Триодь Постная


на головную страницу сайта





 

Неделя Сырная

В эту неделю (воскресный день) святая Церковь приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержаяие, чтобы этим несчастием нагляднее представить всю важность предлежащего подвига, а в утрате райского блаженства указать предмет, достойный покаяния и слез. Пример прародителей показывает нам всю тяжесть греха и его пагубные поеледствия и научает избегать невоздержания, как начала н источника грехов, и обращаться к покаянию, как единственному средству избавления от гнева и суда Божия. "Изгнан бысть, воспевает в этот день святая Церковь, Адам от райския сладости, снедию горькою в невоздержании заповеди не сохрани Владычни, осудися делати землю, от неяже взят бысть сам, потом же многим ясти хлеб свой; темже мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаем, якоже он, но в него внидем;" "постящеся принесем слезы, умиление и милостыню," "утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти;" "препоясавшеся добрым поста подвигом" и "восприи мше всеоружие креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушимую имуще веру, и яко щит молитву, и шлем милостыню, вместо меча пост, иже отсекает от сердца всю злобу;" "постное время светло начнем к подвигам духовным себе подложивше;" "се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуеа Христа, спасающого души наша».

Этим своим умилительно-трогательным гласом святая Церковь призывает нас, как чад своих, забыть с нынешнего дня все, что доседе занимало наши мысли и чувства и отвлекало их от "единого на потребу;" отринуть от себя все, что служило соблазном и поводом ко греху, что возбуждало в нас нечистые помыслы и чувствования, что порождало в нас греховные желания и стремления; отложить на время даже обычные дела и занятия наши, коль скоро они отвлекают мысль нашу от благоговейного углубления в самих себя, раздражают сердце наше чувствами гнева и зависти, мечтами честолюбия и корыстолюбия; возбудить в себе жажду продолжительных молитвенных бдений, усиленных молитв и коленопреклонений; воспламенить в себе непреклонное желание охотно и бодренно, благодаря и прославляя Господа, идти в отверзающиеся ныне двери спасительного поста, покаяния и духовного возрождения; возгреть в себе твердую решимость проходить святые дни поста усердно, благоговейно и радостно.

В евангельском и апостольском чтениях святая Церковь предлагает последние свои наставления касательно подвига собственного поста. Пост должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы, состоять в нелицемерном исполнении правил пощения и неосужденном отношении к ближним. Примирение со всеми, отпущение и прощение всем согрешений пред нами есть первое, главное и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

Без этого примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды между собой нельзя приступать ко Господу, нельзя и начинать святое поприща поста и покаяния. Отсюда произошел обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга, равно как ходить на могилы умерших для той же цели, почему самый день называется в просторечии прощеным и прощальным. Само собою разумеется, не одни уста, а преимущественно сердце наше должно изречь полное, всесовершенное прощение не только оскорбившим нас чем-либо, но и всем ненавидящим и обидящим нас, всем осуждающим и оклеветающим нас, всим творящим нам всякое зло; должно стараться истинно-христианским смирением преклонить к примирению и тех, которых сами, по своей злобе и навету диавола, имели несчастие оскорбить словом и делом.

Святой Иоанн Златоуст учит: "прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя. Оскорбившей нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога. Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратится на главу его самого, и он жестоко постраждет; а если будем негодовать, то сами постраждем и притом от самих себя."

Молитвословия дня.

Кондак, гл. 6.

Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое Владыко; Ты даждь ми слово, Отчее Слово: се да устнам моим не возбраню, во еже звати Teбе, Милостиве, помилуй мя падшого.

Апостол: Рим. 13:11;14:4; 112 зач.

Евангелие: Мф. 6:14-21; 17 зач.

Богослужебные указания.

В Сырную неделю (воскресение), равно и во все следующие за тем недели, до недели Ваий, всегда, за исключением праздников только с бдением (см. в Уст. 34 храм. гл. и Маркова глава 25 мар.), совершается (накануне понедельника) вседневная вечерня с некоторыми особенностями великопостного Богослужения. На ней (как это положено и вообще в воскресные дни) не бывает стихословия кафизмы я после следующего за великой ектенией возгласа поется на рядовой глас Октоиха: "Господи воззвах," и затем на 10 стихиры: 4 покаянны рядового гласа Октоиха (2 из стиховных вечерни в воскресный день и 2 из стиховных утрени понедельника), 3 из Триоди и 3 рядового святого из Минеи; "Слава" — святого из Минеи, если есть, и по гласу этой стихиры на "И ныне" богородичен (из тех, которые печатаются в конце Минеи каждого месяца); если же в Минее не имеется стихиры на "Слава," то поется, на "Слава, и ныне," богородичен "в той же глас Минеи" (см. в Триоди Постной, недели Сырно й веч.).

При пении богородична открываются царские врата и совершается вход с кадилом, "великих ради прокименов;" диакон возглашает: "Премудрость, прости," лик поет: "Свете Тихий," затем диакон возглашает: "Вонмем," иерей — "Мир всем," диакон — "Премудрость, вонмем," и бывает пение великого прокимна (в недели: Сырную, 2-ю и 4-ю поста — "Не отврати лица Твоего;" в 1-ю, 3-ю и 5-ю поста — "Дал еси достояние"); за входом (не ектения: "Рцем вси," как на великой вечерне) следует "Сподоби Господи" и проч.. как на вседневной вечерне. Но по "Отче наш" "со сладкопением поются во вся недели святой 40-цы" (см. Уст., нед. Ваий вечера) тропари: "Богородице Дево" и проч., с поклонами, и далее, как на великопостной вечерне, только с молитвою святого Ефрема Сирина полагается три великих поклона и непосредственно после них — "Слава Тебе," "Слава, и ныне" и проч. (подр. см. ниже, Табл. вечерни).

После вечерни совершается малое повечерие. На этом повечерии этой и следующих пяти недель (воскресных дней) Великого поста положен обычный канон Богородицы; но если накануне Сырного воскресенья было бдение, то "канон Богородицы не глаголется." Отличительную особенность этого малого повечерия, сравнительно со вседневным, составляет то, что вместо возгласа: "Молитвами святых отец," положено: "Боже ущедри ны," а затем произносится молитва святого Ефрема Сирина с 12-ю поклонами, далее следует "Трисвятое" и проч., как на великом повечерии во время Четыредесятницы, после же произнесения: "Господи помилуй," 12 раз, читается: "Нескверная, неблазная," и служба продолжается по обычному порядку малого повечерия (заканчиваясь не молитвой "Владыко многомидостиве," а малым отпустом).

"Ниже образом указаcя служба вечерни и повечерия сея недели (т. е. Сырного воскресения, накануне понедельника): сице бывает и (в) прочия (1-ю, 2-го, 3-ю, 4-и и 5-ю) недели (на понедельники) святой Четыредесятницы" (за исключением случаев, указанных в Марковой главе уст. 24 февр. 9, 24 и 26 мар.).

Этим днем кончается вкушение сыра, яиц и рыбы, почему эта неделя (воскресный день) называется также и Сыропустом, т. е. отпущением или прекращением сыра.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!