Молитвы

Святитель Иоанн Златоуст о молитве

Место и время молитвы


на головную страницу сайта





Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве. Ибо послушай того же Учителя вселенной, что он говорит: на всяком месте воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8).

Если сердце твое свободно от нечистых страстей, то где бы ты ни был, на торжище ли, дома ли, на пути ли, в суде, на море, в гостинице или в мастерской — везде можешь помолиться Богу и получить просимое. Зная это, прошу вас, вместе с постом покажем усердие и к молитве и в ней приобретаем себе помощницу, чтобы, удостоверившись благодати Божией, провести нам и настоящую жизнь благоугодно Ему и в будущей сподобиться Его человеколюбия, благодатью и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

Но как возможно, скажешь, человеку светскому, озабоченному житейскими делами, молиться по три часа в день и приходить в церковь? Возможно, и весьма легко. Если и нельзя прийти в церковь, так можно и призванному в суде помолиться, стоя так перед дверьми; потому что для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простертие рук, сколько настроение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа. И Анна (матерь Самуила) была услышана не потому, чтобы испускала громкий и сильный голос, но потому, что крепко вопияла внутренне, сердцем. Глас ея не слышашеся, — говорит Писание (1 Цар. И, 13), но Богуслышал ее. Это часто делали и многие другие: тогда как начальник внутри судилища кричал, угрожал, раздражался, они, стоя пред дверьми, оградив себя крестным знамением и произнесши умом краткую молитву, входили в судилище и изменяли судью, укрощали его и из свирепого делали кротким; и ни место, ни время, ни молчание не было для них препятствием ктакой молитве. Так и ты сдел ай: восстенай горько, вспомни о грехах своих, воззри на небо, скажи умом: помилуй мя Боже — и кончена молитва твоя. Кто сказал: помилуй, тот сделал исповедь и сознал грехи свои, потому что желать помилования свойственно согрешившим. Кто сказал: помилуй мя, тот получил отпущение грехов, потому что помилованный не наказывается. Кто сказал: помилуй мя, тот получил Царствие Небесное, потому что Бог, кого помилует, того не только освобождает от наказания, но и удостаивает будущих благ Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко; благодать Духа нас самих сделала храмами Божьими; если только мы бдительны, то можем молиться всегда весьма легко. Можно и жене, сидя за прялкою или занимаясь тканьем, воззреть умом на небо и призвать Бога пламенно; можно и мужу, на торжище и на пути, совершать усердные молитвы; другому и сидя в мастерской, при занятии своим делом, можно вознести свою душу к Господу; можно слуге и покупая на рынке, и во время служения в доме, и занимаясь н а кухне, совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом; Он требует только одного пламенного сердца и целомудренной души. А чтобы увериться тебе, что для молитвы требуется не известное положение тела, место и время, но бодрственная мысль, послушай, как Павел, лежа в темнице, распростертый, а не стоя прямо, помолившись с усердием, потряс темницу и поколебал ее основание, устрашил темничного стража и затем привел его ко святому крещению. Опять Езекия, не стоя прямо и не преклонив колена, но лежа на постели, по причине болезни, и обратившись к стене, когда пламенною душой призвал Бога, тогда и отменил произнесенный уже приговор и привлек к себе великое благоволение Божие и получил прежнее здоровье. И это случилось не только со святыми и великими мужами, но и с великими грешниками. Так разбойник, не стоя в доме молитвы, не преклонив колена, но распростертый на кресте, немногими словами приобрел Царство Небесное. Если же в какое-либо время или в каком-либо месте будете находиться среди множества д ругих людей, и тогда не оставляйте молитвы, но таким же образом, как я сказал, молитесь и призывайте Бога в надежде получить не меньшую пользу и от такой молитвы. Если мы так настроим себя, то и настояшую жизнь проведем в спокойствии, и получаем Царство Небесное.

* * *

Даже когда ты будешь вне церкви, взывай и говори: помилуй мя; говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат. Для этого требуется не место, а прежде всего душевное настроение. Иеремия был в грязной яме и привлек к себе Бога; Даниил был во рве львином и благорасположил к себе Бога; три отрока были в пещи и, прославляя, умилостивили Бога; разбойник был пригвожден ко кресту, и крест не воспрепятствовал ему, но отверз рай; Иов сидел на гноище и пользовался милостию Божьей; Иона был в чреве кита — и Бог внимал ему. Будешь ли ты в умывальнице — молись; будешь ли в дороге или на постели, и где бы ты ни был — молись. Ты — храм Божий; не ищи же места; нужно только душевное расположение. Хотя бы ты стоял пред судьею, молись.

Некогда впереди было море, позади египтяне, а посередине Моисей; великое было затруднение для молитвы; но велика была и широта молитвы. Сзади гнались египтяне, впереди было море, а посредине нужно было молиться. Моисей ничего не произносил, но Бог говорит ему: что вопивши ко Мне (Исх. 14, 15)? Уста его не говорили, но ум взывал. Так и ты, возлюбленный, когда стоишь пред судьею гневным, беспощадным, угрожающим величайшими наказаниями или пред другими властями, делающими то же самое, то молись Богу; и в то время, когда ты будешь молиться, волны утихнут. Судья против тебя? Ты призывай Господа. Разве Он человек, чтобы тебе искать Его в каком-нибудь месте? Бог всегда близ есть. Если ты хочешь просить человека, то сначала спрашиваешь, что он делает, не спит ли, не занят ли; и слуга не отвечает. А у Бога нет ничего такого; куда бы ты ни ушел и стал призывать Его, Он слышит; ни занятия, ни посредник, ни слуга не отделяет Его от тебя. Скажи: помилуй мя, — и Бог тотчас делается присущим. < i>Еще глаголющу ти, — говорит Пророк, — речет: се приидох (Исх. 58, 9). О слово, исполненное благости! Он не ожидает окончания молитвы; еще прежде, нежели окончишь молитву, ты уже получаешь дар. Помилуй мя: будем же, увещеваю вас, подражать той хананеянке. Помилуй мя: дщи моя зле беснуется, — говорила она. Господь же говорит ей: о жена, велия вера твоя: буде тебе, якоже хощеши. И исцели дщи ея. Когда? От того часа (Мф. 15, 28); не в то время, когда мать ее пришла домой, но еще прежде, нежели пришла. Она пришла найти ее беснующейся — и нашла здоровою, исцеленною. Будем же за все это благодарить Бога, Которому подобает слава во веки веков. Аминь.

* * *

Нет при Нем [Боге] воина, который отгонял бы приходящих, или оруженосца, который бы откладывал время и говорил: теперь не время, теперь нельзя войти, приди после; но когда бы ты ни пришел. Он стоит и слушает: хотя бы во время обеда, хотя бы во время ужина, хотя бы в самое ночное время, хотя бы на площади, хотя бы на пути, хотя бы в спальне, хотя бы стоя пред начальником в судилище ты призвал Его, ничто не препятствует Ему услышать прошение, если ты призовешь Его, как должно. Нельзя сказать: я боюсь приступить и просить; мой враг предстоит пред Ним. Здесь нет и этого препятствия, потому что Он не слушает врага и не отвергает твоего прошения, но всегда и постоянно ты можешь беседовать с Ним, и нет к тому никакого затруднения; и ибо здесь не нужно, чтобы вводили тебя при-дверники домашние распорядители, надзиратели, стражи или друзья, но когда ты приступаешь сам собою, тогда особенно он и услышит тебя — тогда, когда ты не будешь просить никого другого.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!