Святого Симеона Богоприимца и пророчицы Анны
* дата в скобках - по новому стилю
Февраль. 3 февраля (16 февраля)
Историко-экзегетическое описание праздника.
Святой Симеон был человек “праведный и
благочестивый.” Ему было обещано Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит
Христа Господня.
[22]
Среди
бедствий своего времени, при общем упадке веры и нравственности, святой старец
жил ожиданием пришествия Спасителя, очами веры видел приближавшееся спасение
людей. Когда Богомладенец был принесен в храм для совершения над Ним законного
обряда, святой Симеон получил откровение от Духа Святого, что его чаяние
исполнилось, что очи его увидят Спасителя в Младенце, Который теперь во храме.
Прийдя в храм, святой Симеон действительно удостаивается не только узреть
своими старческими очами Спасителя, но и подъять Его на свои бренные руки.
Отягченный годами, убеленный сединами, святой старец был в этом случае как бы
представителем всего Ветхого Завета и вместе с тем, как воспевает святая
Церковь, “тайным проповедником новой благодати.”
Евангелие не
говорит, к какому званию принадлежал
праведный Симеон, но в песнопениях святой Церкви он называется “священником,”
“святителем,” “священнодетелем,” “приносившим законные жертвы” и “очищавшим
кровными жертвами люди Израилевы.” По всей вероятности, он был из числа
священников Иерусалимского храма, и с таким предположением согласуются его
действия (см. Лук. 2:23-34) при сретении Господа.
Удостоившаяся
вместе со святым Симеоном встретить Господа 84-летняя вдова святая Анна происходила из колена Асирова и была
дочь Фануила. После семилетнего супружества лишившись мужа, она не отходила от
храма и вела строговоздержанную жизнь: пост и молитва были денно-нощным ее
занятием (Лук. 2:37), за что она удостоилась от Господа дара пророчества. В ней
представляется высокий образец истинной вдовицы, служительницы Божией,
достойной всякого уважения, по заповеди Апостола (1 Тим. 5:3-5). Дожив до
глубокой старости, она, подобно святому Симеону, чаяла “утешения Израилева,” а
посему, будучи внимательна к явлениям мира духовного, она присоединила и свой
старческий голос к славословию святого Симеона, при сретении в храме Богомладенца.
Проникнутая радостным восторгом, она благовестие не ограничила стенами храма, а
вещала его и вне стен храма — в Иерусалиме, но, при этом, как умудренная опытом
благочестивой жизни, она говорила о Христе “всем чающим избавления в Иерусалиме”
(Лук. 2:38), т. е. только тем благочестивым людям, которые ожидали скорого
пришествия Спасителя и которые были по своему благочестию достойны этого
благовестия. В церковных песнопениях праведная Анна прославляется, как
“всехвальная вдова,” “целомудренная, преподобная старица,” “боговдохновенная,”
“непорочная и славная пророчица.”
Молитвословия праздника.
См. 27
августа с.с – 9 сентября н.с.
Кондак (святого
Симеона), гл. 4.
Старец днесь
отрешитися от юз моляшеся сего жития тленного, Христа восприят на руки, Зиждителя
и Господа.
Апостол. Евр.
9:11-14; 321 зач.
Евангелие. Лук.
2:25-28; 8 зач.
Примечания
[22]
По преданию, глагол Духа Святого, возвестивший св. Симеону
время его кончины, изречен был ему еще за 270 лет до Рождества Христова. Это предание
о праведном Симеоне повествует, что он был один из 70 толковников, которые,
по просьбе Египетского царя Птолемея Филадельфа (собиравшего в свою библиотеку
священные книги всех народов и желавшего иметь и священные еврейские книги на греческом
языке), были посланы Иудейским первосвященником Елеазаром в Египет и там
перевели священные еврейские книги на греческий язык. Святой Симеон, при
переводе пророчества Исайи о рождении Еммануила от Девы (7:14),будто бы
усомнился в словах пророчества и хотел исправить, но получил извещение от Духа
Божия, что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения этого пророчества.
В ожидании пришествия Спасителя святой старец, по тому же преданию, дожил до
360 лет.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|