Предпраздненство Рождества Христова
* дата в скобках - по новому стилю
Декабрь (Январь). 21 декабря (3 января)
Историко-экзегетическое содержание дня.
“Чудо
преславное зрится днесь: Спаситель бо наш в вертепе плотию от Девы нас родитися
ныне тщится;” “Сионе, торжествуй,”” “Иерусалиме веселися,” “тварь предпразднствуй,
радостно величающи таковая преславная на земли Соделавшаго”: “Приидите земнороднии
согласно Деву Богородицу Марию да воспоем непрестанно;” “радости исполнитеся
вся концы: Богородица бо родити приближается Царя всяческих.” “Предпраздненствуенныя
вернин рождества песни приидите принесем вси: грядет уже Христос в Вифлеем родитися,
спасти вселенную, яко един Человеколюбец;” “Сего ныне предпраздновати рождество
потщимся правостию мысли днесь,” “изливающе яко миро слезы, нас ради
Христу раждающемуся плотию, имиже скверны очистим, Пречистому чисте приходяще.”
Святой
мученицы Иулиании, в Никомидии; по X. М.: и с ней 500 мужей
и 130 жен. Святая Иулиания, дочь богатых родителей, еще в детстве была обручена
с одним вельможей. Уверовав во Христа и не сумев склонить к тому же своего
жениха-язычника, святая Иулиания отказалась сочетаться с ним браком и была
подвергнута за веру во Христа жестоким мучениям, после которых и была усечена в
г. Никомидии, в 304 г. Видя твердость мученицы в страданиях, уверовали во
Христа 500 мужей и 130 жен, которые были за это все посечены мечем. Мощи святой
Иулиании ныне в Неаполе.
Преставление
иже во святых отца нашего Петра, митрополита всея России. Он родился
на Волыни и с детства был воспитываем родителями в страхе Божием. Будучи 12-ти
лет, святой Петр, движимый любовью к подвижничеству, принял иночество и скоро
явил собой образ высокой добродетели и благочестия, за что и поставлен был, в
зрелом возрасте, в пресвитера. Любимым занятием его было чтение святой Библии и
писание икон и, по свидетельству его древнего жития, он был “иконник чуден.”
[48]
После многолетних
подвигов, святой Петр основал на реке Рате Спасскую обитель, в которой сам был настоятелем (ныне село
Дворцы). В сане игумена своего монастыря святой Петр так прославился своею жизнью,
что стал известен князю и вельможам и вообще всей своей стране. Он всегда был
добр и незлобив, считая себя самым последним из всех; каждого поучал с кротостью,
усердно подавал милостыню, никогда не отпуская без помощи просящего нищего и
странника; поэтому всеми он был почитаем, и все принимали от него слово наставления.
В 1308 г.
святой Петр поставлен был митрополитом Киевским и всея России. В 1309 г. он
поселился во Владимире на Клязьме. Святитель много потрудился над устроением
благочестия в своей обширной пастве: он сам объезжал епархии, наставляя народ в
вере и святой жизни, строил храмы, примирял враждовавших между собою князей,
сам ездил в Орду ходатайствовать за духовенство перед ханом и проч. В 1325 г.
святой Петр перенес свою кафедру в Москву, что много содействовало возвышению
этого, тогда еще незначительного, города и объединение около него всей Руси.
По желанию и
совету святого Петра Московским князем Иоанном Даниловичем был воздвигнут в
Москве Успенский собор.
[49]
Положив основание
этому знаменитому собору и провидев свое отшествие в мир горний, святой Петр
сам своими руками устроил себе близ жертвенника созидаемого собора гробницу и
мирно скончался в 1326 г. По поставлению его на Киевскую митрополию он
называется митрополитом Киевским (см. 24 августа с.с.), а по его месту
жительства и кончины в Москве — Московским (см. 5 октября с.с.).
Прославленный
еще при жизни даром прозорливости, святой Петр по кончине прославился многочисленными
чудесами и исцелениями, и вскоре нетленные мощи его были открыты (в 1339 г.).
При них в Успенском соборе удельные князья целовали крест в верности великому
князю Московскому; здесь же были избираемы и нарекаемы русские святители.
Святая Церковь в своих песнопениях воспевает святого Петра, как “небесных чинов
радование, и на земли архиереев похвалу, священников славу, монашествующих правило
и Церкве утверждение,” “нищих утешение, вдов и сирот предстателя и земли Российстей
великое защищение.” См. 24 августа с.с. и 5 октября с.с.
Молитвословия дня
Препраздненству Рождества, Тропарь, гл. 4.
Готовися
Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся Евфрато:
яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад: от негоже
ядше, живи будем, не якоже Адам умрем; Христос раждается прежде падший
восставити образ.
Кондак, гл. 2.
В Вифлееме
зряще пеленами повиваемого, всю землю держаща рукою Своею, предпразднственныя песни
Рождшей Сего приносим: матерски бо веселится держащи в недриех
Сына Божия.
Святой мученице Иулиании, Кондак, гл.
3.
Девства добротами
преочищена девице, и мучения венцы Иулиание ныне венчавшися, давши сущим в
нуждах и недузех исцеление и спасете приступающими к раце твоей: Божественную
бо благодать Христос источает, и жизнь вечную.
Святителю Петру, митрополиту всея России, Тропарь, гл.
4.
Яже прежде
безплодная земле ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве
сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша; сего ради ликуй и веселися
со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.
Другой
тропарь, гл. 8.
Ликуй светло
благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию
чудодеянии озаряюща; той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от
вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго.
Кондак, гл. 8.
Взбранному и
дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь Богоносе плетуще,
яко имея дерзновение ко Господу,
многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду
нашему.
Паремия, и проч.
См. 24 августа с.с..
Богослужебные указания
См. Если празднуется праздник
святителя Петра (см. ниже), поем канон святой Иулиании на повечерии, вкупе с трипеснцем,
и последи стихиры ее.
См. Если случится Петра митрополита в
воскресенье пред Рождеством Христовым.
При совпадении этих праздников,
на малой вечерне, “по Трисвятом,” и на утрени, “на Бог Господь,” положено по 4
тропаря: воскресный, отцев, святого и предпразднства.
Примечания
[48]
В Московского Успенском соборе доныне хранятся
свидетельствующая об иконописном искусстве и святой жизни Московского
митрополита Петра две, написанные им и прославившиеся чудотворениями, иконы
Богоматери: Ее Успение и другая, написанная им во время его жизни на Волыни,
по его имени, называющаяся Петровской. См. еще 21 мая.
[49]
Просвещенный благодатью святой Петр провидел великое значение
Москвы для русского народа. Убеждая Московского князя Иоанна Даниловича
воздвигнуть Успенский собор, святитель предвещал будущее величие Москвы,
говоря, что “город этот славен будет” и что “взыдут руки его на врагов его, и Бог в нем прославится.” Действительно,
Москва из малоизвестного города обратилась в знаменитую столицу, из деревянной
— в белокаменную и златоглавую. Как обитель православия, колыбель единодержавия
и средоточие русской народности, она спасла веру и отечество среди кровавых и
огненных испытаний, совместив в себе все то, чем достопамятно для нас
прошедшее, чем свято настоящее и отрадно будущее; она, по справедливости,
заслужила имя “матери” и “сердца России,” а также и “царелюбивого града.” Как
некогда от Византии вся почти Греция называлась Византией, от Рима вся римская империя
— Римом, так и от Москвы, как города всей русской земли, всю Великую Россию наименовали
Московией.
С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.
|