Триодь Постная


на головную страницу сайта





 

Третья седмица

В эту седмицу святая Церковь, как и в предшествовавшие седмицы, внушает нам необходимость принести "Христу Богу вашему," "яко дары благоприятны," "чистый пост, злых отложение," воздержание от "гнева и ярости, и всякого греха," "слезы, молитвы, милостыню, благоумиленный нрав, мысль правую, жития чистоту." В частности святая Церковь, призывая нас возненавидеть пищу, как "родительницу страстей," и возлюбить пост, как "матерь добродетелей," подробно раскрывает, "коль добр, коль велик, коль богодарованная благодать" есть пост. "Пост возлюбим," воспевает святая Церковь, "души страсти лютейшия увядающий, и божественного деяния деяти укрепляющий, и ум на небо возсылающий, и прощение ходатайствующий;" "постився Елисеев, отрока Саманитиды подаде жива," "Даниил в рове звери укроти, воздержания броздою; и мы постящеся страсти удручим," "ибо сей укрепляет тело, и просвещает ум и сердце.&quo t; Вместе с этим во все дни этой седмицы святая Церковь молит Господа, чтобы Он сподобил видеть крест Его. "Плоть очистивших от воздержания, взывает святая Церковь, и в молитвах просветивших души наша, Господи, честный крест Твой и святый сподоби нас" "неосужденно видетн в радости в поклонитися страхом и любовию," "лобызати нескверныма устнама," "во псалмах и пениях праздновати светло," "во освещение наше." Таким образом последования третьей седмицы суть род предпразднства кресту Господню.

Богослужебные указания.

"В пятницу сею на повечерии поем службу Минеи, имущего святого прилучитися в неделю (воскресный день) третью gоста" (см. в Уст. Мр. гл. 24 февр. и 9 мар.).

В субботу на малой вечерне совершается вынос креста и положение его на престоле по тому же чину, как и 1 авг. (см. 290 стр.).

Третья неделя (воскресный день).

В службе этой недели святая Церковь прославляет святой крест и плоды крестной смерти Спасителя. Она износит святой крест на середину храма для поклонения, отчего и самая неделя называется крестопоклонной. В своих песнопениях этого дня святая Церковь, приглашая нас почтить святой крест, умильно взывает: "ныне ангельская воинства кониеносят древо честное, благоговейно окружающа, и вся созывающа верныя на поклонение; приидите убо, постом просветившияся, припадем ему радостию и страхом;" "приступим очищении воздержанием, тепле облобызающе во хвалении древо всесвятое, на немже Христос распинаем, спасе мир;" "приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори; приидите вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы; приидите вся отечествия язык, крест Господень песньми почтим."

Прославляя же самый святой крест, святая Церковь воспевает: "радуйся, живоносный кресте, церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение," "утверждение нерушимое, царей победо, священников похвале;" "радуйся живоносный кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесом сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения," "радуйся, кресте, падшаго Адама совершенное избавление! о тебе вернейшии царие наши хвалятся, яко твоею силою Исмаилтеския люди державно покаряющии; тебе ныне со страхом христиане целуем, на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас, яко благ и человеколюбец."

Цель установления в третью неделю службы святому кресту открывается из прекрасных сравнений его святой Церковию с райским древом жизни, древом, усладившим горькие воды Мерры, с сеннолиственным древом, под тенью которого ищут прохлады и отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия. Таким образом, святая Церковь предлагает святой крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Это духовное подкрепление дается в представлении любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал Себя на крестную смерть. Оно особенно необходимо в середине подвига, потому что теперь подвизающееся уже много утратили из свежести своих сил и однако не могут еще оживлять себя надеждой близкого и успешного окончания подвига.

Сосредоточив в Богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, теперь, в середине не малого и не легкого поприща святой Четыредесятницы, святая Церковь предлагает столь потребное для поднятия упадающих сил постящихся великое утешение и ободрение, — святой крест; ибо ничто не может в такой мере и утешить, и ободрить, и вдохновить утомившегося, даже, быть может, ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения.

С такой целью святая Церковь предлагает крест в третью неделю Великого поста издревле. Многие хвалебные песни на эту неделю составлены святыми Иосифом и Феодором Студитами. Все в Богослужении этого дня: самый святой крест, торжественно наносимый из алтаря на средину храма, пение крестопоклонных стихир, Апостол (см. ниже), указывающий на крестные страдания Спасителя, как средства примирения нашего с Богом, Евангелие (см. ниже), напоминающее христианину об обязанности нести каждому в жизни крест свой, следуя за Распятым на кресте, — все как нельзя более содействует глубокому запечатлению в сердце верующего креста Христова, как знамения нашего спасения, как могущественной, Богодарованной силы нашей, спасающей нас на земле и отверзающей нам вход в горнее наше отечество, как самого высокого и самого сильного подкрепления верующих среди подвигов святой Четыредесятницы.

Если Господь нас ради пострадал на кресте, то и мы должны Его ради неустанно подвизаться в посте, молитве и прочих подвигах благочестия, отстраняя от себя и умерщвляя в себе все то, что препятствует этим подвигам. С целью большего воодушевления нас к терпению в подвигах благочестия, святая Церковь в настоящий день утешительно преднапоминает нам и о приближающейся "светлой мирорадостной Пасхе," воспевая в тропарях канона святой крест и страдания на нем Спасителя совместно с радостным Его воскресением и приглашая верующих "устнама чистыми" петь "песнь радования," "разрушение адово торжествующе."

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 1.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Кондак, гл. 7.

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских, на тыя бо найде преславный соуз, древо крестное: смертное жало и адова победа прогнася; предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

На утрене Уставом положено петь "со ирмосом" канон воскресный (рядового гласа из Октоиха) и катавасию: "Божественнейший преобрази," каковые ирмосы обыкновенно и принято петь на этой утрене (но в Триоди Постной пред каждой песнью канона Триоди печатаются начальные слова ирмосов святой Пасхи: "Воскресения день," к в некоторых местах поют эти пасхальные ирмосы, — см. Ц. Вед. 1898, 11).

Вынос креста на утрене совершается по тому же чину, как и 1 авг. (см. 290 стр.).

Святой крест остается на аналое до отпуста часов в пятницу 4-й седмицы.

Литургия святого Василия Великого. Вместо "Святый Боже" тропарь: "Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое вескресение Твое славим."

Апостол. Послание к Евр. 4:14,5:1 311 зач.

Евангелие. от Мар. 8:34, 9:1. 37 зач.

В течение этой недели производится тарелочный или кружечный сбор в пользу учрежденного в 1894 г. братства во имя Царицы Небесной.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей






© Copyright PASKHA.net, 2001-2012
Rambler's Top100


Компании, представляющие данные товары и услуги, поздравляют Вас с Пасхой!

◦ Хотите поесть? Обратите внимание кафе колесо времени на портале restoclub.ru и сделайте выбор