствии благочестия, но и составляет противление христианству и Церкви.

[3] К сожалению, и в наших деревнях, как наследие языческой старины, еще продолжают существовать различные суеверные обычаи, приметы и гадания, приурочиваемые к новому году. Во многих местах Малороссии хозяйка приготовляет к вечеру накануне нового года как можно более пирогов и кнышей и складывает их в одну общую кучу на столе. Хозяин после молитвы садится на покуте, за кучей пирогов; входят дети, молятся и спрашивают мать: “Где-ж наш батько?” — “Хиба-ж вы мене не бачите?” спрашивает отец. — “Не бачимо, Тату!” отвечают дети. “Дайже, Боже, щоб и на той рик не побачилы!” говорить батько, т. е. чтобы и в будущем году было такое же обилие хлебов. Вечер накануне нового года известен в Малороссии код названием “щедрого” и “богатого,” так как с мыслью о наступлении нового года связывается представление о возрождении солнца, несущего с собою лето и урожай. На новый год выносится в сад сор из хаты, который от самого Рождества не выбрасывается на двор, а сметается в угол под “покутье;” в саду этот сор зажигается и притом так, чтобы дымом от него можно было “окурить” все плодовые деревья; крестьяне думают, что от этого деревья будут более плодовиты. Рано утром дети ходят по домам и сеют зерна овса, ржи и проч., распевая так называемую засевальную десню или приговаривая пожелания счастья и плодородия на будущий год. При посыпании девушки и паробки ловят зерна и по ним гадают: если число зерен окажется четное, значить девушка выйдет замуж, и наоборот. Зерна, которыми посыпали, хозяева тщательно собирают и оставляют до посева, а тогда с прочими семенами бросают в землю; часть их также дают курам, чтобы больше несли яиц. Обряд посыпания зернами называется: ассенем, овсенем, говсенем, бадценем и пр. Все эти слова происходить от слова овес, употребляемый при обряде засевания, который, вероятно, есть остаток какого-либо забытого языческого сельскохозяйственного праздника. На этот же праздник указывает и обычай приготовления каши в этот день с особыми обрядами и с гаданиями на ней о будущем годе. Различного рода гаданья продолжают еще держаться в простом народе и в Великороссов. В Белоруссии, как только стемнеет, парни, девушки и даже молодицы отправляются к соседям совершать “кражу,” т. е. похищать друг у друга все, что только попадет под руки: одежду, посуду и т. п. Парни стараются похитить что-нибудь из гардероба девушек, а те в свою очередь у них. На следующий день все похищенное возвращается; при этом всякий старается хвастнуть хитростью, употребленной при краже вещи; бывают, впрочем, случаи, что “кража” в шутку обращается в действительный факт воровства...

[4] Святая Церковь, в молитвословиях молебного пения, положенного на новый год, объемля все существенные нужды временной и вечной человеческой жизни, благодарит Творца и Промыслителя за все благодеяния, изобильно излиянные Им на нас в прошедшем году и просит Его”благословити венец наступающого лета Своею благостию.” Вместе с этим святая Церковь, поставляя нас перед лицом Бога, как Источника жизни и бессмертия и Подателя всех благ, и призывая нас умолять Его: “простити нам и всем людем Своим вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная,” “отгнати от нас все душетленныя страсти и растленные обычаи,” “обновити дух правый во утробах наших,” “спешных к деланию добрых дел и иснолнению всех заповедей Его сотворити,” “подати мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие,” — тем самым святая Церковь побуждает нас, при наступлении нового года, к строгому самоиспытанию и обозрению всей жизни и дел прошлого года, чистосердечному раскаянию во грехах и твердой решимости в будущем, по мере сил, удаляться от всякого зла, и учит, что благополучие нашей жизни зависит от Бога, и что оно есть удел только “спешных к деланию добрых дел,” т. е. истинных христиан. Только истинный христианин и может наслаждаться чистой, спокойной совестью — драгоценнейшим из всех сокровищ; только он может, с твердым упованием на Бога, переносить все бедствия и искушения, которые так многочисленны в жизни и неизбежны для всякого; только он может правильно воспользоваться благами мира для славы Божией, для спасения души своей и для благодеяния ближним; только он может быть доволен всякой участью, какую бы ни послал ему Господь; а в этом-то довольстве и состоит истинное счастье на земле. Вот этого-то счастья и должно желать при наступлении нового года ж себе и ближним, о нем-то и следует возносить пламенные мольбы к Всевышнему.

