Покров (Покров Пресвятой Богородицы)
* дата в скобках - по новому стилю
Октябрь. 1 октября (14 октября)
Историко-экзегетическое описание праздника.
По общепринятому мнению, праздник этот установлен в воспоминание видения святым
Андреем (см. о нем 2 окт. (15 окт.) Богоматери, покрывавшей Своим омофором христиан
во Влахернском храме в Царьграде.
В житии святого Андрея так говорится об этом чудесном видении: “некогда во
время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась
риза Богоматери с омофором, т. е. большим головным покрывалом, и частью пояса,
— см. 2 июл.
[43]
и 31 авг.
[44]
) пришел туда блаженный
Андрей. Был там и Епифаний (знатный юноша, ученик святого Андрея, по мнению
некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх, — (или Полиевкт, или Антоний
III, но вернее первый) и один из его слуг. По обычаю своему святой Андрей
стоял, как доставало сил: иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час
ночи блаженный видит своими очами величественную жену, идущую от царских врат
(царскими вратами у греков назывались главные входные двери в храм) с
величественной свитой, из коей честный Предтеча и сын Громов (Иоанн
Богослов)
[45]
поддерживали ее своими
руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали,
поя гимны и духовные песни.
(Очень интересное пояснение — в
нынешних описаниях Богородица шествует по воздуху, и не указано направление ее
перемещения, и молится не у амвона — прим. ред.)
Когда она приблизилась к амвону, преподобный,
подойдя к Епифанию, сказал: “видишь ли Госпожу и Царицу мира?” — “Вижу, отец
мой духовный,” отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена,
молилась долгое время, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо.
Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ.
По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее подобно молнии великое и
чудесное покрывало, которым покрывала Свою голову и, держа его с великой торжественностью
Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Достойные эти
мужи (Андрей и Епифаний) долгое время смотрели на это распростертое над народом
покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доколе была там
Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее сделалось и
оно невидимо. Но, взяв его с Собой, Она оставила благодать бывшим там.”
В службе этого дня Святая Церковь, восхваляя
Пресвятую Богородицу, как “церкве чудное украшение,” “верным царем пособие на
бранех и воином соблюдение” “и всему миру предивный покров” и моля Ее покрыть
нас “омофором милости” Своей “от нахождения противных, от глада же и труса и
междоусобныя брани,” взывает к Ней: “Владычице, с честными и славными пророки,
с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу
помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия.”
[46]
Молитвословия дня
Тропарь, гл. 4.
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим
Богомати пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно
глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла,
молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, гл. 5.
Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых
невидимо за ны молится Богу: ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со
пророки ликовствуют: нас бο ради молит Богородица Превечного Бога.
Молитва.
О, Пресвятая Дево, Мати
Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная
Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас недостойных раб
Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет
неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не
Ты, умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе
прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего пастырем
нашим ревность и бдение о
душах, градоправителем мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, наставником
разум и смиренномудрие, супругом
любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся
воздержание: всем же нам дух
разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая,
умилосердися на немощныя люди Твоя: рассеянныя собери, заблудшия на путь правый
настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на
всех нас призрением милостивого Твоего заступления, воздвигни нас из глубины
греховныя, и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди
зде и тамо, в стране земного пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего:
преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней
жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, слава
небесных и упование земных, Ты по Бозе наша надежда и Заступница всех, притекающих
к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами
себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Русский текст молитвы.
О, Пресвятая Дева, Мать
Господа вышних сил, небес и земли Царица, города и страны наших всемощная
Заступница! Приими хвалебноблагодарственное пение это от нас недостойных рабов
Твоих, и вознеси молитвы наши ко престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет
неправдам нашим, и ниспошлет благодать Свою чтущим всечестное имя
Твое и с верою и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Никогда не
сможем достойными быть от Него помилованными, если Ты не умилостивишь Его о
нас, Владычица, так как всем Твоим прошениям Он внемлет. Сего ради к Тебе прибегаем,
яко к несомненной и скорой Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, осени
нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога, Сына Твоего пастырям нашим
ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие,
наставникам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание,
обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание:
всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и
правды.
О, Госпожа Пресвятая,
умилосердись к немощным людям Твоим: рассеянных собери, заблудших на путь
правый наставь, старость поддержи, юных уцеломудри, младенцев воспитай, и
согрей всех нас заботой милостивого Твоего заступления, воздвигни нас из
глубины греховной, и просвети сердечные очи наши ко зрению спасения. Милостива
нам будь здесь и там, в месте будущего пришествия нашего и на страшнем суде
Сына Твоего: преставившихся же в вере и покаянии от жития сего отцов и братию
нашу в вечной жизни со ангелами и со всеми святыми жить сотвори. Ты бо есть,
Госпожа, слава небесных и упование земных, Ты первая после Господа наша надежда
и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе только молимся, и Тебе,
как всемогущей Помощнице, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу предаем,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Паремия и утреннее Евангелие см. 25 марта (7 апреля
н.с. Благовещение Пресвятой Богородице);
Апостол: Посл. Евр. 9:1-7; 320 зач.
