Молитвы

О молитве за нас святых


на головную страницу сайта





Хорошо уповать на молитву святых, но тогда, когда мы и сами трудимся. Какая же мне нужда, скажет кто-нибудь, в молитве других, когда я сам буду деятелен и таким образом не доведу себя до этой нужды? Я не желаю вам того; но если судить здраво, то мы всегда испытываем эту нужду.

Павел не говорил: что мне нужды в молитве других, хотя молившиеся за него не были достойны его, даже не были равны ему; а ты говоришь: какая мне нужда в молитве других? Петр не говорил: что мне нужды в молитве; ибо молитва, сказано, бе прилежна бываемая от церкве к Богу о нем (Деян. 12, 5); а ты говоришь: зачем мне нужна молитва других? Затем нужна, что ты считаешь ее для себя ненужною. Хотя бы ты был равен Паалу, ты имеешь нужду в молитве других. Не возносись, чтобы не унизиться.

Но как я уже сказал, только тогда приносят нам пользу молитвы за нас, когда мы и сами трудимся. Послушай, что говорит Павел: вем бо, яко сие сбудется ми во спасение вашею молитвою и подаянием Духа Иисуса Христова (Филип. 1, 19); и еще: да от многих лиц, еже в нас дарование, многими благодарится о нас (2 Кор. 1, 11); аты говоришь: какая мне нужда в молитве! Конечно, если мы сами будем беспечны, никто не в состоянии будет помочь нам своими молитвами. Какую пользу принес иудеям Иеремия? Не троекратно ли он приступил к Богу и не троекратно ли слышал: ты не молися о людех сих и не проси, яко не услышу тя (Иер. 7, 16)? Какую пользу оказал Самуил Саулу? Не до последнего ли дня он плакал о нем, а не просто молился только? Какую пользу принес он израильтянам? Не говорил ли он: и да никако же ми согрешити — оставити же молится о вас (1 Цар, 12, 22)? И не погибли ли они все? Итак, скажешь, молитвы не приносят никакой пользы? Приносят, и большую, но когда и мы делаем что-нибудь; ибо м олитвы содействуют и помогают, а содействовать кто-либо и помогать может только тому, кто уже сам действует; если же сам останешься в бездействии, то ничто не принесет тебе большой пользы.

Когда бы молитвы других, при бездействии с нашей стороны, имели силу вводить нас в царствие, то почему не все еллины — христиане? Не за весь ли мир мы молимся? Не делал литого же и Павел? Не молимся ли мы, чтобы все обратились ко спасению? Почему же, скажи, нечестивые не делаются благочестивыми? Не оттого ли, без сомнения, что они ничего не могут принести со своей стороны? Итак, молитвы доставляют великую пользу, когда и сами мы привносим к ним то, что требуется от нас.

Хочешь ли знать, как бывали полезны молитвы? Вспомни о Корнилии, о Тавифе... Послушай еще, что говорит сам Бог: защищу град сей Мене ради, и Давида ради раба Моего (4 Цар. 19, 34). Но когда это? При Езекии, который был праведен. Между тем если бы молитвы имели силу и для великих нечестивцев, то почему и во времена нашествия Навуходоносора Бог не сказал того же, а предал Навуходоносору город? Потому, что тогда более усилилось нечестие. Опять, тот же самый Самуил молился об израильтянах и имел успех. Но когда? Когда и сами они благоугождали пред Богом, тогда Бог прогонял врагов их. Какая же мне нужда, скажешь, в молитве другого, когда я живу богоугодно? Никогда не можешь сказать этого, человек. Есть нужда, и нужда во многих молитвах. Послушай, что говорит Бог о друзьях Иова. Он помолится, сказано, о вас, и от-пустится вам согрешение (Иов. 42, 8), потому что, хотя они и согрешили, не велик был их грех. А этот же самый праведник, спасший тогда молитвою друзей своих, во время Иудейско го царства не мог спасти иудеев от погибели. И чтобы тебе это понятно было, послушай, что говорит Бог через Пророка: аще станет Ной, и Иов, и Даниил, не избавят ни сынов, ни дщерей своих {Иез. 14, 14—18); потому что превзошло несчастие. И опять: аще станет Моисей и Самуил (Иер. 15, 1). Обрати же внимание, почему говорится об этих двух Пророках. Потому что оба они предстательствовали за иудеев, но не имели успеха. Атак как и Иезекиль говорил: горе мне, Господи, еда потребляеши ты останки Израилевы (Иер. 9, 8); то Бог, давая знать, что делается праведно, и не по небрежению к Нему не принимает его ходатайства за них, указывает ему на их неправды, как бы так говоря: они достаточно могут уверить тебя, что Я не по небрежению к тебе не принимаю твоего предста-тельства, но по множеству их грехов, при всем том прибавляет и сие: аще было сказать к нему эти слова; потому что он сам много пострадал для израильтян. Ты сказал мне, Господи, — говорил он, — чтобы я ел в нечистотах, и я ел. Ты сказал мне, и я обрился. Ты сказал мне, и я лежал на одном боку. Ты велел мне с нощею пройти сквозь стенное отверстие, и я прошел. Ты взял у меня жену и запретил мне плакать; и я не плакал, но претерпел благодушно. Я сделал тысячи других самопожертвований ради них; и вот я умоляю тебя о них, а Ты не внимаешь! Но Бог, показывая, что делает это не по небрежению к нему, говорит: хотя бы Ной, хотя бы Иов или Даниил, хотя бы все они стали умолять о сынах и дщерях, Я не послушаю. И опять что говорит Бог Иеремии, менее страдавшему вследствие повелений Божиих, но гораздо более от нечестия иудеев? Еда не видиши, что сии творят (Иерем. 7, 17)? Правда, говорит Пророк, они творят; но ты помилуй ради меня. На это Бог говорит ему: аще станет Моисей и Самуил. Моисей — первый законодатель, много раз избавляющий их от опасностей, сказавший: аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя (Исх. 32, 32), — если бы даже он был теперь и говорил это, то и он не успел бы; если бы еще и Самуил, также избавлявший их и с самых малых лет высоко ценимый от них, ибо о первом Я сказал, что беседовал с ним, как друг с другом, а не в притчах, а о сем последнем, что Я в отрочестве его явился ему и, им умилостивленный, отверз заключенный дар пророчества; и глагол Господень, сказано, бе честен, не бе видение посылаемо (1 Цар. 3, 1); если бы, наконец, оба они предстали, то не успели бы. Равным образом говорится и о Ное, что он человек праведен, совершен сый в роде своем (Быт. 6, 9), и об Иове, что он непорочен, праведен, истинен, благочестив (Иов. 1, 1). Но если бы и они предстали, и Даниил, которого халдеи почитали как Бога, то не могли бы, говорит Бог, избавить сынов и дщерей своих. Итак, зная это, не будем ни пренебрегать молитвами святых, ни полагаться на них единственно. Соблюдем последнее для того, чтобы не облениться и не проводить жизни в праздности, а первое для того, чтобы нам не лишаться великой пользы. Напротив, будем и их просить, чтобы они молились о нас и помогали нам, и сами — пребывал и в добродетели, чтобы быть в состоянии достигнуть благ, обещанных любящим Бога.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!