источник: ЗАВЕТ.ru - ПРАВОСЛАВНОЕ
ЧТЕНИЕ. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Праздник Светлого
Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных
христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха"
пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление".
В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества
от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной
Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована
нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей
веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать
апостолы.
КАК ВСТРЕТИТЬ СВЯТУЮ ПАСХУ. ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАПЕЗА
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II
Московский Сретенский монастырь
Почему
на Пасху принято дарить друг другу яйца
С давних
времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник
Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины,
когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия,
предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала:
"Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной
Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую
смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в
себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей
веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого
мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из
яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища
смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все
умершие.
Почему
Церковь освящает пасхи и куличи
Пасхальный
кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней
степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на
Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться
в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать
Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения
Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день
благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно
называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении
истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей
в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной
пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал
семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских
пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой
и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают
и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи
и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
О
семидневном праздновании Пасхи
Праздник
Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим
христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской
Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного
празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную,
Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная
Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские
Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются
даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни
праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица
есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение
бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной
седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный"
- "Христос воскресе" (трижды).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею,
Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать
два дня - до Вознесения Господня.
О
поведении православных христиан в Пасху
Древние
христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались
для общественного Богослужения.
Согласно благочестию первых христиан, на
VI Вселенском Соборе постановлено для верных: "От святого дня воскресения
Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны
во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех
духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания
внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы
купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает
конское ристалище, или иное народное зрелище".
Древние христиане великий праздник Пасхи
святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая
Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые
цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных
преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим.
Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали
их участниками радости в Светлый праздник.
Древний святой обычай, сохраняемый и ныне
благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не
опускать на одного церковного Богослужения.
Что
такоe артос
Слово артос
переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви
освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы
занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня
и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого
начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос
вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в
молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово,
каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая
Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную
трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему
Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви
установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как
в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для
нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден
только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой
над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное
предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой
Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы
благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит
название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа.
В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи
с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением
святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после
заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на
уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом
ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей
Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред
иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом
торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой
седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса,
артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается
народу как святыня.
Как
хранить и принимать артос
Частицы
артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное
врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например,
в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!". |