Евангелие: см. 21 мая (3 июня н.с.)
Богослужебные указания
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — великий (но не двунадесятый). Он не
имеет ни предпразднства, ни попразднства (ср. ниже, о видах праздничных Богослужений),
хотя, впрочем, на следующий день за ним день воспевается на повечерии участник
события этого праздника, святой Андрей. В Уставе находятся три службы на этот
праздник:
1) одному Покрову, если храм (приходской совет — прим. ред.) или изволит настоятель
совершить бдение одному празднику;
2) Покрову вместе с апостолом Ананией и преподобным Романом-сладкопевцем в
будние дни; и
3) Покрову вместе сапостолом Ананией (служба преподобного
Романа-сладкопевца оставляется и поется на повечерии) в воскресеный день.
В день Покрова, на утрени, по 50 псалме на “Слава” — с “Молитвами Богородицы,”
на “И ныне” — то же; на 9-й песни поем “Честнейшую” во всех указанных случаях.
Отсутствие в богослужебных книгах особого величания
на этот день дает повод полагать, что в этом случае следует петь общее величание
Богородице:
Достойно есть величати Тя, Богородице.
Между тем, в некоторых сельских храмах на этот день
поется такое особое величание: “Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога
нашего, и чтем труды Твоя и Твой честный омофор, юже Тя виде святый Андрей на воздусе,
за ны Христу молящуюся.” Очевидная неправильность фразы в этом величании (“юже
Тя”) достаточно говорит о неуместности его церковного употребления. В книжке
величаний, певаемых по полиелеях праздников, изд. Почаевской Лаврой в 1763 г.,
находятся следующие стихи к величанию и самое величание:
1) Живый в помощи Вышняго, в крови Бога небесного
водворится.
2) Плещма Своими осенит тя, и под крыле Его надеешися.
3) Яко сокры мя в крове Своем, в день зла покры
мя.
4) Сынове же человечестии, в крове крылу Твоею
надеются.
5) Пойду в место крова дивна, даже до дому Божия.
6) И рех: кто даст ми крыле яко голубине, и полещу и
почию.
7) Яко на Тя упова душа моя, и на сень крылу Твоею
надеюся.
8) Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо на воздусе виде святый Андрей,
за ны Христу молящуюся.
В Уставах XVI в. на этот праздник есть такое величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и всеславный
славим покров Твой. В “Круге церковных песнопений” обычного напева Московской
епархии помещено следующее величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем
покров Твой честный: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу
молящуюся.
Опущения в богослужебных книгах величания
на Покров Пресвятыя Богородицы, по мнению некоторых литургистов, сделано в 17
веке книжными справщиками Московского печатного двора, которые не придавали
большого значения службе этого праздника, как не находящейся в греческих
богослужебных книгах (Рук. для сел. паст. 1885, 46).
Величания эти вполне приличны празднику, а главное, лишены грамматических несообразностей, неприятно
поражающих очень многих из молящихся. (Рук. д. сел. паст. 1886, 46;
Церк. Вест. 1888, 2).
Примечания
[42]
Октябрь (от латинского слова octo — восемь)
был у Римлян восьмым месяцем в году, от чего и получил свое название; наши
предки, замечая в это время падение листьев, назвали его Листопадом; в Малороссии
он известен под именем Падзерника (падзерники значат кострики), так как в это
время начинают мять лен и коноплю.
[43]
Положение
честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
[44]
Положение
честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме.
[45]
поставил
Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши
им имена Воанергес, то “сыны громовы” (Мар.3:16-17).
[46]
По мнению одних,
праздник Покрова установлен в России; его нет в греческих памятниках агиологии,
но он встречается уже в русских святцах второй половины XIII в., начало же его
относится, по всей вероятности, к домонгольскому периоду; во всяком случае, как
утверждают некоторые, этот праздник установлен в первой половине (не позднее 1148
г.) или около начала XII в. Но мнению других, этот праздник установлен в Греции,
откуда и заимствован Русской Церковью; указаний на него в известных греческих
богослужебных книгах не находится, потому что он впоследствии в Греции (когда
именно — неизвестно) был оставлен, а те книги, в которых содержалось указание на
него, утрачены; церковная служба, по этому мнению первоначально была составлена
в Царьграде, а затем дополнена песнопениями русского происхождения. (См. История
Рус. Цер. Голубинского, I т., 5 гл. 346 и след. стр.; Тр. Киев. Дух. Ак. 1891
г., 3 т., 132 стр.; Мес. Вост. 2 т., 2 ч., 405-406 стр.; Цер. Вест., 1893, 39).
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|