 

 

По плоти обрезание Господне

Историко-экзегетическое описание праздника.

 Обрезание установлено было Богом в Ветхом Завете в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. Господь Иисус Христос в восьмой день по Своем рождении благоволил подвергнуться, во исполнение закона, обряду обрезания (Быт. 17:12; Лев. 12:2-3) с наречением Ему имени Иисуса (Лук. 2:21; 1:13). Ветхозаветное обрезание в Новом Завете уступило свое место таинству Крещения, которого оно было прообразом (Кол. 2:11-12). Свидетельства о праздновали на востоке Обрезания Господня восходят к IV и V вв. Канон Обрезанию написан Стефаном Савваитом в VIII в. Вспоминая в этот праздник вместе с обрезанием по плоти Господа нашего Иисуса Христа и наречение Ему имени Иисус, святая Церковь воспевает: “Днесь Владыка, плотию обрезася, Иисус наречеся;” “в осьмый день обрезуется, яко младенец, Владыка: Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь.” Но приглашая своих чад “во святыни” торжествовать “Владыки славная Христова наименования”: “Иисус бо боголепно наречеся днесь,” — святая Церковь преимщественно воспевает “плотское обрезание Боговочеловечного Слова.” Празднованием обрезания Спасителя и наречения Ему имени, святая Церковь утверждает нашу веру в ту непреложную истину, что Он есть Богочеловек, “и да не рекут еретицы, яко мечтанием воплотися, но яко воистину имеяше плоть и не противен закону, но исполнитель.”

Вместе с этим примером Спасителя, Который, “не возгнушася плотского обрезания,” “плотию днесь волею обрезуется,” и, “закон исподняя закона Творец,” “даде Самого Себе образ и начертание всем во спасение,” святая Церковь научает нас постоянному повиновению и покорности законам для нашего блага и для христианского примера другим. Обрезание, которое Господь принял, как знамение завета Бога с человеком, и имя, как печать Своего служения спасению мира (Мф. 1:21, Мр. 16:17; 9:38-39; Лук. 10:17; Деян. 3:6-16; 19:13; Фил. 2:9-10), внушают, что и мы, вступившие в новый завет с Богом, должны быть обрезаны “обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым” (Кол. 2:11). Христианское имя наше должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством того, что мы посвящены на служение Богу и находимся в благодатном союзе с Ним для Его славы и нашего вечного спасения и блаженства.

Память Святителя Василия Великого

Святой Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии Каппадокийской от благочестивых и благородных родителей-христиан. Первоначальное детское воспитание он получил от благочестивой бабки своей Макрины, а первые правила красноречия слушал у отца своего в Неокесарии. Достигнув юношеского возраста, святой Василий отправился путешествовать по знаменитым тогдашним городам, чтобы довершить свое образование. В Афинах он встретил Григория Богослова, сошелся с ним и во всю жизнь оставался вернейшим его другом. Здесь он изучал грамматику, риторику, астрологию, математику, философию и медицину, и оказал в них самые бдестящие успехи. Владея высоким умом и мудростью, святой Василий вместе с тем отличался благонравием, кротостью и чистым житием. Возвратившись в Кесарию, святой Василий некоторое время исправлял должность адвоката; затем, приняв крещение, вместе с званием чтеца, он по склонности к иночеству, отправился изучать монашескую жизнь в Сирии, Палестине и Египте. Возвратясь из своего путешествия, он поселился в пустыне близ Неокесарии, посвятив себя подвигам поста и молитвы. Вместе с этим, ища истинного познания и стремясь к мудрости божественной, он занимался изучением Священного Писания, сличал переводы его, изучал творения Оригена. Когда грозила опасность вере, святой Василий оставлял пустыню и являлся самым ревностным поборником православия.

