Аграфена Купальница да Иван Купала
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных
моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник
вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.
Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве
он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало или Купайло.
От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический,
загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала.
Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского,
смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали
праздновать через две недели после самого солнцестояния...
У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее
летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через
костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего
солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном
божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил
ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество
праздновалось 24 июня.
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один
из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году,
а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались
в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом
и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен,
приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют
потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные
с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена
получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно
в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен
"выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что
должно было принести урожай немалый.
Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав
для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь
снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных
местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось,
что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг
с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой
ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы,
то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения)
будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не на Аграфену,
а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя в реку:
если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными
из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся
коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или
бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту,
то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на
то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.
Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!),
на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый,
приходи в мой сад гулять!"
Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало
проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом
году замуж выйдешь.
Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают
росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются
на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш
и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы
лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят
кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть
"в дом не глумилася".
Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых
областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день
считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его
царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где
считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут
купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет
различную водяную нечисть.
К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось,
что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как
можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная
с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может
лететь куда ей вздумается...
Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой
всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские
парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы
наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по
деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков
и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился
и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались
даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног
до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.
Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу
одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше
от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает
этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."
Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них
плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь
очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь
укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.
В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину
для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых
детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.
Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые
игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.
Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и
считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых
пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили...
Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым
и счастливым.
Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях
и прочих веселых и милых шалостях...
|