О церковных календарях и праздниках

 


на головную страницу сайта





Юлианский календарь (старый стиль) и Пасха

  Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию (см. Еврейский календарь), поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

  Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

  Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года  промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени. Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

  Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом  самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365¼  суток.

Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

  Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365¼  суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней. Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

Январь (Ianuarius)  в честь бога Януса;

Февраль (Februarius)  в честь бога Фебрууса;

Март (Martius)  в честь бога Марса

Апрель (Aprilis)  от латинского apеrire (раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;

Май (Maius)  в честь богини Майи;

Июнь (Iunius)  в честь богини Юноны;

Квинтилис (Quintilis)  пятый;

Секстилис (Sextilis)  шестой;

Сентябрь (September)  седьмой;

Октябрь (October)  восьмой;

Ноябрь (November)  девятый;

Декабрь (December)  десятый.

  Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные  по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

  Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

  При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии  императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita (от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

  В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

  Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября  на декабрь.

  Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом - в значительной простоте.

  В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным.

Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников.

Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день  -  14 нисана по еврейскому лунному календарю.

Отсюда и возникла необходимость соединить в церковном календаре солнечный и лунный циклы.

  Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

  Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

  Но средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного месяца  29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с солнечным было практически невозможно: их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться подобным периодом было бы бессмысленно.

В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до Р.Х.) можно считать наиболее удачным. Согласно уравнению Метона, 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам. И несмотря на допущенную погрешность (19 юлианских лет равны не 6940, а 6939,75 суток), именно цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей, как древних, так и современных.

Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой  была бы полностью независимой от нее и всегда наступала позже. И в этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для пасхальных расчетов идеальным инструментом.

Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от Пасхалии иудейской. При этом составители Пасхалии отдавали себе отчет в том, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарных расчетах Пасхи крайне сложно.

К примеру, если плавающие даты новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то 14 нисана иудейской Пасхи опережает равноденствие на 1 сутки за 210 лет.

Все это происходит оттого, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца.

Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи плавает, как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля.

  Сразу после принятия юлианского календаря христиане внесли в его структуру существенное дополнение: деление месяцев на семидневный цикл - недели (лат. Hebdomada, или Septimana - седмица). Недельный цикл христиане заимствовали из еврейского календаря, который они использовали с I в. от Р.Х.

Этот цикл связан с преданием книги Бытия и применяется в традиции иудаизма для определения Шаббата  Субботы - каждого седьмого дня календарного года, который считается священным днем отдыха и напоминает о Сотворении мира и исходе евреев из Египта.

  Первый день недели получил название День Господний (греч. Kyriake, лат. Dies Dominica), или prima feria (первый день). В христианской традиции этот день посвящается памяти двух главных евангельских событий - Воскресению Христову (отсюда и его русское название  воскресенье) и сошествию Святого Духа на Апостолов.

С IV в. во всех христианских странах воскресенье считается днем отдыха. В этот день верующим предписывается посещать храм и принимать участие в богослужении. Последний день недели (septima feria) стал называться субботним (греч. Sabbaton, или Sabbata - отсюда русское суббота) в память о том значении, которое имел этот день для ветхозаветного народа.

За остальными днями закреплялись только порядковые номера: secunda, tertia feria и т.д. (Этот принцип нашел отражение и в названиях дней недели в русском языке: ср. вторник, четверг, пятница).

  Весь церковный год был разделен на периоды, которые разграничивались праздниками, памятными днями и постами. Каждый день церковного года был посвящен памяти одного или нескольких святых (общих, национальных или местных  откуда впоследствии и возникли отличия в календарях поместных христианских Церквей).

© Мир Религий, 2001

Подвижные праздники

  ПАСХА — первое воскресенье после первого весеннего (случившегося после дня весеннего равноденствия) полнолуния.

  У православных, по причине накопившегося отставания календаря на 13 дней, «равноденствие» (тоже 22 марта, но по «старому стилю») приходится на 4 апреля по «новому стилю», и следовательно, праздник Пасхи обычно съезжает на более позднее время. Поэтому все подвижные праздники съезжают каждый год на разное количество дней. Остальные, неподвижные даты, у православных и католиков расходятся на 13 дней, то есть они привязаны к одинаковым числам месяца, но сам календарь  — у каждого свой.

Из за этой разницы календарей возникает проблема с языческими обрядами — большая их часть привязана к астрономическим моментам — датам равноденствий и солнцестояний, и если отталкиваться от «старого стиля» и церковных праздников, то многие важные астрономические моменты будут упущены.

Красная Горка — первое воскресенье после Пасхи.

Радуница — девятый день после Пасхи.

Семик — четверг седьмой недели после Пасхи.

Родительская суббота — суббота седьмой недели после Пасхи.

Вход Господен в Иерусалим — За семь недель (Великий пост) до пасхи. 

Тогда же начинается Масленица (Сырная Седьмица).

Вознесение Господне — через 40 дней после Пасхи.

Пятидесятница (Святая Троица) — через 50 дней.

Духов день — первый понедельник после Троицы.