В 364 г. он был посвящен в пресвитера кесарийской церкви. Теперь ревность его не знала усталости: он всего посвятил себя на служение Господу и неустанно поучал свою паству, иногда проповедуя по два раза в день — утром и вечером, иногда после проповеди в одной церкви он ходил в другую. Слово так чудно плодилось в устах святого Василия, что он иногда откладывал окончание поучения до следующего дня. Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святой Василий не оставлял без вишмания и телесных. Во время голода жители Кесарии нашли в нем щедрого благотворителя. В 370 г. святой Василий был поставлен епископом Кесарийским и в этом сане, не оставляя своего подвижнического образа жизни, ревностно заботился о своем клире от первого служителя алтаря до последнего, всех вразумляя, от всех требуя строгой добродетели. Святой Василий сам любил красоту церковную, благолепие храма, гармонию в богослужении, и это чувство внушал окружающим его. Самая его внешность: осанка, бледное изможденное лицо, глубокий взгляд, спокойная важность телодвижений, — возбуждала во всех чувство благоговения. Словом и чистотой своей жизни ревностно наставляя всех своих пасомых в вере и благочестии, он был “отец сирот, и вдов защитник, и богатство нищих, болящих утешение, и сущих в богатстве окормление, старости жезл,” “наказание (поучение) юности, и монашествующих добродетели правило.”

Пламенея христианской любовью к ближним, святой Василий устраивал приюты, богадельни, больницы, странноприимницы. Мужественный и самоотверженный, всегда готовый на всякие труды и лишения ради блага ближних, святой Василий не гнушался, с опасностью для собственной жизни, не только посещать, но даже и обнимать прокаженных, давая им, таким образом, великую радость чувствовать близость своей самоотверженной любви к ним. Как богомудрый защитник православия, святой Василий “силою словес божественных ереси низложил” и “речи источил учений благочестивых вселенней.” Смиренный и кроткий, снисходительный и милосердный к согрешающим по немощи, но непоколебимый в вере и готовый все претерпеть за истину Христову, святой Василий был строгим карателем злочестивых противников веры и более всего заботился о чистоте православия не только кесарийской, но и всей восточной Церкви. “Он, по словам святого Григория Богослова, не давал ни сна очам, ни дремания веждам, и заботами изнурял останок плоти дотоле, пока не нашел уврачевания злу.” И только благодаря его заботам церковь кесарийская спасена была от арианства.

Святой Василий скончался в 379 г., 50 лет от рождения. За свои заслуги Церкви и необыкновенную высоконравственную и подвижническую жизнь святой Василий назван “Великим” и прославляется, как “слава и красота Церкви,” “светило и око вселенной,” “учитель догматов,” “палата учености,” “вождь жизни.” Из трудов святого Василия дошли до нас 9 бесед на шестоднев, 13 бесед на псалмы, 25 бесед на разные случаи, 5 книг против ариан и одна — о божестве Святого Духа, правила церковного благочиния, уставы для монашествующих, молитвы и дитургия, известная под его именем. Тело святого Василия, по сказанию западных писателей, было перенесено крестоносцами во Фландрию; честная глава его, по словам преосв. Порфирия, находится в Афонской лавре святого Афанасия; рука его хранится в Венеции.

Молитвословия дня.

По плоти обрезанию Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, Тропарь, гл. 1.

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем Безначальным, и Божественным Твоим Духом, благоволил ecu родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоея Mamepe, Иucyce: сего ради и обрезан был ecu яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снисхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Кондак (праздника и святого Василия), гл. 3.

