Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла
* дата в скобках - по новому стилю
Июнь (Июль). 29 июня (12 июля)
Святой апостол Петр, брат апостола Андрея (см. 30 ноября с.с), родом иудей, отличался
пылкостью и решительностью своего характера (Мф. 16:15-17; 22-23; 14:25-31;
Мар. 1:20,30; Иоан. 1:42). Призванный Господом от скромной доли рыбака к уловлению
человеков, он был одним из ревностных учеников Спасителя (Мф. 4:18-19; Лук.
5:10-11).
До призвания
он назывался Симоном, после же призвания, в предзнаменование и в награду своей
твердости в вере, получил прозвание Кифы, по-гречески — Петр, что значит
камень. Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказал это многочисленными
примерами своей крепкой привязанности к Господу. Он был участником и свидетелем
величайших чудес Спасителя и важнейших событий Его земной жизни (Иоан. 1:42; Мф.
16:18; 17:1; 26:37; Лук. 8:51). По воскресении Спасителя, призванный Им вторично
к апостольскому служению, он во всю свою жизнь сохранил непоколебимо твердую,
как камень, веру в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира, и старался
внушить ее и другим людям (Иоан. 21; Деян. 2:14; 4:8; 12:3; 8:14; 12). Он был апостолом преимущественно
иудеев (Гал. 2:7, 8).
В 44 году,
когда ему угрожала в Иерусалиме от Ирода Агриппы смерть, святой Петр,
освобожденный из темницы ангелом (Деян. 12:1-11), оставил Иерусалим. Он проповедовал
в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте, подтверждая силу своих слов
великими чудесами: он воскрешал мертвых и исцелял недужных, причем последние исцелялись
даже от одной только тени его (Деян. 5:5,10,15; 9:33-34,40). Святая Церковь прославляет
его, как “Апостолов предначальника,” ибо он первый исповедал Спасителя Сыном Божиим
(Мф. 16:16), первый начал проповедовать Его воскресение, первый положил начало обращению
язычников (Деян. 2:14-36, 10:34-48). В царствование Нерона, прибыв в Рим, он
претерпел мученическую кончину на кресте. Признавая себя недостойным быть
распятым так, как был распят Иисус Христос, апостол Петр упросил, чтобы его
распяли головой вниз. Хотя апостол Петр и отличался особенною ревностию ко
Христу, но это не давало ему первенства власти над другими апостолами, а только
первенство чести по трудам апостольским; о делах Церкви он так же, как и другие
апостолы, предлагал Собору, и дела решались общим голосом апостолов и
пресвитеров со всей Церковью. (Деян. 15, 7, 12-14; 1:23-26; 6:2-6; 15:22-23);
Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых
(Деян. 8:14). Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами,
поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна, себя же причисляет к
ним и сравнивает с Петром (Гал. 2:7-9; 2 Кор. 11:5). Сказание римской церкви,
что апостол Петр был епископом в Риме от 42 по 67 г., не выдерживает критики.
Святой апостол оставил после себя 2 соборных послания.
Святой
апостол Павел, до призвания своего в апостолы называвшийся Савлом, был родом иудей
из г. Тарса. Он был учеником знаменитого еврейского учителя Гамалиила (см. 2
августа), принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан (Деян.
13:7-12; 21:39; 22:3; Филип. 3:4-5; Деян. 7:58; 8:1,3; 9:1,2; 26:11). Чудесно
призванный в апостолы Самим Господом, Который явился ему на пути
в Дамаск, он принял святое крещение от апостола Анании (см. 1 октября) и с
этого времени сделался ревностнейшим проповедником Евангелия (Деян. 9:3-30). Он
сам пишет о себе, что он более всех потрудился в благовестии Христовом (1 Кор.
15:10). Он был преимущественно апостолом языков (Рим. 15:16,18; Еф. 3:6-7; Гал. 2:7)
и проповедовал Христа в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и
многих других странах. Претерпев много страданий, он сподобился от Господа
чрезвычайных откровений, будучи восхищен в рай, и вознесен до третьего неба,
где слышал такие тайны, каких никому из имеющих человеческую природу
пересказать нельзя, и совершил многие и великие чудеса (2 Кор. 11:23-29; 12:1-4,7; Деян. 13:11; 14:10;
16:18; 19:12; 20:9-12; 28:3-6).
Глубокое убеждение в истинности проповедуемого учения, ясное
понимание христианских истин, спокойное мужество среди всевозможных опасностей,
необыкновенное знание человеческаго сердца и от природы увлекательная сила красноречия,
при благодатных дарах Святого Духа, содействовали его необыкновенным успехам.
