Христианский
календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является
солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой
цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию (см. Еврейский календарь),
поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников
производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.
Во
времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем
Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был
создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием
Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.
Реформа
была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре
состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно
короче тропического года промежутка времени между двумя последовательными
прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного
365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени. Календарные
числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным
явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков
сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность
дат государственных праздников.
Побывав
в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся
ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного
календаря связано с Сириусом самой яркой звездой небосвода. За основу
календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя
первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним
солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365¼ суток.
Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев,
по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не
входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести
в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов
во главе с Созигеном.
Сущность
реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение
Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной
365¼ суток, что соответствовало известной в то время длине
тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на
одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали
по 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней. Год делился на 12 месяцев,
за которыми были сохранены их традиционные римские названия:
Январь (Ianuarius) в честь бога Януса;
Февраль (Februarius) в честь бога Фебрууса;
Март (Martius) в честь бога Марса
Апрель (Aprilis) от латинского apеrire
(раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;
Май (Maius) в честь богини Майи;
Июнь (Iunius) в честь богини Юноны;
Квинтилис (Quintilis) пятый;
Секстилис (Sextilis) шестой;
Сентябрь (September) седьмой;
Октябрь (October) восьмой;
Ноябрь (November) девятый;
Декабрь (December) десятый.
Было
упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню,
а четные по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.
Началом
нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался
в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало
первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент
в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.
При
этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления:
записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов,
а впоследствии императоров. Кроме того, в Риме получило широкое
распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita
(от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.
В
благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги
римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в
котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).
Но
окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до
Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис
был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с
8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный
день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к
августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день
сентября переносился на октябрь и один день ноября на декабрь.
Правильное
применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого
времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются
високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365
дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14
секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.
Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но
его достоинство заключалось в другом - в значительной простоте.
В
325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви,
который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском
мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце,
было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь
был органично соединен с календарем лунным.
Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого
главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников.
Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи,
которая всегда празднуется в один и тот же день - 14 нисана
по еврейскому лунному календарю.
Отсюда и возникла необходимость соединить в церковном календаре
солнечный и лунный циклы.
Церковный
юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу,
отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец
спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу
того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами
необходимо для этого руководствоваться.
Собор
постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое
выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому
календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта
дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.
Но
средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного
месяца 29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с
солнечным было практически невозможно: их наименьшее общее кратное дает
цикл с таким количеством лет, что пользоваться подобным периодом было
бы бессмысленно.
В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом
Метоном (432 г. до Р.Х.) можно считать наиболее удачным. Согласно уравнению
Метона, 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским
солнечным годам. И несмотря на допущенную погрешность (19 юлианских лет
равны не 6940, а 6939,75 суток), именно цикл Метона лежит в основе всех
лунно-солнечных календарей, как древних, так и современных.
Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней
неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились
к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую
связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой была бы полностью независимой
от нее и всегда наступала позже. И в этом смысле Метоно-Созигеновый цикл
оказался для пасхальных расчетов идеальным инструментом.
Основанный на нем календарно-астрономический
механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от Пасхалии иудейской.
При этом составители Пасхалии отдавали себе отчет в том, что придерживаться
строгой математико-астрономической точности в календарных расчетах Пасхи
крайне сложно.
К примеру, если плавающие даты новозаветной Пасхи опережают равноденствие
на 1 сутки за 128 лет, то 14 нисана иудейской Пасхи опережает равноденствие
на 1 сутки за 210 лет.
Все это происходит оттого, что в календарно-астрономическом плане
движение Луны невозможно объединить с движением Солнца.
Поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной.
В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском,
дата Пасхи плавает, как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25
апреля.
Сразу
после принятия юлианского календаря христиане внесли в его структуру существенное
дополнение: деление месяцев на семидневный цикл - недели
(лат. Hebdomada, или Septimana - седмица). Недельный цикл христиане заимствовали
из еврейского календаря, который они использовали с I в. от Р.Х.
Этот цикл связан с преданием книги Бытия и применяется в традиции иудаизма
для определения Шаббата Субботы - каждого седьмого дня календарного
года, который считается священным днем отдыха и напоминает о Сотворении
мира и исходе евреев из Египта.
Первый
день недели получил название День Господний (греч. Kyriake, лат. Dies Dominica),
или prima feria (первый день). В христианской традиции
этот день посвящается памяти двух главных евангельских событий - Воскресению
Христову (отсюда и его русское название воскресенье) и сошествию
Святого Духа на Апостолов.
С IV в. во всех христианских странах воскресенье считается днем отдыха.
В этот день верующим предписывается посещать храм и принимать участие
в богослужении. Последний день недели (septima feria) стал называться
субботним (греч. Sabbaton, или Sabbata - отсюда русское суббота) в память
о том значении, которое имел этот день для ветхозаветного народа.
За остальными днями закреплялись только порядковые номера: secunda, tertia feria
и т.д. (Этот принцип нашел отражение и в названиях дней недели в русском
языке: ср. вторник, четверг, пятница).
Весь
церковный год был разделен на периоды, которые разграничивались праздниками,
памятными днями и постами. Каждый день церковного года был посвящен памяти
одного или нескольких святых (общих, национальных или местных откуда
впоследствии и возникли отличия в календарях поместных христианских Церквей).
© Мир Религий, 2001
|