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение днесь миру: радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

В Часослове 1742 г., изд. в Киево-Печерской Лавре, находится следующее величание на праздник Обрезания Господня:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

По уставу на 1 января положено величание святому Василию Великому.

 
Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, Тропарь, гл. 1.

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил ecu: естество сущих уяснил ecu, человеческия обычаи украсил ecu, царское священие отче, преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак гл. 4.

Явился ecu основание непоколебимое Церкве, подал всем некрадомое господство человеком, запечатлел твоими веленьми, нвбоявленне Василие преподобие.

В Часослове 1742 г., над. в Киево-Печ. Лавре, находится такое величание Василию Великому: Величаем тя, святителю Христов Василие, благочестно церковь Христову непорочну сохраншаго.

В настоящее время обыкновенно поется величание общее святительское.

Богослужебные указания

Праздник Обрезания Господня хотя относится и великим праздникам и имеет праздничный знак, но не принадлежит к дванадесятым праздникам и празднуется один день — без предпразднества и попразднества.

1 января всегда совершается литургия святого Василия и вместо “Достойно” поется “О тебе радуется.” На утрени: полиелей, величание и Евангелие святителю (общие), на 9 песни “Честнейшую не поем, но поем припевы праздника и Василия.” Отпуст служб особый — Обрезанию (см. его в Служебнике). Но на утрени, если 1 января случится в воскресенье, читается Евангелие воскресное и на 9-й песни “поем Честнейшую, припевы же праздника и святого не поем;” если 1 января случится во вторник — тоже читается воскресное Евангелие.

(Этим нисколько не нарушается порядок (“столп”) воскресных утренних Евангелий (см. о них, ниже); так как если 1 января случится во вторник, то следующий воскресный день обязательно будете 6 января, когда читается особое праздничное Евангелие; рядовое же воскресное, падающее на 6 января, и прочитывается 1 января, если это число падает на вторник.)

На литургии: если 1 января случится в воскресение или понедельник, прокимен — недели перед Богоявлением и святого, Апостол и Евангелие — недели перед Богоявлением и праздника, аллилуиа — недели перед Богоявлением; если 1 января случится во вторник, то прокимен, Апостол, аллилуиа и Евангелие прежде недели перед Богоявлением “и потом Обрезания и Василия едино,” если 1 января случится в субботу, то Апостол и Евангелие “прежде Обрезания и потом субботе пред Богоявлением.” (Уст. 1 января и 26 декабря).

Если 1 января случится в воскресенье, то обыкновенно отпуст произносится воскресный.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится Обрезание Господне и святого Василия Великого в воскресенье.

Паремия.

1) Быт. 17:1-2, 4-7, 3, 9-12, 14;

2) Притч. 8:22-30 (празднику).

3) Прит. 10:31-32, 11:1-2, 4, 3, 5-12 (святому).

Утреннее Евангелие: Иоан. 10:9-16; 36 зач. (святому).

Aпостол: Кол. 2:8-12; 254 зач. (празднику); Евр. 7:26-28; 8:1-2; 318 зач. (святому).

Евангелие: Лук. 2:20-21, 40-52; 6 зач. (празднику); Лук. 6:17-23; 24 зач. (святому).

См.

От 1 до 14 января (ср. 21 нояб.) катавасия — Глубины открыл есть дно.

C 1 по 6 янв. продолжается (от 25 дек.) мясоястие, исключая 5 января.

Суббота перед Богоявлением (бывает в числа от 26 декабря по 5 января.).

Апостол: 1 Тим. 3:14-16, 4:1-5; 284 зач.

Евангелие: Матф. 3:1-11; 5 зач.

Воскресенье перед Богоявлением (бывает в тот же промежуток времени, как и суббота).

Апостол: 2 Тим. 4:5-8; 298 зач.

Евангелие: Map. 1:1-8; 1 зач. См. 26 декабря.

 


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!