Через неделю после Троицы начинается   - Петров пост.

 

Неподвижные праздники

Январь

Рождество Христово

Собор Пресвятой Богородицы

9 Святого архидиакона Стефана

19 Крещение Господне, Богоявление

20 Собор святого Иоанна Предтечи

24 Преподобного Феодосия Великого

 

Февраль

2 Преподобного Евфимия Великого

7 Святого Григория Богослова

9 Перенесение мощей святого Иоанна Златоуста

15 Сретение Господне

 

Март

9 Обретение главы Иоанна Предтечи

22 Сорока мучеников

30 Святого Алексея, человека Божия

 

Апрель

 

Май

8 Апостола и евангелиста Марка

16 Успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

22 Перенесение мощей святого Николая

 

Июнь

3 Святых царей и равноапостольных Константина и Елены

24 Святых апостолов Варфоломея и Варвары

 

Июль

18 Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца

21 Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани

 

Август

1 Преподобного Серафима Саровского

2 пророка Ильи

9 Великомученика исцелителя Пантелеймона

19 Преображение Господне

28 Успение Богородицы

 

Сентябрь

13 Священомученика Киприана, епископа Карфагенского и святого Геннадия

19 Чудо Архистратига Михаила

21 Рождество Богородицы

27 Воздвижения Креста

 

Октябрь

31 Апостола и евангелиста Луки

 

Ноябрь

4 Казанской иконы Божьей Матери

8 Великомученика Дмитрия Солунского

21 Собор Архистратига Михаила

29 Святого апостола и евангелиста Матфея

 

Декабрь

7 Святой Великомученицы Екатерины

13 Андрея Первозванного

17 Святой Великомученицы Варвары

19 Святого Николая

22 Зачатье святой Анны

 

Секреты нового и старого стиля

Отмечая церковные праздники, знаменательные даты исторического прошлого, мы постоянно сталкиваемся с понятиями старого и нового стиля.

Старый стиль – это юлианский календарь, календарь солнечный, основанный на видимом годичном движении Солнца. А есть еще и лунный календарь, связанный с изменением фаз Луны, - мусульманский календарь, и лунно-солнечный, учитывающий и смену фаз Луны, и годичное движение Солнца. Но солнечный календарь в мировой практике явно доминирует.

Вернемся к юлианскому календарю. Он был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген. Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным.

Год в нем начинался с 1 января, все 12 месяцев имели современные названия, в году было 365 дней, а каждый четвертый год, високосный, включал 366 дней. В 325 году Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христианской церкви. Однако из-за того, что продолжительность астрономического солнечного года – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, юлианский календарь каждые четыре года убегает вперед против астрономического на 44 минуты 56 секунд.

Так что момент весеннего равноденствия за каждые 128 лет смещается относительно календарных дат на целые сутки. Поэтому возникла необходимость реформы календаря, поскольку празднование Пасхи все больше отодвигалось от астрономической даты весеннего равноденствия. В 1582 году такую реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.

Накопившиеся лишние дни убрали очень просто, объявив после 4 октября сразу 15 октября 1582 года.

Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль), был в том же, 1582м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

В России декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.

Но в светском обиходе григорианский календарь стал международным, так как его придерживаются практически все страны мира. Григорианский календарь – это, по сути дела, реформированный юлианский. Чтобы избежать будущих перемещений дня равноденствия, в григорианском календаре, в отличие от юлианского, были отменены три високосных года в каждые четыреста лет.

Високосными теперь считаются только те вековые  (с двумя нолями на конце) годы, т. е. годы полных столетий, первые две цифры которых делятся без остатка на  4. Это – 1600, 2000 годы, но не 1700, 1800, 1900. В результате григорианский календарь отстает от астрономического солнечного года лишь на 26 секунд, так что лишние сутки могут накопиться только за 3280 лет. Поэтому длина солнечного года практически  равна длине года календарного.

Разница между датами юлианского и григорианского календаря, летосчислением по старому и новому стилю, по ходу исторического времени  возрастает.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые  две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Вот они, «секреты» летосчисления по старому и новому стилю. Александр Сергеевич Пушкин, например, родился 26 мая 1799 года, а умер 29 января 1837 года. Это даты старого стиля.

А по новому стилю к дате пушкинского дня рождения прибавляется 11 дней (ведь это XVIII век), а к дате смерти уже в ХIХ веке – 12 дней. Вот почему годовщину со дня рождения Пушкина мы отмечаем 6 июня, а годовщину смерти – 10 февраля по новому стилю.

Или, скажем Февральская революция 1917 года в России. Если бы она исчислялась по европейскому, григорианскому календарю, то должна была бы называться Мартовской.

И в самом деле: началась она в международный женский день 23 февраля (8 марта по новому стилю), а к утру 28 февраля (13 марта по новому стилю) Петроград полностью перешел в руки восставших.

Так соотносятся юлианский и григорианский календари, отражая движение истории, вехи нашей духовной, общественной и культурной жизни.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!

Заказ доставка, доставка букетов и цветов. ◦