Неподвижные (неперемещаемые) праздники


на головную страницу сайта





Собор Архистратига Гавриила

* дата в скобках - по новому стилю

Март (Апрель). 26 Марта (8 Апреля)

 

Историко-экзегетическое описание праздника.

День празднования в честь архангела Гавриила есть день собора, потому что христиане на другой день Благовещения собираются вместе славить священными песнями святого Архангела, как небесного вестника великой тайны воплощения Сына Божия. Святой Архангел Гавриил есть один от семи духов, “которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12:15). Имя Гавриил означает “сила Божия.” Гавриил в деле служения спасению человеческомy особенно является провозвестником и служителем всемогущества Божьего. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть об этом зачатии возлагается на Гавриила; имеет ли произойти беременное зачатие Самого Сына Божьего, — честь благовестия об этом достается вновь Гавриилу. Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Поэтому Церковь именует его “служителем чудесе.” Но служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой — с зеркалом из ясписа: изображает с зеркалом, поскольку Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает со свечою в фонаре, поскольку судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрят в зеркало слова Божьего и своей совести. Таким образом, если кому, то носящим имя Гавриила прилична та “вера Божия” (Map. 2:23), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного.

Молитвословия праздника.

Тропарь, гл. 4.

Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.

Кондак, гл. 8.

Пресветлыя, и честныя, и вседетельныя, пренеисчетныя и страшныя Троицы, ты ecu, архистратиже, славный служителю и молитвенниче, ныне непрестанно моли, избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся покрове рабом твоим.

Апостол: Еф. 6:10-17; 233 зач.

Евангелие: Иоанн. 15:17-27, 16:1-2; 52 зач.

Указ о отдании Благовещения Пресвятой Богородицы.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится отдание Благовещения:

1) в пятницу 3, 4 недели Великого поста;

2) в 3 неделю;

3) в ту же 3 неделю, если храм архистратига Гавриила;

4) в 4, 5 неделю;

5) в понедельник 4, 5, 6 недели;

6) в среду 4 недели,

7) в четверг 5 недели;

8) в субботу 5 недели.

“Если случится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу Лазареву, или неделю Ваий, или в один из дней Страстной седмицы или Светлой, тогда отдания Благовещения нет, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии в мимошедших днях шестой недели” (Уст. 26 мар.; ср. 47 гл. о храм.).

Если 26 марта с.с. (8 апреля н.с.) случится прежде Лазаревой субботы, то праздник продолжается три дня (Предпраздненство, сам праздник и его отдание); если — в Лазареву субботу, то — два дня (Предпраздненство и день праздника); если же случится в седмицы Страстную или Светлую, то продолжается один день.

 

Примечания

[23] Существует трогательный обычай, особенно в Москве, в день Благовещения, как день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Простой народ почитает этот праздник, как один из самых больших; в этот день считают тяжким грехом заниматься хотя легкой работой; по верованию простолюдина, даже птица в этот день не вьет себе гнезда. Верят также, что на Благовещение, как и на другие великие праздники, играет солнце при своем восходе. У воров существует такое грубое суеверие: если кому удастся украсть накануне Благовещения, то целый год у того будет успех в воровстве. — Есть обычай раздавать народу в праздник Благовещения неосвященные и невынутые просфоры; этот обычай возник из полуязыческих и полухристианских воззрений и до сих пор связан у нашего простонародья с разного рода повериями, а потому не должен быть поддерживаем, где существует, но должен быть уничтожаем (Рук. д. сел. паст. 1886, 14). — В виду существования в некоторых селах Самарской епархии суеверного и сопровождающегося различными непристойностями обычая раздачи приходскими просфорнями, в день праздника Благовещения, народу просфор, якобы “для благословения хлебного засева,” Самарской Духовной Консисторией, согласно резолюции местного Преосвященного, строжайше воспрещено просфорням приготовлять просфоры на праздник Благовещения, для соблюдения неразумного и суеверного обычая в народе, а священникам предписано, чтобы они разъяснили своим прихожанам, что урожай хлеба зависит от благословения Божия, которое нужно испрашивать усердною молитвою, при доброй истинно-христианской жизни. За неисполнение этого распоряжения, просфорни подвергаются устранению от должности, как не радящие о церковно-христианских правах в православном народе (Сам. Еп. Вед. 1894, 11).


С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!