По словам святого Иоанна Златоуста, апостол Павел бесчестия и оскорбления за
проповедь искал больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни,
бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и
молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно только было
для него страшно и опасно, как бы не оскорбить Бога, а более ничто; равно и
вожделенным для него не было ничто, кроме угождения Богу. Любовь ко Христу он
ставил выше всего. С этою любовью он лучше желал быть в числе последних и
наказываемых, нежели без нее в числе высших и получающих почести.
Святой апостол Павел мученически скончался в Риме. По повелению
императора Нерона, он был осужден на распятие, но ему, как римскому гражданину,
оно было заменено усечением главы мечем. Святой апостол Павел написал 14 посланий:
к Римлянам, к Коринфянам 2, к Галатам, к Ефесеям, к Филиппийцам, к Колоссянам,
к Фессалоникийцам 2, к Тимофею 2, к Титу, к Филимону и к Евреям.
В службе этого дня святые апостолы Петр и Павел
прославляются, как “друзи Христовы,” “небеснии таинницы,” “реки премудрости,”
“всея вселенныя питатели,” “благочестия истинныя проповедники,” “всего мира предстатели,”
“ученики Христовы, и основания церкве, истинныя столпы и стены, и трубы божественныя
Христовы учений и страданий,” «мира ловцы,” «имущии ключи царствия,”
«Богопроповедников первостоятели,” “верх апостолов.”
Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали
в один день, 29 июня, по крайней же мере этот день есть день кончины святого
апостола Петра; но оба они пострадали в один год, именно в 67 г. (по другим,
после 64 г., в 65-67 годах). По римскому преданию, главы обоих апостолов
хранятся в Латеранском соборе в Риме, тело же святого апостола Петра почивает в
Ватиканском соборе, а святого апостола Павла — в загородной церкви его по Остийской
дороге.
[24]
Молитвословия праздника.
Тропарь, гл. 4.
Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку
всех молите, мир вселенный даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак, гл. 2.
Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих Господи, приял еси в наслаждение благих
Твоих и покой: болезни бο оных и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия,
Едине сведый сердечная.
Величание.
Величаем
вас, апостоли Христовы, весь мир ученми своими просветившия, и вся концы ко
Христу приведшия.
Паремия. 1) 1 Петр. 1:3-9; 2) 1 Петр. 1:13-19; 3) 1 Петр.
2:11-24.
Утреннее
Евангелие. Иоан. 21:15-25;
67 зач.
Апостол. 2 Кор. 11:21-32; 12:1-9; 193 зач.
Евангелие. Мф. 16:13-19; 67 зач.
Праздник в
честь святых апостолов Петра и Павла имеет продолжение и в службе следующего
дня (см. 30 июня).
См.
Если
случится праздник в воскресный день, предваряют вся воскресная.
В день
святых апостолов Петра и Павла только в том случае бывает разрешение на мясо и
яйца, если этот праздник не случится в среду и пятницу.
Преподобного Петра, царевича Ордынского, Ростовского
чудотворца. Племянник Беркая, хана Золотой орды, он, тайно оставивши орду,
принял в Ростове святое крещение и женился на дочери одного ордынского вельможи
— христианина. Он отличался любовью к молчанию, богомыслию и молитве. Им
построен был при озере Неро Петровский монастырь (см. Яросл. еп.). По смерти
своей супруги, царевич принял иночество в основанной им обители и, в
богоугодных подвигах достигнув глубокой старости, скончался в 1290 г. Мощи его
под спудом в его обители. При гробе его совершалось много чудесных исцелений (см.
30 июня).
Примечания
[24]
Изображение
апостола Петра на иконах с ключами основывается на известном месте Священного Писания
(Мф. 16:13-18), где повествуется, что Спаситель апостолу Петру, как первому
исповедавшему Его Сыном Божиим, изрек обетование дать “ключи царства
небесного,” т. е. власть отверзать и заключать вход в это царство, каковую власть,
впрочем, Господь затем, обетовал всем апостолам (Мф. 18,18) и по Своем воскресении
торжественно утвердил за всеми ими, а следовательно и за преемниками их служения
— пастырями Церкви (Иоан. 20:23).
О мощах святого апостола Петра см. Ц. Вед. 1906, 32.
Изображение апостола Павла на иконе держащим меч
знаменует его неутомимое и самое ревностное проповедание слова Божия, называемого
им самим мечом духовным (Еф. 6:12-17; Евр. 4:12), действуя которым он
победоносно поражал и рассекал нечестие и неверие и великое множество людей
обратил к Иисусу Христу.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|