Триодь Постная


на головную страницу сайта





 

Неделя о Мытаре и Фарисее

Свое наименование эта первая приготовительная неделя получила от предлагаемого в нее чтения Евангельской притчи о Мытаре и Фарисее, из которых первый, по изображению притчи, вышел из храма в дом свой более оправданным, чем второй. Примером того и другого святая Церковь указывает истинное начало и основание покаяния — смирение и, с другой стороны, главный источник греха и препятствие к покаянию — гордость. По словам святой Церкви, "от возношения гибнет всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое."

Без смиренного сознания своей греховности не может иметь надлежащего значения самая высокая внешняя праведность. В этой мысли верующие и должны приступать к подвигу поста и покаяния. Сообразно с этим основным содержанием, святая Церковь во всей службе своей на эту неделю, особенно же в стихирах вечерних и утренних и в тропарях канона, осуждая, согласно с Евангельской притчей, самоправедную гордость фарисея, прославляет смирение мытаря и. призывает каждого из нас отринуть "высокохвальную гордость, возношение же лютое, и надмение мерзкое, и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство," отложить самомнение о своих мнимых достоинствах о совершенствах, самодовольство своей мнимой праведностью, смирить себя сознанием своего недостоинства и виновности пред Богом, осудить себя, как грешника, достойного осуждения в казни, и бия себя в грудь, молиться: "Боже, милостив буди мне грешнику."

Если каждый из нас будет молиться, по примеру мытаря, с сокрушенным сердцем и духом смиренным, то, без сомиения, удостоится великой милости от Сердцеведца: Господь отверзет и ему двери покаяния, введет его во святые и спасительные дни святой Четыредесятницы, поможет ему благодатью Своей принести истинное покаяние и получить полное прощение и помилование.

Молитвословия дня.

Кондак, гл. 4.

Фариееева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.

Покаянные тропари, гл. 8.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр очисти, благоутробною Твоею милостию.

Глас 8.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все жumиe мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Глас 6.

Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшного дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Апостол: 2 Тим. 3:10-15; 296 зач.

Евангелие от Луки 18:10-14, 89 зач.

Богослужебные указания.

Воскресенье Мытаря и Фарисея бывает в период времени от 11 января по 15 февраля.

На утрене в воскресенье Мытаря и Фарисея, а также в 1, 2, 3, 4 и 5-ю утрени святой Четыредесятницы, вместо полиелейных псалмов, Уставом положены "Непорочны" (ср. ниже, примеч. к Табл. утрени), т. е. 17-я кафизма (но если воскресенье Мытаря и Фарисея случится 30 января или 2 февраля, или с ней совпадет храмовой праздник, то поются полиелейные псалмы).

В воскресенье Мытаря и Фарисея и затем в следующие воскресные дни, кончая 5-м воскресеньем Великого поста, после чтения Евангелия и 50-го псалма, поются покаянные тропари: на "Слава" (вместо "Молитвами апостолов") — "Покаяния отверзи ми двери," на "И ныне" (вместо "Молитвами Богородицы") — "На спасения стези," потом — "Помилуй мя Боже" и (вместо "Воскрес Иисус") — "Множества содеянных" (но если в приготовительные недели к Великому посту случится Сретение Господне, то, вместо покаянных тропарей, поются обычные: на "Слава" "Молитвами Богородицы," на "И ныне" — тоже, затем — "Помилуй мя Боже" и стихира праздника; точно также и в храмовой праздник, случившийся в указанные воскресные дни, поются обычные песнопения).

Хотя на утрене в воскресенье Мытаря и Фарисея и в следующие воскресные дни, кончая 5-й неделей Великого поста, следуют гласы Октоиха и Евангелия утренние воскресные рядовые, но в служебном Евангелии, при указании порядка рядовых гласов и Евангелий, они не обозначаются, какой именно глас и какое утреннее Евангелие бывает в ту или другую неделю, потому что в разные годы бывает не одно и то же число недель от недели Всех Святых до недели Мытаря и Фарисея; после 32-й недели не всегда подряд следует 33-ей неделя Мытаря и Фарисея, а потому как на эту, так и на следующие за тем недели приходятся в разные годы не одни и теже, по порядку, рядовые гласы и утренние воскресные Евавгелия (см. ниже. О чтении утренних воскресных Евангелий).

Из положенных в неделе Мытаря и Фарисея 8 стихир "на хвалитех" 5-я и 6-я берутся из вечерних стихир Триоди, поемых "на Господи воззвах."

С недели Мытаря и Фарисея до недели Всех Святых, пред великим славословием, вместо утренней Евангельской стихиры, поется стихира Триоди; а утренняя Евангельская стихира поется (по отпусте утрени перед 1-м часом) на "Слава, и ныне" на утренних литиях (см. Уст.) там, где бывают эти "литии," т. е. исхождения в притвор (и совершение в нем 1-го часа).

См. Последование святого, прилучившегося в неделю Мытаря и Фарисея и Блудного Сына, поем в пятницу на повечерии, если только не случится память великого (т. е. имеющего всенощное бдение) святого (см. Устав 30 января).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!